В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа «Люби и знай свой край родной»

Юлия Лейман Юлия Лейман
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234  голосов:7    просмотров: 35405
Краткое описание
Цель программы:
-нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим;
-становление у дошкольников научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного  отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Описание
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 г.Томска Утверждено: На педагогическом совете ________________________ Зав. МБДОУ № 2  __________________ Программа «Люби и знай свой край родной» (Для детей дошкольного возраста)
Автор программы: старший воспитатель  Лейман Юлия Александровна Томск,2012 г. Пояснительная записка к использованию программы:
Научное обоснование Теоретические основы нравственно- патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
  • нравственно – патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно – нравственного обогащения;
  • понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
  • нравственно – патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
  • в роли первоосновного субъекта нравственно –патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной. Духовной и иной принадлежности к Родине;
  • истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно –нравственного и культурного развития.
Социальные потребности Первые чувства патриотизма – доступны ли они малышам? Исходя из своего опыта работы я могу утвердительно сказать, детям дошкольного возраста, доступно чувства любви к родному краю, так как фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому- то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с актуальными проблемами: · Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, о родном городе, стране, особенностях русских традиций; · Равнодушное отношение детей к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. На основе этих проблем, познакомившись с литературой, методическими разработками, наблюдая за поведением детей в реальной жизни, решила изучать и применять в своей работе данную тему, которая привлекла своей:
  • Актуальностью и перспективностью;
  • Новизной материала;
  • Высокой результативностью, доступностью понимания;
  • Стабильностью, системностью, возможностью творческого применения.
 Цели и задачи программы  Цель программы: -нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с прошлым и настоящим; -становление у дошкольников научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения. Задачи: ü воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; ü формирование бережного отношения к природе и всему живому; ü формирование экологических и краеведческих знаний; системно и углубленно познакомить юных Томичей с историей и культурой родного города; ü формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; ü знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном; ü формирование чувства уважения и симпатии к другим людям и традициям…  Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе предметно-развивающей среды. Эта среда включает: 1. Центр краеведения, куда входят: -Уголок «Старый Томск», «Современный Томск», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта); -Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото; -Уголок «Ряженья» можно перевоплотится в своих бабушек и дедушек (старинная одежда, обувь, украшения для ряженья; игрушки наших бабушек – собранны силами родителей, коллег); — Экспериментирование и обсуждение, что могло бы произойти в той или иной нереальной ситуации (центр Волшебника); — Центр Экологии: растения и животные; размещение детских работ, касающихся определения признаков живого; условия жизни живых существ; — Стол с материалами, периодически меняющимися игрушки: сувениры томских умельцев; Карандаши, ножницы и др. принадлежности для свободного творчества; -Сменные стенды «Россия — большая страна», «Томск-сегодня» (различные тематики); -Библиотека — книги о Томске; -Картотеки: — «Народные игры» -«Загадки народов Сибири» -«Пословицы, поговорки» -подборка стихов местных авторов -Аудиозаписи, видеофильмы, фотографии Отличительной особенностью нравственно-патриотического воспитания и обучения в рамках программы является тесная связь дошкольного учреждения и семьи. Чтобы воспитывать духовно- нравственное чувство в раннем возрасте, чувство Родины…. А оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает малую Родину в своей семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «дом», «долг», «честь». Развитие любви и привязанности к родному дому, к семье — первая ступень духовно- нравственного воспитания детей.  Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребенка первые чувства духовно – нравственного воспитания. Как раскрыть перед таким маленьким человечком содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно включает в себя: — отношение к себе как к личности; -семью, где ребенок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, культурой; -дом, в котором ребенок живет; -родная улица, детский сад.  Успех духовно- нравственного воспитания наших детей, я повторюсь, во многом зависит, от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. С родителями полезно проводить консультации, беседы, давать им рекомендации о том, как следует общаться с ребенком в плане патриотического воспитания, а также рекомендовать художественные произведения с указанием того, на что следует обращать внимание. Все это будет способствовать продолжению занятий, начатых в детском саду, их закреплению. Что же нужно сделать, чтобы получить желаемый результат? Во-первых, самому быть грамотным, повысить нравственно — патриотическую грамотность и родителей; во-вторых, соблюдать последовательность и системность. Учитывая возрастные особенности дошкольников, содержание программы представлено не в виде традиционных занятий, а в виде циклов учебных ситуаций, которые могут быть использованы целиком или частями, в зависимости от форм и видов работы, которым отдается предпочтение в детском саду, в данной возрастной группе. При адаптации программы следует руководствоваться уровнем интеллектуального развития детей, их психологическими особенностями, уровнем работоспособности. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет. 1 занятие в две недели во второй младшей группе, всего 32 занятия продолжительностью 15 – 20 минут. 1 занятие в неделю в старшей и подготовительной группе, всего 64 занятия продолжительностью 25 – 30 минут. Основные организационные формы:
  • групповые занятия по расписанию;
  • в свободное время от занятий (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о родном крае, просмотр видео фильмов, слушание песен.);
  • целевые прогулки по городу;
  • экскурсии с различной тематикой о городе (памятные места; профессии города и т.д.)
  • праздники, развлечения;
  • тематические выставки;
  • тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей.
Принципы построение программы: 1. Принцип гуманнизации – формирование гуманных черт личности дошкольников в отношении к природе, воспитание радости восприятия жизни. 2. Краеведческий принцип – организация экологического образования на краеведческой основе, исходя из восприятия локальных (местных) объектов и явлений природы, позволяющего организовать не только процесс, но и выявление экологических проблем и способов участия дошкольников в их решении. Структура построения программы: Все программные задачи охватывают дошкольный период с 3 – х до 7 лет. Младший возраст (от 3 – 4 ) – 2 младшая группа Средний возраст (от 4 – 5 лет) – средняя группа Старший возраст (от 5 – 7 лет) – старшая и подготовительная группа. При проведении занятий необходимо руководствоваться рекомендациями: 1.Занятия провожу в непринужденной, естественной форме, использую игры и развлечения. 2. Обеспечивается благоприятный психологический климат; оказывается детям своевременная помощь. Работая по программе, предусматривает наличие технического оснащения занятий, большого подбора дидактического, демонстрационного и наглядного материала. Приемы обучения: наглядно – слуховые, визуальные, звуковые, методические указания. В младшей и средней группе один раз в неделю. В старшей и подготовительной группе два раза в неделю. Для реализации программы предлагаем следующие методы и формы: Наглядный метод используется во время: ü Чтения педагогом рассказов; ü Наблюдения; ü Рассматривания иллюстраций; ü Экскурсии по городу, целевых прогулок; ü Беседы с просмотром фотографий, иллюстраций, фильмов. ü  Экспериментально – опытнической деятельности. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: ü Чтение легенд, литературных произведений, стихотворений; ü Проведение разнообразных игр; ü Загадывание загадок; ü Проведение конкурсов, тематических вечеров, конкурсов; Практический метод используется, когда необходимо: ü Организовать продуктивную деятельность; ü Изготовление наглядных пособий для занятий; Формы работы с детьми.: ü Занятия, беседы; ü Игры – путешествия, викторины; ü Проведение совместных праздников; ü Экскурсии, целевые прогулки; ü Развлечения, основанные на русском фольклоре; ü Спортивно – театрализованные досуги; ü Выставки детского рисунка. Каждое последующее занятие продолжает и конкретизирует главную тему, заканчивая творческую деятельность, где высказывают свои впечатления, отражают в рисунках, чертежах, картах – схемах, изготавливают макеты. Во время таких занятий дети наблюдают явления природы, знакомятся с объектами, упражняются в освоении туристических навыков и умений, учатся контактировать друг с другом и взрослыми. На основе собранного материала во время походов организовывается Ландшафтно – этнографический музей, который позволит познакомить дошкольников с национальными природными особенностями края, с использованием ресурсов и отношением людей к природе в конкретном районе, с экологическими проблемами на примере своей местности. Большое значение в экологическом воспитании ребят имеет среда, в которой они проводят длительное время, в частности, среда нашего дошкольного учреждения. Поэтому в первом блоке «Детский сад» идет оценка экологической ситуации, в которой находится детский сад и составляется «Экологический паспорт». Во втором и третьем блоке итоговые занятия. Программа «Малая родина Томск» может использоваться дошкольными учреждениями любого типа. Пути реализации. Большая часть работы по ознакомлению с родным краем проходит вне занятий. Начинать работу следует с целевых прогулок по ближайшим улицам; беседы об увиденном, наблюдаемом; совместный просмотр иллюстраций о городе, совместный труд по озеленению родного города (участок группы, район, улица); закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации. Работа по темам: 1. Я в мире людей. 2. Мир вокруг дома — мир природы и людей в их единстве. 3. Круглый год — народное изобразительное искусство нашего края, традиции, календарь: 4. Что такое Родина? 5.Этих дней не смолкает слава. Данные темы представляют циклы и блоки занятий. Процесс патриотического воспитания реализуется через различные формы его организации (на основе разработанных материалов): комплексно- тематические занятия, игру, экскурсии, вечера досуга, встречи с интересными людьми, кружковую работу. 1.Предварительный разговор о патриотизме следует начать с себя. Анкета«Готовность к работе по духовно- нравственному воспитанию» 2.Раздел: «Я в мире людей» § «Детский сад – моя вторая семья» § «Мои друзья» § «Общаемся друг с другом» § «Наши имена и фамилии» § «Я и моя семья» (приложение № 1) § «У нас в саду» § «День защиты детей» 3.Раздел: «Мир вокруг дома — мир природы и людей в их единстве» § «Что такое заповедник» § «Красная книга — сигнал опасности» § «Все про ветер» §  игра — викторина «Животные нашего края» § «Знатоки природы родного края» § «Земля –мать, умей за нее постоять» § «Ледоход на Томи» § «Президент нашего края» § «Дикие животные родного края» § «Одуванчик» (занятие по изо, нетрадиционный способ) § «Как человек охраняет природу» § «Чудесный мешочек» 4.Раздел: « Круглый год»- народное изобразительное искусство нашего края, традиции, календарь: § «В гостях у бабушки в деревне» § «Заюшкина избушка» § «Краса ненаглядная» § «Эти мудрые русские сказки» § «Чудо — чудное, диво — дивное» § «Праздник Пасхи» § «Знакомство с русской печью» § Беседа по теме : «Декоративное — прикладное искусство в народных промыслах Томской области» 5. Блок занятий « Что такое Родина» § Цикл занятий «Стоит над Томью град старинный…»(см.приложение № 2 -«Томск и Томичи» -«В краю кедровом» -«Мы расскажем о Томске» § Интегрированное занятие «Москва – столица России» § «Россия родина моя» § «Наша Родина — Россия, наш язык – русский» § « Что мы знаем о нашей Родине?» § «Россия на карте мира» § «Гос. Символы России. Создадим эмблему своей группы» § «Люби и знай родной край» § «Ознакомление дошкольников с родным краем» § «Знакомство с историей основания г. Томска, его гербом и народностями, заселяющими Томскую область» § «Мой родной любимый Томск» § «Прогулка по городу» § Экскурсия « Вот эта улица, вот этот дом» 5.Блок занятий «Этих дней не смолкает слава» § «Никто не забыт, ничто не забыто» § «Мир – это главное слово на свете» § «Ордена и медали Великой Отечественной Войны» § «Великий и светлый День Победы» § «Моя милиция меня бережет» § «Летят самолеты» Структура занятия Работу по каждой теме можно условно разделить на 3 этапа: На первом дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно- чувственного опыта, делают простейшие предложения, используют доступные им средства и способы познания. На втором этапе работа расширяется и углубляется: проводятся наблюдения и эксперименты, сравниваются и сопоставляются причинно-следственные связи, объясняющие характер познанного. На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщенные способы решения задач. Ожидаемый результат Воспитание интереса к истории малой родины, потребность Система отслеживания результатов
  1. Первоначальная диагностика.
Цель: определить начальный уровень развития ребенка до освоения содержания программы. 2.Оновная диагностика. Цель: Определить итоговый уровень развития ребенка в результате освоения программных задач. Результатом уровня освоения программы является диагностика, в которую вошли следующие параметры: Развивающие и дидактические игры:
    • «Кому спасибо говорим»
    • «Зоопарк»
    • «Спрячь зверюшку»
    • «Зайцы и волк»
    • Звери в лесу»
    • «Собери птицу»
    • «Виды города» (разрезные картинки)
    • «Герб г. Томска» (разрезные картинки с гербами др. городов)
    • «Район, в котором мы живем» (настольная игра)
Задачи 2 младшая группа  Детский сад
Начать работу по приобщению детей к социальному миру. Понимать, что детский сад – это все помещение детского сада, помещение группы, участок для прогулок, дети и взрослые, которые здесь работают и заботятся о детях. Природа Неживая природа: Иметь представление о некоторых ее объектах и их свойствах: солнце круглое, яркое, светит, обогревает землю, радует все живое теплом; вода теплая, холодная горячая, льется, переливается, проливается; снег белый, холодный, пушистый, падает, лежит, лепится, рассыпается, тает; песок влажный, сухой, рассыпается; камни большие, маленькие, разной формы, неровные, разноцветные; земля сухая, влажная. Живая природа: Имеет представление о некоторых объектах живой природы. Узнавать деревья, травянистые растения, комнатные растения, выделять общие признаки растений. Животный мир: Домашние звери и птицы; дикие звери и птицы; рыбы местных водоемов и аквариумов; насекомые; земноводные. Средняя группа Улица. Знать, на какой улице живет, что улица – это дома, дворы, дороги, насаждения. Понимать, что люди, живут рядом, называются соседями. Соседи знают друг друга, здороваются, общаются, обращаются за помощью. Понимать, что соседями являются не только взрослые, но и дети. Город. Понимать, что улица – часть города; город больше (поселка), чем улица, улиц много, они разные. Знать памятные места города, культурные центры. У города есть имя – название Томск. Знать, что люди, живущие в городе, называются «Томичами» Неживая природа Иметь представление об объектах неживой природы и их свойствах в разное время года и при погодных и природных явлениях: солнце, вода, лед, снег, песок, почва. Живая природа. Иметь представление о некоторых объектах живой природы. Знать породы деревьев, травянистых растений, комнатные растения. Животный мир: Домашние звери и птицы, дикие звери и птицы, рыбы местных водоемов и аквариумов. Насекомые, земноводные. Старшая группа. Город. Знать, что рядом с Томском находятся другие города. Иметь представление о некоторых исторических и культурных местах города, о значении символов гербов и их назначении, о некоторых традициях. Томская область. Иметь представление о том, что Томск является частью Томской области. Область большая территория, в ней много городов, поселков, деревень. Знать, что Томская область так названа по главному в ней городу – Томск. Знать, что люди, живущие в городах, в поселках и деревнях Томской области называются Томичами. Представлять символику герба Томской области. Проявлять интерес к познанию своего края. Сибирь. Иметь представление о Сибири. Томская область – часть Сибири, кроме нее в Сибири много других областей. Всех, кто живет в Сибири, называют сибиряками. Знать основные занятия сибиряков: охотника, рыбалова, нефтяники, строители, рабочие и др. Проявлять интерес к познанию своего края. На эмоциональном уровне проявлять привязанность к родным местам. Природа. Неживая природа: Знать особенности неживой природы; Живая природа. Иметь представление о некоторой экосистеме родного края: Растения, деревья хвойные, кустарники, травы, грибы, животные, растения. Подготовительная группа. Город, Томская область, Сибирь. Проявлять стойкий интерес к истории и традиции города, края. Понимать, что место, где он родился, вырос, дорого для каждого человека. Это его малая родина. Испытывать чувство гордости за нее. Россия. Иметь элементарные представления о том, что наша страна – Россия, она большая. Сибирь – часть России. В России много краев и областей. Знать государственную символику России: герб. Флаг, гимн. Понимать, что есть Родина большая и малая: Россия – это большая Родина. Всех, кто живет в России, называется россиянами. Знать, что Москва – главный город, столица России. Иметь представление о некоторых культурных и исторических местах Москвы. Проявлять интерес к познанию свое Родины, испытывать чувство гордости за нее.  Природа Продолжить знакомство с природой родного края, растительным и животным миром, природной зоны региона, страны.  Русская народная культура Иметь представление о том, что в Сибири живут разные народы: Русские. Украинцы. Татары, ханты и др. у каждого народа. У каждого народа есть свой язык и традиционная культура (костюм, виды деятельности, искусство и др.) Иметь элементарные представления об условиях жизни, иметь элементарное представление о занятиях предков русского народа, знать предметы мебели, посуды, одежде, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «МАЛАЯ РОДИНА ТОМСК» Первый год обучения (вторая младшая группа)

Тема занятия Количество занятий
Октябрь Детский сад – наш дом 1
Прогулка по группам 1
Ноябрь Экскурсия по детскому саду 1
Дом растений и животных 1
Декабрь Микрорайон, в котором ты живешь 1
Экскурсия «Нас окружают разные дома» 1
Январь Творческая деятельность «Дом, в котором я живу» 1
Февраль Его имя Томск. 1
Экскурсия по городу – главные достопримечательности города 1
Март Творческая деятельность «Город глазами малышей» 1
Апрель Животные нашего леса (Кто живет в лесу) 1
Май Растения нашего леса 1
Всего: 2 занятие в месяц
Всего: 12 занятия в год
Второй год обучения (средняя группа)

Тема занятий Количество занятий
Сентябрь
Мой детский сад 1

Экскурсия по детскому саду 1
Октябрь
Подбери листок – дидактическая игра 1

Паспорт растений и животных 1
Ноябрь
Улица полна неожиданностей (экскурсия по улицам микрорайона) 1

Творческая деятельность аппликация «Подарок каждой улице» 1
Декабрь
Прогулка по городу «Томск исторический», (история возникновения). 1
Январь
Творческая деятельность: здания и дома города (конструирование). 1
Февраль
Обитатели нашего леса (животные, птицы). 1
Март
Растения в городе (деревья, кустарники) 1
Апрель
Экологическая тропа 1
Май
Реки нашего города 1
Всего: 1 занятие в месяц
Всего: 12 занятия в год
Третий год обучения (старшая группа)

Тема занятий Количество занятий
Сентябрь
Мой замечательный город (просмотр фильма) 1

Памятники города (экскурсия по городу) 1
Октябрь
История названия улиц нашего района 1

Знакомство с картой – схемой «Наш – город» 1
Ноябрь
Экскурсия к учреждениям микрорайона «Мы по улице пойдем» 1
Декабрь
Природа родного края 1

Реки и озера 1
Январь
Нарисуем карту мы 1
Февраль
Экологическая тропа 1
Март
Как растения дают нам кислород (опыты) 1
Апрель
Нам поможет компас (составление плана – схемы) 1
Май
Зачем беречь болота 1
Всего: 1 занятие в месяц Всего: 12 занятия в год

Четвертый год обучения (подготовительная группа)
Тема занятий Количество занятий
Сентябрь
Детский сад наш дом 1

Помощники в пути: компас, карта 1

Как живут наши друзья (минипрогулка по территории детского сада, условия для жизни растений) 1
Октябрь
Почва: свойства песка (опыты) 1

Запыленность территории (опыт) 1

Шумовой фон (опыт) 1

Экологический паспорт ДОУ 2
Ноябрь
Д\И «Найди, где я живу» 1

Природа и ближайшее окружение 2

Улицы нашего микрорайона 2
Декабрь
Москва – столица Родины 1

Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз» 1
Январь
Рождение города (фотографии старого и нового города) 1

Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя Томск» 1

Макет города (изготовление) 1
Февраль
«Любимый город» 2

«Достопримечательности города» 2
Март
Д/и «Растения нашего леса» 1

Полезные богатства (нефть, торф, газ) 3

Герб Томска 1
Апрель
Животные нашего леса 1

Реки нашего города 1
Май
Итоговое занятие «Что? Где? Когда? 1

Всего: 1 занятие в неделю
4 занятия в месяц
Всего: 32 занятия в год
МЕСЯЦ
Перспективный план По нравственно – патриотическому воспитанию детей (вторая и средняя гр.)
«Моя группа» сентябрь 1. «Давайте познакомимся»
Цель: Помочь детям познакомится друг с другом.

2.Потешка «Кто из нас хороший».
1.Занятие «В гости к детям».
Цель: Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, воспитывать навык культурного общения.

2. «Путешествие по группе»
Цель: Познакомить с основным помещением группы.
1.Занятие «Праздник у ребят».
Цель: Формировать стиль взаимоотношений, основанный на доброжела-
тельности.
2. «Путешествие в спальню».
3.Рисование «Ладошки детей».
1.Занятие «Наши игрушки».
Цель: Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
2 Знакомство с туалетной комнатой.
Цель: Назначение данного помещения и основные предметы, обеспечивающие его.
Потешки: «Водичка, водичка»
«Мыльные пу-
зыри».
«Мой детский сад»
октябрь
1.Рассматривание картины «Дети играют в детском саду».
2.Экскурсия по д. саду
«Метод.кабинет».
Цель: отвлечение детей от переживаний; уста — новление доверитель — ных отношений с сотрудниками д.сада.
1.Экскурсия «Кухня».
Цель: Продолжить знакомство детей с дет.садом.
2.Игра «Накормим куклу Таню».
1. «Наш участок».
Цель: знакомство с участком группы.
2.Подвижная игра «Листопад».
1.Экскурсия «Медиц.каби-
нет».
Цель: Продолжить знакомить детей с детским садом; расширять представления об окружающем мире.
2.С/р игра «Больница»
Цель:учить детей играть,
Ввести в словарь детей врач, больной.



ноябрь
1.Д.игра «Летят разноцветные листочки».
Цель: Развивать представление о ближайшем непосредст венном окружении.
1. «Осень в парке».
Цель: Рассматривание деревьев на территории детского сада.
2. П.игра «Кружатся листочки».

1. «Одежда осени».
2.Занятие «появились тучи».
Цель: вызвать радостные переживания детей в связи с восприятием природы.
1.Прослушивание «Осенняя песенка» (муз.А.
Александрова,)

2.Посильная помощь в уголке природы.

Чтение стих.
Трутневой «Листопад»

декабрь
 1.Наблюдение на прогулке «Снегом вся земля покрылась».
Цель: дать представление детям о зиме.
2. Д/и «Холодно, гор.»
1.Занятие «По дорожке в зимней лес».
Цель: Воспитывать добрые чувства к животным.
2.П.игра «Зайка беленький сидит».
1.Рассматривание на прогулке «Одежда зимы».

2.Рисование пальчиками «Покроем снегом дома и улицу».
1.Наблюдение за птицами, их кормление.
Цель: Воспитывать любовь к родной природе.
2. «Птички- вы синички»-
развлечение.
Чтение Г.Глушнев «Гость в лесу».


январь
1. «Мы идем к зеленой елке».
Цель: Продолжить знакомство с природой родного края.
1. Музыка и природа «Елочка» (разучивание песни)
2.Игра «Зашагали наши ножки по дорожки».
1.Занятие «Где мы живем».
Цель: Воспитывать любовь и уважение к родным; вести понятие о семье.
2.С.р.игра «Дочки- матери».
1.Разучивание песни «Семья»(я с папой и мамой за ручку иду…)
2.Выставка фото « Я и моя семья».

Заучивание потешки «Семья».


февраль
1.Занятие «Мой дом».
Цель: познакомить детей с тем, что у каждого должен быть дом, семья. Вос–ть
любовь к домочадцам.
1.Занятие « Кто в домике живет».
Цель: Дать понятие зверей, которые живут в наших родных краях: лиса, волк, медведь, заяц.
1. « Мой папа»
Цель: учить узнавать членов семьи на разных фотографиях.
Заучивание стих. о папе.
2.Игра «У медведя во бору»
1.Чтение « Маша и медведь».

2.Заучивание потешки «Сорока- белобока».
Я.Аким « Моя родня».

март
1.Наблюдение «Уж тает снег, бегут ручьи…»
2Наблюдение за набуханием почек на деревьях.

1. «Мамина мама – бабушка»
Цель: продолжить учить называть членов семьи и ближайших родственников,

2.Дарим маме песни о весне.

1.Занятие «Что весна нам принесла».
Цель: Совершенствовать навык наблюдения, воспитывать эстетические чувства и любовь к родной природе.
2. «Одежда весны».
1.Занятие « Где моя мама»
Цель: Побуждать детей соотносить название детенышей животных с названием самих животных; воспитывать заботливое отношение к животным.
И.Токмакова
«Лошадка пони»
А.Барто Лошадка»,
Е.Благина
«Котенок».

апрель
1.Занятие «Транспорт города».
Цель: знакомить детей с видами транспорта
1.Наблюдение на прогулке за транспортом в городе.
1.Рассматривание иллюстраций о транспорте.

1.С.р.игра «Автобус».



май
1.Занятие « Смотрит солнышко в окошко».
Цель: Формировать представление о растительном мире родного края: деревья, цветы, трава,; воспитывать любовь к природе родног края.
2.Посильная помощь в
озеленение своего участка.
1. «Рассматривание зданий, домов на ул. Тимакова.

2.Слушанье песен о Томске.
1. «А у нас цветут цветы»
Цель: бережное, заботливое отношение к своему участку.
П.игры. « Кто умеет чисто мыться», « Дождик и солнышко».

месяц
Перспективный план по нравственно – патриотическому воспитанию ( старшая гр.) 1 III IV
литература
«Я в мире людей». сентябрь 1.Занятие «Как мы живем в детском саду».
Цель: Воспитание уважения к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость.
2.Экскурсия по территории детского сада.
Цель: Бережное отношение к д.саду.
1.Занятие «Мои друзья- товарищи».
Цель: Закрепить понятие
дружба, воспитывать чувство взаимовыручки.
2.Беседа « Что значит имя мое»
Цель: Вызвать у детей интерес к теме и желание правильно обращаться к людям.
1.Мои семейные корни.Занятие
«О происхождении фамилии».

2.Рисование « Мое семейное дерево»
Цель: Воспитывать интерес к своей родословной.
1.Фотовыставка с участием родителей
«Детский сад, глазами детей»; « Мои друзья»
Цель : умение составлять короткие рассказы о фото.
Художествен-
ные произведения
Драгунский В.
« Сестра моя»,
Серова Е. «Стирка» «Па-
Па дома»;
Мошковская Э
«Трудный день»; и др.
Пословицы, поговорки.

«Родной край». Октябрь «Что такое Родина»
ноябрь
1.Занятие « Люби и знай родной край»
Цель: Показать то, что Россия тесно связана с родным краем.Приви-
вать любовь к родным
местам.

2. «Путешествие по родному району».
Цель: Расширить представление детей о районе города, его досто примечательностях.
1.Занятие «Россия на шаре земном».
Цель: Расширить представление детей о Родине, ее месте на планете Земля.
1.Занятие комплексное
«Знакомство с историей основания г.Томска, его гербом и народностями, заселяющими Томскую область.»
2.Занятие «Осень в нашем
городе».
Цель: Уточнить знания де-
тей о жизни природы осенью.
3.Праздник « Осенние пу
тешествие по родным краям».
1.Занятие комплексное
«Государственные симво- лы России. Создадим эмблему группы».
Цель: Формировать эле-
ментарное представление о
символике нашей страны; развивать познавательный интерес к истории государства.
1.Занятие «Город над Томью».
Цель: Формировать знания детей о родном городе, его уникальности, социальной структуре. Воспитывать познавательный интерес к род-
ному городу.
2.Просмотр видеофильма «Томск в осеннем наряде».
1. «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся!»
Цель: Дать сведения о русском костюме, его особенностях, об использовании разных видов транспорта в разные времена года; познакомить с русской традицией – ярмаркой.
1.Игра «Район, в котором мы живем»
Цель: Обобщить знания детей о районе города.

2.Игра- лото «История
родного города».
Цель: Закрепить у детей представление об
истории родного города
1.Занятие «История русского государства».
Цель: Вызвать интерес
к истории возникновен-
ния России; воспиты- вать желание знать как можно больше о своей
Родине.

2.Игра «Заколдованный город».
Рассматрива-
ние книг о г.
Томске.;
Чтение стихов.
Рассказы и стихи о России; песни,
гимн России.
«Досто-
примечательности
города».

Декабрь
«Томск старин ный» январь
1.Беседа « Музеи города Томска».
2.Посещения краевед — ческого музея.
Цель: Познакомить де- тей с культурным отды- хом горожан и гостей города, с музеями. Дать
представление о том, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины.
1.Беседа « Театры нашего города».
Цель: Продолжить знако -мить с культурным отды-
хом горожан, театрами.
2.Посещения театра «Скоморох».
1.Занятие «Деревянная ар-
хитектура города».
Цель: Познакомить с памятниками архитектуры.
2.Выставка- стенд «Томск-
-деревянный».
Цель: Сравнить архитекту- ру прошлого и настоящую
г.Томска.
3.Аппликация «Деревянная изба».

1.Беседа «Улицы родного города».
Цель: Продолжить знакомить с
местами отдыха горожан.
2.Эксскурсия с родителями «Парки города».
Цель: Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в городе,
бережливость к красивым местам.
1.Беседа – рассказ«Путешествие в прошлое города».
Цель: Провести анализ, между прошлым и современным Томском.
2.Фотовыставка « Мой
любимый Томск».

1.Занятие комплексное
«Наш город –город красавец, город труженик».
Цель: Рассказать о местной промышлен- ности, уточнить в ка- ких районах города она
Расположена.
2.Рассказы детей «Труд
родителей».
Цель: Обобщить предс- тавления детей о промышленности горо- да, на примере родителей или близких родственников.

3.С/Р игры «Строители,
«Больница» «Театр» и др.
1.Занятие «Жизнь на Руси в старину».
Цель: Вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарное представ-
ление о Христианстве.

2.Занятие «Комнатные
растения в старину в наше время».
Цель: Закрепить поня- тие о том, что человек-часть природы, уточ- нить знания о назначе-
нии комнатных растений.


«Защит — ники Родины» февраль «Я в мире людей» март Занятие « Моя милиция
меня бережет».
Цель: Рассказать о роли
милиции в жизни людей.

2.Занятие «Наши защитники».
Цель: Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.
Воспитывать уважение к воинам, защищаю- щим нашу страну.
1. Занятие «Моя семья»
Цель: Учить ориенти- роваться в родственных отношениях; формировать способность исполь-
зовать символические средства в играх и дея-тельности.

2.Аппликация празднич
ных открыток для мам.
Занятие «Летят самолеты».
Цель: Воспитывать в детях чувство гордости за наших славных воинов-летчиков;
привлечь внимание к празднику –Дню защитни-
ка Отечества.

2.Занятие «Знакомство со службой пограничников».
Цель: Воспитывать чувство
гордости за воинов-защит-
ников.
1.Занятие «Моя мама –луч-
ше всех».
Цель: Воспитывать у детей
доброе, внимательное, ува-
жительное отношение к старшим.

2.С.р. игра «Почта-магазин
аптека-семья».
1.Конструирование из бумаги
«Военная техника».
Цель: Подарки для пап.

2.Праздничный досуг « Радуга
мира».
Цель: Воспитывать желание детей бороться за мир; познако- мить с песнями военных лет.

3.Выставка «Есть такая профессия – защищать Родину».
1.Рекомендации по составлению
генеалогического дерева с использованием фото из семей-
ных архивов.

2.Придумывания герба для своей семьи. Составление рассказа о семье.
1.Командно-спортивная игра «А ну-ка, мальчики!».

2.Концерт для мужчин
«Благодарим, солдаты,
Вас».
1.Занятие «Мужчины и
женщины в семье».
Цель: Закрепить знания детей о родственных отношениях, познако- мить с особенностями
поведения мужчин и женщин в обществе и в
семье.
Чтение
Маршак С.
«Февраль», «Пограничник.
Орлов В. «Ко- му что снится»
Аким Я. «Му-
жчина в доме»;
Берестов В.
«Богатыри»,
«Экспедиция»;
Кузьмин Л.
«Как до небес
поднятся».

С.Черный
«Когда нет никого дома»;
Л.Толстой
«Отец и сыновья»;
А.Аким
«Моя родня»;
М.Шварц
«Какие вы ро-
дители»;
В.Драгунский
«Тайное становится явным».
«Мир вокруг дома-мир при- роды и людей в их единст ве» апрель «Этот день Победы» проект май 1.Занятие интегрированное«Все про ветер».
Цель: Формировать представление детей о
физическом явлении в
природе.

2.Занятие «Пришла весна-земля прос -нулась».
Цель: Воспитывать интерес к родной природе.
1.Занятие комплексное
«Великий и светлый день Победы».
Цель: Обогатить знания детей о Великом и светлом празднике –Дне Победы».

2.Семейный маршрут по памятным местам нашего города
Цель: помощь семье в организации полезного отдыха вместе с детьми.
1.Занятие комплексное
«Ледоход на Томи».
Цель: Познакомить с при- родными особенностями
родного края.

2.Экскурсия к реке Томь.

3.Рисование «Ледоход на Томи»
Цель: уметь передать свои впечатления о Томи.
1.Праздник, посвященный Дню Победы «Ваш подвиг
будит жить в веках».
Цель: Обеспечить активное участие детей в празднике, создать атмосферу прони- кновенности, высокой духовности, поэтичности, песенности.

2.Эстафета «Партизаны».

1.Занятие «Красная книга России».
Цель: Прививать любовь и уважение к природе; вызвать желание беречь и приумножать
природу.

2.Игра- викторина «Животные нашего края».
Цель: Закрепить знания детей о животных наших лесов.
1.Занятие «ВОВ в изобразительном искусстве».
Цель: Подвести детей к восприятию худ.произведенний о ВОВ.

2.Чтения стихотворения наизусть В.Берестова «Мир».
Путешествие по территории детского
«Доктора леса»
Цель: осмотреть все деревья, по необхо -димости оказать помощь.
1.Создание медалей- подарков для ветеранов
ВОВ.
Пословицы, по-говорки и загадки о природном мире.
С.Михалков
«День Победы»;
С.Щипачев
«1941г.»;
А.Смирнов
«Кто был на войне»;
Е.Благина «Шинель»;
Е.Трутнева «Победа»;
В.Берестов
«Военная игра»;
В.Орлов»Рисунок»;
С.Алексеев
«Последние метры».
Месяц
Перспективный план по нравственно- патриотическому воспитанию (подготовительнаягр.) I II III IV
Литерату-ра

«Родной край»

Сентябрь
1.Экскурсия по городу и микрорайону детского сада
(Тимакова, Ленина, Учебная).
2.Слушанье песен о городе Томских композиторов.
Цель: Закрепить знания о родном городе, об улицах города.
1.Занятие комплексное
« Люби и знай родной край». ( конспект)
2.Оформление альбома
« Природа родного края».
Цель: Знакомить детей с природой родного края, с достопримечательностями
г. Томска.
1.Рассматривание альбома, заучивание стихотворения о Томске «Мой Томск»
2.Конкурс знатоков родного края.
Цель: Закрепить знания детей о городе. Город в прошлом и настоящем.
Д\и «Собери город» (разрезные открытки).
1.Занятие интегрирован- ное «Мы живем в городе».
2.Фотовыставка (привлечение родителей)
«Я расту вместе с Томском».
Цель: Дать понятие о том,
что мы, горожане. Учить
составлять рассказы на тему « Я расту вместе с Томском».
3.С./Р игра « Горожане»

« Рассказы
о Томске»;
«Историчес-
кие сведения о
Томске»;
« Сказание
о Томске»;
« Томск в стихах
и легендах».
« Что такое
Родина»

Октябрь
1.Занятие интегрированное
«Россия на карте мира» (конспект).
Цель: Дать представления о планете Земля; уточнить, что такое Родина; расширить кругозор детей.
2.Путешествие по карте России ( Томская обл., г.Томск).
1.Занятие « Что мы знаем
о нашей Родине» (конспект).
Цель: Пробуждать интерес детей к истории культуре России.
2. Игра « Где это находится».
Цель: Закрепить знание, ориентирование на карте-
схеме.
1.Занятие «Наша Родина – Россия, наш язык- русский».
Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу; активизировать
словарь детей русскими пословицами и поговорками.
1.Занятие «Россия – родина моя».( конспект)
Цель: Формирование патриотических чувств.
2.Участок наш – часть ДОУ, ДОУ – часть города, город часть страны…(размышление детей).
Стихи о России;
Поговорки;
Песни.
Столица
нашей
Родины-
Москва.
Ноябрь.
1.Занятия «Москва-столица нашей родины».(конспект)
2.Рассматривание иллюстрации, фотографий.
Целей: Знакомить детей со столицей нашей Родины.
1.Занятие «Как возникла Россия.Символика страны-герб, флаг, гимн».
2.Рисование Красная площадь.
1.Чтение С.Баргузин «Страна, где мы живем»», «Волга кормилица».
2.Заучивание стихотворения «Родина» С.Михалков
Цель: Дать понятие- с чего начинается Родина.
1.Занятие «История России-царь Петр1».
Цель:Поддерживаеть интерес детей к истории своей Родины; учить
детейрассуждая, оценивать ситуацию, поступки.
2.Рассматривание фото других городов Росси.
Стих.С.Михалков «Родина» С.Барузин «Страна где мы живем».
Мир вокруг дома- мир природы и людей в их единстве.

Декабрь.
1.Занятие интегрированное
« Что такое Заповедник»
Цель: Познакомить детей с заповедниками Томской обл.; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
2.Ручной труд «Кормушки для наших пернатых друзей».
1.Занятие комплексное
«Земля- мать, умей за нее постоять».(конспект)
Цель: Воспитывать интерес к жизни природы, стремление беречь и приумножать богатство родного края.
2.Д/игры «Перелетные птицы»; «Кто где живет»;

1.Занятие « Чудо – деревья Сибири».
Цель: Продолжить знакомить детей с ценностями Сибири, с ее богатствами.
2.Клуб знатоков леса
Цель: Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособление
животных и растений к условиям жизни.
1.Викторина « Знатоки природы родного края».
(конспект)
Цель: Закрепить знания детей о природе родного края.
2.Изготовление панно «Дерево и все вокруг него».
(посезонное заполнение панно в течение года, по мере усвоения детьми определенных знаний).
Чтение книг
Г.Я.Федотова «Волшебный мир дерева»;
Б.Г.Иоганзе « Природа Томской обл.»»
Сказки, легенды народов Сибири;
Поговорки, загадки о природе; русские народные приметы.
«Стоит над
Томью град старинный»

Январь
1.Занятие « Томск и Томичи».
Цель: Продолжить углубленную работу по изучению родного края.

1.Занятие «В краю кедровом».
Цель: Закрепить знания детей о Томске, о р.Томи;
воспитывать чувство гордости за свой край и любовь к своей Родине.
2.Рассматривания альбома « Город над Томью»
Цель: Подвести детей к понятию « Гражданин-
Достойный сын Отечества».
1.Занятие « Мы расс-
кажем о нашем городе».
Цель: Учить отражать свои впечатления о городе в рисунке.
2.Рисование на тему
«Томск старинный и современный».
1.Экскурсии по памятным
местам родного города
( с помощью родителей).
2.Конкурс « Папа, мама,
я – Томская семья» ( луч-
ший видеофильм о прогулках с семьей, по родному городу, рассказы о городе).
Цель: Привлечение
Родителей для более эффективного способа-
Познать свой родной край.

Чтение стих.
М.Карбышев
«Мой Томск»;
В.Новин «Нас
зовут Томичи»;
«Город над Томью»;
В.Климачев «Улицы Томска»
«Защитники
Родины»

Февраль
1.Беседа « Томичи защитники Родины».

Цель: Углубить знания детей о защитниках нашей Родины, напомнить о памят-
ных местах, посвященные им.

2.Оформление стенда « Они служили в мирное время».
1.Рассказ о героях ВОВ.
Рассматривание фотографий, наград.

2.Лепка « Солдат на посту».

Цель: Знакомить детей с героями ВОВ, чьи имена носят наши улицы.

1.Праздник Пап
« День защитника Отечества»

2.Аппликация «По-
дарок папе»

Цель: Учить делать приятное своим близким.
1.Занятие « Мир –это
главное слово на свете».

Цель: Ознакомить со стихами и пословицами о мире, солдатским письмом –треугольником.
Воспитывать у детей уважение к защитникам нашей Родины.

2.Экскурссия в музей славы, в 32 школы.
Серия картин,
Стихотворения.
« Моя мама»
Март
1.Оформление альбома
«Мамы всякие нужны».
Цель: Знакомство с различными профессиями.

2.С/р.игра «Больница-Аптека-Лаборотория-Семья».

3.Рассказы детей « Наши славные женщины» (с использованием фото из семейных альбомов).

1.Рисование « Моя мама»

2.Экскурссия на фабрики
города «Конфетка»,
«Антонов двор».

Цель: Воспитывать уважение ко всем профессиям.

3.Д.игры на закрепление женских профессий.

1.Беседа на тему « Во что одевались на Руси».

Цель: Вызвать интерес к древней Руси.

2.Досуг на тему «Тепло
любимых песен наших бабушек» с использованием русского национального костюма.

1.Занятие « Город- мастеров».

Цель: расширять знание детей о назначении разных сфер деятельности взрослых и социальной направленности городских предприятий и служб; воспитывать интерес к разным профессиям и ответственность за порученное дело.

Фотоальбомы,
Стихи.
«Русская народная культура» проект. Апрель 1.Занятие комплексное
«Путешествие по святым местам Томска»(Храмы Томска).(конспект)
Цель: Познакомить детей с Храмами Томска.

2.Экскурссии к Богоявленскому каф.собору, к Иверской часовне.
Цель: Познавательная деятельность детей.
1.Комплексное занятие «Ангел-хранитель». (Православие в детском саду) (конспект).
Цель: Приобщение детей к истокам православной культуры.
2.Лепка «Церковные колокола».(конспект)
3.Прослушивание церковной музыки
«Голоса Томских Храмов»; «Церковные хоры»; «Колокольные хоры».
1.Беседа «Праздник
Пасха».(конспект)
Цель: Формировать представление о том, что праздники бывают
разными: семейными,
общенародными, спортивные, церковные.
Воспитывать духовность, доброту,
трудолюбие.
2.Чтение «Библия в рассказах для детей»
1.Просмотр видеофильмов, фотоальбомов,
иллюстративных книг.
« Православные Храмы Томска»; «Иерусалим».
2.Праздник –Пасха(соблюдение обычаев, обряды, песни и т.д.)
3.Экскурссия –домашнего уголка «Молитвы».
Цель: Прививать детям духовные ценности русского народа.
Чтение: Библейские легенды в пересказе Бартенева М.;
М.Лермонтов «Молитва»;
Стихи, рассказы –
«Служба Богу».
«Этот день Победы» Проект.

Май
1.Рассказ – Беседа о Дне Победы «Никто не Забыт, Ничто не Забыто».конспект
Цель : Обогатить знания детей о великом и светлом празднике — Дне Победы.

2.Оформление стенда «Никто не Забыт, ничто не забыто».
Цель: Пробудить у детей интерес к истории своего района, города, страны; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости ее историческим прошлым.
1.Экскурсия к Вечному огню. Возложение цветов.
Цель : Продолжить знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями.

2.Досуг, посвященный Дню Победы.
Выставка репродукций художников, писавших о Великой Отечественной войне (А.Пластов, К.Васильев)

3.Слушание песен военно-патриотической тематики.

1.Занятие «Худой мир лучше доброй славы».
Цель : Формировать правильное отношение детей к войне; учить рассуждать, договариваться с другими, решать все сообща.

2.Беседа по теме
«Да сохранится шар земной!»
Цель: Подвести детей к пониманию, что мир и красота, которую мы лицизреем, бесценна.
1.Занятие « Ордена и медали
Великой Отечественной Войны».
Цель: Показать детям фотоматериалы с изображением
орденов и медалей.

2.Экскурсия в музей боевой славы( на базе школы № 32)
Цель: Продолжить знакомить
детей с защитниками города; воспитывать любовь к людям
старшего поколения, интерес к героической истории.

3.Просмотр видеофильмом о ВОВ («Маленький сержант»).
4.Викторина « Мир за мир»
Цель: Закрепить знание боевых традиций нашего народа, воспитывать.
Чтение рассказов и стихотворений
Д.Чибис, С.Михал-ков, М.Джумаева,
О.Воробьев и др.



Педагогическая диагностика по программе «Люби и знай свой край родной» Уровни усвоения программы 2 младшая группа
Низкий Средний Высокий
В ответ на просьбу взрослого ребенок показывает и называет объекты природы, наиболее яркие их признаки. Под руководством взрослого выполняет некоторые обследовательские действия. Эпизодически принимает участие в уходе за растениями и животными. Эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены. Знает, как зовут детей, воспитателя. Называет помещения в группе. Ребенок самостоятельно и по просьбе взрослого различает и называет несколько объектов природы, выделяет их признаки, свойства непосредственности. Под руководством взрослого обследует объекты, сравнивает их по отдельности отличительным признакам. Проявляет интерес к ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого выражает сочувствие, сопереживание, восхищение. Имеет понятие о микрорайоне, в котором живет. Знает название города, что дети маленькие жители родного города. Называет помещения детского сада, знает о назначении детского сада. Ребенок различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп нашего края. Определяет основные особенности органов, замечает и понимает признаки живого, движение, питание, состояние по сезонам. Устанавливает отдельные частные связи с помощью взрослого. Активно участвует в уходе за растениями и животными. Любознателен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное отношение к объектам природы. Умеет различать и выделять микрорайон, в котором живет. Знает главные площади, домашний адрес.
Средний дошкольный возраст
Низкий Средний Высокий
Объем представлений о растениях и животных незначителен. Ребенок знает совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний Адрес. Учет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада. Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ним редки. Знает понятие «улица», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города. Знает о том, что сознательная дисциплина – основа безопасных прогулок. Ребенок знает достаточно Большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Отношение к животным и растениям достаточно осознанное. Умеет различать и называть район в котором он живет. Знает памятные места города.
Старший дошкольный возраст
Низкий Средний Высокий
Ребенок знает некоторые потребности растений и животных, устанавливает частные связи объектов со средой обитания. Сложились некоторые существенные представления о живом. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения к природе ситуативно. Знаком с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками. Знает историю города. Знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи объекта со средой обитания. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, но не достаточно результативно. Замечает нарушения правил поведения в природе, мотивирует необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов – практической пользой, красотой. Имеет представление о природных богатствах недр родного края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные Томской области занесены в нее. Легко устанавливает частные и общие связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет первоначальными обобщенными представлениями о живом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений, называет всю совокупность существенных признаков. Гуманно относится к природе, охотно и качественно выполняет трудовые процессы. По собственной инициативе длительно наблюдает за природой. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Имеет навыки безопасного движения. Знает обычаи, традиции русского народа. Историю возникновения, символику, столицу Родины – Москву.
Анкета Начинать надо с себя Готовность к работе по духовно- нравственному воспитанию 1.Какой смысл вы вкладываете в понятие « гражданин», «гражданское воспитание»? _________________________________________________ _________________ 2.Считаете ли вы необходимым и возможным начинать духовно- нравственное воспитание с раннего дошкольного детства? Почему?  _________________________________________________ _________________ 3.Достаточно ли хорошо вы знаете культурно- историческое наследие города, края (в рамках дошкольного возраста), чтобы обеспечить знания детей? _________________________________________________ ___________ 4.Какими способами вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города, края?  _________________________________________________ _________________ 5.Как вы думаете, с какого лучше возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?  _________________________________________________ _________________ 6.Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом, краем? Перечислите известные вам источники. _________________________________________________ ___ _________________________________________________ _________________ 7.Какую развивающую среду вы бы сделали (или имеется) по данной теме? Перечислите. _______________________________________________  _______________ _________________________________________________ 8.Какими профессиональными умениями по данной теме Вы могли бы поделиться? _________________________________________________ ____  _________________________________________________ ________________ Спасибо. Список литературы
  1. Бойчук И.В., Попушина Т.П Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.- М.: изд. «Росмэн», 2009.
  2. Громыко М.М. Мир русской деревни.-М., «Линка-пресс»,1991.
  3. Мамонова Ю.Н. Туристко – краеведческая деятельность в детском саду.-Томск.: изд.: «ТГПУ»,2000.
  4. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей.- Санкт-Петербург :
изд.: «Детство-Пресс»,2006.
  1. Атлас Томской области.
  2. Модонова Л.П. Беседа с детьми о нравственности и экологии.- М.: изд. «Росмэн», 2009.
  3. Маневцева М.Г.Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: изд. «Росмэн», 2009.
  4. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.- Санкт-Петербург., изд.: «Детство-Пресс»,2006.
  5. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- М., «Линка-пресс»,1999.
10 Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- М.: изд. «Росмэн», 2001. 11. Юрков П.И. Родной край. Краеведческая пособие из. «Просвещение»-.М.,1980. 12. По страницам красной книги, справочник.- изд. «Томск» ,1987.
Пожаловаться 20 ноября 2012
Файлы
Программа Патриот.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru