В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Оптимизация форм и видов деятельности учителя и ученика на уроках географии

Людмила Пастушенко Людмила Пастушенко
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 2613
Краткое описание
В своей работе я оценила современные методы и формы обучения, которые использую на своих уроках. Данные методы и их сочетание позволяют сделать уроки интересными для учащихся и достигнуть качественное освоение образовательного стандарта.  

Описание
Оптимизация форм и видов деятельности учителя и ученика на уроках географии
Автор: Пастушенко Людмила Сергеевна учитель географии МБОУ «СОШ №29» г. Ангарск, Иркутской области
Вступление
В последнее время в системе школьного образования отчётливо наблюдается падение престижа урока географии. Наверняка многие учителя ощутили ухудшение успеваемости, нет заинтересованности учеников в систематической работе на уроках и дома, выполнение заданий носит формальный характер. Это объясняется следующими причинами: сокращением часов на изучение предмета; ориентацией процесса обучения географии на сдачу ЕГЭ, а не получение географического образования и географической культуры, географическое образование в школе построено на получение академических, а не практических знаний, необходимых в современной жизни. Ученики не видят практического значения данного предмета, и как следствие — слабая успеваемость.
Пример. Несмотря на то, что умных и образованных американских школьников к общему числу неучей просто несоизмеримо, их неучи в отличие от российских, намного лучше знают географию и историю государств, потенциальных конкурентов или партнёров США.
В учебнике “World Geography”, для школ штата Иллиониса, издательство Follett Publishing Company/Chicago теоретическая часть темы “Глобус” составляет полстраницы, а практическая — две. В российском учебнике «Начальный курс географии» эта тема занимает тоже полстраницы ознакомительного материала, а вот выхода на практическую работу нет.
I. Требования нового ФГОС к географии.
Новизна нового ФГОС состоит в том, что обязательный минимум содержания по географии для основной (6-9 классы) и старшей (базовой) (10-11 классы) построен на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей физической географии (6-8 классы) и экономической и социальной географии (8-9 классы), заменено в современном стандарте внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства. Большое значение имеют следующие новые требования, предъявляемые ФГОС:
— наличие у обучающихся умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
— владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;
— владение умениями работать с геоинформационными системами
— владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов.
Формирование этих умений требует от учителя применения разнообразных форм оптимизации уроков географии.
II. Оптимизация уроков географии.
Слово «оптимизация» происходит от латинского орtimus – “наилучший” и означает выбор самого продуктивного варианта при достижении определённой цели. В процессе обучения — это выбор такой методики, которая позволяет достигнуть качественное освоение образовательного стандарта при минимальных затратах сил учителя и учащихся. Оптимизация достигается не одним методом, а их комплексным использованием. Из всех методов не может быть лучшего и все они имеют равноценное значение.
III. Современные методы оптимизации уроков географии
Своей задачей на уроке вижу следующее:
— сделать предмет география более понятным, близким и доступным;
— показать что география – это такой предмет, который объясняет нам законы и явления окружающего мира;
— довести до сведения учеников, что география — это комплексная наука и в ней есть элементы тем математики, физики, химии, иностранного языка;
— повысить мотивацию и интерес по предмету.
Эти задачи и проблемы можно решить, используя современные методы, приёмы и технологии обучения. При этом можно совмещать несколько. Вот примеры некоторых из них.
Современная жизнь уже не мыслима без информационных технологий. А в преподавании географии они востребованы как ни где сильно. Оптимизация уроков географии при помощи средств информационно коммуникативных технологий выглядит так: использование демонстрационных программ, которые позволят в наглядной динамической форме показать географические явления: землетрясения, цунами, извержения вулканов использование обучающих видеоуроков, использование практических работ и т.п. Объяснение учителя можно легко заменить на видео- или мультипликационный обучающий фильм. Использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения новых знаний при значительном сокращении процесса передачи знаний от учителя к ученику.Конечно, применение средств современных ИКТ зависит от возможности использования интернета для поиска нужной информации, наличия видео- и фотоаппаратуры и возможность её использования учащимися при выполнении самостоятельной работы по географии.
В системе использования ИКТ в обучении географии самым эффективным методом является использование программ моделирования объектов, процессов и явлений природы с использованием интерактивной доски.
Сюда же можно отнести и работу с мультимедийными презентациями. Информация в мультимедиапрограммах передается с помощью трех средств — графики, аудио и видео. И это позволяет получить материал учащимся с разным ведущим каналом восприятия. А Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным.

Многие авторы педагогических технологий предлагают методы и приёмы развивающего обучения, где педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие качеств и способностей личности ребенка. Данные педагогические технологии и методы направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно видеть проблему, аналитически мыслить. То есть, можно сказать, что главное при применении этих технологий, чтобы деятельность ученика была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания образования, формируя потребность и мотив деятельности, при которой он может решать поставленную учебную задачу, опираясь на освоенные знания и практические навыки.
Личностно-ориентированный подход в изучении географии так же нельзя обойти стороной, например, организация межгрупповой работы. Совместная деятельность должна научить учащихся навыкам сотрудничества, сотворчества. На помощь приходит множество учебно-методических приёмов, позволяющих проводить групповую работу.

Использование современных цифровых образовательных ресурсов не только помогает учителю наполнить урок, но и учащимся привить культуру использования, поиска, обработки и применения информации.
Использование методики развития социального мышления, разработанная американскими учёными К. Мередит и Дж. Стил. Методика обучения направленная на формирования навыка“ Уметь мыслить”. Работа осуществляется в парах и группах. Основная форма — дискуссия.
Интеграция содержания уроков географии и в первую очередь тех, которые требуют опорные знания других школьных предметов. Например, при изучении гидросферы опережающее введение некоторых понятий физики: диффузия, молекулярное строение, при изучении географических координат: координатная плоскость и т. п.
Проектная деятельность. Пример. За несколько уроков до изучения темы “Растительный и животный мир Австралии” учитель формирует группы, каждой из них даёт исходную ситуацию, требующую проведение исследовательской деятельности и создание проекта. Например, жизнь эндемиков Австралии, учащиеся создают научную картину их будущего с использованием различных компьютерных программ, проекта сохранения этого вида в фауне материка.
Для меня лично излюбленным методом является проблемное обучение. Оно предполагает организациюучебных занятий,ссозданиемпроблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению. Учащиеся на уроке получают не готовую информацию, а учатся добывать её самостоятельно. В результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных процессов. И так же освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Тестирование. Современные экзамены созданы в тестовой форме. Но ведь тесты можно превратить в метод обучения. Управление контролем качества географического образования по линии тест-тренажёр, создание обучающимися теста самоконтроля знаний, контролирующий тест учителя, создание обучающимися тестов для проведения контроля других обучающихся. Формы применения данного метода могут быть самыми разнообразными.
Организация учебно-полевой практики учащихся по различным отраслям географии: топографии, гидрологии и т.п. В отличие от учебного практикума организация и проведение такой учебно-полевой практики осуществляется во внеурочное время с привлечением в первую очередь учащихся, имеющих непосредственный интерес к географической науке. Итогом учебно-полевой практики является участие в НПК.
IV. Показатели оптимизации.
Главными показателями оптимизации уроков являются достижение результатов при минимальных затратах сторон:
Удовлетворённость обучающихся уроками / мне интересно на уроках географии, я с удовольствием иду на этот урок /
Удовлетворённость знаниями /имею положительную оценку /
Наличие интереса / мне нравится наука география /
Осознанность / Я получил плохую оценку, но в этом виноват я сам /
Заключение Конечно все эти методы и приёмы требуют от учителя дополнительной подготовки, а иногда и другого взгляда на ведение своего предмета. Но налицо простая истина: интересный урок — залог успеха овладения знаниями. И воспитывая ученика, мы получим инициативных, творческих, смелых в принятии решений и не боящихся высказать своё мнение выпускников.
Я думаю, что география достаточно интересная наука и надо только увлечь, показать её возможности ученикам, а средств и возможностей очень много.
Пожаловаться 26 марта 2014
Файлы
Пастушенко Л.С. СОШ 29.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_601.gif

Оптимизация форм и видов деятельности учителя и ученика на уроках географии



Автор: Пастушенко Людмила Сергеевна

учитель географии МБОУ "СОШ №29"

г. Ангарск, Иркутской области

Вступление

В последнее время в системе школьного образования отчётливо наблюдается падение престижа урока географии. Наверняка многие учителя ощутили ухудшение успеваемости, нет заинтересованности учеников в систематической работе на уроках и дома, выполнение заданий носит формальный характер. Это объясняется следующими причинами: сокращением часов на изучение предмета; ориентацией процесса обучения географии на сдачу ЕГЭ, а не получение географического образования и географической культуры, географическое образование в школе построено на получение академических, а не практических знаний, необходимых в современной жизни. Ученики не видят практического значения данного предмета, и как следствие - слабая успеваемость.

Пример. Несмотря на то, что умных и образованных американских школьников к общему числу неучей просто несоизмеримо, их неучи в отличие от российских, намного лучше знают географию и историю государств, потенциальных конкурентов или партнёров США.

В учебнике “World Geography”, для школ штата Иллиониса, издательство Follett Publishing Company/Chicago теоретическая часть темы “Глобус” составляет полстраницы, а практическая - две. В российском учебнике "Начальный курс географии" эта тема занимает тоже полстраницы ознакомительного материала, а вот выхода на практическую работу нет.

  1. Требования нового ФГОС к географии.

Новизна нового ФГОС состоит в том, что обязательный минимум содержания по географии для основной (6-9 классы) и старшей (базовой) (10-11 классы) построен на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей физической географии (6-8 классы) и экономической и социальной географии (8-9 классы), заменено в современном стандарте внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства. Большое значение имеют следующие новые требования, предъявляемые ФГОС:

- наличие у обучающихся умений проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;

- владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий;

- владение умениями работать с геоинформационными системами

- владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов.

Формирование этих умений требует от учителя применения разнообразных форм оптимизации уроков географии.

  1. Оптимизация уроков географии.

Слово "оптимизация" происходит от латинского орtimus – “наилучший” и означает выбор самого продуктивного варианта при достижении определённой цели. В процессе обучения - это выбор такой методики, которая позволяет достигнуть качественное освоение образовательного стандарта при минимальных затратах сил учителя и учащихся. Оптимизация достигается не одним методом, а их комплексным использованием. Из всех методов не может быть лучшего и все они имеют равноценное значение.

  1. Современные методы оптимизации уроков географии

Своей задачей на уроке вижу следующее:

- сделать предмет география более понятным, близким и доступным;

- показать что география – это такой предмет, который объясняет нам законы и явления окружающего мира;

- довести до сведения учеников, что география - это комплексная наука и в ней есть элементы тем математики, физики, химии, иностранного языка;

- повысить мотивацию и интерес по предмету.

Эти задачи и проблемы можно решить, используя современные методы, приёмы и технологии обучения. При этом можно совмещать несколько. Вот примеры некоторых из них.

Современная жизнь уже не мыслима без информационных технологий. А в преподавании географии они востребованы как ни где сильно. Оптимизация уроков географии при помощи средств информационно коммуникативных технологий выглядит так: использование демонстрационных программ, которые позволят в наглядной динамической форме показать географические явления: землетрясения, цунами, извержения вулканов использование обучающих видеоуроков, использование практических работ и т.п. Объяснение учителя можно легко заменить на видео- или мультипликационный обучающий фильм. Использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения новых знаний при значительном сокращении процесса передачи знаний от учителя к ученику. Конечно, применение средств современных ИКТ зависит от возможности использования интернета для поиска нужной информации, наличия видео- и фотоаппаратуры и возможность её использования учащимися при выполнении самостоятельной работы по географии.

В системе использования ИКТ в обучении географии самым эффективным методом является использование программ моделирования объектов, процессов и явлений природы с использованием интерактивной доски.

Сюда же можно отнести и работу с мультимедийными презентациями. Информация в мультимедиапрограммах передается с помощью трех средств - графики, аудио и видео. И это позволяет получить материал учащимся с разным ведущим каналом восприятия. А Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным.

Многие авторы педагогических технологий предлагают методы и приёмы развивающего обучения, где педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие качеств и способностей личности ребенка. Данные педагогические технологии и методы направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно видеть проблему, аналитически мыслить. То есть, можно сказать, что главное при применении этих технологий, чтобы деятельность ученика была полноценной и приводила к действительному усвоению содержания образования, формируя потребность и мотив деятельности, при которой он может решать поставленную учебную задачу, опираясь на освоенные знания и практические навыки.

Личностно ориентированный подход в изучении географии так же нельзя обойти стороной, например, организация межгрупповой работы. Совместная деятельность должна научить учащихся навыкам сотрудничества, сотворчества. На помощь приходит множество учебно-методических приёмов, позволяющих проводить групповую работу.

Использование современных цифровых образовательных ресурсов не только помогает учителю наполнить урок, но и учащимся привить культуру использования, поиска, обработки и применения информации.

Использование методики развития социального мышления, разработанная американскими учёными К. Мередит и Дж. Стил. Методика обучения направленная на формирования навыка“ Уметь мыслить”. Работа осуществляется в парах и группах. Основная форма - дискуссия.

Интеграция содержания уроков географии и в первую очередь тех, которые требуют опорные знания других школьных предметов. Например, при изучении гидросферы опережающее введение некоторых понятий физики: диффузия, молекулярное строение, при изучении географических координат: координатная плоскость и т. п.

Проектная деятельность. Пример. За несколько уроков до изучения темы “Растительный и животный мир Австралии” учитель формирует группы, каждой из них даёт исходную ситуацию, требующую проведение исследовательской деятельности и создание проекта. Например, жизнь эндемиков Австралии, учащиеся создают научную картину их будущего с использованием различных компьютерных программ, проекта сохранения этого вида в фауне материка.

Для меня лично излюбленным методом является проблемное обучение. Оно предполагает организацию учебных занятий, с созданием проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению. Учащиеся на уроке получают не готовую информацию, а учатся добывать её самостоятельно. В результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных процессов. И так же освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Тестирование. Современные экзамены созданы в тестовой форме. Но ведь тесты можно превратить в метод обучения. Управление контролем качества географического образования по линии тест-тренажёр, создание обучающимися теста самоконтроля знаний, контролирующий тест учителя, создание обучающимися тестов для проведения контроля других обучающихся. Формы применения данного метода могут быть самыми разнообразными.

Организация учебно-полевой практики учащихся по различным отраслям географии: топографии, гидрологии и т. п. В отличие от учебного практикума организация и проведение такой учебно-полевой практики осуществляется во внеурочное время с привлечением в первую очередь учащихся, имеющих непосредственный интерес к географической науке. Итогом учебно-полевой практики является участие в НПК.

  1. Показатели оптимизации.

Главными показателями оптимизации уроков являются достижение результатов при минимальных затратах сторон:

Удовлетворённость обучающихся уроками / мне интересно на уроках географии, я с удовольствием иду на этот урок /

Удовлетворённость знаниями /имею положительную оценку /

Наличие интереса / мне нравится наука география /

Осознанность / Я получил плохую оценку, но в этом виноват я сам /

Заключение

Конечно все эти методы и приёмы требуют от учителя дополнительной подготовки, а иногда и другого взгляда на ведение своего предмета. Но налицо простая истина: интересный урок - залог успеха овладения знаниями. И воспитывая ученика, мы получим инициативных, творческих, смелых в принятии решений и не боящихся высказать своё мнение выпускников.

Я думаю, что география достаточно интересная наука и надо только увлечь, показать её возможности ученикам, а средств и возможностей очень много.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru