В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа

Наталья  Лебедкова Наталья Лебедкова
Тип материала: Программа
просмотров: 7987    комментариев: 1
Краткое описание
требования к результатам освоения дисциплины:

Описание

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2011г.

Программа учебной дисциплины
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Разработчики:

Лебедкова Н.В., преподаватель

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.
номер
©
©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

3. условия реализации программы учебной дисциплины


8

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


8

1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении в сфере деятельности  «Менеджмент (по отраслям)», «Право и организация социального обеспечения», «Банковское дело».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1. Определять организационно-правовые формы организаций;
2. Находить и использовать необходимую экономическую информацию;
3. Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
4. Заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
5. Рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. Сущность организации как основного звена экономики отраслей;
2. Основные принципы построения экономической системы организации;
3. Принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
4. Методы оценки эффективности их использования;
5. Организацию производственного и технологического процессов;
6. Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
7. Способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
8. Механизмы ценообразования;
9. Формы оплаты труда;
10.
 Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;
самостоятельной работы обучающегося 88 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

26
в том числе:


     практические занятия
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
88
в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестацияв форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины экономика организации



Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Организация, отрасль в условиях рынка


18


Тема 1.1. Отраслевые особенности организации в рыночной экономике
Содержание учебного материала

Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние.
Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.
Отраслевые особенности организации (предприятия), влияющие на формирование ее экономического потенциала. Механизм функционирования организации (предприятия).
2
1
Тема 1.2. Организационно – правовые формы организаций
Содержание учебного материала

Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.
Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно – правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования.
Акционерные общества: сущность и особенности функционирования.
Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово – промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:

  1. Подготовка доклада «Развитие малого бизнеса и его влияние на совершенствование развития экономики страны».
  2. Вопросы для самостоятельного изучения:
— Основные проблемы развития акционерной формы, хозяйствования в России?
— Что означает эластичность спроса по доходу и как она рассчитывается?
— Что такое перекрестная эластичность спроса и как она рассчитывается?
— Что такое ценовая эластичность предложения и как она рассчитывается?
  1. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.
(14)


Раздел 2. Материально-техническая база организации


22


Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве

Содержание учебного материала

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ основного капитала. Формы воспроизводства основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала.
Практическая работа:Расчет показателей использования основного капитала
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
  1. Расчет показателей производственной мощности.
  2. Вопросы для самостоятельного изучения:
— Какие существуют методы начисления амортизации?
— Каков порядок расчета амортизационных отчислений равномерным методом?
— Какие методы ускоренной амортизации применяются в России?
3. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.
(14)


Тема 2.2. Оборотный капитал

Содержание учебного материала

Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.
Практическая работа
1. Расчет показателей использования оборотного капитала.
2
2
Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность

Содержание учебного материала

Проблемы обновления материально – технической базы организации в современных условиях. Ресурсы и энергосберегающие технологии. Структура и источники финансирования организаций.
Инвестиционный процесс и его значение.
Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета.
Практическая работа:
1.  Расчет показателей эффективности капитальных вложений.
2
2
Тема 2.4. Аренда, лизинг, нематериальные активы

Содержание учебного материала

Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя. Лизинг, зарубежный опыт.
Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.
2


Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации


26


Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда

Содержание учебного материала

Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени.
Нормирование труда. Методы нормирования труда.
Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
1. Расчет показателей производительности труда и планирование кадров.
2. Подготовка сообщения «Социально-психологические особенно­сти трудового коллектива в условиях новых форм экономических отношений и хозяйствования».
  1. Вопросы для самостоятельного изучения:
— В чем состоит государственное регулирование уровня оплаты труда и занятости?
— Что в экономической статистике понимается под безработицей?
— Чем занимается биржа труда?
(14)


Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда

Содержание учебного материала

Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно — квалификационный справочник) и его значения. Бестарифная система оплаты труда.
Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки.
Фонд оплаты труда и его структура.
Основные элементы и принципы премирования в организации.
Практическая работа:
1. Расчет фонда оплаты труда.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
1. Определение ЗП различных категорий работников.
2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(8)


Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации


28


Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции

Содержание учебного материала

Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости.
Смета затрат и методика ее составления.
Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирование. Значения себестоимости и пути ее оптимизации.
Практическая работа:
1. Расчет себестоимости продукции
  2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
1. Составление калькуляции и сметы затрат.
2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(8)


Тема  4.2. Ценообразование

Содержание учебного материала

Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования.
Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
  1. Расчет цены товара.
  2. Вопросы для самостоятельного изучения:
Чем отличаются виды цен в централизованной и рыночной экономике?
Что такое цена денег и как она возникла?
(8)


Тема 4.3. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности.
Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли.
Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции производства.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
1. Расчет прибыли и рентабельности и производства.
2. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.
(6)


Раздел 5. Планирование деятельности организации


20


Тема 5.1. Планирование деятельности организации

Содержание учебного материала

Планирование как основа рационального функционирования организации.     Бизнес–план – основная форма внутрифирменного планирования. Типы бизнес – планов. Структура бизнес – плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно – правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование. Стратегия финансирования.
Практическая работа:
1. Составление бизнес – плана


2
2
Тема 5.2. Основные показатели деятельности организации

Содержание учебного материала

Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Технико – экономические показатели использования оборудования.
Показатели технического развития и организации производства, их расчет.
Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.
Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости.
Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Практическая работа:
1. Расчет показателей производственной программы предприятия.
2
2
Самостоятельная  работа обучающихся:
  1. Расчет показателей экономической эффективности и срока окупаемости инновационных технологий.
  2. Расчет показателей технического развития производства.
  3. Вопросы для самостоятельного изучения:
— Какие существуют виды стратегий предприятия?
— Каковы основные этапы разработки бизнес-плана? В чем состоят их особенности?
4. Подготовка к практическим занятиям, их оформление.

(16)


Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося,
в том числе:

114


     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

26


     самостоятельной работы обучающегося 

88



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочее место преподавателя,
-
рабочие места в соответствии с числом учащихся,
-
доска,
-
наглядные пособия, схемы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М., 2006.
2. Кнышова Е.Н. Панфилова Е.Е. Экономика организации: Учебник.-М.: ИД «ФОРУМ»: МНФРА-М, 2007.
3. Крайлер В.А. Экономика предприятия. М.:
ИНФРА, 2004.
4. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. Для ср. спец. Учеб. Заведений.-М.: Экономист, 2005.
5. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.:Финансы и статистика, 2005.

Дополнительные источники:
1.
Грузинов В.П., Гритов В.Д. Экономика предприятия. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.
2.
Жиделива В.В., Каптейн Н.Ю. Экономика предприятия. Учебное пособие М.: ИНФРА – М., 2004.
3. Зайцев Н.Л. “Экономика промышленного предприятия”. – М., 2007.
4. Липсиц И.В. “Введение в экономику и бизнес”. – М., 2007.
5. Чечевицина Л.Н. “Микроэкономика” – Ростов на Дону, 2000
6.
Швандара В.А. Экономика предприятия. Задачи, ситуации. М.: ЮНИТИ, 2006.
Интернет источники:
http://www.glavbukh.ru/  Главбух. Практический журнал для бухгалтера
http://www.buhgalteria.ru/  Бухгалтерия. ру
http://www.audit-it.ru/  Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:


1. определять организационно-правовые формы организаций
Практическая работа, тестирование
2. находить и использовать необходимую экономическую информацию;
Устный экзамен
3. определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
Практическая работа
4. заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
Практическая работа, письменный экзамен
5. рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

Решение задач
знания:


1. сущность организации как основного звена экономики отраслей;
Устный экзамен
2. основные принципы построения экономической системы организации;
Устный экзамен
3. принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
Тестирование
4. методы оценки эффективности их использования;
Письменный экзамен
5. организацию производственного и технологического процессов;
Тестирование
6. состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
Практическая работа
7. способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
Практическая работа
8. механизмы ценообразования;
Решение задач
9. формы оплаты труда;
Решение задач
10. основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчёта

Решение задач

Пожаловаться 19 февраля 2012
Файлы
рабочая программа Экономика организации.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    2 марта 201223:06
    Марина Гилярова

    Программа учебной дисциплины составлена в строгом соответствии с требованиями ФГОС СПО. Подлежит положительной содержательной и технической экспертизе. Кое – какие недочеты имеются: нет логотипа портала «Учмет», названия организации – разработчика, тематики внеаудиторной самостоятельной работы.
    При чтении возникает вопрос: как можно за 2 часа изучить новый материал и составить бизнес – план?
    Непонятны формы контроля: устный экзамен, письменный экзамен (некорректная формулировка). Как следует из п.2 Структура и содержание учебной дисциплины, экзамен один – это форма итоговой аттестации.
    В целом программу можно рекомендовать для использования в образовательном процессе СПО по назначению с устранением недочетов.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru