В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Кружок детского творчества "Чудеса в ладошке" 1 класс

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад «Гармония»

п.Безенчук Самарской области




«Принято»

на заседании педагогического совета

МОУ нач.школа – д/с «Гармония»

Протокол № ______от «___»_________201_г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

________Поваляева Н.Г.

«____»_____________201_ г

«Утверждаю»

Директор МОУ нач.школа-д/с «Гармония»

____________Шишкина В.И.

«____»_____________201_ г



Программа кружка детского творчества

«Чудеса в ладошке»

1 класс


Учитель: Неретина О.А.



2011-2012 уч.г.





Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» - пишет В.А.Сухомлинский.

Потребность в рисовании у детей заложена генетически: рисуя окружающий мир, они познают его. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Проанализировав различные материалы, авторские программы, передовой опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изодеятельности в работе с младшими школьниками.

В основе реализации внеурочной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель внеурочной программы: формирование у детей младшего школьного возраста индивидуально–творческой, художественно – эстетической, познавательной, коммуникативной компетентностей.

Задачи:

  1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативно-образного мышления и творческой деятельности.

  2. Расширение эмоционального опыта ребёнка.

  3. Формирование представлений о цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.

  4. Ознакомление с нетрадиционными способами рисования, со свойствами разных материалов, используемых в работе.

  5. Развитие мелкой моторики рук и координации движений.

  6. Обогащение словарного запаса названиями цветов, оттенков.

  7. Воспитание эстетически-нравственного отношения к природе через изображение её образа в собственном творчестве.

  8. Расширение знаний и представлений детей об окружающем мире.

  9. Поощрение детского творчества, инициативы.

  10. Формирование коммуникабельности, способности к общению, умения работать в коллективе.

  11. Формирование умения делать «открытия» на основании собственных «опытов».

  12. Формирование умения анализировать, оценивать результаты работы.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Чудеса в ладошке». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу художественной деятельности – рисованию (с использованием нетрадиционных техник), пластилинографии (рисование пластилином), тестопластике, аппликации, бумагопластике. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Программа включает в себя 2 раздела:

в 1-ом разделе - Я рисую - дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, учатся применять их на практике,

во 2-ом разделе – Я мастерю – дети знакомятся с тестопластикой и бумагопластикой, учатся выполнять изделия в данных техниках.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

В реализации программы кружка используются следующие методы, позволяющие обеспечить активную субъектную позицию младшего школьника:

  • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

  • метод эстетического убеждения;

  • метод сенсорного насыщения;

  • метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса;

  • метод разнообразия художественной практики;

  • метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

  • метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественному творчеству;

  • метод эвристических и поисковых ситуаций.

Используемые методы

- позволяют развивать мелкую моторику;

- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;

- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;

- способствуют развитию творческой коммуникации;

- развивают индивидуально–творческие особенности личности, необходимые для познания себя как личности, своих возможностей, сознания собственного достоинства;

- формируют эстетическое восприятие, эстетические представления и суждения.


Организация занятий кружка.

Обучение проводится в форме занятий (одно занятие в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 1 академический час). Всего 33 занятия в год.

Занятия проводятся с сентября по май.

Ожидаемые результаты работы:

  • творческая активность;

  • самостоятельность в художественном творчестве;

  • креативность;

  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

  • коммуникабельность;

  • самопрезентация;

  • инициативность;

  • умение анализировать, оценивать результаты работы.











Календарно-тематическое планирование (33 ч)


п/п

Тематический раздел

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Кол-во часов

УУД

Дата проведения





Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

План.

Факт.


Введение



2







1.

Знакомство с режимом работы кружка. Правила поведения во время занятий. Ознакомление с перечнем художественных материалов, необходимых для занятий.


1

Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства.

Преобразовывать полученную информацию.

Умение вступать в диалог.

Различение допустимых и недопустимых форм поведения.



2.


Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.




Я рисую



4







3.

Техника работы графитным карандашом.

«Сказочник-дым». Рисование – фантазирование непрерывной линией.

1

Овладение техникой работы графитным карандашом.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности.

Проговаривать последовательность своих действий.



4.

Техника работы графитным карандашом.

«Ветер в осеннем лесу».

1



5.

Техника работы фломастером.

«Цветные зонтики».

1

Овладение техникой работы фломастером.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



6.

Смешанная техника (рисование + аппликация)

«Весёлые портреты».

1

Овладение смешанной техникой ( рисование и аппликация).

Перерабатывать полученную информацию.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

Умение корректировать способ действия.




Я мастерю










7.

Тестопластика. Способы приготовления солёного теста.

Лепка на свободную тему.

1

Ознакомление с техникой «тестопластика», способами приготовления соленого теста.

Умение различать основные виды и жанры пластических искусств.

Умение вступать в диалог.

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.



8.

Оригами.

«Улетают птицы в тёплые края»

1

Ознакомление с техникой «оригами»; способами складывания квадрата; условными обозначениями.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.




Я рисую



6







9.

Рисование «по мокрому».

«Осенние пейзажи»

1

Овладение техникой рисования по мокрой бумаге. Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение слушать и понимать высказывания собеседника.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



10

Комкание бумаги (скатывание)

«Овечка с ягнёнком»

1

Воспитание уважительного отношения к творчеству, как к своему, так и других людей.

Восприятие и характеристика художественных образов.

Умение договариваться, находить общее решение.

Учиться работать по предложенному учителем плану.



11

Знакомая форма – новый образ

«Превращение ладошки»

1

Моделирование новых образов путем трансформации известных.

Преобразовывать полученную информацию.

Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение определения промежуточных целей с учетом конечного результата.



12

Техника «монотипия» + рисование пальчиками

«Первый снег»

1

Овладение техникой «монотипия». Наблюдение природы и природных явлений, умение различать их характер и эмоциональное состояние.

Умение понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Умение выражать собственное мнение.

Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка.



13

Техника «фотокопия» - рисование свечой

«Волшебные снежинки»

1

Овладение техникой «фотокопия». Умение изображать животных, растения, человека, природу, сказочные существа.

Умение использовать художественные материалы, применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти), воспринимать окружающий мир.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.



14

Техника «проступающий рисунок» (восковые мелки + акварель)

«Ёлочные игрушки»

1

Овладение техникой «проступающий рисунок».

Развитие композиционного мышления и воображения.

Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка.




Я мастерю



4







15

Тестопластика

«Что растёт на ёлке?»

1

Умение использовать художественные материалы (тесто).

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.


Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.



16

Тестопластика

«Подсвечники»

1



17

Оригами

«В некотором царстве, в Бумажном государстве»

1

Умение использовать художественные материалы (цветные
карандаши, бумага), работать с ножницами.

Знать понятие о симметрии. Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

Умение определения промежуточных целей с учетом конечного результата.



18

Оригами

«Усатая мордочка»

1




Я рисую



7







19 -

20

Пластилинография (рисование шариками и жгутиками из пластилина)

«Рыбки»

2

Овладение техникой «пластилинография».

Умение использовать художественные материалы (пластилин).

Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию.

Учиться работать по предложенному учителем плану.



21

Техника «граттаж»

«Зимняя ночь»

1

Овладение техникой «граттаж».

Умение построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.



22

Техника « кляксография»

«Весёлые кляксы»

1

Овладение техникой «кляксография».

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Умение выражать собственное мнение.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



23

Пластилинография

«Букет для мамы»

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Умение слушать и понимать высказывания собеседника.

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.



24 – 25

Техника «тычок жесткой полусухой кистью»

«Снегири на ветке»

2

Овладение техникой «тычок жесткой полусухой кистью».

Умение использовать художественные материалы , применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению) и технику изображения с помощью жесткой полусухой кисти.

Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию.

Учиться работать по предложенному учителем плану.




Я мастерю










26

Оригами

«Пароход»

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности

Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия.



27

Оригами

«Зайчишка-трусишка»

1




Я рисую



6







28

Техника «набрызг»

«Космическое путешествие»

1

Овладение техникой «набрызг».

Умение построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Проговаривать последовательность действий при выполнении рисунка.



29 – 30

Техника «торцевание»

«Чудо – трубочки»

2

Овладение техникой «торцевание». Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение выражать собственное мнение, делать самопрезентацию.

Учиться работать по предложенному учителем плану.



31

Техника «граттаж»

«Праздничный салют»

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Развитие композиционного мышления и воображения.

Умение выражать собственное мнение.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.



32


Рисование на свободную тему (для диагностики умений учащихся).

1

Отработка навыков самостоятельной работы.

Умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Умение обсуждать результаты художественно-творческой деятельности.

Умение корректировать способ действия. Умение адекватно принимать оценку учителя.



33


Выставка работ учащихся

Организация выставки работ учащихся.

1

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к труду и творчеству. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности.

Формирование умения поиска и выделения нужной информации.

Умение аргументировать свою позицию.

Формировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. Умение адекватно принимать оценку своего творчества.




























Формы и виды контроля


виды контроля

содержание

методы

сроки контроля

Вводный

Области интересов и склонностей.

Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся

Сентябрь

Текущий

Освоение учебного материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках

В течение года

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю

Наблюдение

1 раз в полугодие

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Вернисаж

Май






«Портрет» художественно – творческого развития детей (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.):

Ф. И. ребёнка

Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности

Характеристика качества способов творческой деятельности

Характеристика качества продукции

Искренность, непосредственность

Увлечённость

Интерес

Творческое воображение

Характер вхождения в образ

Специфические способности

Применение известного в новых условиях

Самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа

Нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка

Создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов

Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа

Соответствие результатов изодеятельности элементарным художественным требованиям

Проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа





















Пример викторины:

  1. О каком художественном промысле поется в русской народной песне?

Как над Волгой яр хмель

Над кусточком вьется.

Перевился яр хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей на сторонке

Житье пребогато –

Серебряные листья,

Цветы золотые.

(Хохлома.)

  1. Какое слово здесь лишнее?

Акварель, сангина, пастель, кисть.

(Кисть.)

  1. Как называют художника, рисующего животных?

(Анималист.)

  1. Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без нее не обойтись.

(Бумага.)

  1. Отгадайте загадку:

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход.

(Карандаш.)

  1. Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором».

Можете ли вы назвать предмет, которым легко «вырубить», например, карандашный штрих?

(Ластик.)

  1. Каким словом можно назвать картины с изображением городской улицы, леса, дороги посреди поля, горы?(Пейзаж.)

  2. Какое слово здесь зашифровано: м ю т н р а т р о?(Натюрморт.)

  3. Какое слово здесь лишнее?

Кисть, палитра, мрамор, акварель, холст.(Мрамор.)

  1. «В этой картине изображена сокровенная глубина елового леса, ленная чаща с ее сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит…» (В. М. Васнецов «Аленушка».)

  2. На рисунке изображены молоток, пила, гвозди. К какому жанру относится произведение? (Натюрморт.)

  3. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (скульптура).

  4. Какое слово здесь лишнее?

Архитектор, портрет, здание, зодчий, строительство.(Портрет.)


Пример тестирования:

Фамилия участника ___________________________________________________


Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.


п/п

Вопрос

Ответы

Баллы

1.

Художник И. И. Шишкин рисовал:

А) натюрморты

Б) пейзажи

В) портреты


2.

Композиция рисунка – это:

А) проведение тонких линий

Б) карандашный набросок

В) размещение предметов на листе бумаги


3.

Основными элементами городецкой росписи являются:

А) купавки

Б) розы

В) ромашки

Г) розаны


4.

Дымковская игрушка расписывается:

А) по золотисто-охристому фону

Б) голубому фону

В) белому фону

Г) красному фону


5.

Основными видами изобразительного искусства являются:

А) скульптура

Б) рисование

В) живопись

Г) лепка

Д) графика


При подведении итогов выявляются две позиции:

  1. неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов

  2. точность ответа оценивается в 1 балл

Общий подсчет баллов:

Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов

Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов

Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов


I уровень (фрагментарно-исполнительский)

Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

II уровень (художественного мастерства)

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.

III уровень (творческий)

У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).


Пример кроссворда:



4




5




6





1



















2
























7






10





3


8


9








































































По горизонтали: 1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.; 3 – элемент городецкого узора.

По вертикали: 4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.

Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш


Литература


  1. Вдовиченко С.А. Дети светлой краскойкрасят мир: Мини – хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. – М.: Чистые пруды, 2009.

  2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.

  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

  6. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

  9. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

  10. Мелик – Пашаев А.А. Ребёнок любит рисовать : Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик –Пашаев, Зинаида Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007.

  11. Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2006.

  12. http://www.ucheba.com/met_rus/k_iskusstvo/izo_1klass.htm




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 9200 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые
@mail.ru
@mail.ru
@mail.ru