В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал Информ-образование

Развитие коммуникативных возможностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Автор : Абдрахимова Н.

Журнал : 2020 Выпуск 2

Дата публикации :  28 Декабря 2020

Актуальность

Аутизм называют эпидемией XXI века. Более 1% детей в мире имеет аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита. Ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете.

По статистике ВОЗ, РАС встречается у каждого 160-го, по статистике США- у каждого 68-го, а в России до сих пор нет точной статистики. В одной Москве прогнозное количество детей с РАС превышает 21000 человек, а диагноз поставлен только 2,5 тысячам. По регионам цифра более удручающая. В наш центр обратились за квалифицированной помощью 28 семей с такими детьми, большинство из них проходят 2-3 курса реабилитации в год.

В России про аутизм широко заговорили совсем недавно - раньше о нем просто не знали. Большое количество детей с РАС до сих пор не получают квалифицированную помощь. Трудности испытывают специалисты, родители, дети.

Все родители детей с РАС сталкиваются с серьезной проблемой обучения и воспитания такого ребенка. Поведенческие нарушения, отказные реакции, серьезные нарушения коммуникативной функции, агрессия и аутоагрессия - всё это вызывает шок у родителей, они переживают острый кризис, который у многих длится годами, семьи застревают в состоянии «хронического горя».

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс, появляются депрессии, гневливость, отчаяние. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана всеми специалистами, которые так или иначе взаимодействуют с ребенком и его семьей.

Цели и задачи

Цели:

  • снижение напряжения в семье, повышение качества жизни семьи и функциональной независимости ребенка с РАС.

Задачи:

  • провести мониторинг и диагностику;

  • внедрить методики альтернативной и дополнительной коммуникации, систему подкреплений и поощрения поведения в систему работы;

  • обучить пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;

  • оказать психолого-педагогическую помощь родителям и включить их в решение развивающих и коррекционных задач;

  • внедрить использование карточек в повседневную жизнь;

  • повысить качество жизни семей, воспитывающих детей с РАС посредством внедрения ребенка в социальное пространство.

Содержание

1. Обучение альтернативной и дополнительной коммуникации детей с РАС отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и развитие коммуникации здоровых детей. Однако специфические особенности нарушения развития детей с РАС требуют разработки особых методов и приемов.

2. Развитие коммуникативных навыков посредством системы карточек у детей с РАС должно носить постоянный, непрекращающийся характер, как дома, так и на занятиях со специалистами и педагогами, с учетом особенностей таких детей. Соблюдение данных условий помогает добиться значительных результатов в развитии ребенка.

3.Использование системы карточек материально доступно, не требует больших финансовых затрат, поэтому может использоваться семьями с любым материальным достатком. Не нужно никакое специальное оборудование. Все просто и вполне понятно в применении.

4. Делаем упор именно на зрительное восприятие, фотографическое запоминание, что хорошо развито у детей с РАС.

5. Использование ярких, цветных картинок, фотографий, рисунков вызывает положительные эмоции у занимающихся, оказывают благотворное влияние на нервную систему ребенка, снижает дезадаптивное поведение.

6. В конце занятия ребенок всегда может провести рефлексию своей деятельности: хорошо позанимался - получил поощрение (желаемую игрушку или вкусняшку).

7. Ведется активное взаимодействие с родителями детей с РАС. Обучение их способам альтернативной и дополнительной коммуникации. Вовлечение в развивающий и коррекционный процесс.

8. Использование системы карточек остальными специалистами центра в своих направлениях коррекционно-развивающей деятельности с детьми данной категории. Возможно создание условий для транслирования опыта в дошкольные и общеобразовательные учреждения.

9. Применение методов альтернативной и дополнительной коммуникации в социуме (при посещении различных социальных учреждений, клубов по интересам, кружков, внутри семьи, при общении со сверстниками и т.д.). Это значительно повышает качество жизни как ребенка с РАС, так и членов его семьи. 

План работы

 

п/п

Наименование мероприятия

Срок

проведения

Примечание

1.

Обоснование актуальности

внедрения проекта

Ознакомление специалистов и

педагогов с данным методом работы.

Апрель-

май 2018

Изучение тематической литературы по теме, ознакомление с методами альтернативной и дополнительной коммуникации.
Выступление на Методическом Совете учреждения.

2.

Определение видов инструментария, разработка
комплекса занятий.

 

Июнь 2018

 

Подбор комплекса занятий по сложности и назначению (учитывая особенности заболевания,

поведения, коммуникативных возможностей на момент начала занятий).

3

Разработка и внедрение пробных занятий.

Июль 2018-

август2018

Начало отработки занятий по альтернативной коммуникации.

4.

Диагностика эффективности применения альтернативной и дополнительной коммуникации.

Сентябрь 2018

 

Сбор информации по

эффективности применения

системы карточек с педагогов, специалистов, родителей и

опекунов.

5.

Реализация основной деятельности

по проекту.

Сентябрь 2018- октябрь 2019, ежедневно

Обучение детей с РАС методам и способам альтернативной и дополнительной коммуникации.

6.

Включение родителей

в деятельность

по проекту

по принципу непрерывности.

Сентябрь 2018-декабрь 2019.
Ежедневно, по запросу

Проведение консультаций, присутствие на занятии, задания на дом, продолжение работы по карточкам дома с усложнением и расширением использования.

7.

Оценка эффективности применения альтернативной и дополнительной коммуникации.

Ноябрь 2019- декабрь 2019

Диагностика детей, сбор информации по результатам работы по проекту у родителей, специалистов, педагогов, воспитателей центра. Определение эффективности проведенной коррекционно- развивающей работы по адаптации и социализации, освоению альтернативной и дополнительной коммуникации детьми с РАС.

 

 

Транслирование опыта применения альтернативной и дополнительной коммуникации.

Декабрь 2019

Выступление на семинаре

учителей-логопедов и педагогов-психологов на базе Университетского лицея по теме ««Технологии в терапии и поддержке детей с РАС»

 

Внедрение проекта в реабилитационный процесс.

Январь 2020

Перспективное планирование дальнейшей коррекционно- развивающей

работы.

 

Промежуточные показатели

На промежуточном этапе реализации проекта у детей:

- появилась мотивация к коммуникации: познавательный интерес, потребность в общении и взаимодействии в разнообразных видах детской деятельности;

- потребность вступать в контакт, поддерживать и завершать его стала выражена и устойчива;
- появилось осмысление деятельности, понимание происходящего;

- снизилось дезадаптивное поведение, агрессивность, тревожность.

Ожидаемые результаты

 Ожидаемые личностные результаты у ребенка с РАС от реализации проектной деятельности:

- осознание своего «Я»;

- адекватное принятие окружающего и социального мира;
-овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;

- сотрудничество со взрослыми;

- умение сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.
Ожидаемые предметные результаты:

- реагирование на собственное имя;

- понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. и слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

- понимание смысла узнаваемого слова;

- начальные навыки чтения и письма (узнавание и различение образов цифр и букв;

- умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, для решения соответствующих возрасту житейских задач:

1.    приветствие собеседника;

2.    привлечение к себе внимания;

3.    обращение с просьбой о помощи;

4.    выражение согласия (несогласия);

5.    прощание с собеседником;

6.    указание на объект при выражении своих желаний.

Для родителей: семья постепенно выходит из тяжелого психоэмоционального состояния; родители начинают понимать, как они могут помочь своему ребенку, ощущают эффективность применения альтернативной и дополнительной коммуникации; появляется возможность социализации ребенка, его обучения.

Для педагогов и специалистов: повышение профессионального уровня по работе с детьми данной категории; создание коммуникативных технологий и применение их в своей работе.

Важнейшим фактором образовательно-воспитательного пространства при социализации ребенка с РАС является отлаженное взаимодействие в системе специалист-ребенок-родители. При эффективной совместной работе появляются значительные положительные результаты.

Полученные результаты работы по проекту могут быть интересны и применимы в работе педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, а также для проведения консультаций с родителями детей с РАС. Также возможно создание условий для транслирование опыта в дошкольные и общеобразовательные учреждения.

Задать вопрос