В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа внеурочной деятельности "Доноведение"

Ольга Плотникова Ольга Плотникова
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 27779    комментариев: 2
Краткое описание
Программа реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов в условиях введения ФГОС НОО

Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №3 «____» _______________ 2012г. _____________ И.Н.Литвинова
 

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Доноведение»


Автор-составитель: Плотникова О.В.



г.Донецк Ростовская область 2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прогамма курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса«Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачиизучения родного края:
Образовательные:1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развитияпредполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса «Доноведение» Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
· Я и окружающий мир,
· Природа Донского края,
· Человек и природа,
· Жизнь на Дону,
· Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа. Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений. Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Методические основы изучения курса «Доноведение». Þ Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Þ Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя — научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства — по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.
Þ Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
Þ При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий. Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
Учебно-методический комплект курса «Доноведение» для учащихся 1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
2. Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 3. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008. 4. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 5. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. для учителя 1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. 4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Рекомендуемая дополнительная литература для учителя 1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
2. Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3. Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVIIXXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4. Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
6. Закруткин В.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004. 8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
9. Моложавенко В.Тайны донских курганов. Ростов,1967.
10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
12. Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003. 14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАСС (34ч) Примечание. Обучение детей в 1 классе ведётся только по 5-дневной учебной неделе. Для учащихся 1 класса учителям начальной школы предлагается вариант, позволяющий в канву уроков окружающего мира и литературного чтения «вкраплять» содержание регионального компонента. Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии[1]

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
2 КЛАСС (34ч) Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые — каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родной город (село). Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села). Вместе дружная семья. Резервные уроки (2ч)
Экскурсии[2]

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное — …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
3 класс (34ч) Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. Экскурсии[3]

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края». Исследовательская деятельность по проблемам: — «Город (станица)… Ростовской области», — «Мир природного сообщества родного края», - — «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др. Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др. 4 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч) Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. Экскурсии[4]

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль». Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др. Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области». Требования к уровню подготовки младших школьников В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления: ñ о связях между живой и неживой природой родного края;
ñ о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
ñ об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
ñ об истории родного края;
знать: ñ объекты неживой и живой природы Ростовской области;
ñ особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
ñ водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
ñ полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
ñ правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
ñ государственную символику Ростовской области, своего района;
ñ важнейшие события в истории родного края;
ñ народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
ñ родственные связи в семье;
ñ правила поведения в общественных местах и на улице;
ñ уметь: ñ различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
ñ различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
ñ узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
ñ приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
ñ приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
ñ описывать наиболее важные события истории родного края;
ñ рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
ñ показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
ñ приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться: 1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям,обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. 3. познавательнымуниверсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативнымуниверсальным учебным действиям,обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
 
Тематическое планирование курса «Доноведение» 1 класс
№ урока Тема урока № задания в тетради Виды деятельности на уроке
1 Вводный урок. Мы теперь не просто дети 1 Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3)
2 Родной край. 2 Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.
3 Времена года. 3 Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето
4 Осень. Осенние месяцы. 4 Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.
5 Экскурсия.
Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала.
6 Осенние изменения в природе. 5,6 Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе.
7 Растения осенью. 7,8,10 Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)
8 Листья жёлтые летят.. 10, 9,11 Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.
9 Занятия людей осенью 12 Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.
10 Что растёт на огороде и в саду? 13,14,15. Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград.
11 Что растёт в поле? 16, 17 Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)
12 Жизнь животных осенью. 18, 19 Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры.
13 Осень в моём краю. 20 Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке.
14 Экскурсия.
Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме.
15 Зимняя сказка. 21, 22 Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.
16 Зимние изменения в природе. 23, 24 Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.
17 Жизнь животных зимой. 25, 26, 27 Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.
18 Живой уголок. 28 Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк.
19 Занятия людей зимой. 29 Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.
20 Весна. Весенние месяцы. 30 Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
21 Экскурсия.
Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне.
22 Весенние изменения в природе. 31, 32, 33 Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.
23 Растения весной. 34 Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.
24 Жизнь животных весной. 35, 36 Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.
25 Занятия людей весной. 37 Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
26 Экскурсия.
Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете.
27 Летние изменения в природе. 38,39,40,41 Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.
28 Что растёт на лугу? 42 Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.
29 Экскурсия на водоём
Беседа водоёмах края. Рисование.
30 Что растёт у водоёма? 43 Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.
31 Жизнь животных летом 44 Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.
32 Занятия людей летом 45 Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.
33 Обобщающий урок. 46-47 Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» — рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.








Тематическое планирование курса «Доноведение» 2 класс
п/п Тема Кол-во часов Образовательные задачи Виды деятельности
Я и окружающий мир
1
С чего начинается Родина…

1 Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»
3
Школа – светлая гавань детства
1
Жизнь на Дону.
2
С днём рождения, родной город (село)
(экскурсия по родному городу (селу)

1 Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями
Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.
Праздничное представление.
Я и окружающий мир
4
Дорога от дома до школы (экскурсия)

1 Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
1. правила перехода через проезжую часть;
2. сигналы светофора;
3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;
4. дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.
Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Природа Донского края
5-6
Природа (экскурсия)
2 Углубить понятие о живой и неживой природе родного края
Наблюдение предметов живой и неживой природы.

7
Город и природа (экскурсия)
1 Систематизировать знания детей о природе родного города (села).
Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»

8-9
Что за дерево такое?
2 Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

Игра «У кого детки с этой ветки?»

10
Кустарники (экскурсия)
1 Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

11-12
Травушка-муравушка
2 Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

13
Растения и мы.
1 Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. Игра «Природная лечебница»
Изготовление справочника лекарственных трав.

14 Краски Тихого Дона.
1 Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.
Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.


Я и окружающий мир

15
Мои имя, фамилия, отчество…
1 Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»


16 Что ты знаешь о роде своём…
1

Жизнь на Дону

17-19 Обряды на Дону.
Зимние обряды
(праздничное мероприятие)
3 Дать общее представление о зимних обрядах на Дону
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

Природа Донского края
20
Животный мир Ростовской области (экскурсия)
1 Расширить представления о животном мире родного края
Наблюдение за животными в природе, дома.
Посещение краеведческого музея

21
Домашняя мохнатая азбука
1 Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).
Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»
Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное — …»

22
Мой домашний милый друг
1 Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

23
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми
1 Закрепить правила безопасного обращения с животными.
Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

24
Родные просторы (экскурсия)
1 Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)
Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.
Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»
25
Чем богаты наши недра?
1 Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.
Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»
26
27
Что такое почва?
1 Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.
Исследование состава почвы.
Почва нам и стол и дом (экскурсия)
1
Человек и природа
28
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)
1 Познакомить с общими представлениями о природных сообществах
Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.
29
Человек – хозяин природы?
1 Показать влияние человека на природное сообщество.
Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.
30
Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое
защите природы)
1 Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края
Ролевое театрализованное представление.













Жизнь на Дону
31
День освобождения!
(экскурсия в исторический музей)
1 Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.
Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.
32
Вместе дружная семья
(праздничное мероприятие)
1 Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.
33-34
Резервные уроки

2 Распределяются учителем по своему усмотрению







Тематическое планирование курса «Доноведение» 3 класс
п/п Тема Кол-во часов Задачи Виды деятельности
Я и окружающий мир
1
Край, в котором я живу
1
Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны
Работа с картой
Ростовской области
Практическая
работа по контурной карте: выделение
границы Ростовской области.
2
О городах и станицах родного края
1
Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их
архитектурой, достопримечательностями и значением.
Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.
Экскурсии по городам Ростовской области.
Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»
3-4 С днём рождения, родной город (село)
2
Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.
Экскурсия.
Составление
коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)
Природа Донского края
5-7
У природы нет плохой погоды
3
Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)
Познакомить с профессией — метеоролог.
Экскурсия «Сезонные изменения в природе»
Конкурс рисунков
8 Живая вода.
1
Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.
Работа с картой Ростовской области.
Исследовательские работы.
9 Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края
1
Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем.
Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.
10 Растения и животные водоёмов.
1
Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.
Исследовательские работы учащихся
Жизнь на Дону
11 Тайны Донской земли

1
Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.
Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис»
12 Танаис – древний город
1
Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.
13 Дикое поле
1
Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.
Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).
Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.
Рисование картин прошлого Дона.
14 Донской край – казачий край
1
Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.

Экскурсия в краеведческий музей
Исследовательская работа «История казачьей семьи».
15 Первые казачьи городки
1
17 Казачья семья
1
Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей.
16 Жилище казака
1
Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах
Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

18 История вещей. Одежда.
1
19 История вещей. Посуда.
1
20 Славен Дон!
1
Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.
Праздничное мероприятие
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону

21
Сретение. Сороки.
1
Дать общее представление о весенних обрядах на Дону
Праздничные мероприятия.
22
Встреча птиц
1
Дать общее представление о международном дне птиц.
Изготовление скворечника
23
Пасха, Вербное воскресенье
1
Дать общее представление о весенних обрядах на Дону
Праздничные мероприятия.
Природа Донского края
24
Природная поверхность нашего края
1
Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.
Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»
25
Из недр Донской земли
1
Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.

Работа
с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых
26
Почвы родного края
1
Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области.
Практическая работа
«Почвы родного края»
27 Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.
1
Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.
Экскурсия.
Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»
Конкурс рисунков
Викторины, кроссворды
28
Природные экосистемы луга
1
Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.
29
Природные экосистемы леса
1
Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество.
Человек и природа
30 Донская земля – житница России
1
Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.
Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

31 Сельское хозяйство на Дону: земледелие.
1
Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.
32 Казачьи посиделки
1
Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.
Праздничное мероприятие.
33 Сельское хозяйство на Дону: животноводство
1
Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.
Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»
Я и окружающий мир
34 Славься наш край!
1
Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае.
Викторина. Экскурсия по мини- музею (выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год ).


Тематическое планирование курса «Доноведение» 4 класс

п\п
Тема урока Кол-во
часов
Задачи урока Виды деятельности
Я и окружающий мир
1.
Донской край – мой край!
1 Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.
Исследовательская работа «Край, в котором я живу»
2-3
Что ты знаешь о роде своём?
1 Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;
— научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.
Защита проекта «Моя семья»

Яркие страницы истории земли Донской
4
На казачьем Кругу
1 Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.
Экскурсия в краеведческий музей
5
Донской казак хват, силой, удалью богат
1 Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.
Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.
6
Ермак Могучий.

1 Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.
Составление теста
7
Степан Разин.
1 Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).
Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»
8-9
Роль Петра 1 в истории России и родного края.
2 Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г.Азова.

Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова.
10
Таганрог – первый порт России
1 Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города
Экскурсия по г.Таганрогу. Составление летописи города Таганрога.
11
Крепость Димитрия Ростовского
1 Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону
Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону.
12
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания
1 Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;
место Пугачева в истории казачества.
Доклады-сообщения учащихся.
13
Вместе с Суворовым
1 Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае
Написание очерка
14
Платов Матвей Иванович

1 Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».
Экскурсия в музей станицы Старочеркасская. Составление летописи города Старочеркасска
15
Новочеркасск — столица казачьего Дона
1 Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска
Экскурсия по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска.

16
Бакланов Яков Петрович
1 Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.




17
За землю и за волю
1 Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.
Экскурсия в исторический музей. Диспут.
Составление летописи Вёшенской.



18
Дон в годы строительства новой жизни
1 Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.
Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.



19
Дон в годы Великой Отечественной войны.

1 Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;
показать примеры подвигов.
Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей.



20
День освобождения родного города (села, станицы)
1 Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов
Участие в празднике. Чествование участников войны.



21-22
Мирное время на Донской земле.

2 Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»



23
Волгодонск – город молодости
1 Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.
Экскурсия по г.Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.



Человек и природа


24
Дом, в котором мы живём
1 Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.
Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.
Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.



25
Экологические Проблемы воздуха в родном крае.
1 Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;
-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.
Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».
Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух»,
«Береги воду».



26
Экологические проблемы воды в родном крае.
1


27
Экологические проблемы почв родного края
1 Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.
Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».



28
Охрана полезных ископаемых родного края.

1 Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;
— познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.
Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»



29
Экологическое равновесие в природе
1 Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут.



30-31
Охранять природу – значит охранять Родину
1 Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;
Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.
Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.
Проект «Красная книга» Ростовской области.
Праздничное мероприятие.



Жизнь на Дону


32
Троица
1 Дать общее представление о летних обрядах на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.
Изготовление Семика и Семичихи из соломы



33
Ивана Купала
1 Купальская площадка: игры, забавы, потехи



34
Спасы
1 Праздник-застолье



*
Я – гражданин Ростовской области

Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.
Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру.
















Пожаловаться 21 августа 2012
Файлы
доноведение.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
доноведение.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Ольга Назарова
    21 февраля 201316:26
    Ольга Назарова

    Большое спасибо за Вашу программу!

  • 8 октября 201323:35
    Виктория

    Огромное СПАСИБО Ольга за Вашу замечательную разработку!

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru