В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Особенности личностно – ориентированного урока

Татьяна Чучалина Татьяна Чучалина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2096
Краткое описание
“Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.  Подготовить  урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме-задачи каждого учителя.

Описание
Тема методического объединения учителей в рамках ФГОС: «Особенности личностно – ориентированного урока»
Актуальность.

 Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, — мечта любого учителя.

В этом поможеттехнология личностно ориентированного обучения. Её цель — создание условий для познавательной активности учеников.

Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Главным вопросомдля меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
Теоретическое обоснование

ЭТАПЫ УРОКА
1. Актуализация:
· актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы
· на личностно ориентированном уроке актуализируются не только знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт есть у каждого ученика!) – этот опыт и становится предметом анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика (он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!)
Окружающий мир — особый урок, как никакой другой связан с жизнью, поэтому провести этап личностно ориентированной актуализации очень легко. Например: Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?

2. Мотивация и целеполагание:
Каждый урок должен быть обеспечен мотивом: без мотива нет деятельности (ученик, исходя из собственного желания, сделает намного больше, чем под прессом слова «надо»)
 «Ученье с увлечением» — мне очень нравится этот лозунг С. Соловейчика.
Средства разные, одно из них – игры, которые использую при контроле знаний и умений учащихся.

· я хочу узнать…
· я хочу научиться…
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.)

цель– это ожидаемый результат
Дидактические цели урока учитель ставит для себя.
Для учеников трансформируется в учебную задачу.
На личностно ориентированном уроке у учеников должна быть возможность постановки личностно значимой субъективной цели.

Приемы самоцелеполагания:
· формулировка личностно-значимого вопроса:
Например:
В начале изучения темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? – вот и мотив изучения новой темы
· выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для пополнения знаний и проверки гипотезы:
Например:
Почему червяк ползет,
А не бежит и не идет?
Быстро двигаться не хочет –
Может, он ленивый очень?
Как вы думаете: почему червяки медленно ползают?
3. Изучение нового учебного материала:
на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта
(дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!),
учитывая индивидуальные особенности учеников,
а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» — по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)

4. Отработка умений и навыков
(это условное название, куда входит закрепление и применение знаний)

В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика
нужны индивидуальные задания:
· заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей (очень важно предоставить ученикам свободу выбора на всех этапах урока в соответствии с личностно значимыми целями, так как субъектность – это не только активность и самостоятельность ученика, но и умение делать выбор и нести за него ответственность), задания должны быть интересными, чтоб ученику захотелось их выполнять; а также межпредметные задания

· хорошо, если будут задания для реализации воспитательного потенциала урока
– изучение темы «Органы кровообращения»: Может ли человек
прожить без сердца? А почему встречаются бессердечные люди?

При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности),
т. е. создать ситуацию успеха!

Известно, что главный возрастной мотив школьников – мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач
с целью повышения или сохранения самоуважения.
5. Подведение итогов урока
Обычно – выставление отметок и домашнее задание.
На личностно ориентированном уроке – результат
· объективный – отметки
· субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов):
ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов
деятельности на уроке и полученного результата.
Варианты рефлексии:
1. эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работа?
нравится ли тебе твоя оценка?
2. рациональная: ученик не должен не только почувствовать, но и
осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?
Важно помочь ученикам научиться сравнивать себя не с другими людьми, а себя сегодняшнего с собой вчерашним!
Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей:
· обязательной и
· заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)
Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.
Литература:
1. Афанасьева Н.Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
2. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.
3. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.
4. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.
5. Лукьянова М.И.Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.

Пожаловаться 13 января 2013
Файлы
Личностно-ориентированный урокWord.doc
HTML Войдите для скачивания файлов



Тема методического объединения учителей в рамках ФГОС:

«Особенности личностно – ориентированного урока»



Актуальность.


 Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех, - мечта любого учителя.      

  

В этом поможет технология личностно ориентированного обучения. Её цель   - создание условий для познавательной активности учеников.


Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.


Главным вопросом для меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.  



Теоретическое обоснование


ЭТАПЫ УРОКА


    1. Актуализация:

  • актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы

  • на личностно ориентированном уроке актуализируются не только знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт есть у каждого ученика!) – этот опыт и становится предметом анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика (он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!)

    Окружающий мир - особый урок, как никакой другой связан с жизнью, поэтому провести этап личностно ориентированной актуализации очень легко. Например: Дети, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?

    1. Мотивация и целеполагание:

    Каждый урок должен быть обеспечен мотивом: без мотива нет деятельности (ученик, исходя из собственного желания, сделает намного больше, чем под прессом слова «надо»)

    «Ученье с увлечением» - мне очень нравится этот лозунг С. Соловейчика.

    Средства разные, одно из них – игры, которые использую при контроле знаний и умений учащихся.


    • я хочу узнать...

    • я хочу научиться...

    Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.)


    цель – это ожидаемый результат

    Дидактические цели урока учитель ставит для себя.

    Для учеников трансформируется в учебную задачу.

    На личностно ориентированном уроке у учеников должна быть возможность постановки личностно значимой субъективной цели.


    Приемы самоцелеполагания:

    • формулировка личностно-значимого вопроса:

    Например:

    В начале изучения темы «Птицы» спрашиваю у учеников: что бы вы хотели узнать о птицах? – вот и мотив изучения новой темы

    • выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для пополнения знаний и проверки гипотезы:

    Например:

    Почему червяк ползет,

    А не бежит и не идет?

    Быстро двигаться не хочет –

    Может, он ленивый очень?

    Как вы думаете: почему червяки медленно ползают?



    1. Изучение нового учебного материала:

    на личностно ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта

    (дидактическая цель урока: не научить или познакомить, а создать условия!),

    учитывая индивидуальные особенности учеников,

    а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)


    1. Отработка умений и навыков

    (это условное название, куда входит закрепление и применение знаний)


    В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика

    нужны индивидуальные задания:

    • заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей (очень важно предоставить ученикам свободу выбора на всех этапах урока в соответствии с личностно значимыми целями, так как субъектность – это не только активность и самостоятельность ученика, но и умение делать выбор и нести за него ответственность), задания должны быть интересными, чтоб ученику захотелось их выполнять; а также межпредметные задания


    • хорошо, если будут задания для реализации воспитательного потенциала урока

    изучение темы «Органы кровообращения»: Может ли человек

    прожить без сердца? А почему встречаются бессердечные люди?


    При отработке умений и навыков необходимо обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности (для этого необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и правильно оценивать результат деятельности),

    т. е. создать ситуацию успеха!


    Известно, что главный возрастной мотив школьников – мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач

    с целью повышения или сохранения самоуважения.



    1. Подведение итогов урока

    Обычно – выставление отметок и домашнее задание.

    На личностно ориентированном уроке – результат

    • объективный – отметки

    • субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов):

    ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов

    деятельности на уроке и полученного результата.

    Варианты рефлексии:

    1. эмоционально – чувственная: что ты чувствовал во время работа?

    нравится ли тебе твоя оценка?

    2. рациональная: ученик не должен не только почувствовать, но и

    осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха?



    Важно помочь ученикам научиться сравнивать себя не с другими людьми, а себя сегодняшнего с собой вчерашним!



    Домашнее задание: на личностно ориентированном уроке домашнее задание должно состоять из 2 частей:

    • обязательной и

    • заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)



    Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.








    Литература:


    1. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.

    2. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.

    3. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.

    4. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.

    5. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.


  • Личностно-ориентированный урокWord.rar
    Войдите для скачивания файлов
    Материалы по теме

    Отправка ошибки

    Текст ошибки:
    Комментарий:
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru