В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Проектная мастерская "Птичья школа"

Автор : Жвакина Т.Г.

Журнал : 2022 Выпуск 2

Дата публикации :  27 Декабря 2022

  1. Вид методической разработки: проектная мастерская (авторская разработка в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения).

  2. Название: Проектная мастерская «Птичья школа».

  3. Тема: Организация групповой проектной деятельности младших школьников.

  4. Цель работы проектной мастерской как планируемый результат обучения: научить учащихся продуктивному взаимодействию в малых разновозрастных группах.

  5. Предметы: русский язык, математика, окружающий мир. 

  6. Участники: учащиеся 2-4 классов. 

  7. Время реализации: проектный день длительностью 4-5 уроков. 

  8. Оборудование: карточки с названиями птиц, бланки для расписания уроков, учебный план и гигиенические требования, статья о птицах, задания для квалификационного экзамена, вопросы для составления характеристики, оценочные листы, листы ватмана А3, ручки, цветные карандаши, линейки, ластики, клей.

Пояснительная записка

Человек ХХI века должен быть творческим и интеллектуально развитым созидателем, что подразумевает его активную жизненную позицию, умение мыслить критически и творчески, обладание коммуникативными и организаторскими способностями, ориентацию на духовно-нравственные ценности. Среди разных педагогических технологий, позволяющих осуществить поставленные задачи, ведущее место занимает групповая проектная деятельность младших школьников.

«То, что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Лев Семёнович Выготский

На начальном этапе проектной деятельности младших школьников используется система проектных задач, объединённых одной темой и направленных на получение не существовавшего в практике ребёнка результата. Так выглядит проектная мастерская «Птичья школа».

Эта проектная мастерская знакомит участников с профессией учителя, а именно с той её стороной, которая обычно скрыта от глаз детей. Учащиеся в учебно-игровой деятельности в течение четырех-пяти уроков с позиции школьного педагогического коллектива занимаются подготовкой к началу учебного года вымышленной, так называемой «птичьей» школы. Они выполняют задания (решают проектные задачи), которые способствуют развитию у них личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. При решении проектных задач используются знания и умения следующих предметов: русский язык, математика, окружающий мир.

Основная цель проектной мастерской: научить учащихся продуктивному взаимодействию в малых разновозрастных группах.

Почему в разновозрастных группах? Дело в том, что процесс группового взаимодействия, способствующий развитию моральных и социальных навыков учащихся, в этом случае более эффективен. Старшие дети, являясь примером для младших, помогают им в организации их деятельности, поддерживают тех малышей, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников. А сами в свою очередь, осознавая свою полезность и востребованность, учатся внимательно относится друг к другу, учатся ответственности за себя и за других.

Проектная мастерская, включающая в себя одновременно до 4 групп по 6 человек, работает по одному учебному дню (4-5 уроков) каждые две недели в течение 3-х месяцев или более с целью поочередного охвата всех учащихся 2-4 классов образовательного учреждения или в рамках внеурочной деятельности.

Педагогические задачи проектной мастерской:   

  • научить детей работать в малых разновозрастных группах;

  • научить работать с научно-познавательным текстом; научить извлекать, понимать и анализировать информацию;

  • научить детей планированию, моделированию, контролю, оценке своей деятельности;

  • научить учащихся применять предметные знания и умения в нестандартных ситуациях;

  • развивать у учащихся познавательную и творческую активность;

  • создать условия для самостоятельного определения и присвоения нравственных норм поведения в коллективе;

  • создать ситуацию оценивания труда учителя.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • анализ проблемы, анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез – составление целого из частей; 

  • смысловое чтение, извлечение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;

  • осознанное построение речевого высказывания в письменной форме;

  • планирование деятельности, поиск продуктивных способов решения проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное решение проблемы поискового и творческого характера; моделирование объекта; 

  • планирование сотрудничества; контроль и оценка своей деятельности;

  • нравственно-этическая ориентация.

Проектная мастерская «Птичья школа» предназначена для педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста. При некотором усложнении содержания предлагаемых заданий её можно использовать в работе со старшими детьми.

Этапы проектной мастерской (проектные задачи)

  1. Создать алфавитный список для классного журнала птичьей школы из отдельных карточек с названиями птиц, желающих учиться в этой школе. (См. приложение № 1)

  2. Осуществить взаимопроверку между группами выполненной работы, выявить и самостоятельно исправить ошибки.

  3. Изучить статью по теме «Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные» и сдать квалификационный экзамен в форме письменной контрольной работы. (См. приложение № 2, 3)

  4. Написать по заданному плану краткую характеристику будущих учащихся птичьей школы на основе курсовых материалов и алфавитного списка (См. приложение № 4). Публично представить характеристику.

  5. Составить расписание уроков в птичьей школе на трёхдневную учебную неделю с учётом гигиенических требований (См. приложение № 5)

  6. Нарисовать план учебного помещения птичьей школы и   написать обоснованный перечень необходимого оборудования для работы в наступающем учебном году. Публично представить и защитить разработанный план. 

  7. Провести педсовет и разработать правила поведения учащихся в птичьей школе. Оформить памятку с этими правилами. Публично представить памятку.

Продукт проектной мастерской

После выполнения всех проектных задач участниками каждой группы создается пакет документов, необходимых для начала работы вымышленной «Птичьей школы». Это список учащихся, документ о сдаче письменного квалификационного экзамена на соответствие должности учителя данной школы, характеристика учащихся, расписание уроков, план помещения школы с перечнем необходимого оборудования, памятка с правилами поведения учащихся.

Планируемый результат

В результате работы проектной мастерской «Птичья школа» у учащихся будет развито умение выстраивать сотрудничество, инициировать учебное взаимодействие с партнерами разных возрастов, умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы. Разнообразные и динамичные связи между учащимися, требующие от каждого ребёнка постоянного изменения своего ролевого участия, большой гибкости во взаимоотношениях, обогатят их коммуникативный и социальный опыт, повысят духовно-нравственный потенциал. Таким образом, участники проектной мастерской успешно обучатся продуктивному взаимодействию в малых возрастных группах.

Рефлексия и подведение итогов

  • Самооценка и коллективная оценка деятельности учащихся в группе осуществляется участниками после каждого этапа проектной мастерской. (См. приложение № 6, 7

  • Рефлексию своей деятельности участники проектной мастерской выполняют после окончания всей работы. (Приложение № 8

  • Заключение о характере деятельности учащихся, сформированности у них универсальных учебных действий и достигаемой цели выполняется независимым экспертом на основе наблюдений за ходом работы проектной мастерской. (См. приложение №  9)

Приложение № 1

Материал для подготовки карточек с названиями птиц

Аист воробей ворона галка глухарь голубь грач дрозд дятел жаворонок журавль клёст коршун кукушка куропатка ласточка лебедь орёл пингвин рябчик синица скворец снегирь сова соловей сорока утка чайка щегол ястреб

 

Приложение № 2

Статья «Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные»

Биология. Зоология. Класс Птицы (Пернатые)

Птицы - высокоорганизованные позвоночные животные. Их тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья. Челюсти вытянуты в клюв и одеты роговым покровом, лишены зубов. Форма и размеры клюва зависят от характера употребляемой пищи.

Имеют постоянную температуру тела: 39° - 43,5°С. Птицы обладают сложным инстинктивным поведением.

Вес и размеры колеблются от 1,6 г и 6 см (колибри) до 130 кг и 270 см (африканский страус).

Класс птиц включает в себя около 9000 видов. Распространены птицы от Арктики до Антарктиды.

Наука, изучающая птиц, — орнитология.

Птицы отлично приспособлены к полету: тело обтекаемой формы, воздушные мешки в легких, крылья, облегченный скелет. Полости трубчатых костей скелета заполнены воздухом, что облегчает полет птиц.

Для птиц характерны сложные формы заботы о потомстве — построение гнезд, насиживание яиц, выкармливание, воспитание и обучение птенцов.

Перьевой покров птиц составляют контурные и пуховые перья. Контурные перья имеют прочный стержень, нижняя часть которого погружена в кожу. Широкая часть пера — опахало состоит из бородок, сцепленных между собой крючочками.

Некоторые птицы не строят себе гнезда и насиживают яйца на земле, в естественных убежищах (дуплах, расселинах скал) или роют норы.

Большинство строят гнезда из растений или сырой почвы. Толстые ветви складывают в кучу, плотно подгоняя их друг к другу. Тонкие прутья изгибают и переплетают. Травинки, стебли злаки, листья, шерсть свивают и укладывают в несколько слоев.

Ласточки, поползни, птицы-печники лепят гнезда из глины.

Стрижи в качестве строительного материала используют собственную слюну, затвердевающую на воздухе.

Мелкие птицы (корольки, колибри, нектарницы) пользуются паутиной.

Плодовитость зависит от обеспеченности кормом, возраста и видовой принадлежности. Почти все кулики откладывают по 4 яйца, чайки — по 3, голуби — по 2 яйца, многие козодои, трубконосые и пингвины — 1. Самые большие кладки у куриных и пластинчатоклювых. Самка серой куропатки способна отложить в одно гнездо до 28 яиц.

Многие виды птиц ведут кочующий образ жизни в поисках корма. Их называют кочующими. А некоторые виды собираются в стаи и улетают осенью в более теплые края на зимовку, каждую весну возвращаясь в свои гнездовья. Таких птиц называются перелетными. Оседлые птицы или зимующие не покидают родных мест.

Существуют следующие основные отряды птиц:

- Куриные имеют сильные ноги, короткие широкие крылья, короткий сильный клюв, выводковый тип птенцов; полет тяжелый; обитают в лесах, степях и пустынях (тетерев, рябчик, индейка).

- Водоплавающие птицы имеют ноги с плавательными перепонками, уплощенный клюв, плотное оперение; птенцы выводковые (утки, гуси).

- Дневные хищные птицы имеют ноги с большими острыми когтями, изогнутый крючковидный клюв; птенцы гнездовые (ястребы, соколы).

- Ночные хищники имеют ноги с острыми загнутыми когтями, загнутый клюв, мягкое рыхлое оперение, обращенные вперед глаза; птенцы гнездовые (совы, филины).

- Степные птицы имеют хорошо развитые ноги, длинную шею; птенцы выводковые (страусы, дрофы).

- Птицы открытых воздушных пространств отличаются быстрым и легким полетом, имеют узкие крылья и раздвоенный хвост (стрижи, ласточки).

- Птицы болот и побережий имеют длинные тонкие ноги и шею, большой клюв; имеют непромокаемый перьевой покров (цапли, аисты, выпи).

- Воробьиные - на ногах первый палец обращен назад; строение крыльев и клюва разнообразные; птенцы гнездовые (воробьи, дрозды, жаворонок).

- Дятловые - два пальца на ногах обращены назад, два - вперед; хвост подогнут и служит опорой при вертикальной посадке на ствол дерева; клюв долотообразный.

С 1600 года вымерло более 100 видов птиц. Свыше 30 видов исчезли в 20 веке, более тысячи могут исчезнуть в ближайшее время. Причиной вымирания видов в настоящее время является деятельность людей по изменению природных ландшафтов и сообществ.

В настоящее время 209 видов и 83 подвида птиц занесены в Красную книгу МСОП.

Перелетные птицы совершают регулярные миграции по постоянным маршрутам в строго определенное время года. Протяженность маршрутов иногда составляет десятки тысяч километров и затягивается у некоторых птиц до трех месяцев.

В большинстве случаев миграции являются сезонными и связаны с тем, что в летний период птицы размножаются там, где больше корма и меньше хищников, а на зиму улетают в места с более теплым климатом.

Источником энергии для перелетов служит подкожный жир. Одного грамма птице размером с воробья хватает для беспосадочного перелета на 100 км, а накопить этот грамм при изобилии корма можно за день.

Приложение № 3

Задания для квалификационного экзамена

  1. Какая наука изучает птиц?

  2. Объясните, на основании информации, представленной в статье, почему класс Птиц называют пернатыми?

  3. Сколько основных отрядов птиц насчитывают ученые?

  4. По каким признакам выделили отряд птиц болот и побережий?

  5. Подумайте и закончите расшифровку: МСОП – это Международный союз ________________________ природы.

  6. Вычислите на основании информации, представленной в статье, сколько яиц могут отложить пять голубей? А две куропатки?

  7. Вычислите на основании информации, представленной в статье, сколько подкожного жира может накопить маленькая птичка за три дня интенсивного питания? На сколько километров перелета хватит ей энергии этого жира?

  8. Подумайте, почему птиц называют высокоорганизованными животными? (Ответ скрыт в тексте статьи)

 

Приложение № 4

Характеристика учащихся птичьей школы

План

  1. Сколько учащихся в классе? 

  2. Перечислите хищных птиц. Напишите, в чём их особенности? 

  3. Перечислите водоплавающих птиц. Какие условия обучения им необходимы? 

  4. Подумайте, каких птиц надо вывести на индивидуальное обучение? Почему им неинтересно или трудно будет учиться со всеми остальными птицами?

  5. Какие дополнительные занятия нужно организовать для разных видов птиц? 

  6. Что бы вы ещё добавили в характеристику? Допишите.

Приложение № 5

Учебный план на трёхдневную учебную неделю

Предмет

Количество уроков в неделю

Степень трудности предметов в баллах

Птичий язык

3

7

Счёт ворон

3

8

Гнездостроение

1

2

Насекомоведение

1

6

География полётов

1

4

Щебетанье на английском языке

1

7

Гимнастика для крыльев

2

1

Соловьиные трели

1

3

Изобразительное искусство перьями

1

3

Хореопорхание

1

1

Итого:

15 уроков

 

 

Гигиенические требования к расписанию уроков

  1. Более пяти уроков в один день в расписание ставить нельзя. 

  2. Два одинаковых урока в один день ставить нельзя. 

  3. Вторник и среда – самые трудные дни. В эти дни надо ставить в расписание уроки с высокой степенью трудности.

После того, как составите расписание уроков, проверьте, все ли предметы включены в расписание и сколько раз в неделю. Затем, вычислите суммы баллов по каждому дню. Проверьте, что самые большие суммы получились во вторник и в среду.

 

Приложение № 6

Лист самооценки участника проектной мастерской

(10-балльная шкала)

_______________________________________________

Этап № 1

Этап № 2

Этап № 3

Этап № 4

Этап № 5

Этап № 6

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 7

Оценочный лист

Ребята, оцените активность и качество работы каждого участника своей группы по десятибалльной шкале. При оценивании работы второклассников учитывайте их возраст и возможности.


№ этапа

Фамилия, имя участника группы

Класс

Оценка группы

1.      

 

 

 

2.      

 

 

 

3.      

 

 

 

4.      

 

 

 

5.      

 

 

 

6.      

 

 

 


 

Приложение № 8

Вопросы для рефлексии

  1. Что тебе понравилось в работе проектной мастерской? 

  2. Что хотелось бы изменить, добавить или убрать из предлагаемых заданий? Почему? 

  3. Как сложились твои отношения с участниками группы? Почему? 

  4. Доволен ли ты тем, как оценили твою работу товарищи? Почему? 

  5. Чему ты научился сегодня? 

  6. Нарисуй иллюстрацию к проектной мастерской «Птичья школа».

 

Приложение № 9

Экспертный лист

 

«Птичья школа»

Ученик №1

 

Ученик №2

 

Ученик №3

Ученик №4

Ученик №5

Ученик №6

1

Анализирует проблему, синтезирует целое из частей;

 

 

 

 

 

 

2

Читает текст осмысленно, извлекает необходимую информацию; анализирует объекты с целью выделения существенных признаков; выстраивает логической цепи рассуждений;

 

 

 

 

 

 

3

Анализирует объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков; осознанно строит речевое высказывание;

 

 

 

 

 

 

 

4

Анализирует проблемы, планирует деятельность, ищет продуктивные способы решения проблемы, планирует действия, сотрудничает с другими участниками группы; контролирует свою деятельность;

 

 

 

 

 

 

5

Выдвигает гипотезы и их обосновывает; самостоятельно решает проблемы поискового и творческого характера; планирует сотрудничество; моделирует объект;

 

 

 

 

 

 

6

Ориентируется в нравственно-этических понятиях и поступках.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация: