В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Что такое почва?" (3 класс)

Нина Петрова Нина Петрова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 13856
Краткое описание
Цель: дать преставление о почве и её свойствах.

Описание
Ход урока
/. Проверка домашнего задания
-. Что происходит с твердыми предметами при нагревании и охлаждении? — Почему образуются в камнях трещины? — Какую роль играет в разрушении камня вода?
— Что еще ускоряет разрушение скал?
— Что образуются в результате разрушения скал, камней? — Подумайте, может ли растение развиваться на гладком камне, чистом песке или глине.
(Нет, т. к. для растений нет условий для питания)
II.Введение в тему — Сегодня на уроке мы будем говорить о чудесной кладовой. — А что обозначает слово кладовая? (Кладовая – комната для хранения.) — Прослушайте текст и попробуйте догадаться, о чём идёт речь. Чудесная кладовая. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. М. Ильин, Е. Сегал Какое чудо происходит в кладовой?

— Раздайте кроссворд и узнайте название кладовой. (Слайд 2).
– Назовите тему нашего урока.
III. Работа по теме урока.
— Как вы думаете, что такое почва?
(Высказывания детей)
А) Работа в парах(Слайд 3)
— Рассмотрите рисунок на стр. 65 учебника.
Обратите внимание на цвет почвенного слоя.
В каком слое находится больше всего животных? Подумайте, почему?
Проверка(Слайд 4 -5)
Назовите главное свойство почвы.
— Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.) — Как кто? (мать), поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица». Б) Практическая работа.
— Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты. — Опустите в стакан с водой кусочек сухой почвы. Что вы заметили? (Из почвы выходят пузырьки. Значит, в почве есть воздух.) (Далее учитель демонстрирует опыты, описанные в учебнике на стр. 66. Результаты опытов дети записывают в рабочей тетради) — Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). Черноземье – это богатство нашей Родины. Вывод:в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. (Слайд 6).
В) Продолжение работы по теме урока.
— Как вы думаете, что растения получают из почвы? (Предположения детей) Г) Самостоятельная работа. — Проверить правильность своих суждений вы сможете, прочитав статью в учебнике на стр. 67. (Слайд 7). — После прочтения текста заполните схему в рабочей тетради (№ 3, стр. 27) Д) Проверка. (Слайд 8) Е) Физкультминутка. Ж) Роль растений и животных в образовании почвы. — А какова роль животных в образовании почвы? (Высказывания детей) Рассказ учителя.
В почве обитает множество крошечных, невидимых простым глазом. микробов и бактерий. В одном грамме почвы бывает до 10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают, и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.
Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков, муравьев, Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дож­девые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей. — Кто же участвует в образовании почвы? (Слайд 9) З) Охрана почвы.
— Изучением почвы занимался великий русский учёный Докучаев В. В.
Рассказ ученика о русском учёном Докучаеве В. В. (ученик рассказывает заранее подготовленный текст). (Слайд 10). — Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтомук почве надо относиться очень бережно.
Часто человек наносит вред почве. (Слайд 11)
— Что делают люди, чтобы повысить плодородие почвы?(Слайд 12) Чтобы наша планета была красивой, экологи придумали праздник – Всемирный День Земли (Слайд 13).Но чтобы этот праздник был настоящим, мы должны каждый день помнить, что природа красивая, загадочная, щедрая, но в тоже время хрупкая и легкоранимая. IV. Закрепление изученного материала. — А сейчас проведём «Брей – ринг». (Класс делится на 2 команды. К доске вызываются по 1 представителю от команды)
1. Что такое почва?
1. Назовите состав почвы.
2. Назовите животных, обитающих в почве.
2. Какова роль животных?
3. Как определить качество почвы?
3. Откуда берутся соли в почве?
Игра«Кто покорит высоту?»(Слайд 14)
V
. Рефлексия.
— Понравился ли вам урок?
(Дети показывают кружки: красный – да, жёлтый – не очень, зелёный – не понравился) Оцените свою работу на уроке (красный кружок – хорошо, жёлтый – не очень хорошо, зелёный – плохо) — Что понравилось, что запомнилось?
VI. Домашнее задание.
В рабочей тетради на стр. 28 выполнить № 2, 4; изготовить предупреждающие знаки на тему «Берегите почву!». VII. Итог урока .
— А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!» Давайте будем
Беречь планету,
Во всей вселенной
Похожей нету!

Пожаловаться 06 октября 2012
Файлы
Конспект урока.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Описание презентации.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Почва.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru