В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Односоставные предложения. Обобщение

Ольга Петрова Ольга Петрова
Тип материала: Урок
просмотров: 356    комментариев: 1
Краткое описание
Jбобщить сведения об односоставных предложениях, познакомить  с биографией В.И.Даля, продолжить знакомство с культурой Руси.

Описание

ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим об односоставных предложениях,
Вспомним группы односоставных предложений по значению и спо-
собу выражения главного члена, познакомимся с биографией В.И.Даля.

2.Диалог русских девушек под музыку.
-Здравствуйте гости дорогие, ребята удалые!
-Сядем рядком да поговорим ладком.
-Вот и зима. Отворяй ворота. Декабрь год кончает, зиму начинает.
-Декабрь – стужайло, на всю зиму студит: он и замостит, и загвоздит, и коням ход даст.
— Не трещи Варюха, береги нос и ухо. С 12 декабря ходит зимушка
-зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам печи топить ве-
лит. Дров напасись – лесу поклонись.
— За окно погляди. Коли снега еще надует – хлеба прибудет.
-Гости дорогие, ребята удалые! А сегодня кто знает, каков празд-
ник? … 14 декабря – день пророка Наума.
— Именуют его Наумом Грамотником, покровителем науки. В древности в этот день отдавали детей в учение.
— Да, пророк Наум наставляет на ум. Наставь и наших ребят на ум-разум, помоги им в нелегком деле – ученье.

— Ребята, а какие пословицы вы услышали в разговоре наших
девушек?
3. Двусоставные и односоставные предложения.

— Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были тоже найти пословицы о зиме, представля-
ющие собой двусоставные предложения. Назовите их, указывая грамматические основы.

-Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
— Какие вы знаете группы односоставных предложений?

4. Назывные предложения.

-Дайте определение назывных предложений.
— Прослушайте стихотворение, выпишите назывные предложения.

Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи.
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
/Н.Хвостов/
— Какие предложения вы выписали? Почему?
5. Определенно-личные предложения.

Холодно. Морозно на дворе. Заглянем к хозяевам в дом. Хлеб да соль – главное угощенье на столе. Сложил народ пословицу: хлеб-
соль ешь, а правду режь.
— Синтаксический разбор пословицы.

Хлеб-соль ешь, а правду режь./Повеств., невосклиц., простое, распр., осложнено однородными членами/

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Давайте прочитаем об этой пословице в лингвострановедческом
словаре.

— Чем может быть выражено сказуемое в определенно-личных
предложениях?

6. Неопределенно-личные и безличные предложения.

— Дайте определения неопределенно-личных и безличных предложений.
— Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?

а/ Составить текст о хлебе, хлебосольстве, используя односостав-
ные предложения./индивидуальные задания/

б/Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, ука-
зать тип односоставных предложений.

Еду к обеду, а к ужину домой приеду. Цыплят по осени считают.
Не убив медведя, шкуры не делят. Слезою моря не наполнишь. Ешь
Хлеб, коли пирогов нет. В чужой прудок не кидай неводок. Ему го-
ворить, что в спину горох лепить. Не светило, не грело, да вдруг
припекло.

7. Рассказ о В.И.Дале.

Много пословиц прозвучало на уроке. Известным собирателем
пословиц был В.И.Даль. 10 ноября этого года исполнилось 200 лет
со дня его рождения. Сейчас мы узнаем немного об этом человеке.
-рассказ о В.И.Дале
8. Выполнение теста.
ТЕСТ.
1. Укажите двусоставные предложения.
а/ Любишь кататься – люби и саночки возить.
б/Нашла коса на камень.
в/Один в поле не воин.

2. Укажите назывные предложения.
а/Ночь. Полная тишина.
б/Мороз.
в/Светит луна.

3. Укажите определенно-личные предложения.
а/Кашу маслом не испортишь.
б/От добра добра не ищут.
в/Не узнав броду, не суйся в воду.
г/Выше головы не прыгнешь.

4. Укажите неопределенно – личные предложения.
а/С кем нагрянули, с тем и отпрянули.
б/Могильным камнем не хвастают.
в/Каждая курица свой насест знает.
г/Людей выручишь, себя выучишь.

5.Укажите безличные предложения.
а/Ложка дегтя портит бочку меда.
б/Нет розы без шипов, пчелы без жальца.
в/Воры не жнут, а погоды ждут.
г/Снега надует – хлеба прибудет.

6.Определенно-личными предложениями называются
а/односоставные предложения, в которых деятель не назван, но
мыслится как определенное лицо
б/ односоставные предложения, в которых действие и состояние
не создаются деятелем.

7. В безличных предложениях сказуемое выражено
а/глаголом 1-го лица наст.вр.
б/глаголом 3-го лица ед.числа
в/инфинитивом
г/словом состояния
9. Скороговорки.

Купили Валерику и Вареньке варежки да валенки.
Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

10. Итоги урока, выставление оценок, домашнее задание.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 24 января 2014
Файлы
Разместить ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов





Петрова Ольга Владимировна

Тверская область, город Вышний Волочек

МБОУ СОШ № 5

Русский язык

Т.А.Ладыженская

Односоставные предложения. Обобщение

8 класс

45 минут

выставка книг о В.И.Дале, лингвострановедческий словарь, тесты



ЦЕЛЬ: обобщить сведения об односоставных предложениях, поз-

накомить с биографией В.И.Даля, продолжить знакомство с куль-

турой Руси.


ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг о В.И.Дале, лингвострановед-ческий словарь, тесты.



ХОД УРОКА.


1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим об односоставных предложениях,

Вспомним группы односоставных предложений по значению и спо-

собу выражения главного члена, познакомимся с биографией В.И.Даля.


2.Диалог русских девушек под музыку.

-Здравствуйте гости дорогие, ребята удалые!

-Сядем рядком да поговорим ладком.

-Вот и зима. Отворяй ворота. Декабрь год кончает, зиму начинает.

-Декабрь – стужайло, на всю зиму студит: он и замостит, и загвоздит, и коням ход даст.

- Не трещи Варюха, береги нос и ухо. С 12 декабря ходит зимушка

-зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам печи топить ве-

лит. Дров напасись – лесу поклонись.

- За окно погляди. Коли снега еще надует – хлеба прибудет.

-Гости дорогие, ребята удалые! А сегодня кто знает, каков празд-

ник? … 14 декабря – день пророка Наума.

- Именуют его Наумом Грамотником, покровителем науки. В древности в этот день отдавали детей в учение.

- Да, пророк Наум наставляет на ум. Наставь и наших ребят на ум-разум, помоги им в нелегком деле – ученье.


- Ребята, а какие пословицы вы услышали в разговоре наших

девушек?



3. Двусоставные и односоставные предложения.


- Проверка домашнего задания.


Дома вы должны были тоже найти пословицы о зиме, представля-

ющие собой двусоставные предложения. Назовите их, указывая грамматические основы.


-Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

- Какие вы знаете группы односоставных предложений?


4. Назывные предложения.


-Дайте определение назывных предложений.

- Прослушайте стихотворение, выпишите назывные предложения.


Ночь. Мороз. Сверкают звезды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.


Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.


Звезды гаснут. С неба льются

Бледные лучи.

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

/Н.Хвостов/

- Какие предложения вы выписали? Почему?



5. Определенно-личные предложения.

Холодно. Морозно на дворе. Заглянем к хозяевам в дом. Хлеб да соль – главное угощенье на столе. Сложил народ пословицу: хлеб-

соль ешь, а правду режь.

- Синтаксический разбор пословицы.


Хлеб-соль ешь, а правду режь./Повеств., невосклиц., простое, распр., осложнено однородными членами/


-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Давайте прочитаем об этой пословице в лингвострановедческом

словаре.


- Чем может быть выражено сказуемое в определенно-личных

предложениях?


6. Неопределенно-личные и безличные предложения.


- Дайте определения неопределенно-личных и безличных предложений.

- Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?


а/ Составить текст о хлебе, хлебосольстве, используя односостав-

ные предложения./индивидуальные задания/


б/Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, ука-

зать тип односоставных предложений.


Еду к обеду, а к ужину домой приеду. Цыплят по осени считают.

Не убив медведя, шкуры не делят. Слезою моря не наполнишь. Ешь

Хлеб, коли пирогов нет. В чужой прудок не кидай неводок. Ему го-

ворить, что в спину горох лепить. Не светило, не грело, да вдруг

припекло.


7. Рассказ о В.И.Дале.


Много пословиц прозвучало на уроке. Известным собирателем

пословиц был В.И.Даль. 10 ноября этого года исполнилось 200 лет

со дня его рождения. Сейчас мы узнаем немного об этом человеке.

-рассказ о В.И.Дале

8. Выполнение теста.

ТЕСТ.


1. Укажите двусоставные предложения.

а/ Любишь кататься – люби и саночки возить.

б/Нашла коса на камень.

в/Один в поле не воин.


2. Укажите назывные предложения.

а/Ночь. Полная тишина.

б/Мороз.

в/Светит луна.


3. Укажите определенно-личные предложения.

а/Кашу маслом не испортишь.

б/От добра добра не ищут.

в/Не узнав броду, не суйся в воду.

г/Выше головы не прыгнешь.


4. Укажите неопределенно – личные предложения.

а/С кем нагрянули, с тем и отпрянули.

б/Могильным камнем не хвастают.

в/Каждая курица свой насест знает.

г/Людей выручишь, себя выучишь.


5.Укажите безличные предложения.

а/Ложка дегтя портит бочку меда.

б/Нет розы без шипов, пчелы без жальца.

в/Воры не жнут, а погоды ждут.

г/Снега надует – хлеба прибудет.


6.Определенно-личными предложениями называются

а/односоставные предложения, в которых деятель не назван, но

мыслится как определенное лицо

б/ односоставные предложения, в которых действие и состояние

не создаются деятелем.


7. В безличных предложениях сказуемое выражено

а/глаголом 1-го лица наст.вр.

б/глаголом 3-го лица ед.числа

в/инфинитивом

г/словом состояния


9. Скороговорки.


Купили Валерику и Вареньке варежки да валенки.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.


10. Итоги урока, выставление оценок, домашнее задание.


Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    25 марта 201509:43
    Наталья Дулатова

    Отсутствие ссылок на источники, недочеты в описании хода мероприятия снижает ценность материала. Например, п.9 Скороговорки - для чего?, п.8 - как оценивался тест?

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru