В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Журнал Информ-образование

Организация консультативной помощи в формате «консультанТЫ#сверсТЫники» при подготовке к ГИА»

Автор : Кашаева В. В.

Журнал : 2021. Выпуск 2

Дата публикации :  28 Декабря 2021

Проект «Организация консультативной помощи при подготовке к ГИА «КонсультантЫ#сверсТЫники»» предполагает формирование сообщества сверстников, готовых «учить друг друга взаимно и попеременно». Взаимообучение в значительной степени отвечает потребностям современного поколения школьников. Новизна идеи заключается в том, что участники образовательной деятельности являются сверстниками, для которых важны свобода выбора, ответственность, честность и партнерство. Принадлежность к одному поколению, способность говорить на одном языке, успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность – всё это дает положительный эффект. Референтная группа становится для подростка местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении.

В проекте реализуются актуальные для системы образования направления[1] деятельности, а именно: обновление технологий организации образовательной деятельности для достижения результатов; разработка и реализация модели обучения «Учись, обучая».

Преимуществом проекта является интегративный характер, позволяющий применять в массовой практике продукты, полученные при реализации проекта «КонсультантЫ#сверсТЫники» в образовательных организациях на региональном, всероссийском уровне. Новая образовательная модель «Учись, обучая», основанная на применении интенсивных технологий обучения в паре, апробированных при проведении обучения консультантом-сверстником, включающем стажировку с учителем – супервизором при подготовке к ГИА, является инновационной формой совместной деятельности участников образовательных отношений.

Актуальность данного Проекта вызвана необходимостью разрешения следующих противоречий:

  • между объективной потребностью гармоничного развития личности, качественной подготовки к ГИА и неэффективностью среднего общего образования;
  • между необходимостью учёта индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика, обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков и действием консультантов-сверстников под прямым руководством учителя и в пределах формальной иерархической школьной структуры;
  • между необходимостью формировать у школьников мотивы и потребности, наполненные гуманистическим содержанием и наличием у подростков низкого уровня активности и ответственности за свое дело.

Разрешение противоречий возможно посредством реализации модели «Учусь, обучая».

Цель: овладение навыками взаимообучения одноранговой группы для подготовки к ГИА, включающего стажировку с учителем - супервизором.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  1. разработать и обосновать модель обучения «Учись, обучая» (далее - Модель) посредством консультативной помощи при подготовке к ГИА;
  2. апробировать комплекс организационно-педагогических условий и учебно-методическое обеспечение организации консультаций для участников одноранговой группы при подготовке к ГИА, включающих стажировку с учителем – супервизором;
  3. ориентировать и мотивировать участников образовательных отношений к взаимообучению при подготовке к ГИА;
  4. транслировать лучшие практики, направленные на эффективную реализацию Модели на региональном, всероссийском уровне.

Целевая аудитория Проекта: обучающиеся 9-11 классов.

Гипотеза: взаимообучение проходит эффективно, если:

  • использовать обучение в паре (сверстник-учитель/сверстник-ученик);
  • подростки чувствуют уважение к себе и к своему жизненному опыту;
  • каждый ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными способностями.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что определены методические принципы образовательной модели «Учись, обучая» и разработана система для её управления, позволяющая развивать конкурентоспособные качества выпускника.

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная и апробированная модель «Учусь, обучая»: консалтинговый курс «Школа консультанта», курс для педагогов «Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе» (Е.Н.Куксо), «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов?»; тренинг развития творческого мышления; тренинг командообразования могут быть использованы не только в средней школе, но и в образовательных учреждениях любого уровня и форм собственности.

При разработке данной модели использовался ряд принципов, позволивших существенно повысить качество образования в школе и обеспечить индивидуализацию образовательной деятельности.

Принцип сотрудничества. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу – это тот рычаг, который приводит к массовому и качественному знанию учебного материала.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Принцип взаимообучения. Обучающиеся в процессе обучения, обучая друг друга, обмениваются знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Принцип индивидуализации. Организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: состав аудитории (комплектование групп); адаптация к учебному процессу; способность к восприятию нового; применение таких формы и методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.

Принцип самоконтроля и саморегулирования. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений.

Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности: желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Этапы проработки проекта

Поиск «точек роста»:

  • подготовка консультантов-сверстников, включая стажировку с учителем-супервизором;
  • использование предметных моделей для обучения сверстников, определение последовательности действий по достижению цели;

Проработка «точек роста»:

  • передача учебного материала различными способами в процессе взаимообучения;
  • Новые ниши-продукты
  • Система мотивации и управления развитием
  • Обучение персонала
  • Качество работы
  • Оптимизация структуры и объемов работы

Внедрение:

  • готовность привлечь сверстников к обучению по модели «Учись, обучая»;
  • организация сотрудничества по внедрению модели в реальную жизнь;

Сопровождение внедрения.

Поиск новых «точек роста».

Рефлексия

  • готовность оценивать свои учебные достижения в использовании модели, представлять результат в различных формах

План реализации проекта


Основное мероприятие проекта

Количественные показатели

Поиск «точек роста» -

1.                  

Создание нормативно- правовой базы Проекта

Положение, договоры оказания услуг

2.                  

Разработка и обоснование модели

Модель управления

3.                  

Определение методических принципов проектирования многопрофильной образовательной среды

Проект

4.                  

Консалтинговый курс для школьников «Школа консультанта»

консультации

5.                  

Провести курс для педагогов «Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе» (по Е.Н.Куксо), «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов?»

Курсовая подготовка

6.                  

Провести тренинг развития творческого мышления (10 класс); тренинг командообразования (10 класс)

тренинг

7.                  

Составление плана реализации проекта

План реализации проекта

8.                  

Диагностика компетенций: предметной, коммуникативной, деятельностной, личностной, социальной, а также наличие устойчивой мотивации к активному участию в обучении по модели «Учись, обучая»

Мониторинг

9.                  

Аналитический отчёт о промежуточных результатах Проекта

Отчет

Проработка «точек роста» -

10.              

Составление индивидуального образовательного маршрута[2] (на каждого консультанта) и образовательной программы «КонсультантЫ#сверсТЫники»»

Индивидуальный образовательный маршрут, образовательная программа

11.              

Организация продуктивной образовательной деятельности по модели «Учись, обучая»

Консультативные занятия

12.              

Проведение мастер-классов (в рамках курсовой подготовки РИРО для педагогических работников

Мастер-классы

Курсы (дистанционные)

13.              

Интенсивные осенние, весенние каникулярные школы для обучающихся г. Салехард:

 

14.              

Коммуникативные тренинги

Участники- обучающиеся по модели

15.              

Родительский лекторий

Родительские собрания, консультации, занятия консалтингового центра

16.              

Сопровождение подготовки одаренных школьников[3] к участию в научных конференциях муниципального, регионального, российского уровней по модели «Учись, обучая».

Тренинг по подготовке к

17.              

Мастер-классы учеников «Я-консультант»

Мастер-классы учеников

18.              

Всероссийский проект «Путь к Олимпу» тренинг по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников

Тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников

19.              

Презентация деятельности в СМИ (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях)

Количество и качество репортажей, статей, заметок и иных публикаций в СМИ федеральном, региональном и муниципальном уровнях и в сети Интернете (включая социальные сети), реакция на них общественности (обратная связь)

20.              

Аналитический отчёт о промежуточных результатах проекта

Отчет

Внедрение -

21.              

Аналитический отчёт об итоговых результатах проекта

Отчет

22.              

Видеоролик «КонсультантЫ#сверсТЫники»»

Трансляция лучших практики

23.              

Сборник печатной продукции (авторская педагогическая техника: приемы, способы, методы, результаты инновационной деятельности, методические рекомендации)

Распространение опыта работы

24.              

Объединённый каталог информационно-образовательных ресурсов, информационно-образовательные кейсы, другие учебные и методические материалы «Логика стратегических подходов к обучению и подготовке к ГИА» (совместно с РИРО)

Распространение опыта работы

Рефлексия

25.              

Экспертиза со­держания работы, организация обратной связи, комментирова­ние высказываний, резюмирование и подведение итогов

мониторинг

 

Ожидаемые результаты:

  • высокий уровень компетентностей, освоенных всеми участниками образовательного процесса в рамках проекта;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
  • организация такого образовательного процесса, который максимально способствует качественной подготовки к ГИА;
  • самостоятельное формирование учащимися индивидуальной образовательной траектории как основы продолжения образования через социализацию.

Информация об основных исполнителях проекта


Ф.И.О.

Должность в проекте

Обязанности

 

Место работы, занимаемая должность

Менеджер образовательной деятельности ОО

Общее руководство образовательной деятельности ОО.

Разработка и апробация пакета условий, обеспечивающих инновационную деятельность ОО в реализации Проекта.

Диспетчер образовательной деятельности ОО

Тактическое управление командно-проектного вектора развития.

Разработка и апробация модели управления инновационного проекта

 

Диспетчер образовательной деятельности

Разработка, апробация и реализация рабочих программ, индивидуальных учебных планов (каждого ученика),

расширение, форм деятельности.

 

Администратор информационного центра

Обеспечивает функционирование информационной структуры (включая ремонт техники, системное администрирование, поддержку сайта школы)

 

кураторы консультантов

узкий специалист, разработка и апробация рабочих программ учебных модулей.

Организация теоретико-практической деятельности обучающихся, организация социальных и профессиональных проб.

Систематизация метапредметных связей.

 

руководитель коммуникативного тренинга

проецирование конструк­тивного коммуникативного поведения, создающего комфортную и творческую атмосферу для взаимодействия, и экспертиза со­держания работы, организация обратной связи, комментирова­ние высказываний, резюмирование и подведение итогов

 

Фасилитатор коммуникативного тренинга

контро­лирует ход тренинга педагогического общения и обеспечивает соблюдение его правил и процедур. Он вовлекает всех обучаемых в работу и способствует их активному взаимодействию между собой, что позволяет всем участникам тренинга сконцентриро­ваться на игровых и обучающих целях и содержании игрового упражнения

Тьютор

Организация практической деятельности обучающихся (социальных и профессиональных проб)

Руководитель мастерской, лаборатории –проектной деятельности.

Организация и сопровождение проектной, научно-исследовательской деятельности.

Координатор проектов

Анализ рисков проекта и пути их преодоления


Возможные риски при реализации проекта могут возникнуть

Методы устранения рисков

-    в случае неприятия проекта всеми членами педагогического коллектива, т.к. недостаточный опыт инновационной работы учителей школы в этом направлении, перегрузка учителей;

-    в случае отсутствия заинтересованности решения этой проблемы со стороны органов управления образованием;

-    в случае отсутствия поддержки со стороны общественности и родителей обучающихся;

-    в случае отсутствия лидеров и помощников в подростковой среде;

-    в случае отсутствия подростковой общности, желающей решать учебные и социальные задачи.

-   управление по целям и результатам;

-   целенаправленная работа по формированию положительного общественного мнения о результативности обучения в каникулярной парк-школе

-   супервизия за консультантами;

- выявление естественных лидеров и помощников;

-        обеспечение доступа к навыкам «входа в систему» («systementry» skills);

-        это вовлечение должно быть развивающим;

-        поощрительная система оценки деятельности консультантов-сверстников;     

-        среди сверстников должна формироваться общность, решающая общие учебные и социальные задачи.

Снижению рисков будет способствовать

-     Деятельность муниципальной системы образования по приобщению педагогов к ценностям инновационных подходов в образовании.

-     Выстраивание матричных структур управления на основе делегирования полномочий на всех уровнях управления с созданием соответствующей нормативно-правовой базы.

 

Библиографический список

  1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 290 с.
  2. Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. 2012. № 60. C. 5–18. DOI: 10.17853/1994-56392012-6-5-18 2. Дьяченко В. К. Дидактика: в 2 т. М., 2006. T. 1. 400 с.
  3. Гришко Н. В., Лернер П. С., Медведева О. Б. Школа открытых дверей: социальная образовательная система / Из опыта работы Одинцовский средней общеобразовательной школы № 15 / Под ред. чл-корр. РАО С. Н. Чистяковой. – Одинцово, 2007. –145 с.
  4. Давыдова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое softskills и как их развивать. URL: http:// theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 29.08.17).
  5. Джон ван Маурик. Эффективный стратег: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  6. Дюгай Е. Е., Гущина Л. А. Формирование компетенций: миф или реальность // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. М., 2012. С. 7–12.
  7. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Отдел оперативной поли - графии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011
  8. Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Проектное управление развитием образовательной организации-М.: Сентябрь, 2013-160 с.
  9. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. – М.: НИУ ВШЭ, 2008. – 39 с. 
  10. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес-курс/Стивен Кардел/Пер. с англ. Т. Ткаченко. — М.: Фаир-Пресс, 2005. 




[1]Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»


[2]Кашаева В.В. Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку "Стилистика и культура речи" - публикация на сайте ped-kopilka.ru


[3]Губогло З.И. Развитие детской одарённости. Образовательный потенциал: материалы Международной ярмарки образовательных технологий. 26 декабря 2011г./гл. ред. А.Н. Ярутова. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011.-796с. ISBN 978-5-905389-12-2.