В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Практикум по программированию. Язык Лого. 6 класс. Процедуры.













Погодин Виктор Александрович

Учитель высшей категории

г. Санкт-Петербург

ГБОУ СОШ №241


Информатика и ИКТ


Практикум по программированию


Язык Лого (Программные среды: LogoWriter, ЛогоМиры, KTurtle)


Процедуры


6 класс











Аннотация



Данный практикум предназначен для учащихся 6 классов, изучающих язык программирования Лого, его основные конструкции.

Тема начинается с краткого изложения справочного материала и разбора типичных упражнений.

Цель - не только помочь учащимся освоить тему процедур языка Лого, но и сориентировать их на дальнейшее его изучение . Задачник содержит упражнения и ответы к ним; задачи для самостоятельного решения; контрольные работы. Самостоятельные задания даны в двух вариантах и содержат разные уровни сложности. Контрольная работа имеет 3 уровня сложности: А - на “удовлетворительно”; Б - на “хорошо”; В - на “отлично”.

Сокращения:


* - обозначает задание повышенного уровня сложности;

<ч.>- число

<сер.ком.> - серия команд





Процедура (Вспомогательный алгоритм)


СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


Команда

Сокращенная запись

ПОЯСНЕНИЕ

Русский

Английский

НАПРАВО

RT

ПР ч.

поворот вправо на ч. гр.

НАЛЕВО

LT

ЛВ ч.

поворот влево на ч. град.

ВПЕРЕД

FD

ВП ч.

сдвиг вперед на ч. шагов

НАЗАД

BK

НД ч.

сдвиг назад на ч. шагов

СПРЯЧЬСЯ

HT

СЧ

черепашка невидима

ПОКАЖИСЬ

ST

ПЧ

череп. становится видима

РИСУЙ

PD

ПО

начать оставлять след

НЕРИСУЙ

PU

ПП

запрет оставлять след

ДОМОЙ

HOME

ДОМОЙ

возврат в исходную позиц.

ОЧИСТЬЭКРАН

CS

ИГ

очистка графич. экрана с возвратом в исход. пол.

ОЧИСТЬ

CLEAR

СОТРИ

очистка графич. экрана без изменения положения

Линейный алгоритм - набор команд, выполняемых последовательно друг за другом


Построить угол: ИГ ПР <ч.1> ВП 100 НД 100 ПР <ч.2> ВП 100 НД 100


Задача 1.

Используя команды движения и поворота,

получить рисунок: 100

Решение: 100

ИГ ЛВ 30 ВП 100 НД 100 ПР 120 ВП 100 НД 100

20

Задача 2.

Используя команды движения и поворота, 20 10

получить рисунок: 10 30

Решение: 30

ИГ ПР 90 ВП 10 ЛВ 90 ВП 10 ЛВ 90 ВП 20 ЛВ 90 ВП 20 ЛВ 90 ВП 30 ЛВ 90 ВП 30


Задача 3. 30

Используя команды движения и поворота,

получить рисунок:

Решение: 40

ИГ ПР 45 ВП 40 ЛВ 135 ВП 30 ПР 135 ВП 40 ЛВ 135 ВП 30



Циклический алгоритм - алгоритм, предусматривающий многократное повторение одних и тех же команд.


ПОВТОРИ <ч.>[<сер.ком.>] - команда цикла с известным

\_____________/ \__________/ числом повторений.

заголовок тело цикла


Черепашка считает: (+) сложение, (-) вычитание, (*) умножение, (/) деление

примеры: ПОВТОРИ <Н> [ВП <ч.> ПР 360 / <Н>] -

построение правильного Н –угольника


Задача 1.

Используя команду цикла, построить правильный 5- угольник со

сГруппа 1538тороной 40

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 5[ВП 40 ПР 360 / 5]


Задача 2.

Используя команду цикла, построить окружность с диаметром 40

РОвал 1537ешение:

ИГ ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР 360 /120]

Задача 3.

Используя команду цикла, построить правильный 6- угольник со

стороной 40

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 6[ВП 40 ПР 360 / 6]


Задача 4.

Используя команду цикла, построить квадрат со стороной 40

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 360 / 4]

Задача 5.

Используя команду цикла, построить правильный 3- угольник со

стороной 40

Решение:

ИГ ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 40 ПР 360 / 3] ЛВ 30


Задача 6.

Используя команду цикла, построить полуокружность с диаметром 40

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 60[ВП 1 ПР 360 /120]



Вложенными называются циклы, которые содержатся в теле другого цикла.

тело внешнего цикла

Прямая соединительная линия 1533Прямая соединительная линия 1534Прямая соединительная линия 1535

тело внутреннего цикла

Группа 1529

ПОВТОРИ <ч.1> [ПОВТОРИ <ч.2> [ <сер.ком.1> ] <сер.ком.2>]

Прямая соединительная линия 1523Прямая соединительная линия 1524Группа 1525

Прямая соединительная линия 1522внутренний цикл

внешний цикл


ПОВТОРИ <ч.1>[ПОВТОРИ <ч.2>[ПОВТОРИ <ч.3> [<сер.ком.1>] <сер.ком.2>]<сер.ком.3>]


Задача 1.

Используя вложенные циклы, построить из квадратов со стороной 60

рГруппа 1516исунок


Решение:

ИГ ПОВТОРИ 5[ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]

Вопросы: 1). Из чего состоит тело внешнего цикла ?

(ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90] ПР 90 ВП 40 ЛВ 90])

2). Из чего состоит тело внутреннего цикла ? (ВП 60 ПР 90)

3). Когда будут выполняться команды ПР 90 ВП 40 ЛВ 90 ?

(после выполнения команды ПОВТОРИ 4[ВП 60 ПР 90])

4). Сколько раз они будут выполняться ? (5 раз)

5). Сколько раз повторяются команды ВП 60 ПР 90 ? (20 раз)

Задача 2.

ИГруппа 1511спользуя вложенные циклы, построить из квадратов со стороной 40

рисунок

Решение:

ИГ ПОВТОРИ 4[ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90] ПР 90 ВП 20]


Вспомогательный алгоритм- это алгоритм, ранее созданный и используемый при решении задач.

Процедура- это новая команда для черепахи

Алгоритм, оформленный как процедура, начинается с заголовка

ЭТО <имя>” и заканчивается командой "КОНЕЦ".

Задание процедуры (создание новых команд)-


Клавиши

Русский

Пояснение

Ctrl + F


Переход на изнаночную сторону листа


ЭТО <имя>

<сер. ком.>

КОНЕЦ

-Заголовок процедуры

-Тело процедуры

-Окончание процедуры

Ctrl + F


Возвращение на рабочую сторону листа


<имя>

Вызов процедуры


ИЛ <имя листа>

Запись на диск


Задача 1.

Создать процедуру квадрат со стороной 40

Решение

ctrl + F

ЭТО КВ40

ПОВТОРИ 4[ВП 40 ПР 90

КОНЕЦ

ctrl + F

Вызов рисунка: КВ40


Задача 2.

Используя процедуру КВ40, создать цикл для получения рисунка


Решение:

ИГ ПОВТОРИ 5[КВ40 ПР 90 ПП ВП 50 ПО ЛВ 90]


Задача 3.

Используя 2 процедуры: ТР40 и ОКРУ, получить рисунок


Решение:

ИГ ТР40 ПП ВП 54 ПО ОКРУ


Задача 4.

Используя 2 процедуры ТР40 и 6УГ40, написать циклический алгоритм для получения рисунка




Решение:

ИГ ПОВТОРИ 6[(6УГ40 ЛВ 30 ВП 40 ПР 60 ВП 40 ЛВ 30 ТР40) ПР 30

ВП 30 ПР 30]


Задача 5.

Используя 3 процедуры ТР40 и 6УГ40 и КВ40, написать алгоритм для получения рисунка


Решение:

ИГ КВ40 В 40 6УГ40 Л 30 В 40 П 60 В 40 Л 30 ТР40







УПРАЖНЕНИЯ


1 Создать в редакторе процедуры: окружность с диаметром 40 (ОКРУ), правильный треугольник со сторонами 40 (ТР40), прямоугольник со сторонами 80 и 40(ПР8040), правильный шестиугольник со сторонами 40 (6УГ40), полуокружность с диаметром 40 (ПОКР), угол в 45 градусов (УГ45), овал с диаметром 40 (ОВАЛ), звезду со стороной 40 (ЗВ40) и вывести фигуры на экран.


а) б) в) г) д) е) ж)


2 Используя одну из полученных в упр. 4.1 процедур, написать циклические алгоритмы для построения рисунков:



а) б) в) г)




д) е) ж) з)




3 Используя две из полученных в упр. 1 процедур, написать алгоритмы для построения рисунков:


б) г)

д) е)



а) в)


ж) з) и)



4 Используя две из полученных в упр. 1 процедур, применяя цикл, написать алгоритмы для построения рисунков:


а) б) в) г)


д)




5 Используя три из полученных в упр. 1 процедур, написать алгоритмы для построения рисунков:




а) б) в) г) д) е)


ж) з) и)



6 Используя три из полученных в упр. 1 процедур, применяя цикл, написать алгоритмы для построения рисунков:



б) в) г)


а)







САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1

Создать указанные процедуры:

I вариант II вариант

1. Квадрат со стороной 100 1. Треугольник со стороной 50


КВ100 ТР50

2. Пятиугольник со стороной 50 2. Восьмиугольник со стороной 60

5УГ50 8УГ60

3. Параллелограмм 3. Ромб со стороной 70

со сторонами 40 и 80

ПАР4080 РОМ70


4*. Трапецию



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2

Используя одну из созданных в упражнении 1 процедуру, написать алгоритмы получения рисунков.

I вариант II вариант



1) 2) 1) 2)





3) 3)

4*.







САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3

Используя две из созданных в упражнении 1 процедуры, написать алгоритмы получения рисунков.

I вариант II вариант

1) 2) 1) 2)




3) 3)



4*.





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4

Используя три из созданных в упражнении 1 процедуры, написать алгоритмы получения рисунков.

I вариант II вариант


1) 2) 1) 2)



3) 3)





4*.







ПОВТОРНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

(ПРОЦЕДУРА)


1. Найти ошибки в процедурах построения прямоугольника со сторонами 50 и 30 и полуокружности


а) ЭТО ПАР 5030 б) ЭТО ПОКР

ПР 45 ПОВТОРИ 2[ВП 50 ПР 45 ВП 30 ПР 145] ПОВТАРИ 180 [ВП1 ПР 3]

КОНЕЦ КОНЦ

2. Создать две нужные процедуры и получить рисунки:


а) “компаса” б) “знака качества”


3. По данной процедуре построения правильного треугольника со стороной 30:


ЭТО ТР30

ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 30 ПР 120] ЛВ 30

КОНЕЦ


получить рисунок лодки.


4) Используя данные процедуры построения правильного треугольника и ромба со стороной 25: ТР25 и РОМ25


ЭТО ТР25 ЭТО РОМ25

ПР 30 ПОВТОРИ 3 ЛВ 30 ПОВТОРИ 2 [ВП 25

[ВП 25 ПР 120] ЛВ 30 ПР 60 ВП 25 ПР 120] ПР 30

КОНЕЦ КОНЕЦ


применяя цикл, получить рисунок «узора»:


5. а) Используя процедуры построения квадратов со сторонами 100 и 30, правильного треугольника со стороной 100 и прямоугольника со сторонами 60 и 20:


КВ100, КВ30, ТР100, ПР6020,


получить процедуру «дом».



6) По данным процедурам построения окружности с диаметром 40, правильного треугольника со стороной 60, квадрата со стороной 20 и прямоугольника со сторонами 100 и 60:


ОК40, ТР60, КВ20, ПР10060,

получить рисунки “девочки” и “папы”:







ТЕКСТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по теме "ПРОЦЕДУРЫ


Уровень А

I вариант

1. Найти ошибки в процедуре построения правильного треугольника со стороной 60:

ЭТО ТР60

ПОВТОРИ 3 [ВП 40 ПР 120]

КАНЕЦ


2. Используя данную процедуру построения квадрата со стороной 30:

ЭТО КВ30

ПОВТОРИ 4[ВП 30 ПР 90]

КОНЕЦ

применяя цикл, получить рисунок “столбика”:


3. Создать процедуры построения окружности с диаметром 70 и правильного

треугольника со стороной 70: ОК70 и ТР70 и получить рисунок “пешки”:



II вариант

1. Найти ошибки в процедуре построения квадрата со стороной 10

ЭТО КВ10

ПОВТОР 4 [ВП 10 ПР 70]

КОНЕЦ


2. Используя данную процедуру построения квадрата со стороной 30:

ЭТО КВ30

ПОВТОРИ 4[ВП 30 ПР 90]

КОНЕЦ

применяя цикл, получить рисунок “бус”:


3. Создать процедуры построения правильных шестиугольника и треугольника со стороной 50: 6УГ50 и ТР50 и получить рисунок “флакона”:





Уровень Б


I вариант

1. Найти ошибки в процедуре построения правильного восьмиугольника со стороной 20:

ЭТО 8УГ20

ПР 45 ПОВТОРИ 8 [ВП 20 ПР 60] ПР 45

КОНЕЦ


2. Используя данную процедуру построения правильного шестиугольника со стороной 45:

ЭТО 6УГ45

ПОВТОРИ 6[ВП 45 ПР 60]

КОНЕЦ

применяя цикл, получить рисунок “сот”:


3. Создать процедуры построения прямоугольника со сторонами 70 и 30 и правильного треугольника со стороной 30: ПР7030 и ТР30

и применяя цикл получить рисунок “забора”:



II вариант

1. Найти ошибки в процедуре построения правильного пятиугольника со стороной 90:

ЭТО 5УГ90

ЛВ 35 ПОВТОРИ 5 [ВП 90 ПР 45] ПР 18

КОНЕЦ


2. Используя данную процедуру построения окружности с диаметром 60:

ЭТО ОК60

ПОВТОРИ 180[ВП 1 ПР 2]

КОНЕЦ

применяя цикл, получить рисунок “венка”:


3. Создать процедуры построения квадрата со стороной 60 и окружности

с диаметром 60: КВ60 и ОК60 и применяя цикл получить рисунок “медалей”:




Уровень В

I вариант

1. Найти ошибки в процедуре построения ромба со стороной 15:

ЭТО РОМ 15

ЛВ 30 ПОВТОРИ 3 [ВП 15 ПР 60 ВП 25 ПР 60] ПР 30

КОНЕЦ


2. Используя данные процедуры построения окружности с диаметром 110 и прямоугольника со сторонами 45 и 90:

ЭТО ОК110 ЭТО ПР4590

ПОВТОРИ 360[ВП 1 ПР 1] ПОВТОРИ 2[ВП 45 ПР 90 ВП 90 ПР 90]

КОНЕЦ КОНЕЦ

получить рисунок “знака дорожного движения”:


3. Создать процедуры построения окружности и дуги с диаметром 40

и правильного треугольника со стороной 40:

ОК40, ДУ40 и ТР40

и применяя цикл получить рисунок «вертушки»:


II вариант

1. Найти ошибки в процедуре построения прямоугольника со сторонами 60 и 30:

ЭТО ПАР6030

ПР 45 ПОВТОРИ 3 [ВП 30 ПР 45 ВП 30 ЛВ 135] ЛВ 45

КОНЕЦ


2. Используя данные процедуры построения правильного треугольника со стороной 90 и окружности с диаметром 60:

ЭТО ТР90 ЭТО ОК60

ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП 90 ПР 120]ЛВ 30 ПОВТОРИ 180[ВП 1 ПР 2]

КОНЕЦ КОНЕЦ


получить рисунок “знака дорожного движения”:


3. Создать процедуры построения квадрата и правильного треугольника

со стороной 40 и окружности с диаметром 40: КВ40, ТР40 и ОК40

и применяя цикл, получить рисунок «пропеллера»:



ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ К УПРАЖНЕНИЯМ:

(Процедура. Вспомогательный алгоритм)


4.1а) ЭТО ОКРУ б) ЭТО ТР40

ПОВТОРИ 120[ВП 1 ПР ...] ПР 30 ПОВТОРИ 3[ВП ... ПР 120] ЛВ 30

КОНЕЦ КОНЕЦ

в)ЭТО ПР8040 г) ЭТО 6УГ40

ПОВТОРИ 2[ВП 80 ПР ... ВП 40 ПР ...] ЛВ 30 ПОВТОРИ 6[ВП 40 ПР ...]ПР 30

КОНЕЦ КОНЕЦ

д)ЭТО ПОКР е) ЭТО УГ45

ПОВТОРИ ...[ВП 1 ПР 3] ПОВТОРИ 2[ВП 90 НД ... ПР ...] ЛВ 90

КОНЕЦ КОНЕЦ

ж) ЭТО ЗВ40

ЛВ 18 ПОВТОРИ 5[ВП ... ПР 144] ПР 18

КОНЕЦ

4.2 а) ИГ ПОВТОРИ 4[... ПР 90 ]

б) ИГ ПОВТОРИ 4[ОКРУ ... ВП 20 ПР 90 ВП 80 ...]

в) ИГ ПОВТОРИ 4[ТР40 ... ВП 40 ЛВ 90 ]

г) ИГ ПОВТОРИ 3[ПР8040 ВП ... ]

д) ИГ ПОВТОРИ 4[6УГ40 ПР 90 ... ]

е) ИГ ПОВТОРИ 6[ПОКР ...]

ж) ИГ ... 2[УГ45 ПР 180]

з) ИГ ПОВТОРИ ...[ЗВ40 ПП ЛВ 90 ВП 33 ПР 90 ВП 23 ПО]


4.3 а) ИГ КВ40 ... ТР40

б) ИГ ПР8040 В 20 ОКРУ ... ...

в) ИГ ... ПР8040 ЛВ 90 ТР40 ... ВП 40 ЛВ 90 ТР40

г) ИГ ПР8040 ПР 60 ТР40 ... ... ТР40

д) ИГ ОКРУ ... ЗВ40

е) ИГ ПОКР ПП НД ... ПО ПОКР ЛВ 90 ОКРУ ПП НД 40 ПО ОКРУ

ж) ИГ ПОКР ЛВ 120 ПОВТОРИ ..[6УГ40 ... ПР 30 ВП 80 ЛВ 30 ПО] ЛВ 60 ...

з) ИГ ПР 90 ПР8040 ПР 90 ВП 40 ЛВ ... ПОВТОРИ 2[ВП 20 ОКРУ ВП 20]

и) ИГ 6УГ40 ... ВП 35 ПО ОКРУ]


4.4 а) ИГ ПОВТОРИ 4[КВ40 ВП 40 ... НД 40 ПР 90 ВП 40 ЛВ 90]

б) ИГ ПОВТОРИ 3[ОКРУ ... ЗВ40 ЛВ 72 ПП ВП 40 ПО ]

в) ИГ ПОВТОРИ 3[ТР40 ПР 30 ВП 20 ПР 180 ОКРУ НД ... ЛВ 90]

г) ИГ ПОВТОРИ 4[... ОКРУ ПР 90 ВП ... ]

д) ИГ ЛВ 30 ПОВТОРИ 3 [ОКРУ ... 20 ПР 60 НД 40 ЛВ 30 ТР40 ПР 30 ПП

ВП 95 ЛВ 60 НД 20 ПО]


4.5 а) ИГ ... ПОКР КВ40 В 40 ТР40

б) ИГ КВ40 ... ... ОКРУ

в) ИГ Р ОКРУ ... ... Р ПОКР ПР 90 КВ40

г) ИГ ТР40 НР В 35 ... ПР8040 ... ... Р ОКРУ

д) ИГ КВ40 В 40 ТР40 ПОВТОРИ 2[ ... ... Л 180 ОКРУ НЗД 20 Л 90]

е) ИГ 6УГ40 ... ВП 70 ПО ПР8040 ... ПР 90 ВП 8 ЛВ 90 ЗВ40


Список использованной литературы


  1. Добудько Т.В., Пугач В.И. Работаем в среде LogoWriter, учебное пособие для студентов педагогических училищ, институтов, университетов, Самара, 1996.

  2. Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе KTurtle (ПО для обучения программированию Kturtle): Учебное пособие. – Москва: 2008. - 50 с.

  3. Сопрунов С.Ф. Непростое программирование на Лого. - М.: Московский институт открытого образования, 2011. - 174 с. 



Интернет-источники


  1. Электронный учебник по LOGO WRITER для 5 классов, Романова А. и Вовчук А., Троицк, 2008 г. http://club.itdrom.com/gallery/gal_bumusers/inf_in_uch/11.html

  2. Электронный учебник Лого

http://www.myrobot.ru/logo/tutorial.php

  1. Шапошникова С.В. Изучение языка программирования Logo(Лого) в среде KTurtle, 2011, younglinux.info

Группа 1565Группа 1572

13


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос