В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок биологии по теме: "Многообразие птиц"

Файл прикреплен к материалу: Урок биологии по теме: "Многообразие птиц"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов



МОУ «СОШ с.Новочерниговка»

Озинского района





Конкурс «Учитель года»













Конспект урока по биологии на тему:

«Многообразие птиц»















Автор: Парамоненкова Е.Г.



2011г



Тема: Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

Слайд 1

Эпиграф «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика».



Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп.

Слайд 2



Тип урока: изучение нового материала.                                                            

 Форма урока: Работа учащихся в группах.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, фломастер и раздаточный материал, презентация.

Ход урока:

Организационный момент (5  минут)

Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, догадались о ком будет идти речь сегодня на уроке. Правильно, сегодня мы изучим с вами многообразие птиц, их систематические и экологические группы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.

Слайд 3

На прошлом уроке вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 8000 видов.

Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.

Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология.

А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.

. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке.

Ребята, а что за наука помогает ориентироваться в многообразии животных? Систематика, целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация.

Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. И три экологических типа птиц.

Учитель А на чем строится Систематика? Систематика строится на основе генетической близости, общности происхождения, степени родства.

Слайд 4,5

Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, способные к длительному полету, теплокровные. Эти и другие особенности жизнедеятельности дали возможность птицам широко расселиться по Земле .

Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются , они объединяются в экологические группы.

Учитель. Ребята, давайте, и вы на несколько минут побудете учеными. Глядя на внешний облик птиц, попробуйте распределить птиц на группы.

Работа в группах. Учащиеся  получают набор карточек с изображением птиц разных экологических групп. В течение 3-4 минут группы учащихся из 4 – 5 человек распределяют птиц по группам.

Учитель: сколько групп у вас получилось, по каким признакам производился отбор.

( По типу питания и места обитания, гнездования)

Что называют экологической группой животных? Экологические группыгруппы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения

По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

Для ответа на эти вопросы учитель организует самостоятельную работу учеников, которые приступают к изучению нового материала по учебнику: Биология. Животные. Учебник 7 класса авторы: В.М.Константинов, Г,Бабенко, В.С. Кучменко. М. «Вентана - Граф». § 49 стр.233.)

В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов.

Слайд 6

Экологические группы птиц:

По типу питания:

По местам обитания:

Растительноядные птицы

Водоплавающие птицы

Насекомоядные птицы

Птицы побережий водоемов и болот

Хищные птицы

Птицы открытых пространств

Всеядные птицы

Птицы степей и пустынь

Падалееды

Птицы леса





  1. Птицы леса

  2. Птицы побережий, водоемов и болот

  3. Водоплавающие птицы

  4. Птицы открытых воздушных пространств

  5. Птицы степей и пустынь

Учитель. Мы подробно остановимся только на одной группе

Слайд 7-11

ІІІ. Осмысление блока новой информации

Работа в группах.

Задание. Перед вами лежит карточка №1 с заданием. Разложите карточки с изображением птиц по местам их обитания. Из цветных карточек выберите описание образа жизни птиц и приспособления к месту их обитания.

Инструктивная карточка.

  1. Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

  2. Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.

  3. Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.

Карточка № 1

Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды

Образ жизни и приспособления к месту обитания






Птицы леса

Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари

Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.

По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

Птицы степей и пустынь

Дрофа, журавли, страусы

Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов.

Растительноядные,

насекомоядные


Птицы побережий водоемов и болот

Аисты, цапли, кулики

Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники

Водоплавающие птицы

Утки, гуси, лебеди

Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны

Птицы открытых воздушных пространств

Ласточки, стрижи

Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные.

После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы распределили птиц по местам их обитания?

Красная

Синяя

Желтая

Розовая

Белая









Учитель. А могут ли птицы разных систематических групп быть в одной экологической? Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям

Слайд 12

Учитель. Ребята, а какова роль птиц в природе. Роль птиц в природе весьма значительна

  • Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.

  • Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.

  • Велико значение птиц в распространении семян.

  • Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.

Но многие птицы стоят на грани исчезновения, о чем свидетельствует Краская книга Саратовской области.

Слайд 13

ІV. Рефлексия

Многие птицы стали символами различных конкурсов, гербов городов и поселков.

Слайд 14

1.Назовите птицу

2.Назовите среду обитания и приспособленность (экологическая группа)

Задание 2.                       Распределите птиц по экологическим группам

  1. Лесные птицы.

  2. Водоплавающие птицы.

  3. Птицы открытых пространств.

  4. Птицы побережий водоемов и болот.

  5. Птицы, добывающие корм в воздухе.

а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.

1.

2.

3.

4.

5.

 

 

 

 

 

Отдайте листок  другой группе  для проверки.

(Правильные ответы вывешены на доске)

1.

2.

3.

4.

5.

а, б, е, о, п, с, т, ф

ж, р, у

и, г, н

д, з, к, л, у

в, м

Выводы:

  1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины,распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

  2. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.

  3. Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.

V. Домашнее задание: (5 минут)

  1. Параграф 49

  2. Приготовьте сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Саратовской области, в виде творческой работы.

  3. Самые усердные из вас могут приготовить буклет, куда войдут стихи, поговорки, пословицы, загадки о птицах.

  4. ОЦЕНКИ!!!!

Когда заканчивается тема – мне немного грустно, потому что, то что мы узнали на уроке – лишь малая часть того интересного, что известно о птицах и, вообще, о природе.

Рефлексия.

1)      А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2)      Больше всего мне понравилось_________ .

3)      Самым интересным сегодня на уроке было

4)      Самым сложным для меня сегодня было

5)      Сегодня на уроке я почувствовал

6)       Сегодня я понял____________

7)       Сегодня я научился_________

       Сегодня я задумался_________

9)       Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

Урок мне хочется закончить словами К. Г. Гарина-Михайловского: «Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать», Что мы с вами и будем делать на каждом последующем уроке.



 

Информационные источники.

  • Фотографии птиц - http://pict.by.ru/  фауна животные звери домашние дикие галереи

  • http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция ЦОР

  • А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. –М.: Издат-Школа 2000, 1999. с.194-195 [Приложение 1]

  • Википедия  http://ru.wikipedia.org/

  • Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.

 





Викторина носит информационный характер. Сообщаются сведения об интересных фактах из жизни птиц. Игроки определяют птицу, о которой идёт речь.

На доске фотографии птиц, имеющие порядковые номера:


  1. Лебедь.

  2. Скопа рыболов.

  3. Белая цапля.

  4. Глухарь.

  5. Краснозобая казарка.

  6. Сова.

  7. Фламинго.

  8. Снегирь.

  9. Скворец.

  10. Пеликан.

  1. В 1958 г. в Шотландии начала гнездиться единственная в Великобритании пара птиц. Гнездовье тщательно охраняли, оборудовали смотровую площадку, оттуда 25 тыс. человек в течение 8 лет наблюдали за редкостной птицей. (Скопа рыболов).

  2. У большинства птиц поют самцы. У кого поют самки? (Снегирь).

  3. Эта птица одна из самых популярных в мифологии Греции. Их впрягал Аполон в свою колесницу. В эту птицу превращался Зевс-громовержец, чтобы соединиться с красавицей Ледой. Этот сюжет вдохновил Леонардо да Винчи на создание картины. (Лебедь).

  4. Эта птица на зиму не улетает. От морозов спасается, зарываясь в снег. Если ранней весной после оттепели ударит мороз, образуется наст, птицы могут погибнуть (Глухарь).

  5. 5. На рубеже 19-20 веков мода чуть не погубила этих птиц. Пучками перьев этих птиц украшали головные уборы и причёски дам. Из одной лишь Венесуэлы в Лондон ежегодно вывозили 1,5 млн. шкурок этих птиц. Международные соглашения взяли под охрану этих птиц (Белая цапля).

  6. Во Франции существует специальная национальная группа по борьбе с этими птицами. Через территорию этой страны проходят перелётные пути этих птиц к местам зимовок в Африке. По пути, они уничтожают вишнёвые сады, плантации маслин, посевы кукурузы.

(Скворец).

  1. Из всех птиц, только у этой есть, своего рода, ушные раковины, кожные валики вокруг уха (Сова).

  2. Самый миниатюрный и самый красивый гусь нашей страны. В оперении преобладают кирпично–красные тона. Гнездится, только в России - в тундре Ямала, Таймыра, Гыдана. Селятся небольшими колониями – до 10 пар, по обрывистым берегам рек и озёр. Часто устраивают гнёзда рядом с соколом – сапсаном, канюков и полярной совой, такие грозные соседи защищают кладку от песцов и поморников. В Московском зоопарке, разводя этих птиц, специально ставили рядом клетку с соколом (Краснозобая казарка).

  3. Эти птицы хватают рыбу погружая в воду только голову, шею и переднюю часть туловища. В их клювах мелькают крупные сазаны, весом не менее килограмма. Горловые мешки птиц переполняются добычей. По земле они передвигаются неуклюже в развалку, опираясь на заднюю часть туловища, их лапы перетянуты перепонкой. Отдельные гнездовые колонии этих птиц есть в дельтах Дона, Днепра и Волги, в Приазовье и на побережье Каспийского моря. Зимуют в Китае, Египте и Индии. Гнездятся в глухих местах, колониями, на заросших тростником островках. Как у большинства крупных птиц, яиц в гнезде немного, 2 – 3 белых яйца. Они охраняются законом и всякая охота на них категорически запрещена (Пеликан).

  4. Это самый экзотический и удивительный представитель нашей фауны. Всё в этой птице – розовый цвет оперения, длинная шея, розовые, непропорционально длинные ноги и красный, с чёрным концом нос, причудливо изогнутый клюв – производит впечатление чего – то нереального, фантастического. Благодаря вытянутым ногам, такой же шее и сравнительно короткими крыльями в полёте напоминают своей формой крест (Фламинго).





















Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос