В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок по теме "Водород" (9 класс)

Татьяна Чиркова Татьяна Чиркова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:2    просмотров: 7326    комментариев: 1
Краткое описание
Урок с использованием технологии ИКТ.

Описание
Тема: Водород, его свойства и применение.
  • Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и простом веществе, о свойствах водорода, способах его получения, роли в природной среде на основе сформированной предметной понятийно-теоретической базы.
    Задачи:
    Образовательные: Систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания; закрепить умения составлять схемы электронного баланса; закрепить понятия “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”.
    Развивающие: развивать самостоятельность мышления, развивать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).
    Воспитательные: формировать научное мировоззрение, экологическое мышление, воспитывать культуру общения.
    Тип урока: комбинированный.
    Методы: словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии, постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (презентация); практический (составление уравнений).
    Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для самостоятельной работы
    Девиз урока: “Всегда держись начеку” Козьма Прутков.

    Ход урока. I. Организационный момент.
    Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
    II. Повторение ранее изученного материала.
    Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомство с водородом. Сегодня мы расширим знания о водороде и, прежде чем, продолжить работу над этой темой, вспомним ранее изученное.

    (во время опроса трое учащихся работают по карточкам, один выполняет на доске домашнее задание – задача 3, стр. 36)
    Фронтальный опрос:
    1. Знакомство с любым элементом начинается с истории его открытия. Итак, первый вопрос «История открытия водорода».
    2. Дать общую характеристику по положению в ПСХЭ.
    3. Что общего между водородом и галогенами?
    4. Охарактеризовать строение атома водорода.
    5. Охарактеризовать строение молекулы водорода.
    6. Охарактеризовать нахождение в природе.
    7. Какие промышленные способы получения водорода вам известны?
    8. Какими способами получают водород в лаборатории?
    III. Изучение нового материала.
    Учитель: восстановив опорные знания, перейдем к изучению новой темы, продолжаем знакомство с водородом. Записываем дату и тему урока «Водород, его свойства и применение» (СЛАЙД 1)
    Охарактеризуем его физические свойства (СЛАЙД 2; учащиеся записывают в тетрадь)
    газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде.

    имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-2530 С);
    обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух);
    водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов), поэтому его можно собирать лишь в перевернутый вверх дном сосуд. Мыльные пузыри, резиновые шарики, наполненные водородом, взлетают вверх.
    Выходит Черный маг (один из учащихся) и рассказывает стихотворение.
    Хотя я сильный черный маг,
    Мне без помощников никак.
    Их много рядом я терплю,
    Но больше всех его люблю.
    Обычно легок и летуч,
    Он вдруг становится могуч:
    Его нагрев, неосторожно,
    Взорвать в округе все возможно,
    А если с “О” соединить, -
    То можно воду получить.
    Я много вам о нем сказал,
    Его подробно описал.
    Итак, подумав, пять минут,
    Скажите, как его зовут?

    Учащиесяотвечают – водород.

    Учитель: Конечно, и, как сказал Черный маг, при работе с водородом следует соблюдать особую осторожность. Смесь водорода с воздухом называется гремучим газом (ВИДЕО, СЛАЙД 3)
    Выходит Черный маг и рассказывает.
    Вот такая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатом де Розье (1756-1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом и произошел сильный взрыв. “Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями”, — так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.

    Учитель: Полученный тем или иным способом водород может быть загрязнен воздухом, вы уже знаете, что это опасно! Вспомните Пилата де Розье и девиз нашего урока. Вы видели, что происходит, если водород, смешанный с воздухом поджечь, поэтому прежде чем его поджигать следует проверить водород на чистоту. Заглянем в учебник: на стр. 34, рис. 2. изображены два способа проверки водорода на чистоту – метод вытеснения воды и метод вытеснения воздуха. Для этого водород собирают в пробирку, не переворачивая, закрывают пробирку большим пальцем, подносят к спиртовке и открывают пробирку. Чистый водород сгорает с характерным звуком ПАХ. (ВИДЕО – демонстрируется способ вытеснения воды)

    Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства водорода: связь в молекуле водорода очень прочная, поэтому молекулярный водород при обычной температуре малоактивен (только фтор соединяется с ним при обычных условиях, хлор при освещении). При нагревании водород реагирует как с простыми, так и со сложными веществами.
    (СЛАЙД 4)
    Взаимодействие с простыми веществами – неметаллами: (СЛАЙД 5)

    1. При поджигании реагирует с кислородом
    O2 + 2H2 = 2H2О
    2. При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой:
    S + H2 H2S
    3.С азотом — при нагревании, повышенном давлении и в присутствии катализатора (железо):
    N2 + 3H2 = 2NH3
    4. С галогенами образует галогеноводороды:
    F2 + H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой температуре,
    Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету.
    Учитель: Давайте докажем, что водород в данных реакциях действительно проявляет восстановительные свойства
    Задание: составить уравнения химической реакции взаимодействия водорода с хлором, расставить коэффициенты методом электронного баланса, указать окислитель, восстановитель.(ученик к доске, по слайду проверяем)
    Учитель: Водород взаимодействует со щелочными и щёлочноземельными металлами, образуя гидриды: (СЛАЙД 6)
    Na + H2 = 2NaH
    Ca + H2 = CaH2

    В данных реакциях водород проявляет окислительные свойства, давайте докажем, что это действительно так.
    Задание: записать данное уравнение на доске и расставить коэффициенты методом электронного баланса (ученик к доске, по слайду проверяем)
    Учитель: (СЛАЙД 7) Взаимодействие со сложными веществами: с оксидами металлов (как правило, d-элементов)
    Учитель: Итак, мы действительно убеждаемся, что наиболее характерна для водорода степень окисления +1, и только при соединении с металлами водород проявляет степень окисления -1.

    Учитель: Применение водорода — обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях:
    • Синтез аммиака
    • Синтез соляной кислоты
    • Синтез метилового и других спиртов
    • Гидрогенизация растительных масел (получение маргарина)
    • Производство изделий из кварцевого песка
    • Для получения жидкого топлива из каменных углей
    • Получение молибдена, вольфрама и других металлов
    • В качестве горючего в современной ракетной технике
    • Получение высоких температур
    • Хладагент в специальных физических проборах
    • Атомно-водородной сварке тугоплавких сталей и сплавов
    Из-за того, что он легче воздуха им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли. (ВИДЕО — заполнение водородом мыльных пузырей)
    Учащийся, заранее подготовившийся, рассказывает исторический очерк о применении водорода.
    Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения. Сейчас вновь обсуждаются вопросы создания современных дирижаблей. Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород — это топливо будущего, существует много примеров создания и применения топливных элементов. Например: подобный агрегат служит источником воды и энергии в космических кораблях, двигателях автомобилей, подводных лодках.
    IV. Заключение
    Учитель: Итог нашего урока: мы познакомились с первым элементом – водородом. Вы узнали его свойства и уникальность. Я думаю, вам понятно, почему надо обращаться с этим газом очень осторожно. Возможен взрыв, вот почему вы должны быть всегда начеку!
    V. Закрепление (тест)
    Учитель: Вы постепенно усваивали материал о водороде, теперь проверим ваши знания по этой теме. На выполнение теста 3 мин. (СЛАЙД 9, на нем вопросы, учащиеся отвечают на них в бланках)
    Учитель: Теперь обменяйтесь бланком ответов с соседом по парте и давайте проверим правильность выполнения теста. (СЛАЙД 10, на слайде – ответы, учащиеся проверяют тест соседа, используя следующий слайд 11 – оценивают)
    VI. Оценивание работы учащихся.
    Оценки за тест ставятся в дневник, оценивается работа по карточкам и сообщается учащимся, также оценивается работа на уроке.
    VII. Домашнее задание (СЛАЙД 12) & 8, №4
    VIII. Рефлексия (на листе А3 рисунок горы, на её вершине – знак водорода)
    Учитель: Наш урок завершается, два урока мы с вами покоряли высоту под названием «Водород», сейчас подойдите к рисунку и обозначьте свое место на этой вершине, те, кому она покорилась, ставьте отметку на самой вершине, те, кому ещё нужно поработать над этой темой – ставит отметку ниже и т.д.
    Учитель: Урок окончен! Спасибо за урок!
    Карточка 1
    1. Расставьте степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых:
    SO2, SO3, MgS, H2SO4
    2. По схеме окислительно-восстановительной реакции:
    Н2 + O2 = Н2O
    Определите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
    3. Схема Alº — 3ē → Al3+ отражает процесс
    А) окисления;
    Б) восстановления;
    В) окисления — восстановления.



    Карточка 2
    1. Расставьте степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых:
    PCl3, P2O5, K3P, Ca3P2
    2. По схеме окислительно-восстановительной реакции:
    Н2 + S = Н2S
    Определите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
    3. Схема Alº — 3ē → Al3+ отражает процесс
    А) окисления Б) восстановления В) окиления-восстановления.


    Карточка 3
    1.Выберите формулы соединений, в которых сера проявляет степень окисления -2:
    Na2S, SO2, SF6, CaS, SiS2, SO3
    2. Схема Al — 3ē → Al3+ отражает процесс
    А) окисления Б) восстановления В) окисления-восстановления.

    3. Схема S6+ + 2ē → S 4+ отражает процесс
    А) окисления Б) восстановления В) окисления-восстановления.

    Бланк ответов к тесту.

    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



    Тест «Водород»
    Класс____ Дата__________
    Фамилия_________________


    задания
    ответ
    1

    2

    3

    4

    5



  • Пожаловаться 21 марта 2012
    Файлы
    022.wmv
    Войдите для скачивания файлов
    презентация водород.ppt
    Войдите для скачивания файлов
    Обсуждение материала
    • Наталья Ширшина
      26 марта 201210:26
      Наталья Ширшина

      Очень интересная подробная разработка с презентацией.
      Замечания: текст работы размещайте приложением, а в основном окне - только краткую аннотацию. В презентации не открывается видео (очевидно вы не прикрепили к ней видеофайлы). Внесите, пожалуйста исправления в слайд 1 (Повторим материал того (кого?) урока (может, предыдущего урока?) и на слайде 16 вставьте символ §.

    Отправка ошибки

    Текст ошибки:
    Комментарий:
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru