В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок по окружающему миру в 3 классе: "Распространение плодов и семян"

Татьяна Ковригина Татьяна Ковригина
Тип материала: Урок
просмотров: 15303
Краткое описание
Данная работа представляет собой сценарий урока окружающего мира в 3 классе по теме: Распространение плодов и семян. Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО, содержит педагогические цели и задачи, планируемые предметные и личностные результаты, метапредметные УУД. К уроку прилагается презентация. Цель работы - распространение опыта внедрения ФГОС в систему образования.

Описание

Урок по окружающему миру в 3 классе Распространение плодов и семян Учитель: Головчак Ирина Ивановна

Тема урока: Распространение плодов и семян Цель урока: Создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов. Задачи: — способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными; - содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать; — создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора. Планируемые результаты: Предметные:понимают, что распространение семян — способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. Личностные:предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы. Метапредметные УУД: Познавательные:осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Коммуникативные:владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе. Тип урока: решение учебной задачи / формирование новых знаний Формы работы: групповая, фронтальная. Образовательные ресурсы и оборудование: Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – М.: Вентана-Граф, 2013. Окружающий мир. 3-4 классы. Методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012. Семена. Презентация. Проектор, ноутбук, интерактивная доска. Ход урока: 1. Организационный момент. Приветствие. Учитель определяет готовность обучающихся к работе. — Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений. 2. Проверка домашнего задания. — Но сначала давайте вспомним… — О чем говорили на прошлом уроке? Презентация. Ч. 1. Слайд 1 — Что такое плод? — Какие плоды вам известны? — Какие сказки связаны с растениями и их плодами? Плод боб— «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка. Плод зерновка– «Мужик и медведь» русская народная сказка (рожь), «Конек — Горбунок», П. Ершов (пшеница). Плод стручок– «Мужик и медведь» русская народная сказка (репа) Плод тыквина– «Золушка» Ш. Перро (тыква) Плод костянка– «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня) — Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок. Вы справились с заданием. 3. Целеполагание и мотивация. Ч. 1. Слайд 2 Учитель из слогов предлагает собрать слово «путешественники». — Кто такие путешественники? — Как и на чём можно путешествовать? — Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками. — Подумайте, кто бы это мог быть? (выставляет на стол каждой группы коробочки). — Давайте откроем коробочки и посмотрим, что там лежит. Достаньте из коробочки семена и положите их перед собой. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету. — Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Давайте попробуем определить, как именно. — Возникли ли у вас вопросы? Какие? — Запишите по одному вопросу, используя слова подсказки: (Как…. Куда…. На чём… Зачем… Все ли…) Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу. 4. Изучение новой темы 1) Введение. — Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке, сформулируйте тему. Ч. 1. Слайд 3 Объявляется тема урока: «Распространение плодов и семян». — Как вы думаете, за счет чего может переселяться растение, если оно лишено возможности передвигаться? Ч. 1. Слайд 4 — Какую цель поставим себе на урок? — Выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления. Ч. 1. Слайд 5 — Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает? — Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем работать в группах. 2) Работа в группах. Ч. 1. Слайд 6 — Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). Задание:Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян. Ч. 1. Слайд 7 Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян? Заполнение таблицы:
Способ распространения
Названия растений
Приспособления
Ветром
Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле
Парашютики, крылатки лёгкие
Водой
Осока, ива, ольха, кокосовая пальма
Имеют воздушные полости лёгкие, плавучие
Животными и человеком
Дуб
Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох
Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание)
Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец»
Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов, слизистая масса
Ч. 1. Слайд 8 1 группа:Распространение семян ветром. Больше всего среди семян любителей полетов. Самый выгодный удобный способ попасть в далекие края. Семена растений, распространяемых ветрам, имеют парашютики или крылышки. Они медленно кружатся в воздухе и размещаются на большие расстояния. Дунет ветер, и полетят созревшие семена, чтобы прорасти далеко от своего «родного» растения. Исследование семян: ели, сосны, липы, клена, березы. Учитель: Подбросьте крылышки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Дети делают вывод: кружатся, как вертолётики. — Как вы думаете, о каком растении пойдет речь? Ч. 1. Слайд 9 1 ученик: Пока тихо, он – молчит, Но лишь ветер налетит, Шлёт в воздушный океан Парашютный свой десант. Одуванчик растёт везде: на лесной опушке и в огороде, на поляне и городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге, на равнине и в горах. Он растёт на всех материках! В жизни одуванчика несколько страниц. Первая — зелёная, когда растение ещё не успело зацвести. В это время оно в глаза не очень – то бросается. Затем открывается замечательная – жёлтая страница. Но вот одуванчику как будто надоедает быть жёлтым. Цветки отцвели – корзинка закрылась. В ней, как в куколке бабочки, происходит чудесное превращение. Пройдёт какое – то время – и она развернётся белым шаром. Он более хрупкий, чем самая тонкая ёлочная игрушка. Так открывается белая страница жизни одуванчика. Ч. 2. Слайд 1 2 ученик:У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень интересно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву. Ч. 2. Слайд 2. 3 ученик: Семена тополя, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Семена снабжены парашютом из волосков (тополиный «пух»). Тополиный «пух» гонимый ветром, кружится, как снег. А затем медленно опускается на землю, устилает улицы. Ч. 2. Слайд 3. 4 ученик:Перекати – поле – неустанные странники. Осенью растение отмирает, стебель высыхает, ветер его легко отламывает. Они принимают шарообразную форму и могут перекатываться ветром на десятки и сотни километров. А если прибавить те километры, которые перекатывается из стороны в сторону, то ещё добавится, возможно, тысяча. Катаясь по степным просторам, прыгая вверх, ударяясь о землю, наталкиваясь на канавы и бугры, перекати – поле рассеивает семена. Под именем перекати – поле объединяют большую группу степных растений: рогачку, кичим, катран и другие растения. Ч. 2. Слайд 4. 5 ученик:Мак. Плод — коробочка. Созревшие семена могут высыпаться на ветру из отверстий коробочки, как соль из солонки. Также они могут выбрасываться на большое расстояние в результате резкого лопанья коробочки. Ч. 2. Слайд 5. 6 ученик:Крылатые семена сосновых шишек тоже разносятся ветром. Ч. 2. Слайд 6 У хлопчатника, тополя семя прикреплено к легкому пуху. — Приведите свои примеры, распространения семян ветром? — Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром? 2 группа: Распространение семян водой. Ч. 2. Слайд 7 1 ученик:Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений. Ч. 2. Слайд 8 2 ученик:Плоды кокосовой пальмы – кокосовые орехи. Они являются рекордсменами по дальнему плаванию. Эта пальма растет на побережьях тропических морей, на островах. Плоды – волокнистые костянки массой до 2 кг, падают в море, подхватываются волнами и течениями, могут удаляться на 5 тысяч км от места их создания. Они не теряют всхожести даже после 100 дней плавания. Благодаря большому запасу питательных веществ проросток образует 3-4 крупных листа. Ч. 3. Слайд 1 3 ученик:Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём. Ч. 3. Слайд 2 3 группа: Распространение семян при помощи животных. 1 ученик:Семена некоторых растений имеют цепкие усики. Например, лопух. А знаете ли вы то, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня. Ч. 3. Слайд 3 2 ученик:Семена и плоды многих растений невольно распространяют животные и люди. Семена череды имеют шипы, которые прицепляются к одежде человека и животных. В другом месте животное счёсывает их, а человек выбирает из одежды. Ч. 3. Слайд 4 3 ученик:Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями. Таким способом распространяются семена черники, брусники, рябины, боярышника, черёмухи и др. растений. Ч. 3. Слайд 5 4 ученик:Птицы, питающиеся семенами и плодами растений, тоже вносят свой вклад. Вот сойка и клёст. Неся к себе в гнездо лакомство, птицы роняют отдельные семена, которые затем и прорастают. Ч. 3. Слайд 6 5 ученик:Белки, бурундуки и многие другие животные питаются плодами и семенами растений, делают запасы на зиму. Но не все семена съедаются, некоторые теряются, а про некоторые «кладовые» животные и вовсе забывают. Ч. 3. Слайд 7 6 ученик:Семена многих растений разносят насекомые. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки. Ч. 3. Слайд 8 7 ученик:Гуляя по лесу, люди и животные цепляют на себя семена этих хитрых растений и переносят их в другие места. Ч. 3. Слайд 9 8 ученик:Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. Ч. 4. Слайд 1 9 ученик:Косточки и семечки, оставшиеся после поедания овощей и фруктов, тоже могут прорасти в том месте, где их оставил человек. — Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными? Ч. 4. Слайд 2 4 группа: Самораспространение 1 ученик:В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян недотроги, акации. Ч. 4. Слайд 3 2 ученик:Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация. Ч. 4. Слайд 4 3 ученик:Есть растения – настоящие артиллеристы. Например, «бешеный огурец». Он встречается на Кавказе и в Крыму. Плод у него – небольшой огурец. Во время созревания семян внутри образуется слизистая масса. Она давит изнутри. Стоит задеть это растение, как под напором слизь с семенами выстреливает. Бешено «плюнуть» растение может на расстояние 6 метров. — Какие растения разбрасывают свои семена? 5. Итог урока: — Что было для вас новым? — Что особенно удивило? — На все ли вопросы нам удалось ответить? — Какие способы распространения семян вы запомнили? — Каково значение распространения плодов и семян? -Как приспособились растения к определённому способу распространения семян? — Какие приспособления к распространению плодов и семян у мака, череды, вишни, бешенного огурца и клена? Ч. 4. Слайд 5 - Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен. 6. Рефлексия Ч. 4. Слайд 6 Продолжите предложения: · Я смог … · Я узнал … · Мне понравилось… — Оцените свою работу на уроке. — Какую цель поставим себе на следующий урок? 7. Домашнее задание Ч. 4. Слайд 7 — Сегодня мы узнали, что жизнь растений удивительна и полна приключений. Представьте, что вы маленькое семечко. Составьте дома рассказ о его путешествии. Ч. 4. Слайд 8
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 26 октября 2013
Файлы
Урок Распространение плодов и семян.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
1 часть.pptx
Войдите для скачивания файлов
2 часть.pptx
Войдите для скачивания файлов
3часть.pptx
Войдите для скачивания файлов
4 часть.pptx
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru