В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»

Людмила Ведерникова Людмила Ведерникова
Тип материала: Урок
просмотров: 2822
Краткое описание
Познакомить с жанром святочного рассказа;
Выявить идейно-художественное содержанием;

Описание
Конспект урока литературы в 6 классе
Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»
Автор: учитель русского языка и литературы Ведерникова Л.Ф. Муниципальное автономное образовательное учреждение « Миасская средняя общеобразовательная школа №20» г.Миасс

Конспект урока литературы в 6 классе по учебнику под редакцией В.Я Коровиной, Литература 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина и др.– 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012г. по теме: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».
Цели урока:
Учебная — знакомство с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского, с жанром святочного (рождественского) рассказа;
Развивающая — уметь анализировать произведение, составлять характеристику героя, проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;
Воспитательная — воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям, воспитывать нравственность и эстетику через приобщение к классической литературе и классической музыке.


Ход урока:
I этап. Постановка цели.
Сегодня на уроке мы будем вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским говорить о Боге, о страдании, о милосердии. В жизни детям приходится сталкиваться со многими проблемами: сиротством, холодом. голодом. одиночеством. Эти испытания могут быть настолько трудными, что
ребёнок превращается в дикое существо или погибает.
Сегодня мы познакомимся с творчеством « взрослого»писателя Фёдором Михайловичем Достоевским;
Познакомимся с новым жанром, который называется «Святочный рассказ»
Ознакомимся с содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»
-.
II этап. Теоретические сведения.
-Что мы называем рассказом?( это описание одного случая)
-Рассказы бывают разные.
Рассказы Святочный(рождественский) -Святки-дни от праздника Рождества Христова до Крещения(святые дни) в эти дни хочется верить в чудо. В сюжете святочного рассказа всегда есть чудо. Самая трудная ситуация изменяется к лучшему, а финал счастливый.
III этап. Словарная работа.
-Расскажите, кто такой Иисус Христос и почему его называют спасителем?(Сын божий. Он пришёл на Землю, чтобы спасти погибающих людей, страдал за них. )
-Милосердие- сердоболие, сочувствие, желание делать добро
Халатник-тот, кто ходит в халате;
-романист — писатель романов;
-нары — широкая полка из досок вместо кровати;
-ревматизм-простудная ломота в мышцах, суставах
--« во время самарского голода»(в 1871873гг самарское крестьянство голодало из-за нищеты и неурожая
-чухонка-петербургское насмешливое прозвание финнов.

IV этап: История создания рассказа
На улицах Петербурга Достоевский часто встречал маленьких беспризорных мальчиков, просящих милостыню. О не мог спокойно видеть, как во время рождественских праздников одни дети весёлые и нарядные кружили вокруг украшенных ёлок, а другие в лютый мороз шли на улицу с ручкой за подаянием.
26 декабря 1875г Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в петербургском клубе художников, а на следующий день побывал в колонии для маленьких преступников. В те дни его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, просившего милостыню. Вянваре1876г он написал рассказ.
V этап. Чтение рассказа учителем.

VI этап. Аналитическая беседа.

Грустный, конечно, рассказ. Но давайте поговорим о нём:

— Какие признаки святочного рассказа вы здесь видите?(есть чудо…)
— Какие образы вы здесь видите?

— Эти образы характерны для святочного рассказа?

— Давайте определим главного героя рассказа?

-Кого автор называет «диким существом»?
-Как мальчик превратился в дикое существо?
-Что страшнее умереть или превратиться в дикое существо?
-Среди людей кто-нибудь проявил к нему милосердие?
-Можно ли назвать счастливым финал?
— Почему автор не называет нам имени мальчика?

— Кто же виноват в смерти мальчика?

— А как вы считаете, мальчик был счастлив?

— А после смерти он может обрести счастье?

VII этап. Обобщение по теме:
Давайте сделаем вывод: счастье — это доброта, мама, ёлка, герой получает его не на земле, После смерти мальчик обретает всё, чего не хватало ему в действительности!

VIII этап. Письменная работа:Написать отзыв об этом рассказе.
[Своё впечатление, мнение о прочитанном произведении, достоинства или недостатки этого произведения, и т.д.]
Для написания отзыва можно использовать небольшой план:
· 1. Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?
· 2. Какие герои и события вам понравились?
· 3. Что не понравилось?
· 4. Хотели бы вы почитать другие святочные рассказы?
IX этап: Д/З., дописать отзыв.

Пожаловаться 17 октября 2013
Файлы
Конспект урока литературы в 6 классе.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Конспект урока литературы в 6 классе

Ф.М.Достоевский. Тема милосердия в святочном рассказе «Мальчик у Христа на Ёлке»

Автор: учитель русского языка и литературы Ведерникова Л.Ф. Муниципальное автономное образовательное учреждение « Миасская средняя общеобразовательная школа №20» г .Миасс



Конспект урока литературы в 6 классе по учебнику  под редакцией В.Я Коровиной, Литература 6 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.П. Полухина и др.– 16-е изд. – М. : Просвещение, 2012г. по  теме: Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке".

Цели урока:

Учебная — знакомство с жизнью и творчеством Ф. М. Достоевского, с жанром святочного (рождественского) рассказа;

Развивающая — уметь анализировать произведение, составлять характеристику героя, проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

Воспитательная — воспитывать милосердие, веру, сострадание, нравственность, уважение и любовь к людям, воспитывать нравственность и эстетику через приобщение к классической литературе и классической музыке.


-

Ход урока:

I этап.  Постановка цели.

Сегодня на уроке мы будем вместе с Фёдором Михайловичем Достоевским говорить о Боге, о страдании, о милосердии. В жизни детям приходится сталкиваться со многими проблемами: сиротством, холодом. голодом. одиночеством. Эти испытания могут быть настолько трудными, что

ребёнок превращается в дикое существо или погибает.

Сегодня мы познакомимся с творчеством « взрослого»писателя Фёдором Михайловичем Достоевским;

Познакомимся с новым жанром, который называется «Святочный рассказ»

Ознакомимся с содержанием рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»

-.

II этап.  Теоретические сведения.

-Что мы называем рассказом?( это описание одного случая)

-Рассказы бывают разные.

Рассказы

Святочный(рождественский)

-Святки-дни от праздника Рождества Христова до Крещения(святые дни) в эти дни хочется верить в чудо. В сюжете святочного рассказа всегда есть чудо. Самая трудная ситуация изменяется к лучшему, а финал счастливый.


III этап. Словарная работа.

-Расскажите, кто такой Иисус Христос и почему его называют спасителем?(Сын божий. Он пришёл на Землю, чтобы спасти погибающих людей, страдал за них. )

-Милосердие- сердоболие, сочувствие, желание делать добро

Халатник- тот ,кто ходит в халате;

-романист- писатель романов;

-нары- широкая полка из досок вместо кровати;

-ревматизм-простудная ломота в мышцах,суставах

--« во время самарского голода»(в 1871873гг самарское крестьянство голодало из-за нищеты и неурожая

-чухонка-петербургское насмешливое прозвание финнов.


IV этап: История создания рассказа

На улицах Петербурга Достоевский часто встречал маленьких беспризорных мальчиков, просящих милостыню. О не мог спокойно видеть, как во время рождественских праздников одни дети весёлые и нарядные кружили вокруг украшенных ёлок, а другие в лютый мороз шли на улицу с ручкой за подаянием.

26 декабря 1875г Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в петербургском клубе художников, а на следующий день побывал в колонии для маленьких преступников. В те дни его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, просившего милостыню. Вянваре1876г он написал рассказ.

V этап.  Чтение рассказа учителем.


VI этап. Аналитическая беседа.

 
Грустный, конечно, рассказ. Но давайте поговорим о нём:

- Какие признаки  святочного рассказа вы здесь видите?(есть чудо…) 
- Какие образы  вы здесь видите?
 
- Эти образы характерны для святочного рассказа?
 
- Давайте определим главного героя рассказа?
 

-Кого автор называет «диким существом»?

-Как мальчик превратился в дикое существо?

-Что страшнее умереть или превратиться в дикое существо?

-Среди людей кто-нибудь проявил к нему милосердие?

-Можно ли назвать счастливым финал?
- Почему автор не называет нам имени мальчика?
 
- Кто же виноват в смерти мальчика?
 
- А как вы считаете, мальчик был счастлив?
 
- А после смерти он может обрести счастье?

VII этап.  Обобщение по теме: 
Давайте сделаем вывод:счастье  - это доброта, мама, ёлка, герой получает его не на земле, После смерти мальчик обретает всё,  чего не хватало ему в действительности!

VIII этап.  Письменная работа: Написать отзыв об этом рассказе.

[Своё впечатление, мнение о прочитанном произведении, достоинства или недостатки этого произведения, и т.д.]

Для написания отзыва можно использовать небольшой план:

  • 1.    Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

  • 2.    Какие герои и события вам понравились?

  • 3.    Что не понравилось?

  • 4.    Хотели бы вы почитать другие святочные рассказы?

IX этап: Д/З., дописать отзыв.



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru