МБОУ СОШ №4 с углублённым изучением
отдельных предметов имени Г.К. Жукова.
Международный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»
Sorry Day –
австралийское покаяние
Исследовательский проект
Гуманитарное направление (5-6 класс)
6Г класс, Павленко Екатерина
Бахтинова Ирина Александровна, учитель английского языка,
тел.: 8(903)507-39-54, e-mail: irinabaht@mail.ru
Краснознаменск 2017
Оглавление
Введение___________________________________________________с. 3-4
Основная часть______________________________________________с. 5-9
Исследовательская часть______________________________________с. 10
Заключение _________________________________________________с. 11
Список литературы___________________________________________с. 12
Приложение – презентация в формате Microsoft PowerPoint.
Введение
Что делать стране, которая на протяжении столетия или больше совершала действия недопустимые или преступные в современном мире? Что если её история без этих действий не существует? Что если физическое существование этой страны не было бы невозможно без насильственного захвата земли или каторжного труда?
Эти вопросы возникают почти во всех бывших колониях, где теперь находятся просвещенные государства. К концу ХХ века в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Великобритании настойчиво стали звучать призывы изменить колониальное сознание и покаяться перед коренными народами покорённых земель.
Правительство Австралии принесло извинения пострадавшим и коренным народам.
Первое «прости» австралийские аборигены получили сверху. В мае 2000 года группа жителей Сиднея арендовала для этого частный самолёт.
Второе «прости» произнёс премьер-министр Австралии Кевин Радд спустя 8 лет, 13 февраля 2008 года.
Государства часто обижают свой народ и редко извиняются за содеянное. Тем ценнее каждый подобный пример.
Актуальность выбора темы подтверждается результатами анкетирования учащихся для изучения их осведомлённости по теме работы. Анализ результатов опроса показал, что большинству опрошенных о празднике Дне покаяния и об истории его происхождения не известно.
Предмет проекта
Страноведческий аспект истории и культуры Австралии.
Цель работы
Изучить и представить малоизвестный факт истории и культуры Австралии.
Задачи
1. Изучить литературные источники по теме.
2. Провести исследование об осведомленности учащихся школы по данному вопросу.
3. В рамках предметной недели по иностранным языкам ознакомить учащихся школы с малоизвестным фактом австралийской истории — Днем покаяния.
Методы
В работе использовались следующие методы:
Литературный поиск
Найдены и проанализированы публикации, содержащие информацию по теме работы в периодических печатных изданиях и сетевых ресурсах.
Социологический опрос
Проведено анкетирование учащихся для изучения их осведомлённости по теме работы. Ответить на 4 вопроса анкеты было предложено 72 ученикам 7-х классов.
Наглядно-агитационный
Для представления основных положений работы создана презентация в формате Microsoft PowerPoint.
Основная часть
26 мая жители единственной страны мира, которая занимает весь континент, отмечают День Покаяния. Sorry Day - это национальный день сожаления и вины перед коренным населением Австралии. Он служит напоминанием о насильственном захвате земель, карательных экспедициях, принудительном удалении детей из семей островитян пролива Торреса и аборигенов.
Из истории Австралии известно, что между 18 и 20 января 1788 года в залив Порт Джексон, на берегах которого теперь расположен крупнейший город страны - Сидней, причалила эскадра британских кораблей под командованием капитана Артура Филлипа. Сюда, в далёкую британскую колонию, которую открыл капитан Кук в 1770 году, причалило 11 кораблей Первого Королевского флота. На 6 из которых были доставлены 754 заключённых, на остальных 5 - военные с семьями. Всего прибыло 1373 человека.
Через несколько дней 26 января 1788 года капитан Артур Филлип установил флаг соединенного королевства на земле новой колонии. Население колонии присягнуло английскому королю Георгу III. Началось строительство зданий, появились первые фермы.
Через пару лет в страну прибыл Второй флот, а с 1815 года Британия стала приглашать переезжать в Австралию обычных граждан, предоставляя земельные участки.
До прибытия Первого флота британцев на континенте уже десятки тысяч лет проживали племена людей со своей уникальной культурой и укладом быта. Следовательно, именно они являются аборигенами (aborigene (лат.) - от начала) материка, первоначальными владельцами его земель. Это, примерно, - 750 тысяч аборигенов. Племена коренного населения говорили на 700 различных языках.
С появлением новых поселений британской колонии многим аборигенам пришлось покинуть традиционные места обитания и вплоть до 70-х годов ХХ века быть лишенными в Австралии всяческих прав. А также быть жертвами существовавшей практики насильственного отъёма у них детей для воспитания их в западной культурной традиции. Это привело к разрушению семей, утрате национальной принадлежности, распространению различных заболеваний и психических расстройств, отсутствию знания родного языка, потери связи с традиционной культурой и исторической средой обитания, утрате у людей родительских навыков. Одним словом, к вырождению аборигенов.
Практика отбора детей из семей аборигенов чтобы ассимилировать их в белом обществе началась уже в 1809 году. Тогда большинство белого населения Австралии всё ещё составляли высланные из Британии осуждённые. Но даже они считали очевидным своё культурное превосходство над местным населением. В начале ХХ века практику закрепили законодательно. Во второй половине ХХ века специальные законы, касавшиеся детей коренных народов, отменили. Однако, традиция отбора детей оставалась неизменной до начала 1970-х годов. Просто последние два десятилетия власти, опираясь на общие законы об опеке, считали самоочевидным, что коренным жителям не стоит позволять воспитывать детей. Забирали от младенцев до школьников — как правило, не старше 10 лет. Их помещали в детские дома, откуда некоторые попадали в приёмные семьи.
В 1995 году генеральный прокурор Австралии Майкл Лаварч дал указание государственной комиссии по правам человека провести расследование «законов, практик и обычаев прошлого, результатом которых стало отделение детей коренных народов от их семей в порядке принуждения, давления или чрезмерного влияния».
В 1997 году комиссия представила отчет под названием «Возвращение домой» (Bringing Them Home). Значительную часть этого документа составляли воспоминания людей, в детстве увезённых из семей.
По итогам расследования комиссия установила, что не только условия содержания детей в большинстве детских домов были чудовищными, но и в приёмных семьях дети часто подвергались насилию. Комиссии не удалось подсчитать точное количество детей, забранных из семей, но на основе 777 интервью она пришла к выводу, что это явление носило по-настоящему массовый характер.
Для австралийцев этот отчет был настоящим потрясением. Раньше они были уверены в том, что у аборигенов забирают детей для того, чтобы спасти их от нечеловеческих условий существования и предоставить им возможность пользоваться благами европейской цивилизации.
Кому-то из детей, действительно, посчастливилось попасть в руки заботливых и бескорыстных людей. Но как показано в отчете во многих случаях дело обстояло совсем иначе: жестокое обращение с детьми получило широкое распространение. В докладе утверждалось, что это было не просто ошибочная практика, а настоящая политика геноцида, целью которой было уничтожение аборигенов как самостоятельного народа.
Одри Кинир, советник по вопросам охраны здоровья камберского Комитета по делам аборигенов и жителей островов пролива Тореса вспоминает, что её саму забрали из семьи в четырёхлетнем возрасте, и ей пришлось провести детство в приюте. Ей было 28 лет, когда она снова встретилась со своей матерью. В течение долгих лет она даже не знала о своей национальной принадлежности. Иногда ей хотелось быть чистокровной аборигенкой, а иногда наоборот, - представительницей белой расы:
«…для белой расы мы были изгоями, мы не принадлежали ни к одному из народов. У нас украли всё — семью, родной язык, наше общество, нашу культуру, даже само чувство национальной принадлежности...».
В феврале 1998 года Роберт Моне, редактор журнала Quadrant писал: «…практика отчуждения детей у аборигенов является одной из позорных, а возможно и самой позорной страницей в истории Австралии 20 века».
Так, в конце ХХ века проблема детей, насильно отобранных у матерей-аборигенок, стала одной из самых обсуждаемых в австралийском обществе.
Идея покаяния перед коренным народом Австралии зародилась снизу, и несмотря на неодобрение правительства, охватила всю страну. Вот, например, цитата из письма читателя в газете Sydney Morning Herald: «Является ли каждое новое поколение новым обществом или оно всё же продолжает традиции существующего общества? Я не несу личной ответственности за чужое прошлое. Но я являюсь членом общества, дурно обошедшегося с целой группой людей в основном из-за цвета кожи. Этому обществу следует извиниться». В июле 1996 газета The Australian писала: «Ни одного человека нельзя обвинить в преступлениях, совершенных другими людьми. Но это не значит, что человек не может сожалеть о содеянном другими.» Общество было готово к покаянию.
Идея проведения Дня покаяния была решительно поддержана представителями различных церковных и общественных организаций, оказавших свое содействие в подготовке и изучении соответствующих материалов. Одна из общин даже выпустила "Книги прощения" (Sorry Books), в которых каждый мог выразить свое сожаление по поводу политики насильственного отчуждения детей. В результате было распространено более 1200 таких книг, в которых около 400 000 человек оставили свои записи.
В этих книгах нашло свое выражение глубокое чувство сострадания, проявленное австралийцами по отношению к коренным жителям своей страны. Молодые и пожилые, представители самых различных слоев общества, иногда даже с трудом находившие в себе силы писать понятно и красиво, выражали свои чувства такими словами: "Я не чувствую себя виновным, но мое сердце наполнено чувствами сожаления и стыда"; "Простите меня за ужасные страдания, причиненные людям", "От всего сердца прошу прощения за все несправедливости, выпавшие за эти годы на долю вашего народа".
Тем не менее, правительство во главе с премьер-министром Джоном Ховардом (1997 год) проигнорировало призыв принести официальные извинения, ссылаясь на то, что оно не может нести ответственность за действия своих предшественников. Так же без внимания властей осталась концепция проведения общенационального Дня покаяния, которой должен был означать официальное и всенародное признание ошибок, совершенных в прошлом.
В первую годовщину выхода отчёта, 26 мая 1998 года, сиднейцы впервые отметили День покаяния. В третью годовщину, в 2000-м, более 200 тысяч человек вышли на демонстрацию на сиднейском мосту с требованием, чтобы правительство наконец извинилось перед коренными народами. Покаяние последовало после смены правительства. 13 февраля 2008 года новый премьер-министр, Кевин Радд, на второй день работы нового парламента произнёс покаянную речь.
«Мы просим прощения за законы и политику, которые принесли страдания нашим согражданам. Мы в особенности просим прощения за то, что детей коренных народов забирали из семей, общин, народа. У всех представителей украденных поколений, у их наследников и их семей мы просим прощения за причиненные боль и страдания. Мы просим прощения у матерей и отцов, у братьев и сестер за разрушенные семьи и сообщества. Мы просим прощения за неуважение и унижение. От имени парламента Австралии мы просим, чтобы это покаяние было принято так, как оно приносится: в целях оздоровления нации. Мы полны надежд на будущее; мы верим, что теперь может быть написана новая страница истории нашего великого континента. Сегодня мы делаем первый шаг к этому будущему, в котором несправедливости прошлого никогда, никогда не смогут повториться».
Речь была поддержана парламентом и стала официальным обращением правительства к нации.
В настоящее время в Австралии проживает около 400 тысяч человек коренного населения или 2% общего населения страны. В последние годы многим племенам были возвращены их земли. Правительство объявило о своем намерении выделить в ближайшие 4 года 63 миллиона долларов на воссоединение семей и оказание соответствующих юридических услуг. В Австралии начали появляться центры языка, культуры и истории коренных народов, просветительские программы, направленные на информирование всего населения Австралии о судьбе так называемых украденных поколений.
День покаяния, который сейчас отмечается по всей стране 26 мая, постепенно становится праздником, хотя не имеет государственного статуса.
Исследовательская часть работы
Для изучения осведомлённости учащихся в вопросах, связанных с работой, было проведено анкетирование.
Мы предполагали, что большинству опрошенных о празднике Дне покаяния и об истории его происхождения не известно.
Ответить на 4 вопроса анкеты было предложено ученикам 7-х классах. Группу опрошенных (78 человек) составили подростки 13-14 лет.
Опросный лист содержал следующие вопросы:
-
Изучали ли вы страноведческий материал по теме «Австралия» на уроках английского языка?
-
Известно ли вам историческое происхождение праздника Sorry Day?
-
Знаете ли вы в чём смысл этого праздника?
-
Когда празднуется День Покаяния?
В опросе принимали участие ученики математических классов и классов с углублённым изучением английского языка. Разные предметные профили предполагают разные учебные программы. Поэтому анализ ответов учащихся на первый вопрос показал, что из 78 опрошенных 31 изучали страноведческий материал по теме «Австралия» на уроках английского языка (учащиеся языкового класса), 47 - не изучали (ученики математических классов).
На второй и третий вопросы 8 учащихся ответили утвердительно. Однако, представленные ими комментарии, не соответствуют историческим фактам, что позволяет судить о низкой осведомленности учащихся по теме проекта.
На 4-й вопрос все учащиеся ответили отрицательно.
Таким образом, большинству опрошенных о празднике Дне покаяния и об истории его происхождения не известно, что подтвердило наше предположение.
Заключение
С развитием человеческого общества и его гуманизацией провозглашается принцип единения и мирного сосуществование различных народов. Для этого необходимо научиться уважительно относиться к другим культурам, искоренять такое явление, как расизм. Мудрость каждого из народов должна служить всему обществу.
Коренные народы Австралии десятки тысяч лет в гармонии с природой формировали свои культуру и традиции, помогавшие выжить в тяжелых условиях климата. Этот опыт достоин уважения и сохранения. Он может представлять ценность для современного и будущих поколений. Разумеется, недопустимо было лишать коренные австралийские народы права на выбор жизненного пути на своём родном континенте и на нашей общей планете.
По нашему мнению, принеся извинения коренному населению, правительство Австралии сделало разумный шаг, достигнув единства народов страны, обновления общества и уважительных отношений между различными культурами.
Выводы
1. Выбранная тема работы недостаточно широко представлена в литературе. Возможно, это связано с небольшой историей описываемого события — 9 лет.
2. Анализ результатов анкетирования, проведённого среди учащихся 7-х классов школы, показал, что исторические и страноведческие аспекты работы большинству опрошенных учащихся не известны, что подтвердило наши предположения. Однако, большинство учеников языковых классов указали на изучение страноведческого материала по теме «Австралия», что соответствует учебной программе.
3. Основные положения работы запланировано представить в форме доклада на предметной неделе по иностранным языкам в 2017/2018 учебном году.
Список литературы
-
Баранова Н. День прощения. Австралия.//Livejournal – 4th-Dec-2007, 04:56 pm.
-
Гессен М. Австралийское покаяние// Вокруг света – 2012 – № 8. – С. 68–72.
-
Кузьмин В. День Австралии.// «Единение». Газета русской общины в Австралии №1060 от 21 марта 2015.
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Аппликация из раскрашенной бумаги как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Многофункциональная развивающая ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды ДОО»