В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Татьяна Назарова
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 84 комментариев: 1
Краткое описание
Приобщить детей к народной культуре посредством изучения и изготовления народной тряпичной куклы.
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Доклад Назаровой Т.М..docx Скачать

Доклад Назаровой Татьяны Михайловны – учителя-дефектолога и в компенсирующей группе «Капельки» для детей с ЗПР в МБДОУ

«ДС № 110 г. Челябинска» СП 2.


«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»


Мы продолжаем разговор о современных образовательных практиках в детском саду, а также тему патриотической направленности.

Представляем Вам опыт работы по использованию народных тряпичных кукол в компенсирующей группе для детей с ЗПР.

Актуальность данного направления очень велика. Во-первых, и в отношении требований ФОП о приоритете духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к традициям, фольклору народов России.

Цель: приобщить детей к народной культуре посредством изучения и изготовления народной тряпичной куклы.

Задачи: - Образовательные– изучить историю происхождения тряпичной куклы;  выяснить ее предназначение и понять ее значение в современном мире, научиться изготавливать тряпичную куклу;

Развивающие – развивать познавательный интерес к фольклору народов России, развитие мышления, внимания, памяти, воображения, развитие творческих способностей воспитанников.

- Воспитательные – формирование эффективных способов взаимодействия с детьми в процессе творческой деятельности; воспитание любви к Родине, ее культуре, истории, традициям; содействие становлению коммуникативных навыков воспитанников (зачастую, в силу их особенностей, им присущи замкнутость, стеснительность, слабая способность к обучаемости).

Как и для чего делали кукол:Самые настоящие куклы - обереги выполнялись без иглы и ножниц. Ткань не резали, а рвали. Иногда кукол так и называли — "рванки".Традиционная тряпичная кукла безлика, лицо оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры. Считалось чем больше кукол тем больше в семье счастья.

У них достаточно большая классификация: и по технике изготовления (куватки, куклы-закрутки, из тканевых квадратиков), и по назначению (обрядовые, обереговые, игровые).

Основой кукол-закруток является столбик из скрученной белой ткани.Куватки делаются из длинной полоски белой ткани.

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.

Кукла - Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.

Куклы «Мама и дочка». Это две одинаковые куклы, но одна из них выполнена из ткани большего размера, а другая — из той, что меньше. Куклы связаны одной ниточкой, символизирующий неразрывную связь в жизни мамы с дочкой. 

Кукла - Пеленашка шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память.
Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.

Деятельность с куклами очень интересная и разнообразная. Дети занимаются их изготовлением, как и на занятиях, так и в свободное время, но с педагогом.

Приобщая детей к совместной работе по созданию кукол, применяя их, как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных, по результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. Предполагается у детей снижение напряжённости, тревожности, повышение самооценки и веры в свои собственные возможности, а так же развитие уверенности в отношениях
со сверстниками и взрослыми.

Коррекционная работа посредствомтряпичных кукол:

Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетом возможностей конкретной группы и каждого ребенка.

Работа с тряпичными куклами относится ко всем образовательным областям ДОУ. Но, что особенно ценно в нашей группе, она способствует социально-коммуникативному развитию. Несмотря на обилие покупных игрушек, дети отчетливо понимают, что в них нет своего рода души, редко проявляют привязанность к ним, что не скажешь про изготовленные собственноручно куклы. Дети наделяют их особым смыслом и значением, используют в разнообразных играх, как самостоятельных, так и друг с другом.

Мы, команда педагогов, работающих в коррекционной группе, ставим первую – важнейшую задачу в своей работе – научить детей играть. Только показав им определенные алгоритмы, разумеется играя вместе с ними, они запоминают постоянно повторяющийся процесс и уже используют его самостоятельно, преодолевая значительные трудности на пути познавательного развития.









Обсуждение материала
Сергей Колодин
25.12.2023 23:04
Нарушены критерии Требований к оформлению разработки в библиотеке Портала:  нет списка использованной автором литературы, ссылок на изученные материалы по теме. Заявленный тип разработки не соответствует содержанию материала.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос