В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Специфика психоэмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Лариса Варламова Лариса Варламова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2211
Краткое описание
Своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы являются важным факторами их психического здоровья. Но следует учитывать специфику психоэмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья категорий с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития и с интеллектуальной недостаточностью.
Пожаловаться 23 ноября 2014
Файлы
Специфика психоэмоционального развития детей с ОВЗ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Специфика психоэмоционального развития детей с ОВЗ.

«Если ребёнок очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине гармонии тела и духа. Забота о здоровье ребёнка- это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А. Сухомлинский.


Сообщение:

Процесс формирования здоровья детей – это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём перекликаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Только при координации усилий во всех вышеперечисленных аспектах, организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учётом специфики каждого периода детского онтогенеза, и только опираясь на мотивацию здорового поведения ребёнка, можно достигнуть успеха в этой работе.

Успешность социализации личности определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов и коммуникативных навыков.

Социально-коммуникативный компонент компетентности старших дошкольников по результатам 2012-2013 учебного года показывает незначительную динамику, что говорит о трудностях коммуникации и социализации наших воспитанников.

Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств.

Особенно заметно психика ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, легко истощаемых и часто болеющих, что и характеризует наших воспитанников.

Их психическое здоровье уже изначально нарушено, стартовые возможности снижены, эмоционально-волевая сфера не достаточно сформирована, поэтому говорить об укреплении и сохранении здоровья будет немножко неправильным. Мы должны компенсировать потерянные и недостающие возможности психического здоровья детей, а потом уже сохранять и укреплять, то, что удалось восполнить.

Своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы являются важным факторами их психического здоровья. Но следует учитывать специфику психоэмоционального развития детей с ОВЗ категорий ОНР, ЗПР, УО и сейчас мы с вами вместе выделим характеристики особенностей ЭВС наших детей.

Интерактив-общение с педагогами (модераторы выбраны заранее, все участники поделены на группы): определить особенности развития ЭВС ребёнка разных категорий по диагнозу, правильно распределив показатели несформированности ЭВС (работают в подгруппах по диагнозам).




Дети ОНР:

Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Повышенная тревожность ведёт к замкнутости, робости, нерешительности, неуверенности, тревогам, страхам, несерьёзности, многословию, заторможенности, скованности. Болезненная реакция на замечания и на повышенный тон.

Ребёнок постоянно застревает на чем-либо, избегает ответственности, боится выражать своё мнение и тем более его отстаивать.

  1. Специфика взаимодействия (нарушения) с окружающими

коммуникативные нарушения (ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение ориентироваться в ней, неумение поддерживать беседу);

недостаточная сформированность социальных взаимоотношений (неумение соотносить свои устремления с интересами других людей; неумение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; неумение с уважением относиться к ценностям других людей; неумение получать информацию в общении; неумение выслушать другого, и прийти к общему решению; неумение отстаивать свою точку зрения в общении).




Дети ЗПР:

Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Поведенческие реакции (нарушения)

Инфантилизм, эйфоричность, негативизм, упрямство, манерничанье, фамильярность со взрослыми, протестные реакции, импульсивность, вспыльчивость, преобладание игровых мотивов;

Ребёнок на резкий запрет отвечает отчаянным непослушанием, постоянно противоречит взрослому и настаивает на своём, часто обижается и кричит.

Повышенная тревожность и чувствительность к различного рода препятствиям, их высказывания часто фрагментарны и не упорядочены.

Быстрая утомляемость и неспособность длительному психическому напряжению, крикливость, капризность, чрезмерная подвижность и впечатлительность, синдромы гиперактивности или гипоактивности, аутистический синдром, астенический синдром, склонность к депрессии, страхи.

  1. Неустойчивость эмоционально-волевой сферы:

Нестабильность чувств, резкие перепады настроений, эмоциональная напряжённость, непредсказуемость поведения ребёнка, болезненная реакция на замечания и на повышенный тон взрослого.

Низкий эмоциональный интеллект (не слышит себя и других, не контролирует всплески своих эмоций, не умеет спокойно принимать решения в новой нестандартной ситуации)

Нескооординированность эмоциональных процессов.



Дети УО:

Особенности эмоционально-волевой сферы:

  1. Слабость собственных намерений и побуждений

Низкий уровень способности соблюдать правила поведения в группе, ребёнок не может заставить себя вести правильно.

Неготовность преодолевать трудности, повышенная тревожность и чувствительность к различного рода препятствиям.

Снижение волевой активности в любом виде произвольной деятельности, вследствие функциональной незрелости лобных долей головного мозга;

  1. Повышенная истощаемость нервных процессов

Низкая работоспособность, длительность активного внимания ограничена, отказ от деятельности, негативное отношение ко взрослым, эмоциональные вспышки, «выключение» из пед. процесса (выпадает, уходит в себя).

  1. Эмоциональные реакции неадекватны источнику, сниженная способность к эмоциональному заражению и подражанию.

Недостаточная дифференцированность эмоциональных проявлений, косность и однообразие; нестабильность чувств и бедность оттенков; значительная ограниченность диапазона переживаний; крайний характер проявления радости, огорчения и веселья.



Упражнение «Дети моей группы» (описание поведенческих и эмоциональных проявлений)



Упражнение «Закончи предложение»

Группе педагогов предлагается закончить следующие предложения:

- Я хочу…

- Я смогу…

- У меня получится…



Для формирования у детей умений минимизировать свои негативные проявления (агрессию, обидчивость), управлять желаниями и поступками необходимо обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня:

1. Обеспечить рациональную организацию режимных моментов, соблюдение гигиенических требований к образовательной нагрузке (к продолжительности НОД, расписанию образовательной деятельности, чередованию разных по характеру видов деятельности и видов нагрузки в течение недели, оптимальному двигательному режиму).

2. Создать благоприятную среду для каждого воспитанника в системах отношений «ребёнок-ребёнок» и «ребёнок-взрослый», а именно:

  • учитывать и принимать индивидуальные особенности детей;

  • использовать в группе минимум запретов;

  • применять оптимальное количество требований;

  • соблюдать чёткость, единство и постоянство требований;

  • обеспечить смену видов детской деятельности.

Нашим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих воздействий окружающей среды и поэтому целенаправленная, систематическая работа по формированию у детей поведенческой и эмоционально-волевой сфер способствует выработке у данной категории дошкольников социально приемлемых стилей поведения и реагирования, и, в конечном итоге, повышает успешность их полноценной социализации.



Упражнение «Выбор игры» (из предложенных вариантов игр педагогам нужно выбрать ту, которую можно использовать с целью снятия ПЭН).

Педагог-психолог: Варламова Л.Н.

Приложение 1

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОНР



ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ






































Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР



ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ






































Особенности эмоционально-волевой сферы детей с УО



СЛАБОСТЬ СОБСТВЕННЫХ НАМЕРЕНИЙ И ПОБУЖДЕНИЙ

ПОВЫШЕННАЯ ИСТОЩАЕМОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ






































ОНР

1.

  • нерешительность, замкнутость, скованность

  • тревоги и страхи

  • болезненная реакция на замечания и на повышенный тон


2.

  • коммуникативные нарушения

  • недостаточная сформированность социальных

взаимоотношений

  • отчаянное непослушание


ЗПР

1.

  • негативизм и упрямство

  • протестные реакции

  • импульсивность и вспыльчивость

  • чрезмерная подвижность и впечатлительность

2.

  • резкие перепады настроений

  • эмоциональная напряжённость

  • низкий эмоциональный интеллект

  • быстрая утомляемость и неспособность

к длительному психическому напряжению


УО

1.

  • низкий уровень способности соблюдать правила

поведения в группе

  • неготовность преодолевать трудности

  • снижение волевой активности в любом виде

произвольной деятельности

  • значительная ограниченность диапазона переживаний


2.

  • низкая работоспособность

  • длительность активного внимания ограничена

  • негативное отношение ко взрослым

  • эмоциональные вспышки















Приложение 2



Упражнение 1

Частыми поведенческими и эмоциональными проявлениями детей моей группы является…




















Упражнение 2

Закончите предложение

  • Я хочу…









  • Я смогу…








Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru