В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Программа предметного курса по выбору "Химия вокруг нас"

Программа предметного курса по выбору "Химия вокруг нас"

Татьяна Чиркова
Тип материала: Планирование
просмотров: 3962 комментариев: 1
Краткое описание
Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов направлен на развитие познавательного интереса и экологических знаний.
Описание
  • Пояснительная записка.
    Данный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов направлен на развитие познавательного интереса, экологических знаний, расширения знаний в областях:
    · Химия в быту;
    · Химия и косметика;
    · Химия и сельское хозяйство;
    · Химия и медицина;
    · Химия и искусство;
    · Химия и кулинария.
    Актуальность данного курса объясняется рядом факторов:
    · Недостаточным объёмом информации по данной теме в школьных учебниках;
    · Важность сохранения здоровья;
    · Правильное применение различных химических веществ в повседневной жизни.
    Ведущей идеейкурса является: разнообразие химических веществ, применяемых в повседневной жизни, расширение знаний учащихся об их применении, оказание помощи в выборе профиля.
    Дидактическая цель:создать условия для формирования правильного выбора использования химических веществ в повседневной жизни, выборе профиля.
    Образовательные цели:расширение и углубление знаний о разнообразии химических веществ, их применении в повседневной жизни, совершенствование экспериментальных умений учащихся, навыков проведения несложных химических опытов.
    Развивающие цели:создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся, их способностей.
    Воспитательные цели:воспитывать у учащихся способность осознавать значимость правильного применения химических веществ в повседневной жизни, значимость химических знаний в будущей профессии.
    Программа авторская.Новизна курса заключается в том, что рассматриваются знакомые вопросы с разных позиций: важности и осторожности применения. Уделяется большое внимание воспитательному аспекту, используется технология проектов, формируются практические навыки использования химических веществ.
    Кроме мотивационной функции, курс органически вписывается в систему экологического, культурологического и здоровье сберегающего функционирования современного образования.
    Вид курса:межпредметный.
    Продолжительность курса: 17 часов.
    Режим проведения: традиционный.
    Формы проведения:урок, деловая игра, учебное исследование, экскурсии, лабораторные и практические работы.
    Систему контроля предусматривается проводить в виде тестов, защиты своих сообщений, диспутов, выступлений на классных часах.
    Форма итогового контроля– зачёт проекта по теме «Химия вокруг нас» — индивидуальная творческая (исследовательская работа.
    2.Структура курса.

    Название курса
    Количество часов
    1.
    Химия в быту
    2
    2.
    Химия и косметика
    2
    3.
    Химия и сельское хозяйство
    3
    4.
    Химия и медицина
    2
    5.
    Химия и искусство
    3
    6.
    Химия и кулинария
    2
    7.
    Химия в природе
    2
    8.
    Итоговое занятие
    1
    Всего
    17


    3.Календарно – тематическое планирование.

    Наименование тем
    Количество часов
    1.
    Химия в быту.
    2
    1.1.
    Разнообразие применения химических веществ в повседневной жизни. Мыло и синтетические моющие средства. Лабораторная работа «Разнообразие моющих средств, определение их рН, определение жесткости воды, её устранение»
    1
    1.2.
    Химчистка на дому. Лабораторная работа по выведению пятен.
    1
    2.
    Химия и косметика.
    2
    2.1.
    Историческая справка. Использование химических веществ для косметических средств.
    1
    2.2.
    Средства гигиены. Лабораторная работа по определению состава и рН средств гигиены.
    1
    3.
    Химия и сельское хозяйство
    3
    3.1.
    Микро и макроэлементы. Их роль для роста и развития растений. Лабораторная работа по определению удобрений.
    1
    3.2.
    Кислотность почвы. Лабораторная работа по определению кислотности почв, способу устранения кислотности.
    1
    3.3.
    Химия для животноводства.
    1
    4.
    Химия и медицина.
    2
    4.1.
    Лекарства, витамины. Лабораторная работа «Определение витамина С в продуктах».
    1
    4.2.
    Химия и здоровье человека. Лабораторные работы «Вредное воздействие спирта на белки», «Определение вредных веществ в сигарете».
    1
    5.
    Химия и искусство.
    3
    5.1.
    Живопись глазами химика. Практическая работа «Приготовление красок своими руками»
    1
    5.2.
    Металлы как материал для создания произведений искусств. Лабораторная работа «Качественные реакции на металлы».
    1
    5.3.
    Волшебный мир стекла. Лабораторные работы «Надписи на стекле», «Виды стёкол».
    1
    6.
    Химия и питание.
    2
    6.1.
    Химические компоненты продуктов питания. Химические вещества, применяемые в кулинарии. Пищевые добавки и нитраты.
    1
    6.2.
    Практическая работа «Изучение состава продуктов питания. Определение нитратов, железа в продуктах питания».
    1
    7.
    Химия в природе.
    2
    7.1.
    Индикаторы – растения. Экскурсия в природу.
    1
    7.2.
    Экология водных ресурсов села.
    1
    8.
    Итоговое занятие. Научно – практическая конференция.
    1


    4.Содержание учебной программы.
    1.Химия в быту.
    Многоликость применения химических веществ в быту. Исторические сведения о применении моющих средств. Состав и свойства мыла и СМС. Отбеливатели, чистящие средства, пятновыводители. Практические работы: «Свойства мыла и СМС», «Война пятнам».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Разнообразие химических средств, применяемых в быту, состав и свойства мыла, СМС. Механизм действия отбеливателей. Состав чистящих средств. Экологические основы применения различных средств.
    Определить рН мыла и СМС, определить жёсткость воды, устранить жёсткость воды. Выводить пятна, доступными веществами, подбирать СМС и отбеливатели для определённых видов тканей и загрязнения.


    Литература:
    Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г.
    Юдин А.М. «Химия для вас», М. Химия, <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г.

  • Журнал «Химия в школе» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г., № 5, 9, 10 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    Газета «Вятский садовод» № 3 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    2.Химия и косметика.
    Исторические сведения применения веществ в косметике. Состав средств гигиены (зубных паст, шампуней), свойства компонентов, входящих в них. Химические вещества, используемые для изготовления косметических средств. Практические работы: «Разнообразие косметических средств, их элементарный состав», «Определение рН средств гигиены, слюны человека».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Состав средств гигиены, свойства некоторых компонентов, входящих в их состав, элементарный состав других косметических средств, правильность их выбора и применения.
    Определить рН средств гигиены, уметь правильно пользоваться косметическими средствами.


    Литература:
    Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», М. Высшая школа, <metricconverter w:st=«on» productid=«1992 г»>1992 г.
    Журнал «Химия в школе» № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 3, 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
    3.Химия и сельское хозяйство.
    Виды удобрений, их свойства, правила применения. Понятие о кислотности почвы, способах её устранения. Химические вещества, используемые для лечения и ухода за животными. Лабораторные работы: «Определение удобрений», «Определение рН почвы».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Макро и микроэлементы. Влияние элементов на рост и развитие растений. Сроки внесения удобрений. Технику определения состава удобрений. Кислотность почвы, влияние среды на рост и развитие растений. Способы устранения кислотности почвы. Химические вещества, используемые для лечения и ухода за животными. Способы защиты растений от вредителей. Экологические проблемы в сельском хозяйстве.
    Определять элементарный состав удобрений, правильно вносить удобрения. Определять кислотность почвы, устранять её.


    Литература:
    Доренко А.Г. «Занимательная агрономия» Издательство сельскохозяйственная литература. М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1963 г»>1963 г.
    Шибанов А.А. «Основы растениеводства» Издательство Просвещение, М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1965 г»>1965 г.
    Газета «Вятский садовод» № 8 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    4.Химия и медицина.
    Лекарственные препараты, в состав которых входят химические вещества, изучаемые в процессе обучения. Витамины. Роль химических элементов в организме человека. Использование металлов, пластмасс и других веществ в медицине. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Практические работы: «Разнообразие витаминов», «Вредное действие спиртов на белки», «Определение вредных веществ в сигарете».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Использование химических веществ в медицине, роль витаминов, химических элементов в организме человека, вред алкоголя, никотина.
    Правильно пользоваться лекарственными средствами и витаминами. Вести здоровый образ жизни.


    Литература:
    Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия» МПРЕСС, <metricconverter w:st=«on» productid=«1999 г»>1999 г.
    Журнал «Химия в школе»№ 6 1998., № 3,5 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 7,9, 10 <metricconverter w:st=«on» productid=«2002 г»>2002 г., № 9 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
    Журнал «Маруся» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    5.Химия и искусство.
    Исторические сведения о применении химических веществ в искусстве. Химия для художника. Использование металлов, стекла, глины в произведениях искусств. Дымковская игрушка. Драгоценные камни. Практические работы: «Приготовление красок», «Надписи на стекле».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Химические вещества, применяемые художниками, состав некоторых красок. Исторические сведения о получении стекла, видах стёкол, состав некоторых драгоценных камней.
    Приготовить простейшие краски, делать надписи на стекле, различать виды стекла.


    Литература:
    Зимина Н.В. «Минералы и самоцветы». М.ТЕРРА – книжный клуб, <metricconverter w:st=«on» productid=«2001 г»>2001 г.
    Малышкина В. «Занимательная химия» Нескучный учебник. Тригон. Санкт-Петербург, <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г.
    Титова И.М. «Вещества и материалы в руках художника», МИРОС. <metricconverter w:st=«on» productid=«1994 г»>1994 г.
    Журнал «Химия в школе» № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«1998 г»>1998 г., № 4 <metricconverter w:st=«on» productid=«2004 г»>2004 г.
    6.Химия и питание.
    Химические компоненты продуктов питания. Химические вещества, применяемые в кулинарии: вещества, улучшающие аромат и вкус продуктов, вещества, ускоряющие ведение технологии приготовления пищи. Реакции, происходящие при приготовлении пищи. Пищевые добавки. Нитраты. Лабораторные работы: «Определение нитратов в овощах и фруктах», «Изучение состава продуктов», «Определение белков в продуктах питания».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Основные вещества, входящие в состав продуктов питания. Химические вещества, используемые в пищевой промышленности. Вредное воздействие нитратов, пищевых добавок на здоровье человека.
    Правильно использовать продукты питания, определять их качество, ограничивать воздействие вредных веществ.


    Литература:
    Габриелян О.С. «Настольная книга учителя химии» 11 класс. Часть 2. Дрофа <metricconverter w:st=«on» productid=«2003 г»>2003 г.
    Евстигнеев Г.М. «Тайны продуктов питания» Пищевая промышленность. М., <metricconverter w:st=«on» productid=«1972 г»>1972 г.
    Исупов В.П. «Пищевые добавки и пряности» Санк-Петербург, <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г.
    Журнал «Химия в школе» № 3 <metricconverter w:st=«on» productid=«2000 г»>2000 г., № 8 <metricconverter w:st=«on» productid=«2001 г»>2001 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2003 г»>2003 г., № 1 <metricconverter w:st=«on» productid=«2005 г»>2005 г.
    7.Химия в природе.

    Растительные индикаторы. Растительные красители. Кислоты в природе. Экологические проблемы села. Практические работы: «Получение растительных красителей, определение их свойств», «Определение кислотности дождей», «Определение качества воды».
    Ученик должен знать
    Ученик должен уметь
    Растения, которые можно использовать в качестве индикаторов, красителей. Экологические проблемы села.
    Приготовить индикатор, определить цвет в разных средах, приготовить краситель, покрасить ситец. Определить рН дождя, сделать простейший анализ качества воды.


    8.Заключительное занятие.Выступление с проектом «Химия вокруг нас».

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Обсуждение материала
    Наталья Ширшина
    26.03.2012 12:00
    Данный элективный курс вполне приемлем для использования в системе предпрофильной подготовки (если позволяет учебный план школы).
    Замечания к автору: размещайте материалы в отдельном прикреплённом файле, а на этой странице - только аннотацию к работе. Используйте логотип издательства (см. правила оформления). Отредактируйте текст с точки зрения орфографии: знаки препинания, пробелы, несогласованные предложения (например: Систему контроляпредусматривается проводить в виде тестов, защиты своих сообщений, диспутах, выступлениях на классных часах).
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Образовательные вебинары
    Подписаться на новые Расписание вебинаров
    Задать вопрос