В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Освоение таблицы умножения в начальных классах

Ольга Петрушкина Ольга Петрушкина
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 1815
Краткое описание
Цель работы: систематизировать теоретические знания по методике работы с таблицей умножения, указать практические приемы для освоения учащимися таблицы умножения.

Описание


Пожаловаться 06 января 2014
Файлы
Освоение таблицы умножения в начальных классах.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


МБОУ СОШ №1 г. Покров Петушинского района Владимирской области

Петрушкина Ольга Константиновна

Учитель высшей квалификационной категории

Освоение таблицы умножения в начальных классах.


Особое место в программе математики в начальной школе отводится таблице умножения. Практикующие учителя знают, что при ее изучении у детей развиваются познавательные процессы, произвольное внимание, математическая речь. Учитывая прописанные в новом образовательном стандарте цели обучения, изучение действия умножения должно работать на общее развитие учащихся – развивать их интеллект, волю, возбуждать интерес к познанию. Поэтому заучивание таблицы умножения должно быть осознанным, а не механическим.

В 2 классе учащиеся получают понятие об умножении и знакомятся с действиями умножения и деления в пределах 20. Лучшему осознанию учащимся смысла действия умножения способствует подготовительная работа: счет равными группами предметов, а также счет по 2, 3, 4, 5, до 20.

Нужно обратить внимание на принципы построения таблиц умножения. При построении таблиц умножения нужно обратить внимание детей на закономерность в числах, являющихся значениями произведений: каждое следующее число больше предыдущего на определенное число, равное первому множителю. Эту закономерность можно изобразить в виде прыжков по числовому лучу.

Для запоминания таблицы умножения существуют такие приемы как:

- прием счета двойками, тройками, пятерками;

- прием последовательного сложения – основной прием получения результатов табличного умножения.

Данный прием связан со смыслом действия умножения как сложения одинаковых слагаемых;

- прием прибавления слагаемого к предыдущему результату (вычитания из предыдущего результата).

Данный прием, является вторым основным приемом получения результатов табличного умножения. Используется в том случае, если ребенок смог выучить хотя бы несколько случаев из каждой таблицы. Это могут быть 3-4 первых самых легких случая, или 2-3 наиболее запоминающихся случая.

- прием взаимосвязанной пары: 2*6 6*2 (перестановка множителей);

При хорошем понимании правила перестановки множителей ребенок заучивает в два раза меньше случаев табличного умножения, чем содержит полная таблица. Используя перестановку множителей, все остальные случаи можно получить из имеющихся.

- прием запоминания последовательности случаев с ориентиром на возрастание второго множителя;

Этот прием активно реализован в традиционном учебнике по математике для 2 и 3 классов, где табличные случаи предлагаются ребенку на уроке «серией»:

3*2 3*3 3*4 3*5

Эту же «серию» учитель предлагает детям для заучивания к следующему уроку. На следующем уроке изучается новая «серия»:

3*6 3*7 3*8 3*9

Эта же «серия» предлагается детям для заучивания.

- прием «порции»;

Этот прием активно реализован в учебнике математики для 2 и 3 классов автора Н.Б. Истоминой. Для заучивания ребенку предлагается «порция», состоящая из 2-3 случаев, но не по принципу возрастания второго множителя.

Например, «порция» состоит из трех случаев: 9 * 5; 9 * 6; 9 * 7. Первым для заучивания предлагается случай 9 * 6, а от него, используя прием 3, ребенок переходит к случаям 9*5 и 9*7. В следующий раз «порция» снова содержит три случая 9 * 4; 9 * 3; 9 * 2. Здесь опорным случаем является случай 9 * 3.


- прием запоминающегося случая в качестве опорного.


Например, 5*6 =30, значит 5*7 =30+5 =35;

- прием внешней опоры;


В качестве опоры используется рисунок или прямоугольная таблица чисел. Детям, которые обладают плохой механической памятью, можно па первых порах предложить использовать клетчатое поле тетради. Обводя на клетчатом поле прямоугольник с заданным количеством клеток в сторонах, ребенок использует эту модель для контроля полученного результата или просто подсчитывает клетки как умеет. Например:


4 * 5 = 20


-графический способ умножения.


Например, 2X3 =6 -для этого рисуются 3 вертикальных линии и 2 горизонтальные линии так, чтобы они пересекались Количество точек пересечения –результат произведения.

- прием запоминания таблицы «с конца»;то есть самых сложных случаев, а простые он может получить сложением одинаковых слагаемых.

- пальцевый счет при запоминании таблицы умножения.

Например, нужно умножить 6 на 7. Зажимаем пальцы на обеих руках в кулак, а затем на каждой руке отгибаем столько пальцев, на сколько каждый множитель больше, чем пять. На двух руках отогнуто три пальца - это число десятков в искомом числе. На одной руке остались прижатыми к ладони три пальца, на другой – четыре пальца. Эти числа перемножаем 3 * 4 = 12 и прибавляем к числу имеющихся десятков. 30 + 12 = 42. Ответ: 6 * 7 = 42.

Умножение на 9

Снова поверните кисти ладонями к себе, но теперь нумерация пальцев будет идти по порядку с лева на право, то есть от 1 до 10.

Теперь умножаем, например, 2х9. Все то, что идет до пальца №2 — это десятки (то есть 1 в этом случае). А все то, что остается после пальца №2 – единицы (то есть 8). В итоге получаем 18.

Плюсы данного способа - наглядность.

Минусы – при устном счете каждый раз к рисунку – потеря времени.

Этот секрет работает только в таблице на 9.

1 10-1 9

2 20-2 18

3 30-3 27

4 40-4 36

5 50-5 45

6 60-6 54

7 70-7 63

8 80-8 72

9 90-9 81


Полезно также ставить вопросы, отвечая на которые, дети открывают для себя практическую пользу от таблиц умножения.

Сколько глаз у пяти человек?

Сколько ног у семи воробьев?

Сколько ушей у восьми кошек?

Сколько ног у пяти собак?

В каких случаях тебе помогла ответить таблица умножения на 2?

Какую таблицу умножения нужно знать, чтобы ответить на последний вопрос?

Выполни действия


3*4 6*4 30*6 6*3 3*5 6*5 6*6 6*8 3*7 6*7 3*9 6*9 3*12 3*30


Подчеркни те равенства, с которыми связаны следующие задачи:

В одни сани запрягают трех лошадей. Сколько нужно запрячь лошадей в пять саней?

У одного жука шесть ног. Сколько ног у четырех жучков? А у шести?

Сколько углов у четырех треугольников? А у семи?

Тетрадь стоит шесть рублей. Сколько будут стоить восемь таких тетрадей? А девять?


Верно построенная работа помогает ученикам справиться даже с таким сложным материалом, как освоение таблицы умножения.

Список литературы

1. Программы и учебники математики начальной школы, методические пособия для учителя, дидактические материалы для учащихся.

2. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ Под ред.М.И. Моро, А.М. Пышкало.- М.,1987.

3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах.- М., 1984.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Изд-во Ин-та профобразования Минобразования России, 1995.

5. Истомина Н.Б. и др. Методика преподавания математики в начальных классах.- М.: МГЗПИ, 1996.

7. Жикалкина Т.К. Дидактические игры на уроках математики.- М., 1994.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru