Тема: Обобщение знаний о частях речи
(2 класс, «Перспектива»)
Автор: Сайдахметова А.М.
Курс: Русский язык (2класс)
Раздел: Части речи
Тема: Обобщение знаний о частях речи
Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф.Климанова «Русский язык» учебник и «Рабочая тетрадь» 2 класс, Просвещение, 2008 г
Образовательное учреждение: МОУ «Кунашакская СОШ»
Время реализации занятия (4о минут)
Авторский медиапродукт – презентация 30 слайдов (среда Power Point, Word)
Цель урока: Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнениея действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные
Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.
План урока
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
УУД метапредметные результаты |
Оргмомент |
Звонкий прозвенел звонок, начинается урок Встаньте прямо, не шумите Всё ль на парте посмотрите |
Проверяют готовность к уроку |
|
|
Мотива-ционный Физминутка музыкальная |
Словарная работа Деревня, лисица, учитель, Россия, сахар, сапоги, язык, арбуз. -Подчеркните орфограммы. -Обменяйтесь тетрадками, проверьте работу соседа. Работа в парах Что общего у всех записанных слов? Какое слово имеет омоним? Назовите «лишнее слово» Что общего и чем отличаются арбуз и слово «арбуз»? Составьте с этим словом вопросительное(1ряд) побудительное (2ряд) повествовательное (3ряд) |
дети угадывают слова по ребусам, по лексическому значению и по картинкам. Записывают их в тетрадь, подчёркивают орфограммы. Дети отвечают на вопросы, определяют «лишние слова» по разным признакам. Дети составляют предложения и записывают их в тетрадь |
Учитель предъявляет детям словарные слова на экране (используется презентация) Организует взаимопроверку. Учитель выслушивает предложения. Просит назвать наиболее удачные |
самопроверка, взаимопроверка, взаимооценка самопроверка, взаимопроверка, взаимооценка
|
Постановка и решение учебной задачи рефлексия групповой работы |
Ребята, к нам пришли гости. Узнаете ли вы их? К доске выходят дети в масках и читают стихи Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, Я украшаю вашу речь, Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное)
И хлеб в полях растет (Глагол) Давно
живу и в мире этом (имя существительное) Работа в группах Итак, у нас сформировались три группы. Каждая группа будет работать над своей проблемой. 1группа-из большого списка слов выбрать имена существительные и распределить их в две колонки: существительные собственные и нарицательные. Нашим гостям нужно рассказать всё, что вы о них знаете и привести примеры. Для этого нужно составить план ответа. 2 группа рассказывает глаголу всё, что о нём знает. Из большого списка выбирает глаголы и распределяет их в три колонки по временам. Третья группа работает с именами прилагательными. Распределяет их в три колонки: прилагательные, обозначающие цвет, характер, размер. Организация парной работы Пока группы обсуждают ход своего ответа, остальные ребята поработают в парах. 1ряд выписывает из орфографического словаря существительные и распределяет их в две группы: одушевлённые имена существительные и неодушевлённые. Второй ряд выписывает из литературного текста глаголы и подчёркивает орфограммы. Окончание работы в группах. Выслушивание версий Какую задачу вы решали? Каким образом решалась задача ? (составили план ) А сейчас оцените, ребята, степень вашего участия в группе -в большей степени (лидер) -на равных ( партнёр) -в малой степени (исполнитель) оценка методом пяти пальцев. Окончание работы в группах |
Имя сущ занимает 1 стол и приглашает в свою группу 2х ребят Имя прил -2 стол и т.д Дети работаю в группах, обсуждают, составляют план ответа, приводят примеры. Среди ста слов находят только имена существительные и наклеивают их на плакат, распределяя на группы. Группа выбирает лидера, который будет защищать групповую работу у доски. на помощь выходят ребята из групп и распределяют предложенные учителем слова в группы по частям речи, убирая зеленый листик со слов (объясняют орфограмму) Дети работают в парах, оказывают друг другу взаимопомощь Выслушиваются ответы из каждой группы выходит к доске лидер, составляет схему ответа, приводит примеры и показывает ленту собранных частей речи Дети оценивают свою роль работы в группах |
Просит детей угадать героев(части речи) Организует групповую работу Наблюдает за работой в группах и парах Наблюдает за работой в группах и парах, прогнозирует дальнейших ход работы и рефлексии Наблюдает за ответом, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят
|
взаимопомощь Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) самоопределение, рефлексия Коммуникатив-ные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; - владение монологической речью Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) |
Физминутка. |
|
Проводят дети |
|
|
Решение частных задач |
1.Однажды на солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Лес. (выходят дети с табличками) Стали они высказывать обиды на школьников. Дали им ребята в друзья постоянные прилагательные. Теперь от них никак не отделаешься. -Я во всех сочинениях голубое, - вздыхало Небо -А ко мне привязалось слово «широкая», чуть не плакала Дорога. - А я всегда зелёный и большой, безнадёжно говорил Лес. -Что тут будешь делать? - вздохнули все вместе,—Может быть, ребята нам помогут? Ребята, давайте поможем словам подобрать ещё прилагательные, которые их обрадуют. (работа по рядам) (запись на доске) Дорога - ровная, извилистая Небо - светлое, красивое, тёмное.
2.Работа в рабочих тетрадях на с. 53 3.Тест (презентация) Подумаем и выберем правильный ответ Для чего нам нужно хорошо знать части речи и их свойства?
и говорить Чтобы лучше понимать произведения поэтов и писателей
|
Дети подбирают красивые прилагательные к словам небо, дорога, солнце Ребята с помощью огоньков выбирают верный ответ |
|
- поиск и выделение необходимой информации Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) |
итог |
Рефлексия Урок подходит к концу. Спасибо вам за работу. С помощь огоньков оцените себя.
|
|
|
|
|
Сегодня мы повторили всё, что знаем о частях речи. Слова помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь красивой, выразительной
Ребята, слово
сопровождает нас в течение всей нашей
жизни, и оно само её часть, дух и
плоть. |
|
|
|
|
Исполнение песни «Слово в словах» ( На мотив песни «Крылатые качели»)
Когда ты хочешь молвить
слово,
Оно то жаворонком вьётся, Ведь
слово до сердца доходит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Международный вебинар «Обучение грамоте старших дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича: практика реализации ФГОС и ФОП ДО»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Международный вебинар «Волонтёрство и новые воспитательные практики в школе»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО