В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Ритм и рифма в поэзии" (2 класс)

Татьяна Харисова Татьяна Харисова
Тип материала: Урок
просмотров: 4729
Краткое описание
Целью разработки является внедрение приёмов работы, направленных на развитие творческих способностей младших школьников в плане собственного авторства в поэзии.

Описание

Харисова Татьяна Евгеньевна; высшая квалификационная категория; г.Уфа Республики Башкортостан; МБОУ СОШ №98 Орджоникидзевского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан; литературное чтение; учебник: Литература как предмет эстетического цикла, авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская; Тема: Ритм и рифма в поэзии; 2 класс; продолжительность урока 45 минут; использование информационных технологий – презентация к уроку;
Тема: Ритм и рифма в поэзии.
Цель:систематизация знаний о законах стихосложения.
Задачи:
· формирование навыка сочинения стихотворения по предложенному началу;
· закрепление знаний о видах текстов;
· развитие творческих способностей учащихся;
· воспитание любви к литературе и к природе.

Ход урока I. Особенности литературы.
(автор, книга, герои, читатель)
II. Типы текстов.
Выяснение героя текстов, которые будут обсуждаться на уроке.
Загадка об осени.(Леса разукрасила, как на параде,
деревья теперь в разноцветном наряде.) (слайд 1)
1. Чем тексты в литературе отличаются друг от друга?
(Типы рассказчиков: РГ – рассказчик-герой, РП – рассказчик-повествователь, ГГ – диалог героев без рассказчика)
2. Работа с текстами об осени.
А) (слайд 2)
Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.
(По В. Песко/ву) РП, настроение тихое, сказочное, прощальное, нежное…
Работа в парах: найти в тексте омоним (ЛИСТ).

Б) (слайд 3)
А. Плеще/ев
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые цветы… Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…

РП, настроение унылое, мрачное, грустное…
Работа в парах: найти слово в переносном значении (НАСТУПИЛА).

В) (слайд 4)
А. Майко/в
Кро/ет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Ве/шнюю леса красу…
РГ (я топчу, мне), настроение смелое, бодрое… Работа в парах:найти слово в переносном значении (ЗОЛОТОЙ). Г) (слайд 5)
— Улетает с деревьев листва… — Почему улетает она? — Потому что ей хочется спать, Вот она и летит на кровать… ГГ, настроение сонное… III. Подготовительная работа к пробе пера. ??? какой текст будет лишним? (либо №4, т.к. нет рассказчика, либо №1, т.к. это не стихотворение) 1. Особенности стихосложения: * наличие ритма (закон конца строки); * наличие рифмы. 2. (слайды 6-8)
Нахождение ошибок в ритмическом рисунке (коллективно): 




3. Нахождение ошибочно подобранных слов среди рифмующихся.
Работа в группах. (слайды9-11)
Природа – народа, огорода, (время) года, погода.
Дождём – зонтом, идём, дымом, ковром.
Ценю – хочу, лечу, твою, верю, берегу.
IV. Проба пера
1. Доскажи словечко (коллективно).
(слайд 12)
· Осень в гости к нам пришла,
Урожай нам __ __ __/. (принесла)
Листья в воздухе летят,
С высоты на нас __ __/. (глядят)
(слайд 13)
· Осенью лужи, осенью слякоть,
Листья летят, им хочется __/ __.
Жалко с деревьями им расставаться,
Хочется дальше висеть и __ __/ __. (болтаться, играться, смеяться)

(слайды 14-15)
2. Проба пера по начальным строкам.
Осень к нам пришла красавица,
…………………………………..
Листья сыплются дождём,
…………………………………..
А) построение ритмического рисунка у доски (коллективно)

__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __ (9 слогов)
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __
__/ __ __/ __ __ __ __/ (7 слогов)
__/ __ __/ __ __ __ __/

(В придуманной строке ударение может в каком-то месте исчезнуть, если слово будет длинное. В 4 строке на 5 слог может падать ударение, которого нет в 3 строке.)
б) Выяснение и подбор рифмы.
Красавица – нравится, играется,…
Дождём – (было в середине урока).
В) Проба пера (в группах или коллективно).
V. Итог урока.
Домашнее задание.
Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)
Хороша моя природа ……………………………. Берегу её, ценю ……………………………... Используемая литература 1. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 2 класс. М.: ИЦ ГАРАНТ, 1992. Книга 1 — 159 с. Книга 2 — 159с. 2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М.: ИЦ ГРАНТ, 1993. Часть I — 192 с. Часть II — 346с. Приложение 1 1)
А) Это и в вправду было как в сказке. Клено/вый лист повис на ни/тях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ла/сковы. Световы/е зайчики играли на опа/вших листьях. Я выбрал зайчика покрупне/е и накрыл плащо/м. Получилась мягкая постель.
(По В. Песко/ву) Б) А. Плеще/ев
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые цветы… Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…


В) А. Майко/в
Кро/ет уж лист золотой Влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой Ве/шнюю леса красу…
Г) — Улетает с деревьев листва… — Почему улетает она? — Потому что ей хочется спать, Вот она и летит на кровать… <shape id="_x0000_s1028" type="#_x0000_t32" st yle=«position:absolute;left:0; text-align:left;margin-left:126pt;margin-top:23.3pt;width:1.5pt;height:76.5pt; z-index:3» o:connectortype=«straight»>
2) Найди ошибки в ритмическом рисунке:
__/ __ __/ __ __/ __/ __ __ __/ __ / __/ __ __/ __ __/ __
__/ __ __/ __ __/ ____/ __ __/ __ __/__/ __ __/ __ __/ __
а) __ __ __/ __ __/
__ __ __/ __ __/ __ __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ __ __/

б) __/ __ __/ __ __/ __
в) 
__/ __ __/ __ __/
3) Проба пера (построй ритмический рисунок и продолжи строки)
Хороша моя природа ……………………………. Берегу её, ценю ……………………………... Приложение 2 (Раздаточный материал для детей) Хороша моя природа ……………………….. Берегу её, ценю …………………………
Природа[ ] —
народа, огорода, (время) года, погода.
Дождём[ ] —
зонтом, идём, дымом, ковром.
Ценю[ ] –
хочу, лечу, твою, верю, берегу.
1) __ __ __ __ __ __ __ __ __
2) __ __ __ __ __ __ __ __ __
3) __ __ __ __ __ __ __
4) __ __ __ __ __ __ __
Пожаловаться 13 марта 2013
Файлы
Харисова урок литературы Ритм и рифма 2 класс.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Харисова презентация к уроку литературы Ритм и рифма 2 класс.rar
Войдите для скачивания файлов
Харисова урок литературы Ритм и рифма 2 класс.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru