В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок литературы в 5 классе "Доуэль и Керн" (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля»)

Валентина Публичко Валентина Публичко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 7509    комментариев: 2
Краткое описание
Урок разработан с применением технологии критического мышления

Описание
Пожаловаться 06 сентября 2011
Файлы
Доуэль и Керн.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Тема: Доуэль и Керн. (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля.»)

Цель:

- образовательные: проанализировать рассказ; определить изобразительные средства основной идеи рассказа;

- развивающие: развивать навык работы в малых группах, навык сравнения, умение делать выводы;

- воспитательные: вырабатывать чувство ответственности за свои поступки.


Оборудование: раздаточные таблицы для работы в группах, текст, проектор, компьютер, портрет писателя.


Ход урока:


Сгорая сам, свети другим.

Гиппократ.


Учитель.


Фаза вызова.


Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа о великом враче. Его называют отцом медицины. Он жил в V веке до нашей эры, но его труды и открытия до сих пор используются в современной медицине. Итак, перед вами – Гиппократ. (Презентация)

Семнадцать поколений его предков были врачами. За свою жизнь этот человек излечил тысячи людей и уже тогда проводил сложнейшие хирургические операции. Именно он сказал фразу, которая стала крылатой: «Сгорая сам, свети другим». Её я взяла в качестве эпиграфа. Всю свою жизнь Гиппократ строил именно так. Его перу принадлежат десятки сочинений по медицине. Огромную известность получила «Клятва Гиппократа». С тех давних пор и по сей день эту клятву дают все медики в торжественной обстановке при получении диплома. Вот она перед вами: (презентация)


Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству.

Я воздам моим учителям должным уважением и благодарностью.

Я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности.

Здоровье моего пациента будет основной моей заботой.

Буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача.

К своим коллегам я буду относиться как к братьям.

Даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности.


А теперь посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока.

- О ком мы с вами будем говорить?

- Кто были эти люди по специальности? (Врачи)

Раз они были врачами, то обязательно в начале своей медицинской деятельности давали священную клятву Гиппократа.

- Если бы вам пришлось обратиться за медицинской помощью к Доуэлю или к Керну, над каким вопросом вы бы, прежде всего, задумались, выбирая врача?

(Выполняют ли они клятву Гиппократа?)

Постановка цели:

Используется приём «Знаю – хочу узнать - узнал» (Учащиеся работают в парах, заполняют таблицу.)

- Что мы сегодня должны выяснить на уроке?

(Ответы учащихся)

Н

Кого можно назвать настоящим врачом


а доску крепятся таблички:



Кому можно доверить научные открытия







Вспомним жанр произведения. (Научная фантастика).

- Что вы знаете о научной фантастике?

Предлагаю блиц-опрос: (презентация)

  1. Научно-фантастическое произведение связано с достижениями…….

  2. Его герой, как правило, это……………………………………………...

  3. В научной фантастике писатель воплощает свою мечту о …………...

  4. Предупреждает человечество об………………………………………..


-Что ещё мы с вами должны выяснить на уроке?


О чём предупреждают человечество писатели-фантасты?




Фаза реализации смысла.


Итак, Керн и Доуэль: (презентация) (портреты)

Проведём исследовательскую работу и сравним двух героев.

- Что общего у этих героев? (Талантливые врачи, учёные.)

На доске кластер:

Черты характера


Отношение к людям




Отношение к науке





- По каким критериям мы будем их сравнивать?

(На партах таблички: внешность, черты характера, отношение к людям, отношение к науке, и т.д. Учащимся предлагается выбрать, таблички с критериями, по которым мы будем сравнивать двух учёных и обосновать свой выбор. Такие же таблички крепятся на доску.)


Первая встреча с Керном происходит в его комнате. Познакомимся с её описанием. Я читаю текст, а вы подчёркиваете эпитеты, описывающие комнату. Обратите внимание на цвета, которые выбрал автор.

(Мрачная, глухим, солидная, чёрного, темные, тяжёлый, старинный)

Часто по интерьеру комнаты мы можем судить о характере человека, которому она принадлежит.

Используется приём прогнозирования.

- Давайте попробуем предположить, каким человеком мог быть хозяин комнаты?

Далее нам автор показывает внешность Керна.

- Найдите в тексте и назовите портретные детали профессора Керна. Занесите в таблицу.

- Запишите во вторую колонку таблицы вывод: каким вы увидели профессора Керна, опираясь на те детали, которые мы с вами отметили в тексте.


Теперь перед вами второй врач – Доуэль, учитель Керна.

Выполните самостоятельно аналогичную работу: сначала заполните графу «внешность», опираясь на текст, затем «черты характера». (Проверка)


Физпауза.


- Какое научное открытие описывал А.Беляев в своём произведении? Чего смогли добиться Доуэль и Керн в результате совместной работы? (Оживление человеческих органов).

- Кто руководил экспериментом?

- Какова была цель трудов Доуэля? (Борьба со смертью).

- Почему Керн так поступает с Доуэлем? (Хотел присвоить все открытия себе, хотел славы, денег, но понимал, что пока Доуэль жив, ему это не удастся, поэтому он идёт на преступление, убивает Доуэля и оживляет его голову.)

Вернёмся к клятве Гиппократа. (Презентация.)

- Какие пункты нарушает Керн как врач, как человек?

(1. Использует открытие в личных целях;

2. Мучает и пытает Доуэля. Стр.26. Иллюстрация. Работа с иллюстрацией: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точен ли художник в деталях? Посмотрите на лицо Доуэля и на Лицо Керна, что испытывает каждый из героев? Совпадает ли видение художника с вашим?

3. Обрёк профессора на ужасное существование.)


Гиппократ сравнивал деятельность врача со свечой: «Сгорая сам, свети другим».

- Кто из врачей, Доуэль или Керн, жил и работал именно по этому девизу?


(- Как Керн относится к людям? (Люди для него лишь материал для научных открытий, которые принесут славу и деньги.)

- Значит, для чего же он занимался наукой?

- Как относится к науке Доуэль? (Завещал своё тело для научных экспериментов, даже находясь в таком ужасном положении, он работал.)


В целях экономии времени предлагаю вторые две колонки таблицы заполнить дома, вспомнив всё то, что мы с вами сейчас говорили.



Фаза рефлексии.

Творческая работа: творческая работа, которую вы будете выполнять, называется «Цветослово». Я предлагаю вам, работая в группах, в течение одной минуты передать в абстрактном рисунке - в сочетании каких-то линий, цветов, пятен, мазков – свое впечатление о двух главных героях.

Другой вариант работы – составление синквейнов, характеризующих Доуэля и Керна. (Учащиеся сами выбирают вид работы.)


Проверка творческих работ: учащиеся показывают свои рисунки и делятся впечатлениями.


Делаем вывод: Кого же можно назвать настоящим врачом? Можно ли таким людям, как Керн, доверять научные открытия?


А теперь давайте вернёмся к понятию «Научная фантастика».

- О чём же предупреждают нас в своих произведениях писатели-фантасты?

(Ответы учащихся.)


Вывод по уроку.

Итоги.

Домашнее задание.

Напишите эссе на тему: «Может ли наука служить злу?», «Каким должен быть настоящий учёный?», «Будьте осторожны с наукой!», «Учёные в ответе за будущее», «Предупреждение Александра Беляева».



Составитель: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 г. Ноябрьск

Публичко Валентина Алексеевна



6


Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru