В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обобщающее слово при однородных членах предложения

Ольга Тулаева Ольга Тулаева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 10211
Краткое описание
КОНСПЕКТ УРОКА  С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. В ходе урока планируется реализация следующих целей:
1.Познакомить  учащихся  с обобщающим словом при однородных членах предложения.
2. Научить употреблять  обобщающие слова  в предложении.
3.Изучить пунктограмму ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения»
4. Воспитывать ответственное отношение  к близким людям.

Описание

1. Тулаева Ольга Юрьевна
2. 1 квалификационная категория
3. г. Липецк
4. МБОУ гимназия №1
5. Русский язык, 5 класс
6. УМК под ред. Бабайцевой В.В.
7. Обобщающее слово при однородных членах предложения
8. 40 минут
9. Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал

10. Цели урока:
1. Знакомство учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения. 2. Употребление обобщающих слов в предложении. 3.Изучение пунктограммы ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения» 4. Воспитание ответственного отношения к близким людям. 11.Ход урока.
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Учитель читает строки:

Всё лежит у нас в порядке:

«Практика», «Теория», тетрадки,

Ручка, и пенал, и карандаш,

И дневник, конечно, наш!

2) . ПОВТОРЕНИЕ. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ · Что вам известно об однородных членах предложения?
· Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?
· Назовите средства связи слов в сочинительных словосочетаниях.
· Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.
· Всё лежит у нас в порядке:

«Практика», «Теория», тетрадки,

Ручка, и пенал, и карандаш,

И дневник, конечно, наш!

Найдите однородные члены предложения.
Объясните постановку знаков препинания.
Какими членами предложения являются данные однородные члены?
Какое ещё слово в данном предложении выполняет функцию подлежащего? (всё)
В каких смысловых отношениях находится данное слово с рядом однородных членов? (оно объединяет значения всех однородных членов)
Как мы можем назвать такое слово? (объединяющее, общее, обобщающее)

Именно о таких словах пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока.

3) СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА · запись темы урока;
· сообщение целей урока.
4) ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Задание:
Спишите, раскройте скобки, выбрав нужное слово, найдите однородные члены предложения, подчеркните их как члены предложения.
1. Мама сказала (надеть, одеть) свитер, куртку, шапку, варежки.
Задание:
Запишите предложение, заменив ряд однородных членов словом или словосочетанием, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните данное слово как член предложения.
2. Мама сказала надеть теплые вещи.
Задание:
Составьте предложение так, чтобы в нем были и однородные члены, и слово, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните однородные члены и данное слово как члены предложения.
3. Мама сказала надеть теплые вещи: свитер, куртку, шапку, варежки.
· В каком из получившихся предложений употребляется обобщающее слово?
· Каким членом предложения являются обобщающие слова?

5) ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание: спишите, вставьте подходящие по смыслу слова.

  1. Тут засмеялись ………..: и дети, и родители.
  2. Моя бабушка постоянно говорит: «Будь отличным …………: и в учёбе, и в труде!»
  3. В поздний час собрались ……. : братья, сестры, отец и мать.
4. ………: утром, вечером, днем и ночью – наши мамы беспокоятся о нас.
Слова для справок: всегда, все, зрители, везде.


Проверка упражнения:
Какие слова вставили? Как называются такие слова? Какими членами предложения являются данные обобщающие слова? Каким членами предложения являются однородные члены?

6) СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО МАТЕРИАЛА Слово учителя: перед вами теоретические сведения об обобщающем слове, но, к сожалению, не всё удачно напечатано. Ваша задача – восстановить пропущенные слова.

  1. О: О, О, О, О .

  2. О, О, О, О О .

  3. 0: О, О, О —….

Обобщающее слово при однородных членах предложения

1. Обобщающее слово — это слово, которое является общим
обозначением находящихся при нём однородных членов.
2. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.
3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:
всё;
всегда;
везде;
всюду.
4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове»:




Работа с опорным материалом:
· проверка 1-3 пункта;
· объяснение пунктограммы (4 пункт);
· закрепление пунктограммы:

Задание: спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы. 2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду. 3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое.

7) РАБОТА С ТЕКСТОМ 1. Орфоэпическая пятиминутка (обсуждаются слова, которые встречаются в тексте и могут вызвать затруднение при произношении)
Поднялось, поднялась, поднялся; принял, приняла; зубчатый; кровоточащий.

2. Чтение текста
(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.
(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.
(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.
(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.
(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7)Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.
(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затемпошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.
(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.
(12) — Митя, помоги-ка мне, — попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери — и его душу обдало леденящим холодом.
(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16)Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащаярана.
(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо — в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19)Одно только знали эти руки — работу.(20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.
(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом.(22)Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.
(23)Но надо было работать. (24) Война…
(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:
— Осторожней, сынок!
(29) — Я нечаянно, — виновато и испуганно отозвался Митя.
Задания к тексту
1. Сформулируйте тему текста. Как можно озаглавить данный текст?
2. Сформулируйте основную мысль текста.
3. Среди 1-3 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.
4. Среди 15 -17 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.
5. Среди 4-7 предложений найдите предложение с обобщающим словом.
6. Среди 20 – 24 предложений найдите предложение с обобщающим словом.

Проверка
8) ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК. 9) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ опорный материал;

упражнение 294;

орфоэпический словарь.
Пожаловаться 08 ноября 2012
Файлы
Методические рекомендации по использованию презентации .docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Методические рекомендации по использованию презентации

  1. Количество слайдов - 33

  2. Среда (редактор), в которой выполнена презентация - Microsoft Office PowerPoint - 2007

  3. Цель использования презентации – наглядное сопровождение урока



Обобщающее слово при однородных членах предложения.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов



  1. Тулаева Ольга Юрьевна

  2. 1 квалификационная категория

  3. г. Липецк

  4. МБОУ гимназия №1

  5. Русский язык, 5 класс

  6. УМК под ред. Бабайцевой В.В.

  7. Обобщающее слово при однородных членах предложения

  8. 40 минут

  9. Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал


  1. Цели урока:

1. Знакомство учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2. Употребление обобщающих слов в предложении.

3.Изучение пунктограммы ««Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом и однородными членами предложения»

4. Воспитание ответственного отношения к близким людям.


11.Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель читает строки:

Всё лежит у нас в порядке:

«Практика», «Теория», тетрадки,

Ручка, и пенал, и карандаш,

И дневник, конечно, наш!


  1. . ПОВТОРЕНИЕ. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

  • Что вам известно об однородных членах предложения?

  • Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?

  • Назовите средства связи слов в сочинительных словосочетаниях.

  • Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

  • Всё лежит у нас в порядке:

«Практика», «Теория», тетрадки,

Ручка, и пенал, и карандаш,

И дневник, конечно, наш!


Найдите однородные члены предложения.

Объясните постановку знаков препинания.

Какими членами предложения являются данные однородные члены?

Какое ещё слово в данном предложении выполняет функцию подлежащего? (всё)

В каких смысловых отношениях находится данное слово с рядом однородных членов? (оно объединяет значения всех однородных членов)

Как мы можем назвать такое слово? (объединяющее, общее, обобщающее)



Именно о таких словах пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока.



  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

  • запись темы урока;

  • сообщение целей урока.

  1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание:

Спишите, раскройте скобки, выбрав нужное слово, найдите однородные члены предложения, подчеркните их как члены предложения.

  1. Мама сказала (надеть, одеть) свитер, куртку, шапку, варежки.

Задание:

Запишите предложение, заменив ряд однородных членов словом или словосочетанием, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните данное слово как член предложения.

  1. Мама сказала надеть теплые вещи.

Задание:

Составьте предложение так, чтобы в нем были и однородные члены, и слово, которое объединяет значения однородных членов. Подчеркните однородные члены и данное слово как члены предложения.

  1. Мама сказала надеть теплые вещи: свитер, куртку, шапку, варежки.

  • В каком из получившихся предложений употребляется обобщающее слово?

  • Каким членом предложения являются обобщающие слова?


  1. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


Задание: спишите, вставьте подходящие по смыслу слова.

  1. Тут засмеялись ………..: и дети, и родители.

  2. Моя бабушка постоянно говорит: «Будь отличным …………: и в учёбе, и в труде!»

  3. В поздний час собрались ……. : братья, сестры, отец и мать.

4. ………: утром, вечером, днем и ночью – наши мамы беспокоятся о нас.

Слова для справок: всегда, все, зрители, везде.



Проверка упражнения:

Какие слова вставили? Как называются такие слова? Какими членами предложения являются данные обобщающие слова? Каким членами предложения являются однородные члены?


  1. СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя: перед вами теоретические сведения об обобщающем слове, но, к сожалению, не всё удачно напечатано. Ваша задача – восстановить пропущенные слова.

Обобщающее слово при однородных членах предложения



1. Обобщающее слово - это слово, которое является общим

обозначением находящихся при нём однородных членов.

2. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:

  • всё;

  • всегда;

  • везде;

  • всюду.

  1. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» :



  1. О : О, О, О, О .

  2. О , О, О, О О .

  3. 0 : О, О, О — ... .



Работа с опорным материалом:

  • проверка 1-3 пункта;

  • объяснение пунктограммы (4 пункт);

  • закрепление пунктограммы:


Задание: спишите предложения, расставьте знаки препинания.

1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы.

2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду.

3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе

красоты, что впечатленье было магическое.



  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ

  1. Орфоэпическая пятиминутка (обсуждаются слова, которые встречаются в тексте и могут вызвать затруднение при произношении)

Поднялось, поднялась, поднялся; принял, приняла; зубчатый; кровоточащий.


2. Чтение текста

(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.

(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.

(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.

(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.

(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7) Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.

(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затем пошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.

(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.

(12)- Митя, помоги-ка мне, - попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери - и его душу обдало леденящим холодом.

(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16) Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащая рана.

(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо - в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19) Одно только знали эти руки - работу. (20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.

(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом. (22) Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.

(23)Но надо было работать. (24) Война…

(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:

- Осторожней, сынок!

(29)- Я нечаянно, - виновато и испуганно отозвался Митя.


Задания к тексту

  1. Сформулируйте тему текста. Как можно озаглавить данный текст?

  2. Сформулируйте основную мысль текста.

  3. Среди 1-3 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.

  4. Среди 15 -17 предложений найдите простое предложение, осложнённое однородными членами предложения. Напишите номер данного предложения.

  5. Среди 4-7 предложений найдите предложение с обобщающим словом.

  6. Среди 20 – 24 предложений найдите предложение с обобщающим словом.



Проверка

  1. ИТОГИ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

  2. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

опорный материал;

упражнение 294;

орфоэпический словарь.



приложение к уроку обобщающее слово при однородных членах предложения.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Работа с текстом


Орфоэпический словарь

Поднялось, поднялась, поднялся;

принял, приняла;

зубчатый;

кровоточащий.



(1)Утреннее солнце неторопливо поднялось из-за зубчатой стены дальнего леса. (2)Митя слез с лошади, поднялся по прогнившим ступеням крыльца.

(3)С тех пор как отец ушел на фронт, крыльцо заметно осело, весь дом принял какой-то сиротливый вид.

(4)Не дожидаясь особого приглашения, Митя сел за стол и стал торопливо есть завтрак, приготовленный для него матерью.

(5)В это время мать, еще молодая, но измождённая женщина, хлопотала у окна, собирая себе и сыну обед в поле.

(6)В небольшую котомку она положила продукты: четыре картофелины, пару луковиц, яйцо, бутылку молока, краюшку ржаного хлеба. (7) Себе в старую холщовую сумку она положила хлеб, картошку и лук, вместо молока налила воды, а яйцо, бросив быстрый и какой-то смущенный взгляд на спящую дочку, отнесла на кухню и там положила рядом с кружкой молока и ломтем хлеба, оставленными дочери на обед.

(8)После этого мать принялась торопливо одеваться. (9)Затем пошла к двери, но у порога остановилась и вернулась к окошку.

(10)На низеньком подоконнике кучкой лежали сшитые ею с вечера маленькие полотняные мешочки. (11)Мать начала торопливо натягивать мешочки на пальцы.

(12)- Митя, помоги-ка мне, - попросила она. (13)Митя уже поел и собирался уйти. (14)Он нехотя вернулся, но взглянул на руки матери - и его душу обдало леденящим холодом.

(15)Кожа на руках матери была покрыта множеством больших и маленьких трещин. (16) Но особенно страшными были пальцы, на каждом сгибе которых зияла кровоточащая рана.

(17)Митя знал, что вода, солнце и ветер превращают даже гранит в пыль, а железо - в ржавую труху. (18)Руки матери не были ни гранитными, ни железными.(19) Одно только знали эти руки - работу. (20) В зимнюю стужу, в летний зной, под проливным дождем, пронизывающим ветром, изо дня в день с раннего утра и до позднего вечера руки матери трудились: жали хлеб, косили траву, рубили дрова, разгребали снег.

(21)Вечером, после долгого трудового дня, управившись еще и со всеми домашними делами, мать смазывала свои натруженные, огрубевшие, потрескавшиеся пальцы маслом. (22) Но за ночь руки не заживали, кровоточащие трещины лишь затягивались тонкой пленкой, которая лопалась от малейшего движения, и вновь открывались раны, из которых выступала сукровица.

(23)Но надо было работать. (24) Война…

(25)Завязывая нитки вокруг пальцев матери, Митя как-то неловко дотронулся до больного места. (26)Мать вскрикнула и отдернула руку, словно ее ударили током. (27)На глазах у нее выступили слезы. (28)Втянув в себя воздух сквозь стиснутые зубы, она умоляюще проговорила:

- Осторожней, сынок!

(29)- Я нечаянно, - виновато и испуганно отозвался Митя.








Обобщающее слово при однородных членах предложения


1. Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является ……..................... обозначением находящихся при нём …………………..членов.

2. Обобщающее слово является …………..членом предложения, что и ………………………….….. .

3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:

  • ..

4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» :

  1. О : О, О, О, О .

  2. О , О, О, О — О .

  3. О : О, О, О — ... .


1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы.

2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду.

3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе

красоты, что впечатленье было магическое.




Обобщающее слово при однородных членах предложения


1. Обобщающее слово - это слово или словосочетание, которое является ……..................... обозначением находящихся при нём …………………..членов.

2. Обобщающее слово является …………..членом предложения, что и ………………………….….. .

3. В роли обобщающих слов часто используются местоимения:

  • ..

4. Пунктограмма «Знаки препинания при обобщающем слове» :

1. О : О, О, О, О .

  1. О , О, О, О — О .

  2. О : О, О, О — ... .


1.О родителях мы должны помнить всегда в светлые дни и в горькие годы.

2. Посаженные заботливыми руками деревья яблоня вишня груша приветливо зеленели в нашем саду.

3. Чувство смиренья в лице матери глубокий разум в очах младенца невыразимая тишина всё предстало в такой силе и могуществе

красоты, что впечатленье было магическое.


обобщающее слово при однородных членах предложения, 5 кл, В.В. Бабайцева.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru