Профилактика сколиоза у школьников
Деформации позвоночника преследуют человечество с незапамятных времен. Скелеты людей с искривлениями найдены в древних захоронениях. При исследовании мумии одного из самых известных владык Древнего Египта фараона XVIII династии Тутанхамона (правил в 1347— 1338 гг. до н.э.) было выявлено сколиотическое искривление позвоночника. Из старинных примеров этот, пожалуй, красноречивее других отражает присущие сколиозу возрастные особенности возникновения, потому что Тутанхамон взошел на престол в 9-летнем возрасте, а умер в 18.
Способы врачевания искривлений позвоночника человек искал с глубокой древности. Исправлением осанки пациентов лечебной гимнастикой и мануальной терапией занимался Гиппократ. Приемы корригирующих физических воздействий описал Авиценна.
В нашей стране распространенность детского сколиоза до Октябрьской революции 1917 г. составляла 29%. В результате профилактики в довоенные годы заболеваемость сколиозом снизилась до 27%. После 1945 г. сколиоз был выявлен у 82,1% детей, перенесших блокаду Ленинграда. А в 1991 г. его обнаружили у 32% исследованных подростков.
Сегодня деформации позвоночника - наиболее частые заболевания опорно-двигательного аппарата подрастающего поколения. По данным Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера (Санкт-Петербург), у 40% обследованных старшеклассников было выявлено нарушение осанки, требующее лечения.
Причины и классификация искривлений позвоночника
Искривление позвоночника - это изменение (деформация) его нормальной конфигурации.
В детском возрасте формируются чередующиеся естественные физиологические изгибы позвоночника человека. В шейном и поясничном отделах они обращены вперед, а в грудном и крестцовом - назад. Благодаря им часть нагрузки веса тела человека в вертикальном положении снимается с позвонков и передается на околопозвоночные связки. Изгибы способствуют смягчению толчков при ходьбе, беге, прыжках. Благодаря полуподвижному соединению позвонков при движениях туловища позвоночник упруго изгибается.
От состояния позвоночника, его связок и окружающих мышц зависит осанка человека. Некоторые патологические процессы вызывают углубления изгибов позвоночника и его боковые деформации. Начальные явления искривления позвоночника могут быть выявлены в раннем детстве, а в школьном возрасте, в период интенсивного роста позвоночника они проявляются наиболее выраженно. Это заболевание имеет тенденцию к прогрессированию, достигает высшей степени к окончанию роста организма.
Наиболее типичные причины нарушений осанки:
а) индивидуальные особенности и наследственность:
-
неправильное внутриутробное формирование скелета;
-
врожденная либо приобретенная слабость мышечно-связочного аппарата, неравномерность развития мышц туловища;
б) заболевания:
-
тяжелое, продолжительное (рахит, полиомиелит и др.);
-
частые болезни, ослабляющие организм;
-
травмы;
в) статические нарушения (постоянные неправильные позы ребенка):
-
попытки слишком рано сажать, ставить на ножки или учить малыша ходить;
-
постоянное ношение маленького ребенка родителями на одной руке;
-
слишком мягкая, провисающая постель;
-
привычка родителей постоянно водить ребенка за одну и ту же руку;
-
не соответствующие росту ребенка мебель, одежда;
-
неправильные позы ребенка за столом;
-
чтение и рисование в постели, постоянный просмотр телепрограмм в неправильных позах;
-
ношение портфеля в одной и той же руке;
-
привычка стоять с опорой на одну ногу;
г) нездоровый образ жизни:
-
неудовлетворительный общий режим ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, занятий физкультурой и спортом, недостаточный двигательный режим);
-
неполноценное и несбалансированное питание, не обеспечивающее организм витаминами, необходимыми для роста и развития мышечно-связочного аппарата и др.
Для понимания условий, провоцирующих деформации и травмы позвоночника, следует учитывать, что в разных позах давление на межпозвоночные диски по сравнению с положением стоя составляет:
-
лежа на спине - 25%;
-
лежа на боку - 75%;
-
стоя-100%;
-
стоя, с наклоном вперед -150%;
-
стоя, с наклоном вперед и отягощением в руках-220%;
-
сидя-140%;
-
сидя, с наклоном вперед-185%:
-
сидя, с наклоном вперед и отягощением в руках-215%.
Ученые, изучающие заболевания позвоночника, сделали вывод: самая вредная для человека поза -сидячая. В этом положении позвоночник нагружен сильнее, чем при стоянии, когда тело в вертикальном положении поддерживает скелет в целом и большое количество мышц, нагрузка распределяется по всему телу и позвоночнику достается лишь ее часть. А в сидячем положении по сравнению с вертикальным (стоя) сила давления на внешний край межпозвоночного диска возрастает в 11 раз.
Людям многих профессий, а также школьникам и студентам, ежедневно приходится много часов подряд сидеть в самой вредной для позвоночника позе - наклонившись вперед. При этом поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, вся тяжесть тела приходится на позвоночный столб. Поначалу возникают нарушения осанки, не вызывающие изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие длительному пребыванию в ней, не устраняются, появляются изменения в позвоночнике.
Характер естественных физиологических изгибов, а также деформаций позвоночника определяет названия.
Сколиоз (от греч. skoliosis - искривление) - боковое искривление позвоночника человека. Из-за него при сколиозе формируется реберный горб, образующий деформацию с выпуклостью.
Лордоз (от греч. lordos - выгнутый, согнувшийся, сутулый) - изгиб позвоночника человека выпуклостью вперед - естественный физиологический (в шейном и поясничном отделах), формирующийся в процессе развития, а также патологический (искривление).
Кифоз (от греч. kyphos - согбенный, кривой) - изгиб позвоночника человека выпуклостью назад - естественный физиологический (в грудном и крестцовом отделах), формирующийся в процессе развития, а также патологический (искривление). Тотальный кифоз у новорожденного - дугообразный изогнутый на всем протяжении позвоночник.
Кифосколиоз - сочетание кифоза и сколиоза -деформация позвоночника с выпуклостью вбок и назад.
Выделяют следующие нарушения осанки:
-
сутулость - самое распространенное нарушение осанки, о котором свидетельствуют опущенная голова, сведенные вперед плечевые суставы, плоская грудь, круглая спина, крыловидные лопатки;
-
кифотическая осанка - усиление шейной и поясничной кривизны;
-
лордотическая осанка - резко выраженная изогнутость позвоночника вперед в поясничном отделе;
-
выпрямленная осанка (плоская спина) - малая выраженность изгибов позвоночника.
Сколиоз различают по:
а) направлению (выпуклой стороне искривления) - право- и левосторонний;
б) вершине искривления на уровне позвонков:
-
шейно-грудной (четвертого-пятого грудных позвонков) - сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета;
-
грудной (восьмого-девятого грудных позвонков) - у большинства больных сопровождается деформациями грудной клетки, развитием реберного горба, выраженными функциональными нарушениями внешнего дыхания и кровообращения;
-
пояснично-грудной (десятого-одиннадцатого грудных позвонков);
-
поясничный (первого-второго поясничных позвонков);
-
комбинированный или S-образный - с двумя первичными дугами искривления на уровне восьмого-девятого грудных и первого-второго поясничных позвонков;
в) числу боковых дуг искривления:
-
простой - с одной дугой;
-
сложный - с несколькими в разные стороны;
-
тотальный - захватывающий весь позвоночник.
г) стойкости:
-
фиксированный (стойкий);
-
нефиксированный, исчезающий (при укорочении одной более длинной нижней конечности, ношении ортопедической обуви, компенсирующей разницу длины ног и т.д.);
д) времени возникновения:
-
врожденные (по оценке одного из основоположников советской школы травматологов профессора В.Д. Чаклина встречаются в 23%, по другим оценкам - в 5% случаев), в основе которых лежат различные аномалии развития и деформации, лишние позвонки и ребра, недоразвитие позвонков, клиновидная их форма и т.п.;
-
приобретенные.
Из-за многообразия причин возникновения структурных сколиозов до сих пор нет общепризнанной их классификации. Одна из них, получившая широкое распространение, по первично или предположительно первично вовлеченной в патологический процесс ткани - классификация Кобба (1958) - различает:
-
миопатические (от греч. mys - мышца, pathos - страдание, болезнь), в основе которых недостаточность развития мышечной ткани и связочного аппарата;
-
метаболические (от греч. metabole - перемена, превращение - совокупность химических реакций в живых клетках, обеспечивающих организм веществами и энергией) - при рахите, рахитоподоб-ных заболеваниях, нефрогенной остеопатии, нарушениях эндокринной регуляции и др.;
-
невропатические (неврогенного происхождения) - на почве полиомиелита (паралитический) и других заболеваний (нейрофиброматоза, си-рингомиелии, спастического паралича, радикулита, люмбоишиальгии), а также вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках;
-
остеопатические (от греч. osteon - кость и pathos - страдание, болезнь) - на почве аномалий развития позвонков и ребер, в том числе врожденные сколиозы, возникновение которых связано с костными изменениями;
-
обусловленные заболеваниями грудной клетки (рубцовые на почве эмпиемы, ожогов, пластических операций, заболеваниях грудной клетки, разрушении части позвонков в результате травмы, опухоли);
-
идиопатические - искривления позвоночника из-за невыясненных причин (неясной этиологии) со своеобразными клинико-рентгенологическими признаками и течением, происхождение которых еще далеко не изучено.
Ныне большинство разновидностей сколиозов, которые ранее считали идиопатическими, относят к диспластическим (недостаточное и избыточное развитие, в том числе гигантизм; пороки развития хрящевой ткани, остеосклероз - изменение костной структуры с увеличением числа костных перекладин в единице объема кости, их утолщение, деформация и уменьшение костно-мозговых полостей вплоть до полного их исчезновения). Характер биохимических отклонений при врожденном, дисплас-тическом и идиопатическом сколиозах аналогичен. Эти структурные сколиозы встречаются наиболее часто.
Врожденный сколиоз - деформация позвоночника в результате врожденных изменений формы позвонков, например, полупозвонки.
Диспластический сколиоз - менее грубые изменения формы, не приводящие непосредственно к боковому искривлению, например, аномалия тропизма (от греч. tropos - поворот, направление) суставных отростков.
Каждую из перечисленных групп разделяют на подгруппы в зависимости от этиологии (от греч. aitia - причина и logos - слово, учение - причина болезни).
Системы оценки тяжести сколиоза также различны
Классификация ВД Чаклина (1976) по углу искривления позвоночника выделяет IV степени:
I. От 5 до 10 градусов - характеризуется небольшим боковым отклонением позвоночника и начальной степенью торсии позвонков (от лат. torsio - вращение, скручивание). Выявляется рентгенологически.
II. От 11 до 30 градусов - сопровождается заметным отклонением позвоночника во фронтальной плоскости, выраженной торсией и наличием компенсаторных дуг. Рентгенологически отчетливо проявляется деформация тел позвонков на уровне вершины искривления, клинически определяется мышечный валик из-за торсии позвоночника и реберный горб.
III. От 31 до 60 градусов - характеризуется стойкостью и более выраженной деформацией, большим реберным горбом, резкой деформацией грудной клетки. Рентгенологически на вершине искривления и прилегающих участков выявляются позвонки клиновидной формы. Межпозвонковые диски с вогнутой стороны прослеживаются трудно.
IV. Более 60 градусов - сопровождается тяжелым обезображиванием туловища, кифосколиозом грудного отдела позвоночника, деформацией таза, отклонением туловища, скованностью движений в позвоночнике, стойкой деформацией грудной клетки, задним и передним реберным горбом. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел грудных позвонков, деформирующий спондилартроз и спондилез (от греч. spondylos - позвонок) в грудном и поясничном отделах позвоночника, обызвествление связочного аппарата.
В практике отечественной медицины можно встретить и другие системы оценки тяжести сколиоза. Например, классификацию по трем степеням, характеризующимся:
I. Незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.
II. Заметным отклонением позвоночника от средней линии и начинающимся реберным горбом
III. Стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки, большим реберно-позвоночным горбом и резким ограничением подвижности позвоночника.
К наиболее распространенным приобретенным сколиозам относятся:
-
рахитический - из-за перенесенного рахита, проявляющийся очень рано различными деформациями опорно-двигательного аппарата (его проявлению и прогрессированию способствуют такие факторы, как мягкость костей и слабость мышц, длительное сидение, особенно в школе);
-
привычный (на почве привычной плохой осанки), часто называемый школьным из-за наибольшей выраженности в годы учебы детей и подростков;
-
статический - при неправильном боковом стоянии таза, часто при неодинаковом развитии нижних конечностей (одна нога короче другой);
-
паралитический, чаще возникающий на фоне поражения мышц туловища после детского паралича, в следствие поражения спинного мозга при полиомиелите, а также при других заболеваниях нервной системы;
-
ревматический - обычно возникает внезапно, обусловлен резким мышечным спазмом при развитии воспаления мышцы, например, после сильного переохлаждения;
-
рубцовый - после операции на грудной клетке или обширных стягивающих рубцах в результате ожога;
-
травматический - после различных травм;
-
рефлекторно-болевой - чаще на почве поражения нервных корешков.
Профилактика и лечение
Для профилактики и лечения искривлений позвоночника применяется немало общих правил, методов и средств. Но следует выделить принципиально важные аспекты:
-
Сколиоз можно вылечить в детском и подростковом возрасте, в период роста, у девочек - примерно до 14 лет, у мальчиков до 16. Позже, когда скелет вырос и сформировался, лечение становится проблематичным.
-
Лучше всего поддаются исцелению начальные формы искривления позвоночника.
-
Только систематическое лечение может предотвратить прогрессирование этого недуга.
-
По перечисленным выше причинам:
-
решающую роль в выявлении и устранении нарушений осанки детей и подростков и сколиоза играет постоянное взаимодействие между родителями школьников, педагогами и медицинскими работниками;
-
чрезвычайно важно постоянное медицинское наблюдение за физическим развитием детей и распознавание сколиоза у школьников в самом начале его развития.
Основной метод его выявления - регулярные медосмотры. Однако не нужны ни медицинское образование, ни ожидание очередного врачебного осмотра, чтобы заметить у ребенка нарушение осанки, начинающийся сколиоз, направить его на консультацию к специалисту и затем помогать в борьбе с заболеванием. Это может сделать любой взрослый. Требуются лишь внимание к детям и забота об их здоровье.
Характерные признаки сколиоза:
а) сутулость;
б) крыловидные лопатки;
в) асимметрия:
-
лопаток (они не на одном уровне);
-
плеч (одно выше другого);
-
поясничной области;
г) опущение плеча и лопатки;
д) боковое искривление позвоночника;
е) выпячивание ребер.
При выявлении этих признаков необходимо сразу же направлять детей на консультацию к врачу-ортопеду.
Характер лечения сколиоза зависит от возраста пациента, типа заболевания и степени деформации позвоночника. При III и IV степенях (по классификации В.Д. Чаклина) часто требуется хирургическое вмешательство. Операция становится необходимостью, когда угол сколиотической деформации превышает 60 градусов. Причина в том, что такое искривление позвоночника не только ведет к перекосу таза, изменению походки, но и к нарушению функций легких, сердца. Больные с углом сколиотической деформации более 40 градусов могут стать кандидатами на операцию при прогрессировании деформации либо выраженном болевом синдроме, не поддающемся консервативному лечению, а также в случаях, когда нет абсолютных показаний к хирургическому вмешательству, но выраженный косметический дефект значительно ухудшает качество жизни и ограничивает трудоспособность пациента.
К счастью, удельный вес больных со столь тяжелыми формами относительно невелик. А детский сколиоз I и II степеней лечится без оперативного вмешательства (консервативно), при необходимости - в специальных школах-интернатах, где одновременно с обучением по обычной школьной программе поддерживается необходимый круглосуточный лечебный режим.
В достижении успеха решающую роль играют настойчивость, целеустремленность и пунктуальность в выполнении рекомендаций врача. Так как процесс лечения длительный, кропотливый, у ребенка крайне важно сформировать и поддерживать соответствующий настрой, стремление пройти этот путь до конца и победить сколиоз, избавиться от него.
Значительную часть приобретенных искривлений позвоночника, наиболее часто возникающих в процессе развития организма в детском и подростковом возрасте, можно предотвратить эффективной профилактикой и целенаправленным укреплением здоровья школьников.
Наиболее важные меры профилактики и лечения детского сколиоза:
-
защита детей от различных вызывающих и провоцирующих деформации позвоночника заболеваний и травм, их комплексная профилактика и эффективное лечение;
-
полноценное, богатое витаминами питание;
-
регулярное пребывание на свежем воздухе;
-
занятия физкультурой и соответствующими индивидуальным особенностям ребенка видами спорта;
-
подвижные игры;
-
выработка необходимых привычек сохранения правильного положения тела в любых условиях, особенно при сидячем труде и отдыхе, потребности в ежедневных физических упражнениях;
-
правильный подбор мебели для рабочего места и его оборудование, кровати и т.п.
Консервативное лечение сколиоза (без оперативного вмешательства) охватывает перечисленные выше меры, а также:
-
комплекс средств лечебной физической культуры;
-
физиотерапию;
-
корсетирование (ношение корсета).
Чтобы физкультура максимально способствовала лечению, необходим индивидуальный подбор гимнастического комплекса квалифицированным ортопедом после осмотра пациента. Это обусловлено тем, что физические упражнения должны соответствовать форме, направлению и многим другим особенностям деформации позвоночника.
Комплекс средств лечебной физической культуры при сколиозе включает:
-
лечебную гимнастику;
-
плавание и упражнения в воде;
-
массаж;
-
коррекцию положением;
-
элементы спорта.
Далеко не все юные пациенты и их родители отдают должное лечебной физкультуре. А это важный элемент лечения. Физические упражнения укрепляют мышцы туловища, оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, позволяют добиться корригирующего воздействия на его деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. Поэтому лечебная физкультура показана на всех этапах развития сколиоза, наиболее успешные результаты дает при начальных формах. Ее методика определяется степенью сколиоза. При I, III, IV степенях лечебная физкультура направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а при II степени - также на коррекцию деформации. Она проводится на фоне пониженной статической нагрузки на позвоночник в форме групповых занятий или индивидуальных процедур (преимущественно при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно. Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Лечебная гимнастика должна также служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих и выпрямляющих позвоночник, косых - живота, квадратных - поясницы и подвздошно-поясничных. Для выработки правильной осанки используют упражнения на равновесие, балансирование.
Перечень возможных упражнений для профилактики и лечения сколиоза обширен и разнообразен. Они должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоскости. Главное в выборе - принцип: можно заниматься силовыми упражнениями за исключением тех, которые создают дополнительную нагрузку на позвоночный столб или содержат акробатические трюки. С большой осторожностью для коррекции применяют упражнения, вытягивающие позвоночник, например, у гимнастической стенки. Противопоказаны при искривлении позвоночника упражнения, увеличивающие гибкость и приводящие к его перерастяжению.
В числе средств лечебной физкультуры - элементы спорта:
-
плавание стилем «брасс» после предварительного курса обучения;
-
элементы волейбола (показаны с компенсированным течением сколиоза).
Особого внимания педагогов и родителей требуют профилактика и выполнение детьми врачебных рекомендаций по лечению деформаций позвоночника, связанных с учебой. Поэтому выделим условия, способствующие возникновению и развитию привычных (школьных) сколиозов:
-
неполноценное, несбалансированное питание, не обеспечивающее потребности развития детского организма питательными веществами, витаминами;
-
недостаточное внимание к профилактике детского сколиоза, нарушения требований к здоровье-сбережению в школе, а также неумение детей выполнять профилактические правила при самостоятельной работе дома;
-
неправильно устроенные и несоответствующие росту школьников парты и неправильное размещение школьников в классе без учета их роста;
-
ношение тяжелых портфелей (эта причина, к сожалению, пока не устранена, хотя давно общеизвестно: для школьников предпочтительнее носимые за спиной ранцы и рюкзаки);
-
недостаточная эффективность занятий физкультурой, малый охват детей регулярными занятиями спортом.
В предотвращении и лечении школьных сколиозов необходимо обратить внимание на ряд аспектов.
Размещение школьников в классе по партам классный руководитель порой проводит не по росту школьников, а исходя из иных соображений, прежде всего удобства контроля поведения наиболее беспокойных детей на уроке. Непосед сажают за передние парты, а дисциплинированным, спокойным и старательным детям достаются места на галерке. Но подвижные непоседы часто выделяются среди сверстников ростом. Более низкорослые одноклассники, чтобы из-за их спин видеть то, что учитель пишет на доске, лучше воспринимать учебный материал, обречены проводить многие часы в заведомо неудобных позах, ведущих к развитию сколиоза. Чтобы этого не происходило, рассаживать детей в классе по партам следует по росту (низкорослых - на передние, а высоких - на задние). Важно также исключить несоответствие росту учащихся размеров классной мебели.
Постель для страдающего искривлением позвоночника должна быть жесткой. Это, к слову, полезно и для здоровых людей, особенно растущих, детей и подростков. Ортопедическая кровать для ребенка со сколиозом не по средствам многим семьям, поэтому можно ограничиться подобранными по рекомендациям врача матрацем и подушкой (лучше специальными ортопедическими), а вместо пружинного основания уложить на кровать деревянный щит. При этом важно выработать у ребенка привычку спать в позе, обеспечивающей правильное положение позвоночника без противоестественных изгибов.
Рабочее место, стул и стол должны соответствовать росту ребенка, чтобы он сидел с прямой, расположенной вертикально спиной, ноги под прямым углом достигали пола, стопы полностью стояли на нем Важно сформировать у школьника навык работать в таком положении и развить его до автоматизма. При использовании современных стульев (кресел) с изменяемыми высотой и положением спинки необходимо следить, чтобы их регулировка соответствовала росту ребенка и требованиям к указанному положению тела при сидячей работе. Нужна также правильная установка рабочего стола относительно света из окна (слева) и соответствующая установка приборов искусственного освещения, иначе он может непроизвольно занимать неудобные позы. При нарушении зрения у ребенка обязательна коррекция света.
Во время отдыха дети также должны уметь принимать и сохранять правильные, не провоцирующие деформации позвоночника положения тела. Вместо кухонной табуретки страдающему сколиозом полезнее полноценный стул со спинкой. Кроме того, проводить время у телевизора многие мальчишки любят полулежа, порой изгибая позвоночник немыслимым образом, а девочки - сидя на диване полубоком, подогнув ноги под себя. Спровоцировать искривление позвоночника может и привычка стоять, скособочившись, перенеся тяжесть тела на одну ногу. Необходимо убедить детей исключить позы, вредные для осанки, и сформировать правильные навыки.
Профилактика сколиоза при сидячей работе требует соблюдения следующих правил:
-
стараться сидеть правильно: колени согнуты под прямым углом, спина выпрямлена вертикально, если возможно, снять часть нагрузки с позвоночника, положив локти на подлокотники или на стол;
-
при работе на компьютере использовать специальный, соответствующий росту стол, избегать длительного удерживания рук навесу, использовать клавиатуру со специальным валиком, обеспечивающим опору кистям рук (или приобрести его отдельно в специализированном магазине и установить), а также коврик для мыши с подушкой аналогичного назначения;
-
сидеть неподвижно не более 20 мин.;
-
как можно чаще менять положение ног (ступни вперед, назад, поставить рядом, затем развести и т.д);
-
как можно чаще вставать (минимальная продолжительность такого перерыва - 10 с);
-
периодически «вжиматься» спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упираться в него головой;
-
во время перерывов и после работы делать специальные компенсаторные упражнения.
Можно использовать различные гимнастические комплексы. Сегодня нет недостатка в пропагандирующих их брошюрах. Но, к сожалению, содержание некоторых их них небесспорно, поэтому выбор упражнений страдающему сколиозом лучше сделать с помощью врача-ортопеда, а здоровому - специалиста по лечебной физкультуре. Упомяну два полезных после сидячей работы компенсаторных упражнения:
-
Повиснуть на перекладине (шведской стенке) и подтянуть колени к груди. Это упражнение можно выполнять максимальное число раз.
-
Принять на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Постараться максимально выгнуть спину вверх, затем как можно сильнее прогнуть ее.
Повседневные профилактические меры:
-
утренняя гимнастика;
-
необходимый каждому человеку двигательный минимум (складывается из ходьбы, бега, гимнастики и плавания);
-
оздоровительные тренировки;
-
активный отдых;
-
постоянный контроль осанки в любых условиях.
Наряду с общеукрепляющими оздоровительными упражнениями необходимы и специальные для укрепления мышц брюшного пресса, груди и спины, улучшения осанки. Они позволяют в известной мере исправлять недостатки фигуры, лучше владеть собственным телом. Выполнять их можно в любое удобное время - в ходе утренней зарядки, оздоровительной тренировки, обеденного перерыва, прогулки по парку или за город. Успех зависит от продолжительности и регулярности занятий.
Приведу простой и доступный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки.
-
Исходное положение (ил.) - стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 с и вернитесь в и.п. Дыхание произвольное. Повторите 6-10 раз.
-
И.п. - стоя, гимнастическая палка за спиной, верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу. Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. Наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.
-
И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 с, затем вернитесь в и.п.
-
И.п. - стоя в шаге от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз.
-
И.п. - стоя у стены. Прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Затем отойдите от стены и постарайтесь как можно дольше удерживать это положение тела.
Перечисленные упражнения можно повторить трижды.
В заключение напомню: правильная осанка не только служит профилактике сколиоза, но и способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, делает людей более привлекательными. Важно объяснить это школьникам и научить в любых условиях постоянно контролировать её.
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Управление качеством образования: компетентностный подход в контексте ФГОС ОО
- Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС