В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени.

Bolat Toreev Bolat Toreev
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 9352
Краткое описание
Цели урока:
1.Обобщение и закрепление знаний учащихся о романе; знакомство с такими понятиями, как композиция, сюжет, фабула.
2.Формирование у учащихся  навыков социально-психологической  характерис-тики героев.
3.Выработка умения грамотно составлять монолог и отвечать на вопросы.
Тип урока: урок-обобщение.
Метод: практический, словесный.
Оборудование: портрет,иллюстрации,интерактивная доска,схемы,таблицы.

Описание
Тема урока: Урок-обобщение по роману М.Ю.Лермонтова “Герой нашеговремени”. Цели урока: 1.Обобщение и закрепление знаний учащихся о романе; знакомство с такими понятиями, как композиция, сюжет, фабула.
2.Формирование у учащихся навыков социально-психологической характерис-тики героев.

3.Выработка умения грамотно составлять монолог и отвечать на вопросы.
Тип урока:урок-обобщение. Метод: практический, словесный. Оборудование: портрет, иллюстрации, интерактивная доска, схемы, таблицы.
Ход урока
І. Организационный момент.(Сообщение темы урока.)Слайд №1.
ІІ.Опрос домашнего задания: Расскажите о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Слайд № 2. (Опорная схема) ІІІ.Новая тема.
Вопросо-ответная работа.
Ø 1.Вспомним то, что мы проходили по теории литературы: Что мы называем романом? Ø 2.Расскажите об истории создания романа “Герой нашего времени”. Слово учителя: Слайд № 3.
Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Слайд № 4. Ø 3.Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? Что вы можете сказать окомпозиции сочинения? Ø 4.Но для начала обьясните, что такое композиция? Ø 5.А что такое сюжет и фабула? (Работа по таблице «Сюжет и фабула романа») Слайд № 5. Сюжет и фабула романа
Сюжет – совокупность событий художественного произведения.
Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.
  1. “Бэла” /4/
  2. “Максим Максимыч” /5/
  3. “Предисловие” к “Журналу Печорина” /6/
  4. “Тамань” /1/
  5. “Княжна Мери” /2/
  6. “Фаталист” /3/
  1. “Тамань”
  2. “Княжна Мери”
  3. “Фаталист”
  4. “Бэла”
  5. “Максим Максимыч”
  6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.
Хронологический порядок событий. “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; “Княжна Мери”: 10 мая – <date ls=«trans» month=«6» day=«17» year=«18» w:st=«on»>17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; “Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”. Картина“хронологических смещений”, сделанных М. Ю. Лермонтовым. Эта картинавыглядит так (указывает стрелками): начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.
Поговорим о первой повести – о повести ”Бэла”. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: ● В чем особенность этой части романа? ●Какова роль Максим Максимыча в истории с похищением Бэлы? ●Каким предстает Печорин в рассказе Максим Максимыча? Прочитайте. Слайд№6(Печорин) ●Можно ли доверять мнению Максим Максимыча о Печорине? ●Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Бэлой и Печориным в начале событий?Слайд № 7 ●Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максим Максимыча? Прочитайте. Слайд № 8 (смерть Бэлы)
●В какой момент Максим Максимыч начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину, о чем это свидетельствует?
●Как характеризирует героя самохарактеристика в этой повести? Прочитайте. ●Какие черты характера Максим Максимыча проявились в истории с Бэлой? ●Почему повесть заканчивается ироническим замечанием повествователя о Максим Максимыче? 7.Перейдем к повести ” Максим Максимыч”. Ø Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»?Слайд №9 (Печорин и проезжий офицер) Ø Какова роль портрета Печорина? Слайд № 10 (Печорин на диване)
Сделайте сравнительную характеристику Максим Максимыча и Печорина. Слайд № 11(Максим Максимыч и Печорин) КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА Максим Максимыч

Печорин
Переполнен радостью, взволнован, хотел “кинуться на шею” Печорину.
“… Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул… руку “.
“На минуту остолбенел”, потом “жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить”.
Печорин первым произносит :”Как я рад, дорогой Максим Максимыч...”.
Не знает, как называть: на “ты” или на “вы”? Пытается остановить Печорина, просит,
чтобы не уезжал.
Односложный ответ:”Еду в Персию – и
дальше...”.
Речь сбивчивая, передает взволнованность.

По-прежнему односложные ответы:“Мне
пора”,“Скучал”, произносимые с улыбкой.
Напоминает о “житье-бытье” в крепости, об охоте, о Бэле.
“… чуть-чуть побледнел и отвернулся...”.
Отвечает односложно и принужденно зевает.
Упрашивает Печорина остаться на два часа, поговорить, интересуется его жизнью
в Петербурге.

Отказ, хоть и вежливый: ”Право, мне нечего
рассказывать, дорогой Максим Максимыч...”.
Берет за руку.
Старается скрыть свою досаду.
Успокаивает, дружески обнимает:”Неужели я
не тот же?”, — говоря, садится в коляску.
Напоминает о бумагах: ”Что с ними делать?”

Полное безразличие: ”Что хотите”.

Учащиеся делают вывод.
Слайд № 12 (Сравн.хар-ка героев) и № 13 ( «Карета с Печориным укатила...»)

( К доске вызываются 3 ученика для составления диаграммы Венна «Онегин и Печорин». Пока они работают, остальные переходят к следующей повести.)
8.“Тамань” – первая повесть в дневнике Печорина.
Если первые две повести по жанру – путевые записки, то следующие повести – это дневник Печорина. Слайд № 14 (Тамань) ●Что такое дневник? ●Кто в повести главные герои?Слайд № 15 ( Печорин и контрабандистка) ●О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»? ●Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым? ●Как эти качества характера проявляются в отношении к Янко и девушке-контрабандистке? Слайд № 16 (Ундина) ● Какова роль пейзажа в повести? 9.Слово учителя:
Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: первый в русской литературе психологический роман.
Слайд № 17.
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.
  • Лермонтов дает нам сначала услышать о героеот доброго, но ограниченногоМаксим Максимыча;
  • потом посмотреть на негоглазами офицера-повествователя;
  • и, наконец,раскрывает перед нами его дневникнаблюдения ума зрелого над самим собою” .
.Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. 10. А теперь поговорим об образе Печорина и его преемственной связи с пушкинским Онегиным.

Как известно, Онегин и Печорин принадлежат к тому общественному типу людей 20-30-х годов ХІХ века, которых называли «лишними»: « умные ненужности», «страдающие эгоисты». Что общего и в чем различие между «лишним человеком» 20-х годов –Онегиным и «умной ненужностью» 30-х годов –Печориным? Обратите внимание на диаграмму. Работа по диаграмме Венна «Онегин и Печорин».
Онегин Печорин
Ø 1.Поверхностное переживание. 1. Глубина страданий.
Ø 2.Боязнь светской молвы. 2.Пренебрежение законами “света”.
Ø 3.Бездеятельность и пассивность 3.Неукротимая энергия
Ø 4.Охлаждение чувств. 4.”Наука страсти нежной”
Ø 5.”Резкий охлажденный ум”. 5.Противоречивость, скептицизм.
Ø 6.Безволие. 6.Сила воли.

Общие черты 1.Дворянское происхождение.
2.Светское образование и воспитание. 3.Ум и свободолюбивые взгляды. 4.Одиночество.
5.Отношение к людям.
6.”Умные ненужности».
7.Неудовлетворенность жизнью. Слово учителя: Слайд № 18. (Диаграмма Венна)
Слайд № 19.
Добролюбов так писал о Печорине: «Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием.Этот имеет в себе как от природы все то,, что для Онегина составляет предмет забот.Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого.Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва… Он действительно может овладеть сердцем женщины, не на краткое мгновение, а надолго, нередко навсегда.Все, что ему встречается на дороге, он сумеет отстранить или уничтожить.Одно только несчастье: он не знает, куда идти.Сердце его пусто и холодно ко всему...» Так кто же виноват в том, что жизнь сильного, умного, волевого человека стала бессмысленной и никому не нужной? Лермонтов, последователь Пушкина, отвечает на этот вопрос всем содержанием романа: Печорин, как и Онегин, нравственно искалечен светским обществом. Таким образом, сопоставив двух героев – Онегина и Печорина, можно прийти к выводу: общество виновато в том, что два умных, одаренных, образованных человека, живущих в 20-30-х годах ХІХ века, оказались лишними, ненужными людьми.
11.Каково идейно-художественное своеобразие романа? Слайд № 20. 13.Письменная работа.(Запись в тетрадях диаграммы) 14.Заключение. Слайд № 21. Слово учителя. Жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет.Его дарование непрерывно развивалось на протяжении почти полутора десятилетия.Множество замыслов теснилось в его воображении, и для их воплощения требовалось, по всей вероятности, еще не одно десятилетие.Но и то, что он успел создать, по праву вошло в золотой фонд шедевров мирового искусства. 15.Подведение итогов.Выставление оценок. 16.Задание на дом: написать сочинение на тему «Герой моего времени». Слайд № 22
Пожаловаться 18 апреля 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru