Нормативно-правовая основа деятельности образовательного учреждения: технология составления и образцы документов; рекомендации; ответы на актуальные вопросы
Код | 1215с |
Авторы-составители | Демушкина Е. В. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | В помощь администрации школы |
ISBN | 978-5-7057-1542-8 |
Страниц | 237 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705715428 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 10 (мм) |
Вес | 169 г |
Пособие предназначено директорам школ и их заместителям для оптимизации работы с нормативно-правовыми документами.
Подробное описание
В результате реформирования системы образования за последние десятилетия значительно изменился подход к организации образовательного процесса.
Задачи обеспечения его качества, доступности и эффективности определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Приоритетных направлениях развития образовательной системы.
Основные усилия Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования.
Национальной доктриной образования определена роль общеобразовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.
При этом значительно повышается самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы, образовательной, научной и финансово-хозяйственной деятельности.
С 1992 года всем образовательным учреждениям предоставлен статус юридического лица (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»), что предполагает создание обучающимися и педагогами демократического уклада жизнедеятельности своего учреждения, законов, правил общей жизни, принятых путем демократических процедур, создание модели гражданского общества в рамках образовательного учреждения.
Не дожидаясь решений государства о реформировании системы образования, каждое образовательное учреждение может провести свою реформу, учитывая, что в общих чертах суть реформы очевидна.
При этом особое внимание следует уделять локальным актам, принимаемым в образовательном учреждении. Речь идет о строгой подзаконности актов и их соответствии уставу, о процедурах подготовки, принятия и реализации. Об этих актах идет речь в статье 8 Трудового кодекса РФ, в статье 32 Закона РФ «Об образовании».
В статье 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются соответствующими отраслевыми законами и иными нормативными правовыми актами.
К сожалению, в практике принятия локальных актов можно отметить много недостатков: низкое качество актов, отступление от норм законов, несоблюдение порядка согласования проектов с коллективом, включая правила принятия актов.
В целом локальное нормотворчество должно быть более системным, качественным и полно отражать деятельность учреждения.
Для эффективного функционирования самоуправления нужны локальные акты, в которых закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы.
Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения.
Для активизации процесса формирования самоуправления общеобразовательного учреждения можно разработать Положение о педагогическом совете, где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического самоуправления.
Можно принять также Положение об ученическом самоуправлении, наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность конкретным содержанием.
Таким же образом возможно регламентировать роль и функции родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности.
Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.
Реализуя принцип автономности общеобразовательных учреждений в условиях обновления содержания общего образования и с целью приведения к некоторому «организационному стандарту функционирования общеобразовательных учреждений», основным направлением в этой деятельности является формирование системы:
- взаимоотношений всех участников образовательного процесса (педагогических работников данного общеобразовательного учреждения, обучающихся, их родителей или законных представителей);
- отношений участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в успешной деятельности школы (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.);
- принятие нормативных правовых документов и локальных актов, регулирующих все направления деятельности школы.
В помощь руководителям общеобразовательных заведений специалисты Управления образовательных учреждений и инспектирования Министерства образования и науки России постоянно работают над методическими рекомендациями по ведению делопроизводства в общеобразовательных учреждениях, выпускают инструктивные материалы по ведению школьной документации.
Во многих общеобразовательных учреждениях уже есть определенный опыт работы по совершенствованию уклада школьной жизни: разработаны и успешно используются Правила для обучающихся, Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты, способствующие созданию более эффективной образовательной среды.
Уважаемые руководители, данное пособие предлагается вам в помощь. Собранные материалы могут быть полезны не только начинающим руководителям, но и помогут имеющим опыт руководителям внести изменения и пересмотреть действующие в общеобразовательном учреждении локальные акты, а при необходимости привести в соответствие с нормами закона.
Кроме того, в пособии рассмотрены некоторые актуальные вопросы по применению трудового законодательства, разработаны примерные формы локальных актов, приведен ряд примеров правильного согласования, введения в действие документов, их составления, структурирования и т. п.
Содержание
Введение 3
Локальные акты как юридические документы образовательного учреждения 7
Приложение 28
Примерная инструкция по делопроизводству 29
Примерное положение о конференции 69
Примерное положение о Педагогическом совете школы 72
Примерное положение о Попечительском совете школы 75
Примерное положение о Совете школы 80
Примерное положение об общем собрании трудового коллектива 83
Примерное положение об общешкольном родительском собрании 85
Примерное положение о родительском комитете школы 88
Примерное положение о школьной библиотеке 92
Примерный порядок организации питания обучающихся 97
Примерные правила поведения обучающихся 102
Примерное положение об элективных курсах 107
Примерное положение о классном руководителе 113
Примерное положение о комиссии по трудовым спорам 121
Примерное положение о платных дополнительных образовательных услугах 124
Примерное положение о лагере с дневным пребыванием 128
Примерное положение о получении образования в форме экстерната 131
Примерное положение о получении общего образования в форме самообразования 135
Примерное положение об организации индивидуального образования 138
Примерное положение о получении образования в семье 140
Примерное положение о комиссии по аттестации педагогических работников 144
Примерное положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную
преподавательскую работу 147
Приложение к Положению о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам
длительного отпуска сроком до одного года 152
Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы 152
Примерные правила внутреннего трудового распорядка для работников муниципального образовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № ___ ______района г. _______ 154
Некоторые правовые вопросы, связанные с заключением договора об образовании 174
Примерные виды договоров об образовании 178
Договор между МОУ СОШ № ____ и родителями обучающегося для получения образования на первой
и второй ступенях обучения 178
Договор между моу сош № ___, обучающимся и родителями обучающегося для получения
образования на третьей ступени обучения 188
Договор о получении индивидуального образования 197
Увольнение сотрудников по инициативе работодателя при сокращении штатов в образовательном
учреждении 205
Перечень документов, оформляемых при увольнении работников по сокращению штатов 205
Некоторые вопросы о правах директора образовательного учреждения 229
Литература 232
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом