В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Автор и его герой"

Елена Анатольевна Елена Анатольевна
Тип материала: Урок
просмотров: 2656
Краткое описание
Урок литературного чтения в 1 классе на тему: "Автор и его герой". По учебнику Свиридовой.

Описание
Урок: литературное чтение
Тема: «Автор и его герой» (по рассказу Е.И. Чарушина «Томка испугался»)
Класс:1
Продолжительность урока: 40 минут
Автор: Маметкулыева Елена Анатольевна
учитель ГБОУ Центр Образования№1862, г. Москвы
Цель урока:

продолжить знакомство с жан­ром рассказа (обнаружить юмо­ристический характер рассказа).

Задачи:

предметные

-
выявить отношение автора к герою; выявить жанровую при­надлежность текста (рассказ); обнаружить и различить персо­нажей рассказа и его героя; продолжить наблюдение за спе­цификой научного и художест­венного текстов; прививать лю­бовь к чтению;

метапредметные

- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в со­ответствии с заданием или проб­лемным вопросом, поставлен­ным учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следст­венных связей, построения умо­заключений; формировать уме­ние планировать учебные дейст­вия в соответствии с поставлен­ной задачей; развивать этичес­кие чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и со­переживание чувствам других.

Оборудование: учебник «Литературное чте­ние. 1 класс» (авт. В.Ю. Свири­дова, ИД «Федоров», 2008), а также: портрет Е.И. Чаруши­на, выставка его книг, картинки с изображением животных и их названия (для 1-го варианта); картинки с изображениями уче­ного и писателя, листки с напе­чатанными предложениями для работы в парах (для 2-го вари­анта).
ХОД УРОКА
I.    Актуализация знаний

Учитель:Я рада приветствовать вас, ребята. Вчера на уроке вы бы­ли учеными, писателями. Попробова­ли себя в этих ролях и дома. Давай­те вспомним, с каким настроением вы составляли научные статьи о сво­их домашних питомцах. Тяжело или легко было вам?

Ответы детей.

Учитель:А как вы думаете, лег­ко ли быть ученым или писателем?

Ответы детей.

Учитель:Сегодня нам предстоит разгадать одну из тайн литературы. Как вы думаете, какие качества нам понадобятся?

Возможные ответы детей:На­блюдательность, внимательность, си­ла воли, сосредоточенность, акку­ратность, терпение...

Учитель:Как вы считаете, эти ка­чества в большей степени присущи ученому или писателю?

Ответы детей.

Учитель:Значит, мы сегодня по­стараемся быть учеными-исследователями. А работать мы будем с про­изведением Евгения Чарушина «Том­ка испугался».
Рассказ учителя о Е.И. Чарушине будет направлен на то, чтобы пока­зать, что уже в детские годы будущий писатель трогательно заботился о жи­вотных, лечил их, ухаживал за ними. Можно рассказать о том, что в доме содержалось большое количество са­мых разных животных: кошки, соба­ки, кролики, козлята, двадцать пев­чих птиц. Кроме того, в разное время там жили цесарка с перебитым кры­лом, раненые утки и тетерки, кото­рых Женя вместе с мамой лечили.

Учитель:Рассмотрите портрет Евгения Ивановича Чарушина. Се­годня на уроке нам предстоит выяс­нить: кем стал Женя Чарушин — уче­ным или писателем?
II. Работа по теме урока

Знакомство с произведением

Возможны два варианта:

1) самостоятельное знакомство де­тей с произведением;

2) чтение учителя.
Анализ произведения

Учитель:Вы познакомились с рассказом. Какое впечатление он произвел на вас? Какое у вас на­строение? Почему?

Ответы детей.

Учитель:Как вы думаете: это на­учный текст? Докажите свой ответ.

Возможные ответы детей:Этот текст не научный, а художественный. Здесь действия щенка описаны не научным, а разговорным языком, с яр­кими образами: «бежит загрызать», «хвост кверху поднял». Это рассказ, описывающий события. Есть герой рассказа. Щенку дано имя — Томка. В тексте есть другие персонажи.

Учитель:Так кем стал Женя? Пи­сателем или ученым?

Дети приходят к выводу, что Женя стал писателем.

Учитель:Какие названия живот­ных встретились в рассказе?

Дети:корова, воробей, коза, кошка, щенок. (Одновременно учи­тель демонстрирует картинки с изображением животных и их наз­вания на доске.)

Учитель:Кто из этих животных яв­ляется персонажем рассказа? А кто главным героем?

Дети (или учитель, если учени­ки испытывают затруднение):Ге­рой рассказа — Томка. Писатель рас­сматривает только его чувства, на щенка направлено все внимание: как бежал, что увидел, что почувствовал. А корова является персонажем. Щенок испугался ее, а мог бы испу­гаться машины или лошади.

Учитель:Как вы относитесь к Томке? Почему с этим щенком мог­ла произойти такая история? Чего он не знал? Что надо сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Дети:Вспомнить содержание рас­сказа.

— Найти доказательство своего мнения в тексте.

Учитель:Совершенно верно. От­ветьте на вопросы, опираясь на текст.

Ответы детей.

Учитель:Скажите, а как автор относится к Томке? Он гордится им или посмеивается над ним?

Ответы детей.

Учитель:Почему в конце расска­за стоит многоточие? Что не сказал автор читателю? Как, по вашему предположению, автор мог бы за­кончить рассказ?

При затруднении можно предло­жить детям варианты предложений: «Так впервые щенок познакомился с огромной коровой», «Вот такой ока­залась встреча», «Вот такой урок по­лучил щенок», «Побежал только пятки сверкали!», «Так Томка откры­вал этот прекрасный мир».

Учитель:Что еще вы можете ска­зать о рассказе?

Дети:Рассказ веселый, легко чи­тается, с юмором.
Физкультминутка

Учитель:Представьте, что вы — щенок Томка и выполняете его дей­ствия. Будьте внимательны, не по­падитесь в ловушки!

Увидел корову и побежал к ней.

Бежит загрызать корову.

Хвост кверху поднял.

Побежал потише.

Страшно стало ему.

Да как Томка замычит.

Нюхает.

Шевельнулась корова.

И побежал от коровы щенок.
Дети выполняют движения, изоб­ражая действия щенка.

Учитель:Оцените свои действия: вы всегда были внимательны?
Анализ языковых средств рас­сказа

Учитель:Путешествие в тайны литературы продолжается. Подбери­те к одной из картинок по выбору (корова, воробей, коза, кошка, ще­нок) подходящие слова-характерис­тики в рассказе.

В результате работы появятся ряды:

Корова — огромная, маленькая.

Воробей — малюсенький, неболь­шой.

Щенок — … Кошка — … Коза — ...

Учитель:Сравните получившиеся ряды. Что необычного заметили?

Дети:Корова названа и малень­кой, и огромной. И про щенка гово­рится, что он трусливый и смелый.

Учитель:Что за волшебство? Мо­жет, это сказка, а не рассказ? Кто может объяснить эту загадку. Какая тайна здесь?
Ответы детей. Важно, чтобы учи­тель, руководя беседой, помог детям сделать вывод о том, что в одном су­ществе часто «уживаются» разные черты характера и проявляются в разных ситуациях; кроме того, часто одни и те же черты, качества воспри­нимаются по-разному в зависимости от ситуации, настроения. Мастерство писателя состоит в том, что он видит эти сложные проявления восприятия и очень по-доброму, с юмором изоб­ражает в рассказе.
III. Домашнее задание

Прочитать другие рассказы пи­сателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мас­терство писателя.
Пожаловаться 18 февраля 2012
Файлы
ЛитЧтение 1 класс.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru