В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Однозначные и многозначные слова, слова-синонимы, слова-антонимы"

Татьяна Ковригина Татьяна Ковригина
Тип материала: Урок
просмотров: 2549
Краткое описание
Представлены Фантастическое экспресс-исследование "Создание планеты Солнечной системы" (проект совместной деятельности учащихся и родителей) и результат проектной работы - урок-путешествие на фантастическую планету "Лингвия" "Однозначные и многозначные слова, слова-синонимы, слова-антонимы" (с презентаций, подготовленной учащимися)

Описание

 Фантастическое экспресс-исследование "Создание планеты Солнечной системы"
 

 
Вид деятельности: творческая, познавательная, информационная, коммуникативная; проблемно-ценностное общение.
 Направление внеурочной деятельности: исследовательское, проектное.
 Вид проекта: информационно-творческий.
 Уровень результатов: приобретение знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности.
 Форма достижения воспитательных результатов: игра с ролевым и деловым акцентом, детский исследовательский проект (сотрудничество с родителями).
 Формируемые ключевые компетенции: общекультурная, учебно-познавательная, информационные, коммуникативные, личностное самосовершенствование.
 Учебная цель: создание условий для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле; реализации себя в интересующих областях практической, исследовательской, познавательной деятельности; реализации творческих способностей; развитие интереса к изучаемому материалу.
 Воспитательная цель: развитие творческой активности учащихся, умения работать в группе.
 Педагогические задачи: способствовать углублению знаний и расширению информации о планетах, космических кораблях, развитию интереса к изучаемому материалу; создать условия для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле, реализации себя в интересующих областях: практической, исследовательской, познавательной деятельности; содействовать реализации творческих способностей.
 
 
Пожаловаться 05 декабря 2011
Файлы
Экспрес-исследование (Панченко).doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Фантастическое экспресс-исcледование

(проект)

«Создание планеты Солнечной системы»

Вид деятельности: творческая, познавательная, информационная, коммуникативная; проблемно-ценностное общение.

Направление внеурочной деятельности: исследовательское, проектное.

Вид проекта: информационно-творческий.

Уровень результатов: приобретение знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности.

Форма достижения воспитательных результатов: игра с ролевым и деловым акцентом, детский исследовательский проект (сотрудничество с родителями).

Формируемые ключевые компетенции: общекультурная, учебно-познавательная, информационные, коммуникативные, личностное самосовершенствование.

Учебная цель: создание условий для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле; реализации себя в интересующих областях практической, исследовательской, познавательной деятельности; реализации творческих способностей; развитие интереса к изучаемому материалу.

Воспитательная цель: развитие творческой активности учащихся, умения работать в группе.

Педагогические задачи: способствовать углублению знаний и расширению информации о планетах, космических кораблях, развитию интереса к изучаемому материалу; создать условия для привлечения каждого обучающегося к участию в коллективном деле, реализации себя в интересующих областях: практической, исследовательской, познавательной деятельности; содействовать реализации творческих способностей.


I. Подготовительный этап.

  1. Учащиеся ставят проблему (выбор темы исследования).

  2. Предлагают возможные варианты решения.

  3. Собирают материал (изучают фотографии, слайды, находят необходимые сведения в различных источниках информации).

  4. Делают сообщения.

  5. Готовят проект (макеты, рисунки).

  6. Защищают проект.


II Основной этап.

Деление учащихся на группы. (Руководителями групп являются родители.). Осуществляется сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет; используются собственные знания и опыт; проходит обмен информацией; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.


I группа «СОЗДАТЕЛИ»

  • Создание планеты Солнечной системы (отбор информации о планетах, сбор фотографий, рисунков)

  • Разработка проекта и построение макета фантастической планеты Солнечной системы «ЛИНГВИЯ»

Интервью с детьми (звуковая запись)

- Какой вы представляете фантастическую планету Солнечной системы?


II группа «ЭКСПЕРТЫ»

  • Создание космического корабля будущего (отбор информации о космических кораблях, сбор фотографий, рисунков)

  • Разработка проекта и построение макета космического корабля (из бумаги, картона, упаковок из-под различных продуктов)

  • Подготовка чертежей, схем, рисунков.

Интервью с детьми (звуковая запись)

- Каким представляете космический корабль, на котором отправимся в путешествие на созданную планету?


III группа «ХУДОЖНИКИ»

  • Изготовление из различных материалов и рисование жителей планеты Солнечной системы.

Интервью с детьми (звуковая запись)

- Расскажите о жителях вашей планеты.


IV группа «МЫСЛИТЕЛИ»

  • Создание книжки-самоделки о планете Солнечной системы «ЛИНГВИИ»


V группа «ПИСАТЕЛИ»

  • Составление рассказа о фантастической планете Солнечной системы (можно в стихотворной форме)

  • Написание текста о планете «ЛИНГВИЯ»

Интервью с детьми (звуковая запись)

- Рассказы детей о фантастической планете «ЛИНГВИЯ»


III Заключительный этап.


Урок-путешествие

на фантастическую планету Солнечной системы «ЛИНГВИЮ»

(презентация)

Тема: Однозначные и многозначные слова, слова-синонимы, слова-антонимы.

Педагогическая цель: способствовать формированию умения определять лексическое значение многозначных и однозначных слов; создать условия для закрепления умения образовывать антонимические пары на материале противопоставленных синонимических рядов, прослеживания взаимосвязи групп слов, развития конструктивности мышления; содействовать развитию речи учащихся, формированию умения разграничивать прямое и переносное значение.

Планируемые результаты (предметные): овладевают начальными представлениями о нормах русского литературного языка (лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, умением находить, характеризовать языковые единицы; контролируют свои действия, проверяют сказанное и написанное.

Личностные результаты: осознают язык как основное средство человеческого общения; понимают, что правила устной и письменной речи есть показатели индивидуальной культуры человека; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: общеучебные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной речи; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи; логические - проводят анализ, сравнение, классификацию, обобщение; делают выводы; постановка и решение проблем – самостоятельно создают способы решения проблем.

Коммуникативные: выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты); стремятся к более точному выражению и отстаиванию собственного мнения и позиции; умеют работать в группе.

Основное содержание темы, понятия и термины: лингвистика, слово, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов, пословица

Оборудование: на столах таблички с названиями экспедиционных групп путешественников «СОЗДАТЕЛИ», «ЭКСПЕРТЫ», «ХУДОЖНИКИ», «МЫСЛИТЕЛИ», «ПИСАТЕЛИ»; маршрутный лист путешествия; карточки для групповой работы.


I Мотивирование к учебной деятельности.

Организационный момент.


- Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!


II Подготовка к основному этапу занятия.

1слайд.


Мы отправимся в путешествие на фантастическую планету Солнечной системы «ЛИНГВИЮ».

Жители «ЛИНГВИИ»- слова и предложения - помогут понять, что заниматься русским языком вовсе не скучное дело. Напротив, очень интересное и увлекательное.


2слайд. Девиз: «Друг за дружку держаться — ничего не бояться»


3слайд.

Экспедиционные группы путешественников.


1 группа «СОЗДАТЕЛИ» (создатели планеты Солнечной системы «ЛИНГВИИ»,

фото детей)


4 слайд. Интервью с детьми (звуковая запись)

  • Какой вы представляете фантастическую планету?


5-7 слайд. Показ планет, которые создали дети.


8 слайд. 2 группа «ЭКСПЕРТЫ» (создатели космического корабля, на котором отправимся в путешествие, фото детей)


9 слайд. Интервью с детьми (звуковая запись)

  • Каким представляете космический корабль, на котором отправимся в путешествие на созданную планету?


10 — 11 слайд. Показ космических кораблей.


12 слайд. 3 группа «ХУДОЖНИКИ» (изображали жителей планеты, фото детей)


Интервью с детьми (звуковая запись)

  • Расскажите о жителях вашей планеты»


13 слайд. Рисунки жителей планеты.


14 слайд. 4 группа «МЫСЛИТЕЛИ» (создатели книжки-самоделки о планете, фото детей)


15 слайд. Работа семейных мастерских.


16 слайд. 5 группа «ПИСАТЕЛИ» (сочиняли текст о фантастической планете, фото детей)


17 слайд. Видеозапись: Рассказы детей.


18 слайд. Видеозапись: Рассказы детей.


III. Постановка учебной задачи.


19 слайд. Маршрутный лист путешествия.


СЛОВО

/

Многозначные и однозначные слова

/

Прямое и переносное значение слов

/

Синонимы

/

Антонимы


20 слайд. Отправляемся в путешествие (музыка, взлет корабля.)


21 слайд. Космический корабль прилетает на планету «ЛИНГВИЮ» (вращающаяся планета)


IV Актуализация знаний и выявление затруднений.


22 слайд. 1 станция «СЛОВО»


- Что такое слово? (Это лексическая единица. Оно имеет свое содержание, может называть предмет, обозначать действие предмета и признак предмета.)

- Прочитайте слова: космос — образуйте слово, которое называет признак предмет. (космический)

- лететь — образуйте слово - предмет (полет)

- красивый — образуйте слово - предмет (красота)

- Что вы заметили? (слова называют предмет, обозначают действие, признак предмета)


Запись с комментированием.


- Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.


23 слайд. 2 станция «Многозначные и однозначные слова»


- Как делятся слова по значению? (бывают однозначные и многозначные)

- Найти однозначные слова:

ключ, тарелка, пальто, кисть, свежий, хвост, плитка, облака.

- Найти многозначные слова:

шуба, ключ, дерево, погода, тетрадь, ручка, миска, душ.


24 слайд. 3 станция «Прямое и переносное значение слов»


(Задание в группах) Подчеркнуть и записать в тетрадь.


25 слайд. 4 станция «Синонимы»

-Что это за слова синонимы? (разные по звучанию, но близкие по значению, отвечают на один вопрос, слова одной и той же части речи)


-Как можно назвать эти слова: исключить лишнее слово?


Огонь, дым, пламя

Бросать, кидать, ловить


26 слайд. (Каждой группе дается конверт с пословицами)


- Допишите предложения. Объясните смысл пословиц.


Надо людям делать не зло, а___________.

Мы уважаем в людях__________ и презираем трусость.


27 слайд. Физкультминутка для глаз. (планета-шар вращается)


28 слайд. К подчеркнутым словам подберите синонимы из предложенных в скобках вариантов.

Запись в тетрадь. Проверка.


29 слайд. 5 станция «Антонимы»


Спорим летом и зимой

Спорим днем и ночью,

Ты — со мной, а я — с тобой:

Разные мы очень!


- Кто догадался, о каких словах идет речь? (антонимы)


- Проведем игру: я называю слово, а вы его антоним.

Зима, плакать, учиться, холод, быстро, влево, интересный.


V. Закрепление знаний и способов действий.


30 слайд. Задание по группам:


  • Соедини стрелками антонимы.

Проверка (показ лазерным лучом)

  • Впиши антонимы. (Работа в группе)


VI Итог урока. Рефлексия (самооценка)


- Над какой темой работали?

-Что нам помогло?

- Оцени себя.

- МОЛОДЦЫ!

- Какие твои качества помогли в выполнении заданий?

- Какие твои качества мешали в выполнении заданий?

- Что в работе вашей группы вызывает у тебя гордость?


Составление диаграммы.


  1. Лень, трудолюбие, неряшливость.

  2. Старание, аккуратность, невнимательность, рассеянность.

  3. Взаимопомощь, отзывчивость, дружба.

на планету лингвия.ppt
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru