Разместить материал:
Ирина Чернозуб

Тема: Лирика А. С. Пушкина Поэтическая картина зимы в стихотворении "Зимний вечер"

17 июня 201214:30
Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок

Урок литературы в 5 классе
Урок подготовила:
Ченозуб И. В. — 2007 год

Тема:

Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Цель:
обучающая: углубить знания учащихся о творчестве Пушкина, познакомить учащихся со стихотворением «Зимний вечер», помочь учащимся увидеть, услышать, понять картину, созданную поэтом,развивающая: развитие навыка анализа лирического стихотворения, развитие творческой активности,воспитывающая: воспитание любви к поэзии, живописи.
Наглядность:
портрет А. С. Пушкина, репродукция картины Шишкина «На севере диком», иллюстрации пейзажа, схемы – опоры.
Эпиграф:
Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.
М. Горький.

Ход урока: Слово учителя
«Поэзия повсюду… Только нужно всмотреться, увидеть ее», — говорил К. Паустовский. И он, наверное, прав. Только далеко не каждый наделен таким даром: увидеть необычное в обычном и не каждый, увидев это, может подарить радость и красоту от общения с прекрасным окружающим. Но поэт в России больше, чем поэт. И в этом мы все больше убеждаемся, изучая литературу. Мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина и сегодня на уроке мы попытаемся увидеть и услышать поэтическую картину зимы, созданную в стихотворении поэта. (Запись темы и эпиграфа)
Тема: Поэтическая картина зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Эпиграф: 
Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе стремиться вносить в свою жизнь поэзию.М. Горький. Вы уже знакомы со многими произведениями Пушкина. Он оставил нам богатое наследие.
В каждом из этих жанров Пушкин чувствадобрые лирой пробуждал.А это значит учил видеть необычное в обычном, учил добру, справедливости и красоте. Мы изучаем лирику. Давайте вспомним известные вам стихотворения Пушкина. Зимнее Зимняя Зимний утро! дорога! вечер! картины природы
Пейзаж (франц.) – изображение природы. — Только ли поэт, писатель может изобразить пейзаж, зимнее утро? — Скажите, пожалуйста, можно ли прочитав стихотворение, понять настроение автора?
Настроение – внутреннее состояние человека, которое не является постоянным и неизбежным.
В чем выражается настроение?
— Скажите, а когда у поэта рождается стихотворение? В какой момент он берется за перо, ручку? (когда ему очень хочется поделиться тем, что у него на душе) И оттого, какими чувствами переполнена душа зависит и настроение, которым проникнуто стихотворение.
Стихотворение, о котором пойдет речь на уроке, написано в ссылке 1825 г. в Михайловском, где Пушкин находился в неволе, далеко от родных и друзей. Это был очень трудный период его жизни.
Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт в то время? Давайте прочитаем стихотворение «Зимний вечер» и попытаемся соотнести картины, изображенные поэтом с его внутренним миром. Тема стихотворения -___________________(совпадает с названием). Посмотрим, как построено стихотворение? (Композиция)
Работа со схемой – опорой.Какую картину нарисовал Пушкин? (непогода, мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач) Как эта картина соотносится с внутренним состоянием (настроением героя)? Как меняется интонация стихотворения?
Читаем стихотворение. Обращаемся к эпиграфу.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод:Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод:Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Работа со схемой – опорой.
Какую картину нарисовал Пушкин? (непогода, мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач) Как эта картина соотносится с внутренним состоянием (настроением героя)? Как меняется интонация стихотворения?

Читаем стихотворение. Обращаемся к эпиграфу.
Давайте попробуем определить основную мысль стихотворения. Обращаемся к эпиграфу! Вывод: Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.


Теги: оу, учитель, поурочное планирование, литература, 5 класс
Файлы
ChernozubI_Literatura.rar   10 Кб  (загрузок: 11)

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность скачивать файлы.

Рекомендованные издания
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой
Сочинения по литературе для учащихся 11 класса: сочинения-образцы и самоучитель по написанию сочинений
Литература. 10 кл. Ч. I. Поурочные планы по программе А. Г. Кутузова
Русский язык. 7-8 классы: система контрольных и тестовых заданий на основе единого текста
Экспресс-подготовка к экзамену по русскому языку. Орфография. Словообразование
Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной
Русский язык. 10-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе под ред. В. В. Бабайцевой: базовый и профильный уровни
Русский язык. 9 кл. Ответы на экзаменационные билеты
Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развития связной речи)
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    20 июня 201214:15
    Сергей Колодин

    Уважаемая Ирина!

    Пожалуйста, приведите свою разработку в соответствие с критериями Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. также прошу Вас исправить орфографические и пунктуационные ошибки в тексте конспекта урока.

    В конспекте отсутствует этап рефлексии, слабо прослеживается деятельность учащихся. Было бы уместнее разместить материал урока, переработанный в соответствии с критериями новых ФГОС.

    С уважением, С.А. Колодин.