В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по изобразительному искусству.1 класс

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад «Гармония»

п.Безенчук Самарской области





«Принято»

на заседании педагогического совета

МОУ нач.школа – д/с «Гармония»

Протокол № _____ от «___»_________201_г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

____________ Поваляева Н.Г.

«____»_____________201_ г

«Утверждаю»

Директор МОУ нач.школа-д/с «Гармония»

____________ Шишкина В.И.

«____»_____________201_ г




Рабочая программа по изобразительному искусству

1 класс


Учитель: Неретина О.А.



2011-2012 уч.г.





Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс разработана на основе авторской программы Н.М.Сокольниковой по изобразительному искусству и на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования..

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для 1 класса Сокольниковой Н.М. Изобразительное искусство.- М. : АСТ : Астрель, 2011.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно- образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции.

Цели предмета:

- приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;

- воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Для достижения поставленных целей в первом классе решаются следующие задачи:

  • изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, Выразительные возможности основных и составных цветов;

  • ознакомление с выразительными возможностями графических материалов ( графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.);

  • ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);

  • освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);

  • формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;

  • умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;

  • освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов);

  • ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов – Майдан, Семеново, Загорск);

  • освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;

  • обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;

  • обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.


Рабочая программа рассчитана на 24 часа (из расчёта 1 час в неделю).

Согласно учебному плану программа рассчитана на 33 часа. Но в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями у первоклассников число уроков в день в сентябре-октябре – 3, а в последующие месяцы не более 4-х. (пп. 2.9.4. – 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02), С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в 1 классе, в соответствии с пп. 2.9.4. – 2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20.04.2001 г. № 408/13-13). Вследствие чего количество учебных часов в 1 классе по предмету «Изобразительное искусство» сокращается с 33 часов до 24 часов.


Содержание учебного предмета

Программа структурирована в виде четырех больших тем: «Королевство волшебных красок», «В мире сказок», «В гостях у народных мастеров», «В сказочной стране «Дизайн», на изучение которых отводится соответственно по одной четверти.

Эти темы условно соответствуют основным содержательным линиям программы: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного и декоративного искусства», «Мир дизайна и архитектуры». Содержание линии «Мир изобразительного искусства» раскрывается через разделы «Картинная галерея», «Королевство волшебных красок» и «В гостях у сказочных героев». Содержание линии «Мир народного и декоративного искусства» отражено в разделе «В гостях у народных мастеров». А линия «Мир дизайна» полностью соответствует разделу «В сказочной стране «Дизайн».


МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Тема «Королевство волшебных красок»


Беседы об изобразительном искусстве. Живопись.

Цвет в живописи. В.Серов «Девочка с персиками»,В.Суриков «портрет Ольги», Е.Зверьков «золотая осень», И.Левитан «Золотая осень», И.Левитан «Берёзовая роща», И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу», И.Шишкин «Сосны, освещенные солнцем», П.Кузнецов «Вечер в степи», В.Серов «Дети», А.Рылов «В голубом просторе», З.Серебрякова «За завтраком», И.Грабарь «Груши», К.Петров – Водкин «Виноград и яблоко».

Геометрические формы в живописи. П.Пикассо «Девочка на шаре» (шар и куб), К.Малевич «Композиция» (квадраты, прямоугольники, треугольники и др.), В.Кандинский «Сохранение равновесия» (квадрат), Рихард – Паулдь Лозе «Шесть рядов систематических вертикальных цветов» (квадрат), Д.Хокней «Автопортрет с голубым занавесом»(треугольник), Дж.Тилсон «Девять элементов» (куб), Дж.О’Кифф «Лестница к луне» (полукруг), А.Хербин «Композиция №2» (круги и треугольники).

Основы художественного языка.

«Азбука цвета». Изучение цветов радуги, цветового круга (12 цветов), основных и составных цветов, теплых и холодных цветов. Составление оранжевого, зеленого и фиолетового цветов из основных. Подбор их цветовых оттенков.

Изучение свойств акварельных и гуашевых красок. Изучение приемов работы красками (алла-прима, наложение цветов, вливание цвета в цвет, по сырому).

«Азбука формы». Многообразие форм в природе. Фрукты, овощи и цветы шарообразной формы. Способы их изображения графическими и живописными материалами.

«Игры с пространством». Элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа и др.).

Творческая мастерская. Подбор цветовых оттенков для радужного моста, сказочных королевств (Красного, Оранжевого, Желтого, Зеленого, Сине-голубого, Фиолетового), мячей, воздушных шаров и др. (гуашь, акварель, цветные карандаши и др.).

Рисование цветов (одуванчик, астра, мак, тюльпан, колокольчик, незабудка), фруктов ( яблоко, апельсин, лимон, груша), овощей (баклажан), животных (лиса, волк, цыпленок, рыбка), воздушных шаров, мячей и др.


Тема «В мире сказок»


Беседы об изобразительном искусстве.

Живопись. Сказка в творчестве русских художников (В.Васнецова, Ю.Васнецова, Е.Рачееа, Е.Чарушина и др.).

Книжная графика. Образ Красной Шапочки в иллюстрациях П.Савченко и др. Образ Буратино в иллюстрациях Л.Владимирского, А.Каневского, В.Алфеевского и др.

Скульптура. Сказочные образы в мелкой пластике.

Основы художественного языка.

«Игры с пространством». Элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа и др.), цветовое решение пространства всего листа (преодоление фризового расположения объектов).

«Азбука цвета». Изучение теплых и холодных цветов. Составление их цветовых оттенков. Изучение свойств акварельных и гуашевых красок, освоение приемов работы красками (алла-прима, наложение цветов, вливание цвета в цвет, по сырому).

Творческая мастерская.

Лепка сказочных образов (по выбору): Снегурочка, Сорока – белобока, Петушок – Золотой гребешок (пластилин).

Рисование сказочных образов: «Злой волк» (чернила для авторучек, уголь), «Добрый козленок» (гуашь, восковые мелки), Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (гуашь, акварель).

Иллюстрирование сказок (по выбору) «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка» (гуашь).


МИР НАРОРДНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА


Тема «в гостях у народных мастеров»


Беседы о народном искусстве.

Обзор традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов - Майдан, Семеново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель).

Изучение традиционных форм, сочетаний цветов и орнаментов дымковских и филимоновских игрушек.

Изучение художественного образа матрешки. Ознакомление с характерными элементами и цветовым решением росписи загорских (сергиево-посадских), семеновских, полохов – майданских матрешек.

Ознакомление с видами городецких, хохломских и гжельских мастеров. Изучение сюжетов, мотивов и цветового решения росписи этих изделий.

Основы художественного языка.

«Азбука форм». Особенности создания формы в народном искусстве, обусловленные художественной обработкой материала.

«Азбука цвета». Характерные цвета традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов - Майдан, Семеново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель).

Творческая мастерская. Повтор дымковских и филимоновских орнаментов.

«Красавица матрешка». Роспись матрешек по образцу (контуров или силуэтов).

Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок).

Повтор хохломских (капелька, ягодка, листок) и гжельских (бордюр, сетка, цветок, листок, веточка, выполняемые капельками и сплошной заливкой) орнаментов.


МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ


Тема «В сказочной стране «Дизайн»


Беседы о дизайне.

Знакомство с многообразием форм объектов дизайна. Изучение объектов дизайна и их деталей круглой, шарообразной, треугольной, квадратной и кубической форм. Комбинирование этих форм в объектах дизайна.

Основы художественного языка.

«Азбука формы». Художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе круга, шара. Треугольника, квадрата и куба. Единство функции и формы объекта дизайна.

«Азбука цвета». Выразительные возможности цвета в дизайне.

Творческая мастерская. Рисование круглого утолщения (гуашь). Рисование мячиков и шариков (гуашь). Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). Выполнение аппликации «Фантастические звери» из треугольников. «Превращение» в объекты дизайна кругов, треугольников, квадратов, кубов и шаров (дорисовывание, аппликация).

Беседы об архитектуре.

Архитектура как искусство. Дом на основе круга, шара, куба и других геометрических форм и тел.

Основы художественного языка.

«Азбука формы». Художественные особенности создания формы архитектурных сооружений на основе куба, шара, круга, треугольника, квадрата и др.

«Азбука цвета».

Выразительные возможности цвета в архитектуре.









Календарно – тематическое планирование

урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

задания

УУД

Дата проведения

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

План.

Факт.

Тема «Королевство волшебных красок»

1.

МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Картинная галерея. Радужный мост.

1

с.3-27

Формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. Умение составлять цветовые оттенки.

Ориентироваться в учебнике. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Умение вступать в диалог.

Умение рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.



2.

Красное королевство

1

с.28-31

Овладение приемами «вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов».

Выделить живописные достоинства картин (по репродукциям), определить, какое значение в них имеет красный цвет.

Выражение эмоционально ценностного отношения к картинам.

Изучить и прокомментировать последовательность действий при рисовании акварелью красных цветов.




3.

Оранжевое королевство

1

с.32-35

Соотносить оранжевый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Проговаривать последовательность своих действий.



4.

Желтое королевство

1

с.36-39

Соотносить желтый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Овладение при емом алла-прима.

Восприятие и характеристика художественных образов.

Умение слушать и понимать высказывания собеседника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.



5.

Зеленое королевство

1

с.40-43

Отработка навыков самостоятельной работы. Соотносить зеленый цвет с личными ощущениями.

Выделить живописные достоинства картин (по репродукциям), определить, какое значение в них имеет зеленый цвет.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

Умение корректировать способ действия.



6.

Сине-голубое королевство

1

с.44-47

Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



7.

Фиолетовое королевство

1

с.48-51

Отработка навыков самостоятельной работы. Соотносить фиолетовый цвет с личными ощущениями.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов. Самостоятельно выполнять творческие задания.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



Тема: «В мире сказок»

8.

МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Волк и семеро козлят

1

с.60-65

Изучит порядок работы над иллюстрацией. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Умение вступать в диалог.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.



9.

Сорока – белобока

1

с.66-69

Умение использовать художественные материалы.

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию.

Умение определения промежуточных целей с учетом конечного результата.



10.

Колобок

1

с.70-73

Решение творческой задачи: создание художественного образа.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, использовать учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.



11.

Петушок – Золотой гребешок

1

с.74-77

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение выявлять средства, с помощью которых художники добиваются образной выразительности персонажей.

Устанавливать и комментировать последовательность своей работы.

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.



12.

Красная Шапочка

1

с.78-79

Решение творческой задачи: создание художественного образа.

Умение выявлять средства, с помощью которых художники добиваются образной выразительности персонажей.

Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



13.

Буратино

1

с.80-83

Применять элементарные способы передачи пространства на плоскости. Контролировать преодоление фризового изображения объектов.

Умение построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла.

Умение слушать и понимать высказывания собеседника.

Контролировать последовательность выполнения действий.



14.

Снегурочка

1

с.84-85

Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

Умение выявлять средства, с помощью которых художники добиваются образной выразительности персонажей. Изучить роль цвета в иллюстрации.

Умение вступать в диалог.

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.



Тема: «В гостях у народных мастеров»

15.


Дымковские и филимоновские игрушки

1

с.94-101

Решение творческой задачи: роспись игрушки.

Ориентироваться в учебнике. Ознакомление с отечественной культурой, народными промыслами.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания.



16.

МИР НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Матрешки

1

с.102-105

Формирование духовных и эстетических потребностей. Совершенствование умения применять прием работы «тычком».

Изучить художественный образ матрешки. Выявить характерные элементы и цветовые решения в росписи матрешек.

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи



17.

Городец

1

с.106-109

Умение изображать городецкие узоры.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.



18.

Хохлома

1

с.110-113

Изучать и последовательно выполнять росписи «ягодки» и «травка».

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение выражать собственное мнение.

Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка.



19.

Гжель

1

с.114-117

Воспринимать народное искусство как часть национальной культуры. Выполнять гжельские орнаменты.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.



Тема: «В сказочной стране «Дизайн»

20.

МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ

Круглое королевство

1

с.126-127, 135

Определять круглую форму через ощущение, рисование кругов. Применять прием «наложение цветов».

Ориентироваться в учебнике. Добывать новые знания.

Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.

Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.



21.

Шаровое королевство

1

с.128-129

Овладение умением различать шары и их половинки в объектах дизайна. Совершенствование навыков живописи гуашью.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.

Умение корректировать способ действия. Умение адекватно принимать оценку учителя.



22.

Треугольное королевство

1

с.130-131

Находить объекты дизайна квадратной формы.

Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.

Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



23.

Квадратное королевство

1

с.132-134

Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности.

Умение поиска и выделения нужной информации.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с партнером.



24.

Кубическое королевство

1

с.136-137

Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.


Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.

Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.






Планируемые результаты:

К концу года учащиеся должны знать:

  • расположение цветов радуги;

  • основные и составные цвета, теплые и холодные цвета;

  • известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель);

уметь:

  • работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну;

  • выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши);

  • элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • смешивать основные цвета и подбирать составные;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

  • определять (узнавать) произведения народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрешки и др.).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • развития представлений о роли искусства в жизни человека;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • анализа результатов собственной и коллективной работы;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);

  • посильного участия в проектной деятельности исследовательского и творческого характера.






Контроль и система оценивания

Виды контроля и диагностики

Тема

Тематический

Промежуточный

Комплексный

Предметный

Стандартизированный

Нестандартизированный

Итоговый

Включение в состав портфолио

Дата проведения

Стартовая диагностика



+



+


+


Королевство волшебных красок

+




+



+


В мире сказок

+



+


+


+


В гостях у народных мастеров

+




+



+


В сказочной стране «Дизайн

+



+


+




Итоговый контроль




+


+

+




Методическое и материально-техническое оснащение программы


  1. Методические материалы:

  • методическая литература для учителя:

  • Сокольникова Н.М. Обучение в 1-м классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М.Сокольниковой: программа, методические рекомендации, поурочные разработки/Н.М.Сокольникова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

  • литература для учащихся:

  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 1-й кл.: учебник для четырёхл. нач. шк./Н.М.Сокольникова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

  • Сокольникова Н.М. Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство", 1 класс./Н.М.Сокольникова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

  • фонотека.

2. Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды, презентации по темам;

  • иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;

  • наглядные пособия.

3. Материалы по результатам освоения программы:

  • перечень творческих достижений;

  • фотографии мероприятий.

4. Материально-техническое обеспечение:

    • материалы и инструменты: акварельные краски, гуашь; палитра; восковые и масляные мелки, свеча; печатки – тычки; графитный карандаш; цветные карандаши; пастель; ватные палочки; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти; белая бумага; цветная бумага; пластилин; стеки;

  • музыкальный центр (магнитофон);

  • мультимедиа- проектор;

  • DVD – проигрыватель;

  • телевизор.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос