В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

«Азы безопасности»

Файл прикреплен к материалу: «Азы безопасности»
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


Профилактика сколиоза у школьников


Деформации позвоночника преследуют чело­вечество с незапамятных времен. Скелеты лю­дей с искривлениями найдены в древних захоро­нениях. При исследовании мумии одного из са­мых известных владык Древнего Египта фараона XVIII династии Тутанхамона (правил в 1347— 1338 гг. до н.э.) было выявлено сколиотическое искривление позвоночника. Из старинных приме­ров этот, пожалуй, красноречивее других отража­ет присущие сколиозу возрастные особенности возникновения, потому что Тутанхамон взошел на престол в 9-летнем возрасте, а умер в 18.

Способы врачевания искривлений позвоночни­ка человек искал с глубокой древности. Исправ­лением осанки пациентов лечебной гимнастикой и мануальной терапией занимался Гиппократ. Приемы корригирующих физических воздействий описал Авиценна.

В нашей стране распространенность детского ско­лиоза до Октябрьской революции 1917 г. составляла 29%. В результате профилактики в довоен­ные годы заболеваемость сколиозом снизилась до 27%. После 1945 г. сколиоз был выявлен у 82,1% де­тей, перенесших блокаду Ленинграда. А в 1991 г. его обнаружили у 32% исследованных подростков.

Сегодня деформации позвоночника - наиболее частые заболевания опорно-двигательного аппара­та подрастающего поколения. По данным Научно-исследовательского детского ортопедического ин­ститута им. Г.И. Турнера (Санкт-Петербург), у 40% обследованных старшеклассников было выявлено нарушение осанки, требующее лечения.


Причины и классификация искривлений позвоночника


Искривление позвоночника - это изменение (де­формация) его нормальной конфигурации.

В детском возрасте формируются чередующие­ся естественные физиологические изгибы позвоноч­ника человека. В шейном и поясничном отделах они обращены вперед, а в грудном и крестцовом - назад. Благодаря им часть нагрузки веса тела человека в вертикальном положении снимается с позвонков и передается на околопозвоночные связки. Изгибы способствуют смягчению толчков при ходьбе, беге, прыжках. Благодаря полуподвижному соединению позвонков при движениях туловища позвоночник упруго изгибается.

От состояния позвоночника, его связок и окружа­ющих мышц зависит осанка человека. Некоторые па­тологические процессы вызывают углубления из­гибов позвоночника и его боковые деформации. На­чальные явления искривления позвоночника могут быть выявлены в раннем детстве, а в школьном воз­расте, в период интенсивного роста позвоночника они проявляются наиболее выраженно. Это заболевание имеет тенденцию к прогрессированию, достигает высшей степени к окончанию роста организма.

Наиболее типичные причины нарушений осанки:

а) индивидуальные особенности и наследственность:

  • неправильное внутриутробное формирование скелета;

  • врожденная либо приобретенная слабость мышечно-связочного аппарата, неравномерность развития мышц туловища;

б) заболевания:

  • тяжелое, продолжительное (рахит, полиоми­елит и др.);

  • частые болезни, ослабляющие организм;

  • травмы;

в) статические нарушения (постоянные неправильные позы ребенка):

  • попытки слишком рано сажать, ставить на ножки или учить малыша ходить;

  • постоянное ношение маленького ребенка ро­дителями на одной руке;

  • слишком мягкая, провисающая постель;

  • привычка родителей постоянно водить ребен­ка за одну и ту же руку;

  • не соответствующие росту ребенка мебель, одежда;

  • неправильные позы ребенка за столом;

  • чтение и рисование в постели, постоянный просмотр телепрограмм в неправильных позах;

  • ношение портфеля в одной и той же руке;

  • привычка стоять с опорой на одну ногу;

г) нездоровый образ жизни:

  • неудовлетворительный общий режим ребен­ка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, занятий физкультурой и спортом, недостаточный двигатель­ный режим);

  • неполноценное и несбалансированное питание, не обеспечивающее организм витаминами, необхо­димыми для роста и развития мышечно-связочного аппарата и др.

Для понимания условий, провоцирующих дефор­мации и травмы позвоночника, следует учитывать, что в разных позах давление на межпозвоночные диски по сравнению с положением стоя составляет:

  • лежа на спине - 25%;

  • лежа на боку - 75%;

  • стоя-100%;

  • стоя, с наклоном вперед -150%;

  • стоя, с наклоном вперед и отягощением в ру­ках-220%;

  • сидя-140%;

  • сидя, с наклоном вперед-185%:

  • сидя, с наклоном вперед и отягощением в ру­ках-215%.

Ученые, изучающие заболевания позвоночника, сделали вывод: самая вредная для человека поза -сидячая. В этом положении позвоночник нагружен сильнее, чем при стоянии, когда тело в вертикаль­ном положении поддерживает скелет в целом и большое количество мышц, нагрузка распределя­ется по всему телу и позвоночнику достается лишь ее часть. А в сидячем положении по сравнению с вер­тикальным (стоя) сила давления на внешний край межпозвоночного диска возрастает в 11 раз.

Людям многих профессий, а также школьникам и студентам, ежедневно приходится много часов подряд сидеть в самой вредной для позвоночника позе - наклонившись вперед. При этом поддержи­вающий мышечный корсет туловища расслабля­ется, вся тяжесть тела приходится на позвоноч­ный столб. Поначалу возникают нарушения осан­ки, не вызывающие изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привыч­ной, а причины, способствующие длительному пребыванию в ней, не устраняются, появляются из­менения в позвоночнике.

Характер естественных физиологических изги­бов, а также деформаций позвоночника определя­ет названия.

Сколиоз (от греч. skoliosis - искривление) - бо­ковое искривление позвоночника человека. Из-за него при сколиозе формируется реберный горб, об­разующий деформацию с выпуклостью.

Лордоз (от греч. lordos - выгнутый, согнувшийся, сутулый) - изгиб позвоночника человека выпуклостью вперед - естественный физиологический (в шейном и поясничном отделах), формирующийся в процессе развития, а также патологический (искривление).

Кифоз (от греч. kyphos - согбенный, кривой) - из­гиб позвоночника человека выпуклостью назад - ес­тественный физиологический (в грудном и крестцо­вом отделах), формирующийся в процессе развития, а также патологический (искривление). Тотальный кифоз у новорожденного - дугообразный изогнутый на всем протяжении позвоночник.

Кифосколиоз - сочетание кифоза и сколиоза -деформация позвоночника с выпуклостью вбок и назад.

Выделяют следующие нарушения осанки:

  • сутулость - самое распространенное наруше­ние осанки, о котором свидетельствуют опущенная голова, сведенные вперед плечевые суставы, плос­кая грудь, круглая спина, крыловидные лопатки;

  • кифотическая осанка - усиление шейной и поясничной кривизны;

  • лордотическая осанка - резко выраженная изогнутость позвоночника вперед в поясничном от­деле;

  • выпрямленная осанка (плоская спина) - малая выраженность изгибов позвоночника.

Сколиоз различают по:

а) направлению (выпуклой стороне искривления) - право- и левосторонний;

б) вершине искривления на уровне позвонков:

  • шейно-грудной (четвертого-пятого грудных позвонков) - сопровождается ранними деформаци­ями в области грудной клетки, изменениями лице­вого скелета;

  • грудной (восьмого-девятого грудных позвон­ков) - у большинства больных сопровождается де­формациями грудной клетки, развитием реберно­го горба, выраженными функциональными наруше­ниями внешнего дыхания и кровообращения;

  • пояснично-грудной (десятого-одиннадцатого грудных позвонков);

  • поясничный (первого-второго поясничных позвонков);

  • комбинированный или S-образный - с дву­мя первичными дугами искривления на уровне восьмого-девятого грудных и первого-второго по­ясничных позвонков;

в) числу боковых дуг искривления:

  • простой - с одной дугой;

  • сложный - с несколькими в разные стороны;

  • тотальный - захватывающий весь позвоноч­ник.

г) стойкости:

  • фиксированный (стойкий);

  • нефиксированный, исчезающий (при укоро­чении одной более длинной нижней конечности, но­шении ортопедической обуви, компенсирующей разницу длины ног и т.д.);

д) времени возникновения:

  • врожденные (по оценке одного из основопо­ложников советской школы травматологов про­фессора В.Д. Чаклина встречаются в 23%, по дру­гим оценкам - в 5% случаев), в основе которых ле­жат различные аномалии развития и деформации, лишние позвонки и ребра, недоразвитие позвон­ков, клиновидная их форма и т.п.;

  • приобретенные.

Из-за многообразия причин возникновения струк­турных сколиозов до сих пор нет общепризнанной их классификации. Одна из них, получившая широ­кое распространение, по первично или предположи­тельно первично вовлеченной в патологический про­цесс ткани - классификация Кобба (1958) - разли­чает:

  • миопатические (от греч. mys - мышца, pathos - страдание, болезнь), в основе которых не­достаточность развития мышечной ткани и связоч­ного аппарата;

  • метаболические (от греч. metabole - переме­на, превращение - совокупность химических реак­ций в живых клетках, обеспечивающих организм веществами и энергией) - при рахите, рахитоподоб-ных заболеваниях, нефрогенной остеопатии, нару­шениях эндокринной регуляции и др.;

  • невропатические (неврогенного происхож­дения) - на почве полиомиелита (паралитичес­кий) и других заболеваний (нейрофиброматоза, си-рингомиелии, спастического паралича, радикули­та, люмбоишиальгии), а также вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках;

  • остеопатические (от греч. osteon - кость и pathos - страдание, болезнь) - на почве аномалий развития позвонков и ребер, в том числе врожден­ные сколиозы, возникновение которых связано с кос­тными изменениями;

  • обусловленные заболеваниями грудной клет­ки (рубцовые на почве эмпиемы, ожогов, пластичес­ких операций, заболеваниях грудной клетки, разру­шении части позвонков в результате травмы, опу­холи);

  • идиопатические - искривления позвоночни­ка из-за невыясненных причин (неясной этиологии) со своеобразными клинико-рентгенологическими признаками и течением, происхождение которых еще далеко не изучено.

Ныне большинство разновидностей сколиозов, которые ранее считали идиопатическими, относят к диспластическим (недостаточное и избыточное раз­витие, в том числе гигантизм; пороки развития хря­щевой ткани, остеосклероз - изменение костной структуры с увеличением числа костных перекла­дин в единице объема кости, их утолщение, дефор­мация и уменьшение костно-мозговых полостей вплоть до полного их исчезновения). Характер био­химических отклонений при врожденном, дисплас-тическом и идиопатическом сколиозах аналогичен. Эти структурные сколиозы встречаются наиболее часто.

Врожденный сколиоз - деформация позвоночни­ка в результате врожденных изменений формы по­звонков, например, полупозвонки.

Диспластический сколиоз - менее грубые изме­нения формы, не приводящие непосредственно к бо­ковому искривлению, например, аномалия тропиз­ма (от греч. tropos - поворот, направление) сустав­ных отростков.

Каждую из перечисленных групп разделяют на подгруппы в зависимости от этиологии (от греч. aitia - причина и logos - слово, учение - причина болезни).

Системы оценки тяжести сколиоза также раз­личны

Классификация ВД Чаклина (1976) по углу ис­кривления позвоночника выделяет IV степени:

I. От 5 до 10 градусов - характеризуется неболь­шим боковым отклонением позвоночника и началь­ной степенью торсии позвонков (от лат. torsio - вра­щение, скручивание). Выявляется рентгенологически.

II. От 11 до 30 градусов - сопровождается за­метным отклонением позвоночника во фронталь­ной плоскости, выраженной торсией и наличием компенсаторных дуг. Рентгенологически отчетли­во проявляется деформация тел позвонков на уровне вершины искривления, клинически опре­деляется мышечный валик из-за торсии позвоноч­ника и реберный горб.

III. От 31 до 60 градусов - характеризуется стой­костью и более выраженной деформацией, боль­шим реберным горбом, резкой деформацией груд­ной клетки. Рентгенологически на вершине искрив­ления и прилегающих участков выявляются позвонки клиновидной формы. Межпозвонко­вые диски с вогнутой стороны прослеживаются трудно.

IV. Более 60 градусов - сопровождается тяже­лым обезображиванием туловища, кифосколиозом грудного отдела позвоночника, деформацией таза, отклонением туловища, скованностью движений в позвоночнике, стойкой деформацией грудной клетки, задним и передним реберным горбом. Рентгенологически определяется выраженная кли­новидная деформация тел грудных позвонков, де­формирующий спондилартроз и спондилез (от греч. spondylos - позвонок) в грудном и поясничном от­делах позвоночника, обызвествление связочного аппарата.

В практике отечественной медицины можно встретить и другие системы оценки тяжести сколи­оза. Например, классификацию по трем степеням, характеризующимся:

I. Незначительным боковым отклонением позво­ночника от средней линии.

II. Заметным отклонением позвоночника от сред­ней линии и начинающимся реберным горбом

III. Стойкой и более резко выраженной деформа­цией грудной клетки, большим реберно-позвоночным горбом и резким ограничением подвижности позвоночника.

К наиболее распространенным приобретенным сколиозам относятся:

  • рахитический - из-за перенесенного рахита, проявляющийся очень рано различными деформа­циями опорно-двигательного аппарата (его прояв­лению и прогрессированию способствуют такие фак­торы, как мягкость костей и слабость мышц, длитель­ное сидение, особенно в школе);

  • привычный (на почве привычной плохой осан­ки), часто называемый школьным из-за наибольшей выраженности в годы учебы детей и подростков;

  • статический - при неправильном боко­вом стоянии таза, часто при неодинаковом раз­витии нижних конечностей (одна нога короче другой);

  • паралитический, чаще возникающий на фоне поражения мышц туловища после детского парали­ча, в следствие поражения спинного мозга при по­лиомиелите, а также при других заболеваниях не­рвной системы;

  • ревматический - обычно возникает внезапно, обусловлен резким мышечным спазмом при разви­тии воспаления мышцы, например, после сильного переохлаждения;

  • рубцовый - после операции на грудной клет­ке или обширных стягивающих рубцах в результа­те ожога;

  • травматический - после различных травм;

  • рефлекторно-болевой - чаще на почве пора­жения нервных корешков.


Профилактика и лечение

Для профилактики и лечения искривлений по­звоночника применяется немало общих правил, ме­тодов и средств. Но следует выделить принципиаль­но важные аспекты:

  1. Сколиоз можно вылечить в детском и подрост­ковом возрасте, в период роста, у девочек - пример­но до 14 лет, у мальчиков до 16. Позже, когда скелет вырос и сформировался, лечение становится пробле­матичным.

  2. Лучше всего поддаются исцелению начальные формы искривления позвоночника.

  3. Только систематическое лечение может пре­дотвратить прогрессирование этого недуга.

  4. По перечисленным выше причинам:

  • решающую роль в выявлении и устранении нарушений осанки детей и подростков и сколиоза играет постоянное взаимодействие между родите­лями школьников, педагогами и медицинскими ра­ботниками;

  • чрезвычайно важно постоянное медицинское наблюдение за физическим развитием детей и рас­познавание сколиоза у школьников в самом начале его развития.

Основной метод его выявления - регулярные медосмотры. Однако не нужны ни медицинское об­разование, ни ожидание очередного врачебного ос­мотра, чтобы заметить у ребенка нарушение осан­ки, начинающийся сколиоз, направить его на кон­сультацию к специалисту и затем помогать в борьбе с заболеванием. Это может сделать лю­бой взрослый. Требуются лишь внимание к детям и забота об их здоровье.

Характерные признаки сколиоза:

а) сутулость;

б) крыловидные лопатки;

в) асимметрия:

  • лопаток (они не на одном уровне);

  • плеч (одно выше другого);

  • поясничной области;

г) опущение плеча и лопатки;

д) боковое искривление позвоночника;

е) выпячивание ребер.

При выявлении этих признаков необходимо сразу же направлять детей на консультацию к врачу-ортопеду.

Характер лечения сколиоза зависит от возраста пациента, типа заболевания и степени деформации позвоночника. При III и IV степенях (по классифика­ции В.Д. Чаклина) часто требуется хирургическое вмешательство. Операция становится необходимо­стью, когда угол сколиотической деформации пре­вышает 60 градусов. Причина в том, что такое ис­кривление позвоночника не только ведет к перекосу таза, изменению походки, но и к нарушению функ­ций легких, сердца. Больные с углом сколиотичес­кой деформации более 40 градусов могут стать кан­дидатами на операцию при прогрессировании де­формации либо выраженном болевом синдроме, не поддающемся консервативному лечению, а также в случаях, когда нет абсолютных показаний к хирур­гическому вмешательству, но выраженный косме­тический дефект значительно ухудшает качество жизни и ограничивает трудоспособность пациента.

К счастью, удельный вес больных со столь тяже­лыми формами относительно невелик. А детский сколиоз I и II степеней лечится без оперативного вмешательства (консервативно), при необходимос­ти - в специальных школах-интернатах, где одно­временно с обучением по обычной школьной про­грамме поддерживается необходимый круглосуточ­ный лечебный режим.

В достижении успеха решающую роль играют настойчивость, целеустремленность и пунктуаль­ность в выполнении рекомендаций врача. Так как процесс лечения длительный, кропотливый, у ре­бенка крайне важно сформировать и поддерживать соответствующий настрой, стремление пройти этот путь до конца и победить сколиоз, избавиться от него.

Значительную часть приобретенных искривле­ний позвоночника, наиболее часто возникающих в процессе развития организма в детском и подрост­ковом возрасте, можно предотвратить эффективной профилактикой и целенаправленным укреплением здоровья школьников.

Наиболее важные меры профилактики и лече­ния детского сколиоза:

  • защита детей от различных вызывающих и провоцирующих деформации позвоночника забо­леваний и травм, их комплексная профилактика и эффективное лечение;

  • полноценное, богатое витаминами питание;

  • регулярное пребывание на свежем воздухе;

  • занятия физкультурой и соответствующими индивидуальным особенностям ребенка видами спорта;

  • подвижные игры;

  • выработка необходимых привычек сохранения правильного положения тела в любых условиях, осо­бенно при сидячем труде и отдыхе, потребности в ежедневных физических упражнениях;

  • правильный подбор мебели для рабочего мес­та и его оборудование, кровати и т.п.

Консервативное лечение сколиоза (без опера­тивного вмешательства) охватывает перечисленные выше меры, а также:

  • комплекс средств лечебной физической куль­туры;

  • физиотерапию;

  • корсетирование (ношение корсета).

Чтобы физкультура максимально способствова­ла лечению, необходим индивидуальный подбор гим­настического комплекса квалифицированным орто­педом после осмотра пациента. Это обусловлено тем, что физические упражнения должны соответство­вать форме, направлению и многим другим особен­ностям деформации позвоночника.

Комплекс средств лечебной физической культу­ры при сколиозе включает:

  • лечебную гимнастику;

  • плавание и упражнения в воде;

  • массаж;

  • коррекцию положением;

  • элементы спорта.

Далеко не все юные пациенты и их родители от­дают должное лечебной физкультуре. А это важный элемент лечения. Физические упражнения укреп­ляют мышцы туловища, оказывают стабилизирую­щее влияние на позвоночник, позволяют добиться корригирующего воздействия на его деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Поэтому лечебная физ­культура показана на всех этапах развития сколио­за, наиболее успешные результаты дает при началь­ных формах. Ее методика определяется степенью сколиоза. При I, III, IV степенях лечебная физкуль­тура направлена на повышение устойчивости по­звоночника (стабилизацию патологического процес­са), а при II степени - также на коррекцию деформа­ции. Она проводится на фоне пониженной статической нагрузки на позвоночник в форме груп­повых занятий или индивидуальных процедур (пре­имущественно при неблагоприятном течении болез­ни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Лечебная гимнастика должна также служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих и выпрямляющих позво­ночник, косых - живота, квадратных - поясницы и подвздошно-поясничных. Для выработки правиль­ной осанки используют упражнения на равновесие, балансирование.

Перечень возможных упражнений для профи­лактики и лечения сколиоза обширен и разнообра­зен. Они должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоско­сти. Главное в выборе - принцип: можно заниматься силовыми упражнениями за исключением тех, ко­торые создают дополнительную нагрузку на позво­ночный столб или содержат акробатические трюки. С большой осторожностью для коррекции применя­ют упражнения, вытягивающие позвоночник, напри­мер, у гимнастической стенки. Противопоказаны при искривлении позвоночника упражнения, увеличи­вающие гибкость и приводящие к его перерастяже­нию.

В числе средств лечебной физкультуры - эле­менты спорта:

  • плавание стилем «брасс» после предвари­тельного курса обучения;

  • элементы волейбола (показаны с компенсиро­ванным течением сколиоза).

Особого внимания педагогов и родителей требу­ют профилактика и выполнение детьми врачебных рекомендаций по лечению деформаций позвоночни­ка, связанных с учебой. Поэтому выделим условия, способствующие возникновению и развитию при­вычных (школьных) сколиозов:

  • неполноценное, несбалансированное питание, не обеспечивающее потребности развития детско­го организма питательными веществами, витами­нами;

  • недостаточное внимание к профилактике дет­ского сколиоза, нарушения требований к здоровье-сбережению в школе, а также неумение детей вы­полнять профилактические правила при самостоя­тельной работе дома;

  • неправильно устроенные и несоответствующие росту школьников парты и неправильное раз­мещение школьников в классе без учета их роста;

  • ношение тяжелых портфелей (эта причина, к сожалению, пока не устранена, хотя давно общеиз­вестно: для школьников предпочтительнее носимые за спиной ранцы и рюкзаки);

  • недостаточная эффективность занятий физ­культурой, малый охват детей регулярными заня­тиями спортом.

В предотвращении и лечении школьных сколио­зов необходимо обратить внимание на ряд аспектов.

Размещение школьников в классе по партам классный руководитель порой проводит не по рос­ту школьников, а исходя из иных соображений, прежде всего удобства контроля поведения наибо­лее беспокойных детей на уроке. Непосед сажают за передние парты, а дисциплинированным, спо­койным и старательным детям достаются места на галерке. Но подвижные непоседы часто выделяют­ся среди сверстников ростом. Более низкорослые одноклассники, чтобы из-за их спин видеть то, что учитель пишет на доске, лучше воспринимать учебный материал, обречены проводить многие часы в заведомо неудобных позах, ведущих к раз­витию сколиоза. Чтобы этого не происходило, рас­саживать детей в классе по партам следует по рос­ту (низкорослых - на передние, а высоких - на зад­ние). Важно также исключить несоответствие росту учащихся размеров классной мебели.

Постель для страдающего искривлением позво­ночника должна быть жесткой. Это, к слову, полез­но и для здоровых людей, особенно растущих, де­тей и подростков. Ортопедическая кровать для ре­бенка со сколиозом не по средствам многим семьям, поэтому можно ограничиться подобранными по ре­комендациям врача матрацем и подушкой (лучше специальными ортопедическими), а вместо пружин­ного основания уложить на кровать деревянный щит. При этом важно выработать у ребенка привычку спать в позе, обеспечивающей правильное положе­ние позвоночника без противоестественных изгибов.

Рабочее место, стул и стол должны соответство­вать росту ребенка, чтобы он сидел с прямой, распо­ложенной вертикально спиной, ноги под прямым уг­лом достигали пола, стопы полностью стояли на нем Важно сформировать у школьника навык работать в таком положении и развить его до автоматизма. При использовании современных стульев (кресел) с изме­няемыми высотой и положением спинки необходимо следить, чтобы их регулировка соответствовала рос­ту ребенка и требованиям к указанному положению тела при сидячей работе. Нужна также правильная установка рабочего стола относительно света из окна (слева) и соответствующая установка приборов ис­кусственного освещения, иначе он может непроиз­вольно занимать неудобные позы. При нарушении зрения у ребенка обязательна коррекция света.

Во время отдыха дети также должны уметь при­нимать и сохранять правильные, не провоцирующие деформации позвоночника положения тела. Вместо кухонной табуретки страдающему сколиозом полез­нее полноценный стул со спинкой. Кроме того, прово­дить время у телевизора многие мальчишки любят полулежа, порой изгибая позвоночник немыслимым образом, а девочки - сидя на диване полубоком, по­догнув ноги под себя. Спровоцировать искривление позвоночника может и привычка стоять, скособо­чившись, перенеся тяжесть тела на одну ногу. Не­обходимо убедить детей исключить позы, вредные для осанки, и сформировать правильные навыки.

Профилактика сколиоза при сидячей работе тре­бует соблюдения следующих правил:

  • стараться сидеть правильно: колени согнуты под прямым углом, спина выпрямлена вертикально, если возможно, снять часть нагрузки с позвоночни­ка, положив локти на подлокотники или на стол;

  • при работе на компьютере использовать спе­циальный, соответствующий росту стол, избегать длительного удерживания рук навесу, использовать клавиатуру со специальным валиком, обеспечива­ющим опору кистям рук (или приобрести его отдель­но в специализированном магазине и установить), а также коврик для мыши с подушкой аналогичного назначения;

  • сидеть неподвижно не более 20 мин.;

  • как можно чаще менять положение ног (ступни вперед, назад, поставить рядом, затем развести и т.д);

  • как можно чаще вставать (минимальная про­должительность такого перерыва - 10 с);

  • периодически «вжиматься» спиной и поясни­цей в спинку стула, а если есть высокий подголов­ник, с усилием упираться в него головой;

  • во время перерывов и после работы делать специальные компенсаторные упражнения.

Можно использовать различные гимнастические комплексы. Сегодня нет недостатка в пропагандиру­ющих их брошюрах. Но, к сожалению, содержание не­которых их них небесспорно, поэтому выбор упраж­нений страдающему сколиозом лучше сделать с по­мощью врача-ортопеда, а здоровому - специалиста по лечебной физкультуре. Упомяну два полезных пос­ле сидячей работы компенсаторных упражнения:

  1. Повиснуть на перекладине (шведской стенке) и подтянуть колени к груди. Это упражнение можно выполнять максимальное число раз.

  2. Принять на полу стойку на коленях и вытяну­тых руках. Постараться максимально выгнуть спину вверх, затем как можно сильнее прогнуть ее.

Повседневные профилактические меры:

  • утренняя гимнастика;

  • необходимый каждому человеку двигатель­ный минимум (складывается из ходьбы, бега, гим­настики и плавания);

  • оздоровительные тренировки;

  • активный отдых;

  • постоянный контроль осанки в любых усло­виях.

Наряду с общеукрепляющими оздоровитель­ными упражнениями необходимы и специальные для укрепления мышц брюшного пресса, груди и спины, улучшения осанки. Они позволяют в извес­тной мере исправлять недостатки фигуры, лучше владеть собственным телом. Выполнять их можно в любое удобное время - в ходе утренней зарядки, оздоровительной тренировки, обеденного переры­ва, прогулки по парку или за город. Успех зависит от продолжительности и регулярности занятий.

Приведу простой и доступный комплекс упраж­нений для укрепления мышц спины и формирова­ния правильной осанки.

  1. Исходное положение (ил.) - стоя, руки за голо­вой. С силой отведите руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 с и вернитесь в и.п. Дыхание произвольное. Повторите 6-10 раз.

  2. И.п. - стоя, гимнастическая палка за спиной, верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу. Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. Наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

  3. И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 с, затем вернитесь в и.п.

  4. И.п. - стоя в шаге от стены. Коснувшись рука­ми стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз.

  5. И.п. - стоя у стены. Прижмитесь к ней затыл­ком, лопатками, ягодицами, пятками. Затем отой­дите от стены и постарайтесь как можно дольше удерживать это положение тела.

Перечисленные упражнения можно повторить трижды.

В заключение напомню: правильная осанка не только служит профилактике сколиоза, но и способ­ствует нормальному функционированию всех орга­нов и систем организма, делает людей более при­влекательными. Важно объяснить это школьникам и научить в любых условиях постоянно контролиро­вать её.

13


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru