В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Час общения "Я - ты - Вы - общение"

Час общения "Я - ты - Вы - общение"

Ольга Коноркина
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 1234 голосов:3просмотров: 4498
Краткое описание
Развитие и коррекция общения со взрослыми и сверстниками.
Описание
Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6») 653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1
Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru
ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001
Автор: Коноркина Ольга Александровна, воспитатель, Iквалификационная категория
Методическая разработка часа общения «Я-ты-Вы-общение» Содержание
Пояснительная записка ………………………………………...
3
Ход часа общения ……………………………………………… 5
Приложение № 1 ………………………………………………..
9
Приложение № 2 ………………………………………………..
14
Приложение № 3 ………………………………………………..
15
Приложение № 4 ………………………………………………..
17
Приложение № 5 ………………………………………………..
18
Приложение № 6 ………………………………………………..
19
Литература ………………………………………………………
20

Час общения «Я – ты – вы – общение» Пояснительная записка Общение – это самая большая ценность в нашей жизни. Словом можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. К сожалению, этот дар – дар общения – ценится нами все меньше. Слово – это мысль, которую мы выражаем посредством речи; только пообщавшись с человеком, мы можем делать выводы о том, стоит ли нам продолжать поддерживать отношения, близок ли он нам по духу. Современная молодёжь разучилась выражать свои мысли четко и ясно. Бедность словарного запаса, косноязычие на лицо. Но винить их за это нельзя, их надо учить, ведь выстроить диалог – это большое искусство. Жаргонные, нецензурные выражения уже стали частью нашей жизни. Их употребляют (чтобы эмоциональнее передать смысл сказанного) часто из-за недостатка словарного запаса и снижения культуры общения. Именно поэтому предлагаемый мной час общения является актуальным и будет способствовать развитию коммуникативной компетенции несовершеннолетних. А это, прежде всего, знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе. Наши подопечные часто не умеют «презентовать себя», стараются больше узнать про других при этом не зная самих себя. А ведь именно познавая себя, мы познаем окружающий мир. Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Этот процесс включает в себя, прежде всего коррекцию недостатка характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми. Перед проведением воспитательных мероприятий по развитию коммуникативной компетенции несовершеннолетних полезно провести исследование уровня воспитанности детей по направлениям (Приложение 1): 1. Умение находить контакт с окружающими. 2. Умение регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого. 3. Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтных ситуаций. 4. Умение самостоятельно организовать совместную деятельность.

Средний школьный возраст
Раздел: Ступень к духовно-нравственному познанию.
Блок: Академия воспитанности.
Тема: Я – ты – вы – общение.
Цель: Развитие и коррекция общения со взрослыми и сверстниками.
Задачи: Ø Помочь воспитанниками в познание себя, своих индивидуально-личностных особенностей; Ø Формировать толерантное отношение друг к другу; Ø Развивать коммуникативные способности; Ø Воспитывать культуру речи и поведения.
Форма проведения: Диалог с элементами тренинга, сюжетная игра, тестирование.
Оборудование: Раздаточный материал, цветные карандаши.
Ход занятия I. Вступительное слово воспитателя. Если вы хотите прожить полноценно и интересно, нужно помнить, что без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись. А для этого необходимо учиться общению. Давайте еще раз обратимся к уже известному нам изречению: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее». (Приложение № 2) В конце занятия вы должны будете ответить на два вопроса: Ø Можете ли вы обойтись без других людей? Ø Смогут ли другие люди обойтись без вас? (Приложение № 3) II. Тест-тренинг «Мой круг общения».
Каждому воспитаннику выдается лист, на котором изображен круг, цветные карандаши. Необходимо с помощью разных цве­тов определить круг своего общения. (Приложение № 4)
Мой круг общения


Друзья

Взрослые


Девочки
Мальчики III. Беседа.
Проводим анализ теста и определяем наибольший круг общения, по ходу беседы выясняется, почему с одними людьми мы общаемся больше, а с другими — меньше.


IV. Тест.
(Приложение № 5)
— А сейчас давайте попробуем определить, что мешает общению людей, а что помогает. (Каждый получает карточку с тестом, где перечислены различные качества человека):
Доброта

Скупость

Открытость

Искренность

Подозрительность

Лицемерие

Внимание

Лживость

Душевность

Порядочность

Грубость

Эгоизм

Тактичность

Доверчивость

Зависть

Честность



Задание:знаками «+» или «-» отметить качества, которые помогают и мешают общению.
Обсуждаем результаты теста.
V. Давайте поговорим об основных правилах общения.
1-е правило: Надо уметь слушать собеседника.
Игра «Пойми меня».
Один воспитанник выходит за дверь. Остальные делятся на 8 групп, каждый запоминает одно слово из пословицы: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». Когда воспитанник войдет в комнату, все должны по команде произнести свои слова. Воспитанник должен понять сказанное.
Далее обсуждается, почему воспитанник ничего не понял. В результате обсуждения необходимо подвести детей к выводу: собеседники должны слушать внимательно друг друга, их речь должна быть понятной.
2-е правило:Правильно использовать интонацию и жесты.

Практическое задание. Воспитатель, используя различную интонацию, произносит фразу, которая предполагает выполнение какого-либо задания. Обсуждается, в каком случае задание будет выполнено с же­ланием.
Двое воспитанников (заранее подготовленные) ведут диа­лог. При этом они почесываются, размахивают руками, раскачи­ваются, постоянно жестикулируют. Обсуждается диалог, в результате которого формулируется вывод: при беседе прибегать к жестам нужно только по необ­ходимости.

3-е правило. При общении необходимо учитывать возраст собеседника.

Творческая деятельность.
Все дети делятся на 2 группы. Одна группа готовит словес­ное поздравление для сверстников, другая — для взрослого чело­века. После обсуждения делается вывод: при общении со взрос­лыми нельзя использовать развязный тон, бестактность. Обяза­тельно обращение на «Вы».
VI. Итог занятия.
Воспитатель предлагает ответить на вопросы, поставленные в начале занятия. После ответов подводится итог занятия, кото­рый обобщается в виде памятки (вывешивается на доске).
Памятка
· Уважай собеседника.
· Будь тактичен.
· Не унижай собеседника.
· Будь внимателен к собеседнику.
· Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
· Стремись к взаимопониманию.
Приложение № 1 Среднее звено
1. Умение находить контакт с окружающими.

Группа ________________________
Учебный год ___________________

Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
п/п п/п Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант) Результаты опроса(%)
1 Воспитатель попросил тебя подойти к однокласснику и уговорить его пойти со всеми вместе в поход. Ты: · откажешься сразу;
· будешь долго уговаривать одноклассника;
· сумеешь быстро уговорить

2 Ты пришел на дискотеку, где никого не знаешь. Ты: · будешь стоять в стороне;
· попытаешься с кем-нибудь познакомиться;
· уйдешь с дискотеки с компанией новых друзей

3
В автобусе сидящий рядом человек заводит с то­бой разговор. Ты:
· поддержишь разговор;
· будешь ехать молча;
· начнешь живо обсуждать тему разговора



____ % детей данной группы умеют находить контакт с окру­жающими.
2. Умение регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.
3. Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
Группа ________________________
Учебный год ___________________
Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
п/п Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант)
Результаты опроса(%)
1 2 3
1 Ты не можешь наладить отношения с ребятами из своей группы. Ты:
· обратишься за помощью к воспитателю;
· будешь самостоятельно искать пути сближения с ребятами;
· попытаешься сблизиться с ребятами из другой группы

2 С одним из воспитанников группы у тебя постоян­ные конфликты. Ты:
· обратишься за помощью к воспитателю;
· оставишь все без изменения;
· обратишься за помощью к кому-то из воспитанников


3 Тебе кажется, что учитель несправедливо к тебе от­носится. Ты:
· обратишься за помощью к кому-то из взрослых;
· перестанешь посещать уроки этого учителя;
· попробуешь поговорить с этим учителем;
· оставишь все без изменения

4 Кто-то из группы без разрешения надел твои джин­сы и порвал их. Ты:
· пожалуешься воспитателю;
· обратишься за помощью к друзьям;
· попытаешься сам решить вопрос

____ % детей данной группы умеют регулировать взаимоот­ношения с окружающими с помощью взрослого.

____% детей данной группы умеют самостоятельно находить пути выхода из конфликтных ситуаций.
4. Умение самостоятельно организовать совместную дея­тельность.

Группа ________________________
Учебный год ___________________
Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)
п/п Ситуация (отметить наиболее подходящий вариант)
Результаты опроса(%)
1 2 3
1 Воспитатель поручил вашей группе уборку пришколь­ной территории.
· Ты будешь ждать, когда тебе выделят участок;
· сам(а) распределишь объем работы среди ребят;
· будешь убирать один(одна) тот участок, который выберешь сам(а)
2 Ваша группа должна участвовать в КВНе. Тебе пред­ложили быть капитаном команды.
· Ты откажешься быть капитаном;
· откажешься участвовать вообще;
· с удовольствием примешь предложение
3 Воспитанник из твоей группы лежит в больнице. Ты считаешь, что нужно его навестить.
· Ты пойдешь в больницу один;
· возьмешь с собой приятеля;
· организуешь всю группу для посещения больного
_____ % детей данной группы умеют самостоятельно органи­зовать совместную деятельность.

Чем бы я поделился с ...
Другом Знакомым
Опорные слова:
1. Радостью.
2. Новостью.
3. Секретом.
4. Всем.
5. Хлебом.
6. Горем.
7. Чем-то вкусным.
8. Деньгами.
9. Мечтой.
10. Сча­стьем.
Результаты выполнения задания
Ориентируются в понятиях «друг», «дружба» (%) Слабо ориентируются в данном вопросе (%) Не ориентируются в данном вопросе вообще (%)
Литература 1. Рудякова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде [Текст] / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011. 2. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Г.Лидерс. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 3. Карлина, Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении [Текст] / авт.сост. Р.П.Карлина. — Волгоград: Учитель, 2012.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Час общения Коноркина.docx Скачать

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»

(МКОУ «Детский дом № 6»)


653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1

Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru

ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001


Автор: Коноркина Ольга Александровна, воспитатель, I квалификационная категория



Методическая разработка

часа общения «Я-ты-Вы-общение»



Содержание

Пояснительная записка ………………………………………...

3

Ход часа общения ………………………………………………

5

Приложение № 1 ………………………………………………..

9

Приложение № 2 ………………………………………………..

14

Приложение № 3 ………………………………………………..

15

Приложение № 4 ………………………………………………..

17

Приложение № 5 ………………………………………………..

18

Приложение № 6 ………………………………………………..

19

Литература ………………………………………………………

20











Час общения «Я – ты – вы – общение»

Пояснительная записка

Общение – это самая большая ценность в нашей жизни.  Словом можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. К сожалению, этот дар – дар общения – ценится нами все меньше. Слово – это мысль, которую мы выражаем посредством речи; только пообщавшись с человеком, мы можем делать выводы о том, стоит ли нам продолжать поддерживать отношения, близок ли он нам по духу.

Современная молодёжь разучилась выражать свои мысли четко и ясно.

Бедность словарного запаса, косноязычие на лицо. Но винить их за это нельзя, их надо учить, ведь выстроить диалог – это большое искусство.

Жаргонные, нецензурные выражения уже стали частью нашей жизни. Их употребляют (чтобы эмоциональнее передать смысл сказанного) часто из-за недостатка словарного запаса и снижения культуры общения.

Именно поэтому предлагаемый мной час общения является актуальным и будет способствовать развитию коммуникативной компетенции несовершеннолетних. А это, прежде всего, знание способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владения различными социальными ролями в коллективе. Наши подопечные часто не умеют «презентовать себя», стараются больше узнать про других при этом не зная самих себя. А ведь именно познавая себя, мы познаем окружающий мир.

Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Этот процесс включает в себя, прежде всего коррекцию недостатка характера каждого ребенка в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими детьми.

Перед проведением воспитательных мероприятий по развитию коммуникативной компетенции несовершеннолетних полезно провести исследование уровня воспитанности детей по направлениям (Приложение 1):

  1. Умение находить контакт с окружающими.

  2. Умение регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.

  3. Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

  4. Умение самостоятельно организовать совместную деятельность.



Средний школьный возраст

Раздел:

Ступень к духовно-нравственному познанию.

Блок:

Академия воспитанности.

Тема:

Я – ты – вы – общение.

Цель:

Развитие и коррекция общения со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  • Помочь воспитанниками в познание себя, своих индивидуально-личностных особенностей;

  • Формировать толерантное отношение друг к другу;

  • Развивать коммуникативные способности;

  • Воспитывать культуру речи и поведения.

Форма проведения:

Диалог с элементами тренинга, сюжетная игра, тестирование.

Оборудование:

Раздаточный материал, цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Вступительное слово воспитателя.

Если вы хотите прожить полноценно и интересно, нужно помнить, что без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись. А для этого необходимо учиться общению. Давайте еще раз обратимся к уже известному нам изречению: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее». (Приложение № 2)

В конце занятия вы должны будете ответить на два вопроса:

  • Можете ли вы обойтись без других людей?

  • Смогут ли другие люди обойтись без вас?

(Приложение № 3)

  1. Тест-тренинг «Мой круг общения».

Каждому воспитаннику выдается лист, на котором изображен круг, цветные карандаши. Необходимо с помощью разных цветов определить круг своего общения. (Приложение № 4)

Мой круг общения



Друзья

Взрослые

Девочки

Мальчики





  1. Беседа.

Проводим анализ теста и определяем наибольший круг общения, по ходу беседы выясняется, почему с одними людьми мы общаемся больше, а с другими - меньше.



  1. Тест.

(Приложение № 5)

- А сейчас давайте попробуем определить, что мешает общению людей, а что помогает. (Каждый получает карточку с тестом, где перечислены различные качества человека):

Доброта

Скупость

Открытость

Искренность

Подозрительность

Лицемерие

Внимание

Лживость

Душевность

Порядочность

Грубость

Эгоизм

Тактичность

Доверчивость

Зависть

Честность

Задание: знаками «+» или «-» отметить качества, которые помогают и мешают общению.

Обсуждаем результаты теста.

  1. Давайте поговорим об основных правилах общения.

1-е правило: Надо уметь слушать собеседника.

Игра «Пойми меня».

Один воспитанник выходит за дверь. Остальные делятся на 8 групп, каждый запоминает одно слово из пословицы: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». Когда воспитанник войдет в комнату, все должны по команде произнести свои слова. Воспитанник должен понять сказанное.

Далее обсуждается, почему воспитанник ничего не понял. В результате обсуждения необходимо подвести детей к выводу: собеседники должны слушать внимательно друг друга, их речь должна быть понятной.

2-е правило: Правильно использовать интонацию и жесты.


Практическое задание.

  • Воспитатель, используя различную интонацию, произносит фразу, которая предполагает выполнение какого-либо задания.

Обсуждается, в каком случае задание будет выполнено с желанием.

  • Двое воспитанников (заранее подготовленные) ведут диалог. При этом они почесываются, размахивают руками, раскачиваются, постоянно жестикулируют.

Обсуждается диалог, в результате которого формулируется вывод: при беседе прибегать к жестам нужно только по необходимости.

3-е правило. При общении необходимо учитывать возраст собеседника.

Творческая деятельность.

Все дети делятся на 2 группы. Одна группа готовит словесное поздравление для сверстников, другая - для взрослого человека. После обсуждения делается вывод: при общении со взрослыми нельзя использовать развязный тон, бестактность. Обязательно обращение на «Вы».

  1. Итог занятия.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы, поставленные в начале занятия. После ответов подводится итог занятия, который обобщается в виде памятки (вывешивается на доске).


Памятка

  • Уважай собеседника.

  • Будь тактичен.

  • Не унижай собеседника.

  • Будь внимателен к собеседнику.

  • Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.

  • Стремись к взаимопониманию.

Приложение № 1

Среднее звено



  1. Умение находить контакт с окружающими.

Группа ________________________

Учебный год ___________________



Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)

п/п

п/п

Ситуация

(отметить наиболее подходящий вариант)

Результаты опроса(%)

1


Воспитатель попросил тебя подойти к однокласснику и уговорить его пойти со всеми вместе в поход. Ты:

  • откажешься сразу;

  • будешь долго уговаривать одноклассника;

  • сумеешь быстро уговорить


2


Ты пришел на дискотеку, где никого не знаешь. Ты:

  • будешь стоять в стороне;

  • попытаешься с кем-нибудь познакомиться;

  • уйдешь с дискотеки с компанией новых друзей


3


В автобусе сидящий рядом человек заводит с тобой разговор. Ты:

  • поддержишь разговор;

  • будешь ехать молча;

  • начнешь живо обсуждать тему разговора




____ % детей данной группы умеют находить контакт с окружающими.

  1. Умение регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.

  2. Самостоятельно или с помощью взрослого находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

Группа ________________________

Учебный год ___________________

Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)

п/п

Ситуация

(отметить наиболее подходящий вариант)

Результаты опроса(%)

1

2

3

1

Ты не можешь наладить отношения с ребятами из своей группы. Ты:

  • обратишься за помощью к воспитателю;

  • будешь самостоятельно искать пути сближения с ребятами;

  • попытаешься сблизиться с ребятами из другой группы


2

С одним из воспитанников группы у тебя постоянные конфликты. Ты:

  • обратишься за помощью к воспитателю;

  • оставишь все без изменения;

  • обратишься за помощью к кому-то из воспитанников


3

Тебе кажется, что учитель несправедливо к тебе относится. Ты:

  • обратишься за помощью к кому-то из взрослых;

  • перестанешь посещать уроки этого учителя;

  • попробуешь поговорить с этим учителем;

  • оставишь все без изменения


4

Кто-то из группы без разрешения надел твои джинсы и порвал их. Ты:

  • пожалуешься воспитателю;

  • обратишься за помощью к друзьям;

  • попытаешься сам решить вопрос


____ % детей данной группы умеют регулировать взаимоотношения с окружающими с помощью взрослого.

____% детей данной группы умеют самостоятельно находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

  1. Умение самостоятельно организовать совместную деятельность.



Группа ________________________

Учебный год ___________________



Тестовые задачи (по методике Рене Жиля)

п/п

Ситуация

(отметить наиболее подходящий вариант)

Результаты опроса(%)

1

2

3

1

Воспитатель поручил вашей группе уборку пришкольной территории.

  • Ты будешь ждать, когда тебе выделят участок;

  • сам(а) распределишь объем работы среди ребят;

  • будешь убирать один(одна) тот участок, который выберешь сам(а)


2

Ваша группа должна участвовать в КВНе. Тебе предложили быть капитаном команды.

  • Ты откажешься быть капитаном;

  • откажешься участвовать вообще;

  • с удовольствием примешь предложение


3

Воспитанник из твоей группы лежит в больнице. Ты считаешь, что нужно его навестить.

  • Ты пойдешь в больницу один;

  • возьмешь с собой приятеля;

  • организуешь всю группу для посещения больного


_____ % детей данной группы умеют самостоятельно организовать совместную деятельность.



Чем бы я поделился с ...

Другом

Знакомым





Опорные слова:

  1. Радостью.

  2. Новостью.

  3. Секретом.

  4. Всем.

  5. Хлебом.

  6. Горем.

  7. Чем-то вкусным.

  8. Деньгами.

  9. Мечтой.

  10. Счастьем.



Результаты выполнения задания

Ориентируются в понятиях «друг», «дружба» (%)

Слабо ориентируются в данном вопросе (%)

Не ориентируются в данном вопросе вообще (%)




































Литература

  1. Рудякова, О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде [Текст] / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011.

  2. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Г.Лидерс. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004

  3. Карлина, Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении [Текст] / авт.сост. Р.П.Карлина. - Волгоград: Учитель, 2012.




























Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос