В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по окружающему миру

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа по окружающему миру
Войдите для скачивания файлов


http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif




Рабочая программа


Предмет окружающий мир


Класс 3 а


Учебный год 2017/2018


Срок реализации программы 4 года


Учитель Панова Елена Викторовна
























    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа по окружающему миру для начальной школы предназначена для учащихся 1-4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет окружающий мир.

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, является частью основной образовательной программы МАОУ «Обдорская гимназия» и представляет из себя скорректированный вариант примерной основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Окружающий мир. М.: Просвещение, 2014 г. Выполнение программы реализуется на базе УМК Предметная линия учебников системы «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая 1-4 классы. ФГОС. Окружающий мир:

    М. Ю. Новицкая, Плешаков А. А. Окружающий мир. 1-4 классы: учебник. для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М: «Просвещение», 2015 г.

    М. Ю. Новицкая, Плешаков А. А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М: «Просвещение», 2017 г.

    М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. Пособие для учителей. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013.

    В программе также учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования.

    Цели изучения предмета «Окружающий мир»:

    формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Основными задачами реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

    • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

    • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

    • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Содержание обучения рассчитано на 270 часов. 1 класс — 33 учебные недели, 2, 3 и 4 классы — по 34 учебные недели.

    1 класс - 66 ч;

    2 класс —68ч;

    3 класс —68ч;

    4 класс —68ч

    Нормативные документы

    Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936).

    4.

    Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (список изменяющих документов в редакции Приказов Минобрнауки России от 08.06.15 №576, 28.12.15 №1529, 26.01.16 № 38, 21.04.16 №459, 29.12. 16 №1677).

    5.

    Основная образовательная программа начального образования МАОУ «Обдорская гимназия» (приказ МАОУ «Обдорская гимназия» № 207 от 12 мая 2015 года).

    6.

    Авторская программа А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. организаций . — М.: Просвещение, 2014.


      1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА (ФГОС)

      Личностные результаты

      У обучающегося будут сформированы:

      • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

      • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

      • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

      • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей;

      • способность к оценке своей учебной деятельности;

      • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

      • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

      • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

      • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

      • установка на здоровый образ жизни;

      • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

      Обучающийся получит возможность для формирования:

      внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

      выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

      устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

      адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

      положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

      компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

      установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

      осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

      эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

      Метапредметные результаты


      класс

      Регулятивные УУД

      Познавательные УУД

      Коммуникативные УУД

      1

      Обучающиеся научатся:

      • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

      • Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

      • Выделять из темы урока известные знания и умения;

      • Планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что сказать потом);

      • Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

      • Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

      • Оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;

      • Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.


      Обучающиеся научатся:

      • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и др.);

      • Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;

      • Понимать схемы учебника, передавая их содержание в словесной форме;

      • Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;

      • Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

      • Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

      • Устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

      • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

      • Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

      • Располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».

      Обучающиеся научатся:

      • Включаться в диалог с учителем и сверстниками;

      • Формулировать ответы на вопросы;

      • Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

      • Договариваться и приходить к общему решению;

      • Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

      • Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

      • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

      • Употреблять в случае неправоты вежливые слова «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и пр.

      • Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

      • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

      • Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и др.) по теме проекта.

      2

      Обучающийся научится:

      • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

      • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе

      • учителя);

      • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

      • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

      • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

      • фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

      • оценивать правильность выполнения заданий, используя шкалы оценивания, предложенные учителем;

      • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

      • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

      Обучающийся научится:

      • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

      • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

      • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

      • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

      • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

      • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

      • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

      • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

      • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

      • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

      • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

      • моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времён года).

      Обучающийся научится:

      • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

      • формулировать ответы на вопросы;

      • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

      • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

      • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

      • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

      • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

      • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

      • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

      • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

      • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

      • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

      3

      Обучающийся научится:

      • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

      • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

      • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

      • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

      • планировать свои действия в течение урока;

      • фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

      • оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;

      • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

      • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

      • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

      Обучающийся научится:

      • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

      • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

      • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

      • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

      • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

      • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

      • сравнивать объекты по различным признакам;

      • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

      • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

      • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

      • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

      • моделировать различные ситуации и явления природы.

      Обучающийся научится:

      • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;

      • формулировать ответы на вопросы;

      • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

      • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

      • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

      • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

      • признавать свои ошибки, озвучивать их;

      • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

      • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

      • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

      • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

      • составлять рассказ на заданную тему;

      • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

      • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


      4

      • понимать, принимать и формулировать учебную задачу; 

      • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

      • планировать свои высказывания и действия;

      • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;

      • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

      • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

      • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

      • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;

      • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;

      • устанавливать причинно-следственные связи;

      • ориентироваться в разнообразие способов решения задач.

      • донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;

      • слушать и понимать речь других;

      • признавать свои ошибки, озвучивать их;

      • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

      • выразительно читать и пересказывать текст;

      • вступать в беседу на уроках и в жизни;

      • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

      • учиться выполнять различные роли в группе.

      Предметные результаты

      1 класс

      Ученик научится:

      называть свой домашний адрес и адрес школы;

      называть правила безопасности при переходе улицы;

      называть правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры, правилам поведения во время экскурсий по городу и за городом;

      называть основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.

      различать объекты неживой и живой природы;

      выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

      различать и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;

      различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;

      рассказывать о красоте и достопримечательностях своего города;

      сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека;

      приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

      выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

      рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

      проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

      выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

      приводить примеры видов труда людей;

      узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;

      Ученик получит возможность научиться:

      различать виды эмоционального состояния человека;

      воспроизводить гимн России.

      называть основные возрастные периоды жизни человека;

      называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

      рассказывать о способах движения и питания животных;

      рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

      различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

      ухаживать за комнатными растениями;

      ухаживать за домашними питомцами (кошками, собаками)

      выращивать растение одним из изученных способов.

      различать виды эмоционального состояния человека;

      воспроизводить гимн России.

      2 класс


      Ученик научится:

      узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

      описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

      сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

      проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

      использовать естественно­научные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

      использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

      использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

      обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

      определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

      понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

      узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

      различать прошлое, настоящее, будущее;

      оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

      использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

      Ученик получит возможность научиться:

      осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

      пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

      выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

      планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

      осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

      ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

      наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, страны;

      проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

      определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      3 класс

      Ученик научится:

      характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

      определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

      работать с планом местности и его видами, с масштабом;

      ориентироваться относительно сторон света;

      показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

      перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

      перечислять правила ответственного туризма;

      перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

      определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

      приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

      характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

      характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

      показывать на карте водные объекты;

      характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

      характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

      характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

      приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

      перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

      различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

      характеризовать природные сообщества на примере леса;

      характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

      характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

      определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

      перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

      определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

      перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

      определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

      определять значение своего имени;

      характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

      характеризовать основные правила гигиены;

      характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

      оказывать себе и другим людям первую помощь;

      перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

      определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

      узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,

      определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

      определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, также как и их столицы;

      характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

      Ученик получит возможность научиться:

      толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

      составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий;

      понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

      • оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

      4 класс

      Ученик научится:

      узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

      описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

      сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

      проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

      использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

      использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

      использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

      обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

      определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

      понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

      узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

      различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

      используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

      оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

      использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

      Ученик получит возможность научиться:

      использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото_ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

      моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

      осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

      пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

      выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

      планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

      осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

      ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

      наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

      проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

      определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение



        1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


        п/п


        Раздел (глава)

        Содержание учебного материала (Дидактические единицы)

        1 Класс

        1

        Мы и наш мир

        Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. При-родные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

        2

        Наш класс

        Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре. Источники знаний о прошлом. Значение труда в жизни человека и общества. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

        3

        Наш дом и семья

        Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её со-став. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Составление схемы родословного древа. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре. Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

        4

        Город и село

        Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

        5

        Родная страна

        Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Россия — многонациональная страна. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

        6

        Человек и окружающий мир

        Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура.

        2 Класс

        1

        Вселенная, время, календарь

        Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Россия на карте, государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край – частица России. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности музеи, театры, спортивные комплексы и пр. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

        2

        Осень


        Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Природа. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: листопад, перелёты птиц, дождь. Наблюдение за погодой своего края. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Примеры явлений природы: листопад. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Птицы, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Роль животных и растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

        3

        Зима

        Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Примеры явлений природы: снегопад. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Неживая и живая природа. Растения, их разнообразие, части растения. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Птицы, звери. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

        4

        Весна и лето

        Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, дождь, гроза. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоеме в разное время года. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей. Звезды и планеты. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Дикорастущие и культурные растения. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям, животным. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, их отличия. Особенности питания (хищные, растительноядные, всеядные). Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

        3 Класс

        1

        Радость познания

        Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Зависимость жизни человека от природы. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой информации.

        2

        Мир как дом

        Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Правила безопасного поведения в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Роль животных и растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

        3

        Дом как мир

        Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегревании. Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

        4

        В поисках всемирного наследия

        Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Водоёмы, их разнообразие (озеро); использование человеком. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

        4 Класс

        1

        Мы – граждане единого Отечества

        Общество — совокупность людей, которые объединены общей куль-турой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушива-нии гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество. Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

        2

        По родным просторам


        Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Географическая карта. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

        3

        «Путешествие по реке времени»


        История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

        4

        Мы строим будущее России


        Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Образование Российской Федерации. Современная Россия. Развитие сельского хозяйства в России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессио-нальное мастерство.


          1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





          Тема раздела

          Количество часов

          1 Класс

          1

          Мы и наш мир

          11 ч

          2

          Наш класс

          13 ч

          3

          Наш дом и семья

          15 ч

          4

          Город и село

          14 ч

          5

          Родная страна

          8 ч

          6

          Человек и окружающий мир

          5 ч


          Всего за год:

          66 ч

          2 Класс

          1

          Вселенная, время, календарь»

          15 ч

          2

          Осень

          19 ч

          3

          Зима

          17 ч

          4

          Весна и лето

          17 ч


          Всего за год:

          68 ч

          3 Класс

          1

          Радость познания

          13 ч

          2

          Мир как дом

          21 ч

          3

          Дом как мир

          24 ч

          4

          В поисках Всемирного наследия

          10 ч


          Всего за год:

          68 ч

          4 Класс

          1

          Мы – граждане единого Отечества

          13 ч

          2

          По родным просторам

          20 ч

          3

          Путешествие по реке времени

          26 ч

          4

          Мы строим будущее России

          9 ч


          Всего за год:

          68 ч
















          Календарно-тематическое планирование


          Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 2 уроков в неделю, всего 68 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 68 уроков.

          Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.



          КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

          Контрольные работы

          Проверочные работы

          Практические работы

          Экскурсии

          2

          2

          3

          2



          Тема урока

          Дата

          Коррекция

          Радость познания



          Свет знания



          Как изучают окружающий мир



          Изучение окружающего мира



          Книга - источник знаний



          Отправимся на экскурсию по родному городу.



          Экскурсия в краеведческий музей



          Практическая работа «О чём расскажет план?»



          Планета на листе бумаги



          Страны и народы на политической карте мира



          Путешествуя, познаём мир



          Транспорт. Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте.



          Путешествуем на транспорте



          Средства информации и связи. Проверочная работа по теме «Как изучают окружающий мир.»



          Мир как дом



          Мир природы в народном творчестве



          Из чего состоит всё



          Если у вас в доме газ, эти страницы для вас!



          Мир небесных тел



          Невидимое сокровище



          Стихийные бедствия. Ураган



          Самое главное вещество



          Практическая работа «Свойства воды». Круговорот воды в природе



          Природные стихии в народном творчестве



          Кладовые Земли. Проверочная работа по теме «Из чего состоит всё»



          Чудо под ногами



          Мир растений



          Плодородная земля и растения в народном творчестве



          Мир животных



          Контрольная работа №1 по теме «Мир живой природы»



          Работа над ошибками. Образы животных в народном творчестве



          Невидимые нити в живой природе



          Лес - волшебный дворец.



          Луг - царство цветов и насекомых



          Водоём - дом из воды



          Как сохранить богатства природы. Охрана природы в культуре народов России и мира.



          Дом как мир



          Родной дом - уголок Отчизны



          Свой дом - свой простор



          В красном углу сесть - великая честь



          Побываем в гостях



          На свет появился - с людьми породнился



          Проект «Родословное древо»



          Муж и жена - одна душа



          Святость отцовства и материнства



          Добрые дети - дому венец



          Детские игры - школа здоровья



          Строение тела человека



          Системы органов



          Как работает наш организм (опорно-двигательная и пищеварительная системы)



          Как работает наш организм (дыхательная и кровеносная системы)



          Что такое гигиена



          Наши органы чувств



          Гигиена органов чувств



          Практическая работа «Школа первой помощи»



          Первая помощь при лёгких травмах, обморожении, перегревании



          Здоровью цены нет



          Дом невелик, а стоять не велит.



          Контрольная работа №2 по теме «Строение тела человека».



          Работа над ошибками. Семейный бюджет.



          Мудрость старости. Путешествие к А.С.Пушкину.



          В поисках Всемирного наследия



          Всемирное наследие



          Московский Кремль - воинская крепость



          Кремль как центр государственной власти. Кремль - духовная святыня России



          Озеро Байкал



          Путешествие в Египет



          Путешествие в Грецию



          Путешествие в Китай



          66

          Путешествие в Иерусалим



          67

          Всемирные духовные сокровища



          68

          В поисках Всемирного наследия

























          Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

          Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 6300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

          Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
          Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
          Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
          Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
          @mail.ru