Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»
(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета Протокол № 3 от «27» мая 2016 г. |
УТВЕРЖДЕНА: Директор МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк» ___________________ И.В. Михеева Приказ № 78(а) от «03» июня 2016г. |
Рабочая программа
инструктора по труду
МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»
Азарьянц Натальи Ивановны
на 2016-2017 учебный год
Прокопьевск 2016
Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка» (В. А. Сухомлинский).
Рабочая программа инструктора по труду МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк» (далее – Программа) разработана для детей от 4 до 7 лет. Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству.
Новизна Программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразностьобусловленанеобходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
1.1.1. Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии с:
-
Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
«Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
-
Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк».
На основе следующей программы:
-
Программа «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комарова.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Реализуется Программа в течение учебного года.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и направлена на достижение следующей цели:
формирование у детей знаний, умений и навыков через использование такого вида художественной деятельности как лепка и аппликация, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Эта цель реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
Программа направлена на решение следующих задач:
-
формировать комплекс художественных знаний, умений, навыков;
-
осваивать приёмы и методы практической работы с различными материалами;
-
изготавливать художественные изделия самостоятельно и с помощью педагога;
-
усваивать правила безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами;
-
развивать творческую деятельность, эстетические чувства, воображение, самостоятельность, трудолюбие, умение работать в коллективе;
-
воспитывать интерес дошкольников к художественному творчеству;
-
воспитывать у дошкольников такие качества, как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях.
1.1.4. Принципы реализации Программы
-
Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
-
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
-
принцип поддержки детской инициативы и формированияпознавательных интересов каждого ребенка;
-
принцип конкретности и доступности учебного материала,
-
соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
-
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
-
принцип постепенности подачи учебного материала;
-
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп.
1.1.5. Особенности развития детей (возрастные особенности детей)
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, таккак он заполнен существенными физиологическими, психологическими исоциальными изменениями. Это период жизни, который рассматриваетсяв педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая,беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детствоиграет решающую роль в становлении личности, определяет ход еёразвития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возрастанеобходима для правильной организации осуществления образовательногопроцесса.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника являетсяизобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметовдовольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисункаможет меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшимитехническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кистикраской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски.Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатыватьпластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук,соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы,используя стеку и путёмвдавливая. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляюткомпозиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов,мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметыритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.
Творческие проявлениястановятся более осознанными и направленными (образ, средствавыразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное(замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет насовершенствование техники художественного творчества. Могут проводитьузкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца,дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре дляполучения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон дляполучения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети всостоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев,сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы,украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами:дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников,преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколькотреугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькиепрямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разныхпредметов или декоративные композиции.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании они могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Им становятся доступны приёмы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
1.2. Планируемые результаты Программы
Результатом реализации программы следует считать:
-
построение художественно-эстетической развивающей среды в детском доме;
-
личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения Программы;
-
сформированностьу детей знаний, умений, навыков изобразительной деятельности.
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводится одно занятие лепка и аппликация (чередуются). Занятие проводится в утренний отрезок времени.
Группа |
Продолжи-тельность занятия (мин.) |
Кол-во занятий в неделю |
Кол-во занятий в год |
Средняя |
20 |
1 |
32 |
Старшая |
25 |
1 |
32 |
Подготовительная к школе |
30 |
1 |
32 |
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на занятиях по лепке (Приложение 1) и аппликации (Приложение 2).Занятия лепкой и аппликацией – основная форма организации трудовой деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс трудового воспитания, обучения и развития ребенка. Умения и навыки закрепляются и отрабатываются в процессе индивидуальной работы и отражаются в карте«Обследование знаний, умений и навыков детей» (Приложение 3).
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например,птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический способ более сложный. Эта лепка из целого куска глины, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки собачка из общего кусочка глины ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска глины и из отдельных деталей или частей. Например, из куска глины лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.
Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмырельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы.
Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать комбинированный способ лепки, а рабочим материалом, как правило, может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто.
Методы и приёмы:
Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
Раскатывание – кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными или круговыми движениями кистей рук.
Скатывание – кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.
Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.
Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание – наиболее применяемый приём - для этого шарик или колбаску сдавливают до формы лепёшки.
Надавливание и размазывание – важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Задачи:
-
развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, персонажей литературных произведений, фигуры человека и животных в движении, объединяя небольшие группы предметов в несложные сюжеты;
-
передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей, выразительность образа (Социализация, Чтение, Познание);
-
совершенствовать практические навыки при использовании пластического, конструктивного, комбинированного способов лепки;
-
побуждать моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать созданные изображения с помощью рельефных налепов, прорезания или процарапывании поверхности вылепленных изделий стекой;
-
использовать дополнительные материалы (косточки, зерна, бусинки и т.д.) и кистевую роспись в качестве декора вылепленных изделий (Познание, Физическая культура).
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствоватьумение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплятьприёмы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипывать лёгким оттягиванием всех краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельныхчастей из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка,клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленногопредмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для полученияполой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрятьстремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
К концу года дети должны уметь:
-
уметь прищипывать лёгким оттягиванием все края сплюснутого шара;
-
вытягивать отдельные части из целого куска;
-
прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички);
-
уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы(овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерныеособенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины пластилина ленточным способом.
Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивными комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы,делать предметы устойчивыми.
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человекаи животных в движении, объединять небольшие группы предметовв несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами»,«Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.
Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературныхпроизведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенькаи Медведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой,наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного,перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразнымиматериалами для лепки; побуждать использовать дополнительныематериалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).
Закреплять навыки аккуратной лепки.
Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностямидекоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношениек предметам народного декоративно-прикладного искусства.
Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек(дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
Формировать умение украшать узорами предметы декоративногоискусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепамии углубленным рельефом, использовать стеку.
Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленногоизображения, когда это необходимо для передачи образа.
К концу года дети должны уметь:
-
уметь лепить с натуры и по представлению знакомые предметы(овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); - передавать их характерныеособенности;
-
уметь лепить посуду из целого куска глины пластилина ленточным способом;
-
уметь лепить предметы пластическим, конструктивными комбинированным способами;
-
сглаживать поверхность формы,делать предметы устойчивыми.
-
уметь передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человекаи животных в движении, объединять небольшие группы предметовв несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Птицы на кормушке»,«сказочные рыбки» и др.
2.1.3. Подготовительная группа
Развивать творчество детей; учить свободно использовать длясоздания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажейразнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передаватьформу основной части и других частей, их пропорции, позу, характерныеособенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формыдвижениями пальцев и стекой.
Продолжать формировать умение передавать характерные движениячеловека и животных, создавать выразительные образы (птичка поднялакрылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; детиделают гимнастику – коллективная композиция).
Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур,развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов,их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
Декоративная лепка.Продолжать развивать навыки декоративнойлепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленныйрельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину,создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилинапредметныеи сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
К концу года дети должны уметь:
-
передаватьформу основной части и других частей, их пропорции, позу, характерныеособенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формыдвижениями пальцев и стекой;
-
формировать и передавать характерные движениячеловека и животных, создавать выразительные образы (птичка поднялакрылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция);
-
создавать скульптурные группы из двух-трёх фигур,развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов,их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.
|
Аппликация (от латинского applicatio– накладывание) – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из бумаги. Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации даёт возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.
В предметнойаппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
Сюжетно-тематическаяаппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом.
Декоративнаяаппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.
а) Умственное воспитание – постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
б) Сенсорное воспитание – непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
в) Нравственное воспитание – изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
г) Трудовое воспитание – здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
д) Эстетическое воспитание – чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Задачи:
-
воспитывать интерес к аппликации, усложняя её содержание, расширяя возможности создания разнообразных изображений;
-
формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоватьсяими.
-
обучать вырезыванию, начиная с формирования навыкаразрезания по прямой линии сначала коротких, а затем длинных полос;
-
учитьсоставлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка,дерево, кустик и др.);
-
учить вырезать круглые формы из квадрата иовальные из прямоугольника путем округления углов;
-
использовать этотприём для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.д.;
-
соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами;
-
продолжать, расширять количество изображаемых в аппликациипредметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, такие воображаемые) из готовых форм;
-
учить детей преобразовывать эти формы,разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти;квадрат – на треугольники и т. д.);
-
закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания;
-
соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами;
-
поощрять проявление активности и творчества.
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержаниеи расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоватьсяими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыкаразрезания по прямой линии сначала коротких, а затем длинных полос. Учитьсоставлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка,дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата иовальные из прямоугольника путем округления углов; использовать этотприём для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликациипредметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, такие воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы,разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти;квадрат – на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
К концу года дети должны уметь:
-
уметь правильно держать ножницы и пользоваться ими;
-
уметь разрезать по прямой линии сначала коротких, а затем длинных полос;
-
уметь составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.);
-
уметь разрезать их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т.д.);
-
правильно пользоваться ножницами.
Закреплять умение детей создавать изображения(разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги изквадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрическиефигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники),создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративныекомпозиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложеннойгармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложеннойпополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительногообраза учить приему обрывания.
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнятьих деталями, обогащающими изображения.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
К концу года дети должны уметь:
-
уметь создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски;
-
вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие:
-
квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники);
-
создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
-
уметь вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.);
-
соблюдать правила техники безопасности;
-
аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей;
-
составлять узоры из геометрических фигур.
Продолжать учить создавать предметные и сюжетныеизображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции(учить красиво, располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующегопропорциям изображаемых предметов).
Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции изгеометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы;изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народногоискусства.
Закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги,сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложеннойгармошкой.
При создании образов поощрять применение разных приёмов вырезания,обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая ихклеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема);учить мозаичному способу изображения с предварительным лёгкимобозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжатьразвивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрятьпроявления творчества.
К концу года дети должны уметь:
-
уметь создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению;
-
уметь составлять композиции (учить красиво, располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов);
-
уметь составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства;
-
уметь вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложеннойгармошкой.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графо моторных навыков.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будут препятствовать овладению чтением и письмом. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
3.1. Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют:
-
требованиям, определяемым в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13;
-
требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
-
требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
-
требованиям к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной среды.
Оборудование кабинета
Мебель |
Технические средства обучения |
Материальная база |
труду– 1 шт.
пособий и методической литературы – 1 шт.
труду–1 шт.
|
|
|
3.2. Оснащение предметно-пространственной среды
Функции кабинета инструктора по труду:
-
создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
-
проведение обследования детей с целью выявления уровня трудовых знаний, умений и навыков;
-
проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
-
По отношению к детям:
-
учебную зону
-
двигательную зону
Учебная зона обеспечивает место проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий и содержит: стулья в соответствии с численностью в подгруппах (до 6 человек), рабочий стол, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.
Двигательная зона обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных и релаксационных упражнений, а также используется для чередования работы за партой и игры на ковре.
-
По отношению к деятельности специалиста:
-
диагностическую зону
-
коррекционно-развивающую зону
-
методическую зону (пособия, программы, документация специалиста)
Диагностическая зона оснащена специализированным инструментарием, направленным на обследование уровня развития трудовых процессов воспитанников.
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактические, раздаточные, аудио и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся.
Методическая зона оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельностиинструктора по труду, учебными и развивающими программами, нормативными документами, текущей документации. Данная зона отвечает задачам организационно – планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи в шкафу для хранения данных материалов.
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
1. |
Аппликация |
М.А.Гусакова |
МОСКВА, «Просвещение» |
1982 |
2. |
Аппликация в детском саду |
А.Н.Малышева, Н.В. Ермолаева |
Ярославль, «Академия развития» |
2006 |
3. |
Методика рисованию, лепке, аппликации в детском саду. |
Н.П. Сакулиной |
Москва «Просвещение» |
1972 |
4. |
Изобразительная деятельность в детском саду |
Г.Г.Григорьева |
Москва, |
2007 |
5. |
Изобразительная деятельность дошкольников. |
Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова |
Издательский центр «Академия», Москва |
1997 |
6. |
Программа воспитания и обучения в детском саду |
М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова |
Москва, «Воспитание дошкольника» |
2004 |
7. |
Занятие аппликацией в детском саду. |
З.А. Погатеева |
Москва «Просвещение» |
1988 |
8. |
Аппликация в детском саду |
А.А. Грибовская. |
Москва «Просвещение» |
1991 |
9. |
Мы лепили, мы играли |
И.А.Лыкова
|
М, Карапуз - Дидактика |
2005 |
10. |
Поделки из пластилина и солёного теста |
А.А. Анистратова, Н.И. Гришина
|
Москва, «Издательство Оникс» |
2009 |
11. |
Л.П. Савина |
«Пальчиковая гимнастика» |
Москва, «Родничёк» |
2006 |
Дополнительная литература для воспитанников:
-
Художественная: Малые жанры фольклора. Загадки, потешки, стихи, физ.минутки, пальчиковая гимнастика .
-
Наглядные пособия и оборудование:предметны.сюжетные картинки, предметы народно-прикладного искусства(тарелки, дымковские и филимоновские игрушки), репродукции натюрмортов, иллюстрации.
-
Оборудование:глина, пластилин, доски, стеки, салфетки, картон, ножницы, цветная бумага, карандаши,клей, для каждого ребенка.
-
Атрибуты (по лепке): муляжи овощей, фруктов, грибов.
Приложение 1
Тематическое планирование
занятий по лепке
для детей средней дошкольной группы
№ п/п. |
Тема занятия |
Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Яблоки и ягоды Огурец и свекла Грибы Девочка в осенней одежде Козлёночек Зайчик Птички клюют зёрнышки Мисочки для трёх медведей. Мебель Автомобиль Солдат Подарок для мамы Кукла - Неваляшка Рыбки в аквариуме Бабочки на цветке Полевые цветы Общее количество часов: |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 |
|
|
Тематическое планирование
занятий по лепке
для детей старшей дошкольной группы
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Яблоки, груши Морковь, свекла Грибы Красная шапочка Котёнок Лисица Птицы на кормушке Кувшинчик Столик Машина Солдат на посту Подарок маме Мишка - неваляшка Пряники для куклы Сказочные рыбки Полевые цветы Общее количество часов: |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 |
Тематическое планирование
занятий по лепке
для детей подготовительной группы
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Ваза с фруктами Блюдо с овощами Корзинка с грибами Девочка играет в мяч Собака со щенком Три медведя Птицы на ветке Посуда для куклы Мебель для зайки Пароход Пограничник с собакой Подарок для мамы Доктор Айболит и его друзья Пирожки для Мишки Насекомые весной Полевые цветы Общее количество часов: |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 |
Приложение 2
Тематическое планирование
занятий по аппликации
для детей средней группы
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Грибы. Волшебный сад. В загадочном лесу. Украшение платочка. Загадки (дикие животные – зайчик). Пирамидка из шаров. Бусы на ёлку. Чайная чашка. Большой дом. Лодки плывут по воде. Звено летящих самолётов. Подарок для мамы, бабушки. Красивый букет в вазе. Птица на ветке. Весенний ковёр. Шарики ко Дню Победы Общее количество часов: |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 |
|
Тематическое планирование
занятий по аппликации
для детей старшей группы
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Блюдо с фруктами и ягодами. На лесной полянке выросли грибы. Перелётные птицы. Платье на Алёнку. Домашнее животное. Наш любимый мишка. Петрушка на ёлке. Большой и маленький бокальчики. Дома на нашей улице. Машины едут по улице. Матрос с сигнальными флажками. Цветы для мамы. Пирамидка из шаров. Красивые рыбки в аквариуме. Шарики ко Дню Победы. Весенний ковёр. Общее количество часов: |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 |
Тематическое планирование
занятий по аппликации
для детей подготовительной группы
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Осенний ковёр. Ваза с фруктами. Грибы. Платье на куклу. Домашнее животное. Птица на ветке. Праздничный хоровод. Зимние забавы. Новый район города. Автомобиль. Полёт на луну. Поздравительная открытка для мамы. Любимая игрушка. Рыбки в аквариуме. Открытка ко Дню Победы. Полевые цветы. Общее количество часов: |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
16 |
Приложение 3
Обследование знаний, умений и навыков детей средней группы
по аппликации
№ |
Фамилия,имя ребёнка |
Программные содержания |
||||||||||||||
Правильно держать ножницы |
Сгибать лист пополам |
Резать по прямой |
Составлять узоры из геометрических фигур |
Наклеивать предметы из нескольких частей |
||||||||||||
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обследование знаний, умений и навыков у детей по аппликации
старшая группа
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Программные задачи |
||||||||||||||
Соблюдать правила работы с ножницами |
Резать бумагу по косой |
Вырезать предметы сложенные гармошкой |
Вырезать предметы сложенные вдвое |
Составлять несложные сюжетные композиции |
||||||||||||
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обследование знаний, умений и навыков у детей по аппликации
подготовительная группа
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Программные содержания |
||||||||||||||
Вырезать из квадрата круг |
Вырезать из прямоугольника овал |
Создавать сюжетные и декоративные композиции |
Вырезать предметы сложенные в двое |
Вырезать предметы сложенные гармошкой |
||||||||||||
н |
п |
п |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обследование знаний, умений и навыков детейпо лепке
средняя группа
№ |
Фамилия,имя ребёнка |
Программные содержания |
||||||||||||||
Раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями. |
Раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями. |
Делить пластилин нане равные части. |
Соединять части путём примазывания. |
Лепить предметы из целого куска. |
||||||||||||
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обследование знаний, умений и навыков у детей по лепке
старшая группа
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Программные задачи |
||||||||||||||
Раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями. |
Раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями |
Делить пластилин наравные части |
Закреплять приёмы лепки: отщипывания, скатывания. |
Лепить предметы из нескольких кусков. |
||||||||||||
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обследование знаний, умений и навыков у детей по лепке
подготовительная группа
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Программные содержания |
||||||||||||||
Раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями. |
Раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями |
Делить пластилин наравные части |
Закреплять приёмы лепки: прищипывания, оттягивания, примазывания. |
Лепить предметы из нескольких кусков. |
||||||||||||
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
н |
п |
к |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Профилактика аддиктивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, реализующих АООП»
- Вебинар «Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности современного педагога ОО. Использование интерактивных методов обучения»
- Вебинар «Театрализованная деятельность как эффективный способ развития речевых навыков у детей раннего и дошкольного возраста»