География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
112 руб.
-10%
100,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-2230
Авторы-составители Зинченко Н. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия Творческая мастерская учителя
Электронная версия скачать
УДК 372.016:91*06/08
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Введение партнерских отношений в системе "учитель - ученик" в процессе реализации активных форм обучения и взаимодействия в группе позволяет критически осмыслить получаемую информацию, развивает интерес и желание школьников приобретать новые знания и умения, что является необходимым условием выполнения ФГОС.
Пособие раскрывает инновационные подходы к обучению географии одаренных школьников 6-8 классов. Детальные разработки интерактивных игр "Географическая кругосветка" и "Золотая осень" будут полезны при организации и проведении игр любого уровня, школьных и городских олимпиад, внеаудиторных занятий с целью развития интеллектуальных и творческих способностей, формирования УУД у обучающихся. Содержание конкурсных заданий, брейн-рингов может быть использовано и в урочной деятельности с целью активного вовлечения обучающихся в образовательный процесс.
Предназначено руководителям МО, учителям географии, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических специальностей.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Активные формы обучения

АКТИВНЫе ФОРМы обучения

Активные методы обучения это дискуссии, ролевые и имитационные игры, позволяющие погрузить обучающихся в активное контролируемое обучение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми. (С. В. Алексеев.)

В сложившейся системе образования ответственность за наличие у школьника знаний и их качество лежит на учителе. Активные формы обучения позволяют развить у ребенка стремление к получению им индивидуальных знаний. Для каждого человека наибольшее значение имеет собственный мир восприятия окружающей действительности. Поэтому развитие практики принятия единого решения позволит конструктивно объединять усилия людей с несовпадающими интересами. Использование активных форм обучения способствует созданию групп единомышленников, которые могут служить моделями для прогнозирования массового поведения людей. Интерес к активным формам обусловлен широкими возможностями их использования в системе непрерывного образования. При использовании активных форм обучения возможно возникновение следующих проблем, к которым необходимо подготовиться заранее:

· недостаток ответной реакции от группы или отдельных участников;

· постоянные вопросы и уточнения от группы или отдельных участников;

· поиск правильного решения;

· затянувшиеся споры между участниками;

· межличностный конфликт участников группы;

· конфликт интересов в изучаемой сфере;

· долгие монологи отдельных участников;

· сложные для интересного изложения и представления темы;

· слишком много упражнений и недостаточно размышлений;

· трудности в первичной диагностике уровня знаний участников;

· недостаточное методическое и дидактическое обеспечение;

· проблемы недостатка или избытка времени;

· несоответствующее помещение для занятий;

· усталость от работы;

· отсутствие постоянного интереса.

Необходимо создание комплекса условий, способствующих активному включению школьников в образовательную деятельность. А для этого необходимо соблюдение определенных требований:

· создание атмосферы сотрудничества;

· создание благоприятного эмоционального фона;

· уважение и учет индивидуальных мнений;

· опора на групповой опыт;

· отсутствие авторитаризма со стороны учителя;

· свободный выбор личных решений;

· обязательная активность школьников;

· согласование действий при решении проблемы;

· постановка обучаемого в позицию исследователя;

· получение знаний через прямой опыт обучаемых;

· использование социального моделирования, то есть проигрывание ситуаций, возникающих в реальной жизни общества, в группе.

Функции учителя в активных формах обучения

1. Инструктирующая.

Инструкция должна быть короткой и четкой. В противном случае она вызовет затруднения по осмыслению задания, что снизит интерес к его выполнению.

2. Оценочная.

Учителю необходимо отслеживать эффективность процесса образования в ходе выполнения каждого задания, а оценка конечного результата второстепенна. Для поддержания партнерских отношений между учителем и обучаемыми желательно делегировать оценочную функцию одному из школьников или группе участников. Можно поручить оценку и «слабому» школьнику, что позволит увеличить степень ответственности и повысит эмоциональный настрой группы.

3. Тренерская.

Эта функция позволяет в процессе выполнения работы вносить конструктивный корректирующий комментарий, а также исправлять неточности в понимании школьниками инструкций.

Необходимо помнить об обязательном отсутствии начальственных интонаций и присутствии доброжелательного тона.

4. Руководящая.

Основной позицией в реализации этой функции должна быть организация обсуждения процесса выполнения задания.

Обсуждение должно быть коллективным и равноправным. Процесс осмысления позволит как зафиксировать позитивные результаты, так и корректно отследить ошибки и неточности.

5. Организационная.

Обязательным условием для реализации активных форм является организация рабочего пространства:


Блок «Знакомство»

Блок «Знакомство»

Блок вводится для того, чтобы участники быстро запомнили имена друг друга (если группа разновозрастная), а также сблизились, узнав о своих случайных соседях и будущих партнерах по команде что-то новое. Это бывает актуально даже для тех людей, которые годами могут поддерживать формальное знакомство, оставаясь, по сути, незнакомыми. Без введения этого блока практически невозможна эффективная работа в других, поэтому оно обязательно при любых интерактивных тренингах.

Знакомство можно начать с выполнения задания «Построиться в круг по датам рождения» (от января до декабря). Цель – перемешать людей случайным образом, чтобы предотвратить объединение участников «по интересам», симпатиям, предварительным знакомствам. Более того, чтобы работа на тренинге проходила удачно, то есть была обучающей и сплачивающей, необходимо все время перемешивать участников, максимально избегая создания устойчивых группировок.

Для работы в команде люди должны доверять друг другу. У детей настороженность и защита по отношению к незнакомым людям часто проявляется как агрессивность. В ходе многих заданий тренинга школьники учатся доверию и открытости, которые проявляются не только по отношению к узкому привычному кругу людей, но и в отношениях с незнакомыми.

Иногда предлагаются задания такого типа: определить свое место в кругу без слов, только жестами и мимикой. На тренинге дается представление о возможностях невербальных контактов, и это упражнение выступает «открытием темы».

Следующее упражнение – «Снежный ком» – направлено на запоминание имен членов группы. Каждый участник называет имена всех впередистоящих, а затем свое имя. Каждый последующий участник получает более длинную последовательность, чем предыдущий. Для улучшения запоминания каждое имя сопровождается глаголом, выражающим действие или отношение, например: Татьяна улыбается, Наташа любит Байкал. Глагол вызывает ассоциацию с именем, его можно использовать в качестве подсказки жестами, пантомимой.

Более близкое знакомство происходит через презентацию участников по парам. Каждый участник представляет соседа после беседы в паре по общим для всей группы вопросам. Вопросов обычно 5–7, они раскрывают следующие темы: «Где я живу», «Моя семья», «Мое любимое увлечение», «Мое любимое животное», «Поступок, которым горжусь», «Мой любимый город».

Результаты беседы-интервью оформляются на листе бумаги, где в центре указывается имя участника, а по окружности – краткие ответы на вопросы. На беседу уходит по 4–5 минут на человека, а презентация укладывается в 1–1,5 минуты.

Есть и другие способы познакомить участников. Например, задание «Давайте познакомимся» (заполнение анкеты), которое обычно включают в программу этого блока. Анкета состоит из 25–35 вопросов. Работа над заполнением анкеты, где имя каждого члена группы должно упоминаться хотя бы один раз и ни одно имя не должно встречаться часто, дополнительно нацелена на сближение участников.


Блок «Создание условий для эффективной групповой работы»

Блок «Создание условий
для эффективной групповой работы»

Этот блок естественным образом продолжает предыдущий, то есть призван сближать участников и давать представление о принципах работы в команде. Здесь большинство людей открывает для себя, что продуктивно и комфортно работать в команде можно не только со «своими», «проверенными» друзьями, а буквально со всеми, даже ранее не знакомыми. А зависит успех, прежде всего, от самого участника, от его желания узнавать новое, умение быть открытым и поддержать каждого из новой маленькой команды.

Однако для того чтобы групповая работа была успешной, требуется ее организовать с учетом ожиданий участников. Для организации работ определяющим можно считать задание «Выработка правил совместной работы», для выражения ожиданий участников – задание «Формулирование ожиданий от занятий тренинга».

Задание «Выработка правил совместной работы».

Цель: выработать руководство для участников тренинга. Правила должны быть направлены на создание чувства физической и психологической защищенности у членов группы, благоприятной среды для обучения, развитие желания участвовать в работе и брать на себя обязательства.

Задание выполняется в два этапа.

Первый этап (продолжительность – до 10 минут). Поделившись на группы 5–7 человек, участники обсуждают и записывают на листе ватмана правила, которые, по их решению, способны обеспечить им необходимые социальные условия. Участники не ограничены в форме выражения и количестве правил. Один из группы представляет правила остальным группам участников. Свои правила показывает каждая группа, затем они вывешиваются в доступных для обозрения местах.

Варианты таких наработок:

· Один за всех и все за одного. Любое решение принимается совместно. Принципы: уважение, активность каждого, инициатива, открытость, пунктуальность.

· Мысли глобально, действуй локально. Спи спокойно, поработав достойно.

Второй этап (продолжительность – до 10 минут). Выработка общих для группы правил из имеющихся, обычно 4–5 вариантов.

Цель: достичь принятия правил каждым участником. Это возможно, если правила, значение и смысл каждого из них обсуждаются всей группой (на основе представленных вариантов) и в корректных, однозначных формулировках согласованно «утверждаются». Желательно, чтобы правил было не больше 7 (обычно 5–7), чтобы они были выражены в простой, выполнимой и проверяемой форме. Из примеров видно, что групповые варианты могут быть расплывчаты и декларативны (шутливая форма не обсуждается). Так, нельзя утверждать, что участник «открыт», и не надо этого требовать. Правило «уважение» – это скорее пожелание (уважение каждый может представлять по-своему). А вот слушать, быть на месте вовремя и соблюдать регламент может каждый. Это легко проверить и потребовать соблюдения, если понадобится.

Общие правила записываются на отдельный большой лист по ходу их формулирования группой. Лист вывешивается на видном месте до окончания тренинга, чтобы можно было при необходимости обращаться к принятым правилам.

Задание «Формулирование ожиданий от занятий тренинга».

Цель: сформулировать свои ожидания, обсудить их, подумать о возможностях совместной работы. Это задание позволяет сконцентрироваться и сравнить ожидаемые и реальные приобретения от тренинга. Также важно обратить внимание участников на то, что они могут нацелить себя на достижение желаемого, понять, что желаемое достигается в той мере, в какой его могут четко спланировать.

Задания и упражнения по созданию благоприятной атмосферы для результативной групповой работы лучше давать не блоком, а вразброс. Эффект от этих упражнений выше, когда участники могут не только понять смысл и назначение задания, но и опробовать новые приемы, как, например, в следующих упражнениях.

Упражнение «Расстановка вслепую по росту» на развитие доверия в коллективе. Ведущий просит всех встать и закрыть глаза и только после этого объявляет задание: выстроиться по росту в одну цепочку. Когда группа сочтет, что справилась с упражнением, глаза можно открыть и обсудить ощущения участников. В зависимости от готовности участников к сотрудничеству и умению пользоваться невербальными способами коммуникаций, выполнение задания занимает от 4 до 12 минут.


Блок «Образовательные игры и упражнения»

Блок
«Образовательные игры и упражнения»

Начинается не ранее второй встречи участников тренинга. В теории используют несколько упражнений, ориентируясь на подготовленность конкретной группы. В зависимости от этой подготовленности и времени, имеющегося в распоряжении для теоретических вопросов, разработано несколько вариантов заданий.

Упражнение «Эффективность географического (экологического) образования». Цель: проследить, как формируется мировоззрение у участников тренинга и оценить роль образования в этом процессе.

Один из результатов – понимание, что современное общее образование не способно сформировать экологическое мировоззрение, так как имеет весьма ограниченный набор инструментов, влияющих на ценности человека. Соответственно, если оно все-таки преследует такую цель, нужно развивать область методов в эмоционально-ценностном направлении. Для этого неизбежен выход за рамки сугубо области образования.

Упражнение включает в себя несколько последовательно меняющихся форм групповой работы. Рассмотрим его более подробно. Для работы необходимо 150 листочков бумаги размером в четверть писчего листа, ватман и маркеры. Упражнение построено из трех заданий, рассчитанных на работу в группах по 5–6 человек. Поэтому перед началом необходимо поделить участников, желательно случайным образом.

В первом задании каждому индивидуально предлагается сформулировать пять установок (установка объединяет комплекс мотиваций, оценок, представлений), которые необходимы человеку для гармоничного взаимодействия с природой. Чтобы участникам легче было ориентироваться, предлагаем примеры установок по правилам работы:

· Время ценно для каждого в группе, необходимо беречь свое и чужое.

· Общаться стоит для того, чтобы приносить радость и пользу.

· Активность в жизни ведет к новым идеям и успехам.

· Всякая жизнь не менее ценна, чем моя.

Каждую из своих формулировок нужно записать на отдельных листочках крупным шрифтом. После этого каждая рабочая группа раскладывает на столе все записи и собирает в кучки похожие по смыслу. Пять наиболее значимых по смыслу установок каждая группа вывешивает на доску. Тренер по указаниям участников (микрогруппы здесь работают сообща) аналогичным образом группирует установки на доске так, чтобы получилось 4–8 смысловых «комплектов». Будет удобно, если их окажется столько же, сколько рабочих групп, либо кратное им число.

Приводим в качестве примера результат выполнения задания на одном из тренингов.

Группа 1: гармония внутри себя; понимай и познавай законы природы; оберегай все живое; люби природу; чувствуй себя частью природы.

Группа 2: единство с природой; нравственное отношение; целесообразность; ответственное отношение; твори добро.

Группа 3: люби природу; сначала думай, потом делай; познай природу и самого себя; помни, что ты – часть природы; природа – жизнь.

Группа 4: гармония с природой через природосообразное мировоззрение, мироощущение, жизненную позицию; знание природы, технологии, жизни; образ жизни: необходимость, достаточность, разумность потребностей; любовь к природе, жизни, себе.

Как видно, не все высказывания, которые могут представить участники, по форме – установки. Но, тем не менее, не следует проводить коррекцию, важно работать с представленными формами дальше.

Объединение представлений приводит к мировоззренческим категориям. Вот как участники могут их объединить.

Мировоззренческие категории:

· нравственное отношение;

· осознание ответственности;

· познание законов природы;

· единство с природой.

Во втором задании выделенные категории снова передаются в рабочие группы, у какой-то микрогруппы их может быть больше одной. Задача для групп – предложить несколько способов, которыми можно формировать эти установки в людях (детях). Способы могут быть вполне реальные, из жизненного опыта участников, а могут быть и желаемые, новоизобретенные. Каждая группа должна предложить не меньше 7 способов, после чего на листе ватмана звездочками отметить зоны, в которых вероятность реализации этих способов больше.

Вывод: образование играет большую роль, но базу закладывает семья.

В третьем задании участникам можно предложить поискать пути расширения роли образования в процессе формирования естественно-научного мировоззрения. Работа продолжается в группах, результаты записываются на доске и обсуждаются. Это задание может считаться мотивационным, способствующим переходу к эмоционально-чувственному потоку познания по Дж. Корнеллу.


Организационный этап

Организационный этап

Заранее прикрепляются таблицы с названием станций игры. Примерно за 30 минут до начала торжественного открытия игры начинается регистрация прибывающих команд-участниц, руководителей команд (Приложение 1).

Все участники собираются для проведения торжественного открытия (линейки) в оговоренном месте. Команды строятся по периметру площадки, отведенной для открытия. Они могут иметь свои эмблемы или форму, таблички с названием команды, названием своей образовательной организации.

При перекличке команд можно провести конкурс представления команд-участников (в том случае, если руководители команд заранее предупреждены об этом конкурсе).

Звучит гимн Российской Федерации.

Организаторы игры и приглашенные гости выступают с приветствиями, словами напутствия и пожелания успехов.

Организаторы объясняют правила участия в игре, представляют председателя и членов жюри, выдают капитанам команд маршрутные листы (Приложение 2).

Руководитель любой команды может пройти по маршруту, но только с командой другой образовательной организации.

Возможно прикрепление для сопровождения к командам проводников, в роли которых могут быть как школьники старшего возраста, так и студенты, ранее сами участвовавшие в игре. Эти участники могут начислять штрафные баллы за нарушение правил и записывать их количество в маршрутные листы.

Следует обратить внимание на обязательный лимит времени для выполнения заданий.

На каждой станции находится не менее двух рефери. Ими могут быть учителя, чьи команды не участвуют в игре, старшеклассники или студенты, ранее сами участвовавшие в игре и обладающие хорошими знаниями, опытом. Рефери принадлежит важная роль в проведении игры.

У всех рефери есть инструкция для станции, которую они судят. Когда команда приходит на очередную станцию, один из рефери обязан зачитать инструкцию, то есть разъяснить задание. Команде, выполнившей задание, рефери в маршрутный лист выставляют оценку в баллах и расписываются. Если станция у команды последняя, то рефери могут подсчитать общее количество баллов, набранных командой по итогам игры, и записать их суммарное количество в маршрутный лист. Также у рефери есть сводный протокол (Приложение 4), который они сдают после прохождения через их станцию последней команды председателю жюри. В этом протоколе рефери отмечают одну или две команды, набравшие на их станции наибольшее количество баллов.

После того как команда выполнила задания последней станции, рефери выдает команде анкеты (Приложение 5), которые заполняются, пока жюри подводит итоги и сдает маршрутные листы председателю.

По общему количеству баллов в маршрутных листах жюри определяет среди команд победителей и призеров игры.

Во время подведения итогов игры и заполнения протокола (Приложение 3), грамот и благодарственных писем, сертификатов для участников организовывается концерт или развлекательно-познавательная программа.

Для подведения итогов команды строятся по периметру площадки, отведенной для открытия. Награждаются победители, призеры, вручаются сертификаты участия всем командам, исполняется гимн экологического движения. При проведении игры в следующем году станции могут обновляться полностью или частично.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос