РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спортивного кружка
«Лёгкая атлетика»
для обучающихся 5 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составил: учитель физической культуры Ерёменко Евгений Игоревич |
г. Наро-Фоминск
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа спортивного кружка «Лёгкая атлетика » предназначена для обучающихся 9 – 10 классов МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов.
Представленная программа изучается в рамках реализации основной образовательной программы общего и среднего образования МБОУ Наро-Фоминская СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов, Программы физкультурно-спортивного воспитания обучающихся.
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 2008 год).
Цель программы:
Целью программы является оздоровление молодого поколения, развить жизненно важные физические качества: быстрота, выносливость, сила, координация движений, гибкость, ловкость. Обучить основам легкоатлетических прыжков и других видов легкой атлетике.
Учитывая эти особенности, программа по легкой атлетике для школьников ориентируется на решение следующих задач.
Задачи программы:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию;
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;
- обучение и совершенствование легкоатлетическим упражнениям, гимнастическим, подвижным и спортивным играм;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- формирование общих представлений о легкой атлетике, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;
- обучение простейшим способам физической нагрузки, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
- направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- направленностью на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебно-тренировочного материала на целостное формирование мировоззрения юных спортсменов в области легкой атлетике и физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
Общая характеристика курса «Лёгкая атлетика».
Легкая атлетика-один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического многоборья -десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе "Быстрее, выше, сильнее" можно не задумываясь отнести именно к легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Это один из основных и наиболее массовых видов спорта. Легкая атлетика часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов. Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ. Легкоатлетические упражнения являются одной из основных частей всех ступеней всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Реализация данной программы предполагает:
Понятие о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой и походный шаг; переход на бег и с бега на шаг; ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления; упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.
Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами (перекладина, кольца, брусья, конь, канат, скамейка, стол, стенка, палка, скакалка и др.) в висах и упорах, подтягивания, перелезание, лазанье, сгибание и разгибание рук, поднимание согнутых ног, размахивания, соскоки, перевороты, подъемы; простейшие комбинации. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой.
Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба ,бег в равномерном, быстром и переменном темпе на дистанции до 800 м (отрезки 60, 100, 200 и 400 м).
Бег. Свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции. Отталкивание как основная фаза бега, техника высокого старта, финиширование, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; осанка и работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции (ознакомление), техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу, техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»). Повторный бег с предельной и около предельной интенсивностью по прямой и повороту на отрезках от 20 до 60 м с хода с переходом в бег по инерции, эстафетный бег на отрезках 40—60 м; кроссовый бег до 1000 м; различные беговые упражнения и многоскоки.
Прыжки. С места в длину, тройной, пятерной, в высоту; прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге; маховые движения ног в прыжках в длину и в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, ритм последних трех шагов, маховые движения рук в прыжках в длину и в высоту, отталкивание, приземление; прыжки в длину способом «согнув ноги», прыжки в высоту способом «перешагивание». Различные прыжки с доставанием предметов головой, ногой и рукой.
Метание. Общее ознакомление с техникой метания, держание снаряда (хоккейного, теннисного мяча, гранаты), исходное положение для метания, отведение снаряда, скрестный шаг, метание (мяча, гранаты) с 1—3—5—7 шагов. Толкание ядра (ознакомление), толкание одной рукой вверх, вперед — вверх при держании его на весу. Упражнения с набивными мячами: перебрасывание и толкание в парах из различных положений (стоя, лежа, сидя); метание различными способами — снизу вперед, снизу через себя назад, вперед из-за головы двумя руками; толкание набивного мяча с места вверх, вперед, стоя лицом и боком в сторону толчка.
Описание места курса в учебном плане
Курс «Лёгкая атлетика» относится к физкультурно-спортивному направлению. В соответствии с учебным планом курс «Лёгкая атлетика» изучается в 5 классе: 2 часа в неделю, всего за год 68 часов
.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые предметные результаты освоения
курса «Лёгкая атлетика»
Предметными результатами изучения курса «Лёгкая атлетика» является формирование следующих умений.
Ученик научится:
Знать/понимать
-
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
-
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
-
уметь
-
выполнять технические элементы из видов легкой атлетики;
-
осуществлять судейство школьных соревнований по легкой атлетике;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;
-
проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения;
-
коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
-
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг
Ученик получит возможность научиться:
-
Планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
Определять общую цель и путей её достижения.
-
Распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль.
-
Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
-
Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Содержание курса «Лёгкая атлетика » с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Содержание (темы) раздела |
Характеристика деятельности учащихся |
Количество часов |
. Спринтерский бег. |
формулировать и удерживать учебную задачу;-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Ставить вопросы, обращаться за помощью. Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60 м |
8 ч. |
Равномерный бег. |
Правильно осваивать технику выполнения специальных беговых упражнений. Использовать общие приёмы решения поставленных задач. Ставить вопросы, обращаться за помощью. |
4 ч. |
Бег для общей выносливости. |
Правильно осваивать технику выполнения специальных беговых упражнений и правильно принимать положения низкого старта. Передавать эстафетную палочку в эстафетном беге. |
11 ч. |
Прыжок в длину, метание малого мяча |
Вносить дополнения и изменения в выполнение упражнений. Осуществлять рефлексию способов и условий действий; узнавать, выделять и использовать в действии. Вести устный диалог, строить понятные для партнёра высказывания |
8 ч. |
Медленный бег |
Правильно осваивать технику выполнения специальных беговых упражнений. Элементы спортивных игр, подвижные игры. |
8 ч. |
Бег для общей выносливости. |
Правильно осваивать технику выполнения специальных беговых упражнений. Элементы спортивных игр, подвижные игры. |
9 ч. |
Прыжок в высоту. |
правильно подбирать короткий разбег в прыжках в высоту. Правильно выполнять отталкивание толчковой ногой. |
9 ч. |
Гимнастические упражнения с элементами акробатики. |
Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Прыжки в высоту с прямого разбега, толчок двумя с разворотом спиной к планке ,лицом к планке кувырком в глубину. Элементы спорт игр. |
11ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
|
||
Спринтерский бег. 8 ч. |
|||
1 |
История легкой атлетики . Инструктаж по ТБ на занятиях по л/а и подвижных игр. |
|
|
2 - 3 |
Техника выполнения высокого старта, обучение |
|
|
4 - 8 |
Бег по дистанции (30-40м). Эстафетный бег. Игра «перестрелка». |
|
|
Равномерный бег. 4 ч. |
|||
9 -10 |
Равномерный бег. Специальные беговые упр. Комплекс ОРУ у гимнастической стенки. |
|
|
11 - 12 |
Бег с высокого старта (20—30м). Повторный бег 5х50м с учетом времени. Подвижные игры. |
|
|
Бег для общей выносливости. 11 ч. |
|||
13 - 14 |
Комплекс ОРУ в движении. Специальные беговые упр. |
|
|
15 - 16 |
Техника выполнения низкого старта, обучение |
|
|
17 - 23 |
Бег по дистанции (30-40м).Подвижные игры. |
|
|
Прыжок в длину, метание малого мяча. 8 ч. |
|||
24 - 27 |
Специальные прыжковые упражнения. Прыжки в длину |
|
|
28 - 31 |
Прыжки в длину .Метания м/мяча с места ,с шага ,с 3х шагов. Подвижные игры. |
|
|
Медленный бег 8.ч. |
|||
32 |
Медленный бег, разновидность бега, ОРУ |
|
|
33 - 35 |
Бег для общей выносливости. Комплекс ОРУ |
|
|
36-39 |
Медленный бег . Комплекс ОРУ у гимнастической стенки .Специальные прыжковые упражнения. Прыжки в длину .Метания м/мяча на дальность.Элементы спортивных игр, подвижные игры. |
|
|
Бег для общей выносливости. 9 ч. |
|||
40 -43 |
Бег для общей выносливости. Комплекс ОРУ в парах. Подвижные игры |
|
|
44- 48 |
Синхронно выполнять ору в парах. Научиться играть в баскетбол по упрощенным правилам |
|
|
Прыжок в высоту. 9 ч. |
|||
49 |
Влияние занятий легкой атлетикой на организм занимающихся. Подбор разбега. Комплекс упражнений на развитие гибкости. |
|
|
50 - 58 |
Разминочный бег. ОРУ у гимнастической стенки. Спец. прыжковые упражнения. Прыжки в высоту с короткого разбега .Подвижные игры. |
|
|
Гимнастические упражнения с элементами акробатики. 11 ч. |
|||
59 - 61 |
Влияние занятий легкой атлетикой на организм занимающихся. Подбор разбега. Комплекс упражнений на развитие гибкости. |
|
|
62 - 65 |
Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Подвижные игры |
|
|
66 - 68 |
Акробатика. Кувырки вперед, назад. Упражнения на равновесие. Развитие силы мышц плечевого пояса и спины подвижные игры. |
|
|
|
Итого |
68 |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»