В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Элективный курс" Законы математики на уроках физики"

Марина Королева Марина Королева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123  голосов:6    просмотров: 2022    комментариев: 3
Краткое описание
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям — повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграцию тем с элементами высшей математики с опорой на умения и навыки учащихся в программировании.

Описание
Элективный курс
по физике для учащихся 9 классов
«Законы математики на уроках физики».
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). 
Программа элективного курса «Законы математики на уроках физики» составлен на основе обязательного минимума содержания физического образования, концентрической программы для общеобразовательных школ и включает в себя отдельные элемен­ты программы для классов с углубленным изучением физики.
Программа курса по физике содержит, с одной стороны, ма­териал по более углубленному изучению излагаемых в школьном программе избранных разделов, с другой — предполагает изучение таких вопросов физики, которые не входят в школьный курс, однако необходимы для решения задач повышенного уровня. Включе­ние дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой восполнение содержательных пробелов основного курса, что при­дает содержанию курса необходимую целостность.
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям — повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, а также задач заочной физико-технической школы МФТИ; интеграция тем с элементами высшей математики; опора на умения и навыки учащихся в программировании
Цели курса:   
-     создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
-     овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
-      развитие физических, интеллектуальных способностей уча­щихся, обобщенных умственных умений.
Задачи курса:
-  развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
-        обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
-        способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1) понимать сущность метода научного познания окружающего мира:
§   приводить   примеры   опытов,   обосновывающих   научные представления и законы: относительность механического движения; принцип относительности Галилея; непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества; существование двух видов (знаков)электрического заряда; закон Кулона; 
§   приводить примеры опытов, позволяющих проверить законы  и  их следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: закон Всемирного тяготения; закон сохранения импульса; звук — механическая волна; первый закон термодинамики;
§   используя теоретические модели, объяснять физические яв­ления: независимость ускорения от массы тел при их свободном падении; затухание механических колебаний маятников (пружин­ного и математического) и электромагнитных колебаний в конту­ре; возможность услышать звуковой сигнал от источника, скрыто-то за препятствием: необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса; нагревание газа при ею быстром сжатии и охлаждении; повышение давления газа при его нагрева­нии в закрытом сосуде; электризация тел при контакте; взаимодей­ствие двух параллельных проводников с током; зависимость со­противления полупроводников от температуры и освещения;
§   указывать границы применимости научных моделей, законов и теорий: второго закона Ньютона; закона Гука; закона сохранения импульса; закона сохранения механической энергии; механики Ньютона (классической механики); представление тела материальной точкой; модели идеального газа; прямо пропорциональной зависимости энергии, теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры;.
§   выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез;
2) владеть понятиями и законами физики:
§ раскрывать смысл физических законов и принципов: принципы относительности, близкодействия, суперпозиции.: соответствия; законы Ньютона, всемирною тяготения, Гука, сохранения импульса и энергии, термодинамики,;
  • вычислять: скорость и путь при равноускоренном прямолинейном движении; высоту  подъема   тела, брошенного вертикально; ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе; скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;  скорость тела,  используя закон сохранения   механической энергии; период колебаний математического маятника, груза на пружине, установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса; изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы;
  • определять; характер прямолинейного движения по графикам; период, частоту, амплитуду, фазу колебаний по уравнениям гармонических колебаний;
  • описывать преобразования энергии при: свободном падении тел; движении тел с учетом трения; свободных колебаниях матема­тического и пружинного маятников; изменении агрегатного со­стояния вещества;
 Элективный курс создает условия для развития познаватель­ных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе ре­шения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнение экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ, вокруг  которых строится обсуждение на семинарских занятиях и конференциях.
Элективный курс позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции; по­зволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользова­ния и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жиз­недеятельности человека и общества.
Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устой­чивая обратная связь «учитель      ученик». у   ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
В ходе изучения данного элективного курса особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать вычислительные. графические, качественные и экспериментальные задачи; использовать на практике межпредметные связи.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей уча­щихся. По окончанию курса проводится олимпиада по физике и математике (предлагается выполнить самостоятельно дома), с дальнейшей защитой на последнем занятие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Календарно – поурочное планирование:
                                                                                                                                                                        
 Номер
темы
 
 Кол-во 
часов
 
 Тема
 
 Содержание
 
 Законы алгебры (15 часов).
 
 1.       
 
 1
 
 Линейная функция и её график. Тождественные преобразования.
 
 Тепловые явления. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика.
 
 2.       
 
 1
 
 Линейная функция и её график. Тождественные преобразования.
 
 Плавление. Парообразование. Построение графика tоС(t), tоС(Q). Расчет величин по данным графика.
 
 3.       
 
 1
 
 Линейная функция и её график.
 
 Прямолинейное равномерное движение. Законы движения ?(t), х(t) и их графики. Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика.
 
 4.       
 
 2
 
 Линейная функция и её график.
 
 Прямолинейное равнопеременное движение. Законы движения а(t), ?(t), х(t) и их графики Переход из одной системы координат в другую. Чтение графика.
 
 5.       
 
 1
 
 Квадратичная функция и её график.
 
 Прямолинейное равнопеременное движение. Закон движения х(t) и его графики 
 
 6.       
 
 1
 
 Система уравнений
 
 Нахождение времени и места встречи материальных точек. Метод замещения.
 
 7.       
 
 1
 
 Система уравнений
 
 Относительность движения. Метод сложения и деления.
 
 8.       
 
 1
 
 Средняя скорость.
 
 Нахождение средней скорости (задачи разных уровней сложности).
 
 9.       
 
 1
 
 Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень.
 
 Расчет диаметра, объёма, массы молекул, атомов.  Расчёт количества заряженных частиц (электронов, протонов) по массе заряда и массе одной частицы.
 
 10.   
 
 2
 
 Запись числа в стандартном виде. Действия с числами, содержащими степень.
 
 Закон всемирного тяготения. Расчет первой космической скорости. Расчет масс небесных тел по радиусу и плотности.   Расчёт ускорения свободного падения на других небесных телах.
 
 11.   
 
 1
 
 Прямая и обратная зависимость.
 
 Решение задач с изменяющимися параметрами.
 
 12.   
 
 1
 
 Пропорция.
 
 Правило равновесия рычага. 
 
 13.   
 
 1
 
 Столбчатые, круговые диаграммы. 
 
 Решение задач с применением диаграмм. Кинематика, тепловая физика. Закон сохранения энергии.
 
 Законы геометрии (18 часов).
 
 14.   
 
 1
 
 Метод координат.
 
 Прямолинейное равномерное движение.
 
 15.   
 
 1
 
 Метод координат.
 
 Прямолинейное равноускоренное движение по горизонтали.
 
 16.   
 
 1
 
 Метод координат.
 
 Прямолинейное равноускоренное движение по вертикали.
 
 17.   
 
 1
 
 Метод координат.
 
 Прямолинейное ускоренное движение по вертикали для двух одновременно движущихся тел.
 
 18.   
 
 1
 
 Координаты точки пересечения графиков.
 
 Нахождение времени и места встречи материальных точек графическим методом 
 
 19.   
 
 1
 
 Вектор и его проекция. Теорема Пифагора 
 
 Применение теоремы Пифагора при нахождении перемещения в ХоY .
 
 20.   
 
 1
 
 Вектор и его проекция.
 
 Движение тела по горизонтали (или вертикали)под действием нескольких  сил  
 
 21.   
 
 1
 
 Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса.
 
 Движение тела по горизонтали под действием нескольких сил, где сила тяги приложена под неким углом к горизонту.
 
 22.   
 
 1
 
 Вектор и его проекция. Функции синуса и косинуса.
 
 Движение тела по наклонной плоскости под действием нескольких сил.
 
 23.   
 
 1
 
 Теорема косинусов. Сложение, вычитание векторов.
 
 Применение теоремы косинусов в кинематике. Относительность движения.
 
 24.   
 
 1
 
 Фигуры в пространстве. Объём шара, куба, призмы, цилиндра.
 
 Нахождение веса тела, выталкивающей силы, импульса тела.
 
 25.   
 
 1
 
 Фигуры на плоскости. Площадь круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, ромба.
 
 Нахождение давления, веса тел, опирающихся на плоскую поверхность.
 
 26.   
 
 1
 
 Функции синуса, косинуса и их графики.
 
 Гармонические колебания. Нахождение периода, частоты, амплитуды при помощи графика.  Закон гармонических колебаний. 
 
 27.   
 
 1
 
 Функции синуса, косинуса и их графики.
 
 Вид волны. Волны механические и электромагнитные. Нахождение длины волны..
 
 28.   
 
 2
 
 Признаки равенства треугольников. Вертикальные, накрестлежащие углы.
 
 Построение изображения в прямом зеркале. Построение изображения (предмета) в собирающей и рассеивающей линзах.
 
 29.   
 
 1
 
 Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. Средняя линия. Построение призмы, конуса.
 
 Нахождение ширины, глубины тени. 
 
 30.   
 
 1
 
 Вертикальные и накрест лежащие углы. Синус, косинус и тангенс острого угла.
 
 Закон преломления света в плоскопараллельных пластинах.
 
 Проверка знаний.
 
 31.   
 
 1
 
 Олимпиада по физике и математике.
 
 Проверка знаний.
 
  
Литература:
1.Кирик Л.А. Физика 7 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
2.Кирик Л.А. Физика 8 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
3.Кирик Л.А. Физика 9 Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, «Илекса», Москва ,2005 г.
4.Атоносян   Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. «Геометрия 7-9», «Просвещение»,2010г
Пожаловаться 01 сентября 2011
Файлы
Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    6 сентября 201115:56
    Марина Гилярова

    Несомненной заслугой автора является интеграция тем физики с изучаемыми темами математики, выбрано правильное проведение параллелей между дисциплинами. Идея и направление деятельности элективного курса заслуживает всяческих похвал.
    Автор заявил название своего материала как программа, но она должна включать в себя не только пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и литературу, но и содержание элективного курса с подробным изложением каждого занятия, дидактические материалы в виде задач, заданий, тестов и т.д., задания для внеаудиторной самостоятельной работы и олимпиады, обозначенной в календарно-тематическом планировании.
    Программа элективного курса должна быть представлена таким образом, чтобы с ее помощью можно было сразу проводить занятия такого курса, а не дорабатывать ее самостоятельно. Фактически, представленный материал – это календарно - тематическое планирование. Ничего не сказано о форме проведения занятий.
    Автор не раскрывает заявленную «дифференциацию содержания учебного материала по направлениям», она не прослеживается. Хотелось бы подробнее рассмотреть интеграцию с навыками программирования, также прописанную в пояснительной записке.
    Характерной особенностью курса и физики, и математики является умение решать задачи, а не просто изучить теорию. Поэтому в программе необходимо отразить задачи, объединяющие в себе знания тем обоих дисциплин.
    Для представления документа на страницах портала, он должен быть более тщательно проверен, не допускать грамматических, пунктуационных ошибок и опечаток.
    Программа нуждается в доработке и дополнениях.

  • Елена Якимова
    7 ноября 201110:02
    Елена Якимова

    Хочется отметить своевременность выбранной темы для электива: именно в 9 классе появляются трудности при решениии задач по физике, требуются более глубокие знания математики и в тоже время учащиеся с трудом переносят математические навыки в физику. Курс служит интеграции знаний. При возможности воспользуюсь разработкой.

  • Щудрова Лариса
    7 декабря 201111:42
    Щудрова Лариса

    Интеграция физики и математики, двух таких серьёзных и сложных для восприятия дисциплин, достойна похвалы. Не секрет, учащиеся с трудом применяют известные им знания в новой обстановке.
    Думаю, что поставленная цель при изучении курса будет достигнута: созданы условия для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; учащиеся в ходе занятий овладеют конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; учащиеся получат как развитие физических, интеллектуальных способностей, обобщенных умственных умений, так и зачатки научно-исследовательских навыков, проектной деятельностью.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий: