В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Создание развивающей среды для реализации образовательных программ дополнительного образования (обобщение опыта)

Создание развивающей среды для реализации образовательных программ дополнительного образования (обобщение опыта)

Ольга Смирнова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1234 голосов:18просмотров: 5009
Краткое описание
Данный материал можно использовать для оформления развивающей среды в ДОУ.
Описание

 Уважаемые коллеги! 
Разрешите представить Вам опыт работы коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №27 «Росинка» (далее — МДОУ №27) по созданию предметно-развивающей среды для реализации образовательных программ дополнительного образования.
МДОУ №27 находится в селе Новопышминском Сухоложского района, Свердловской области. 
В  ДОУ систематически ведется  работа  по  созданию, пополнению  и  обновлению  развивающей  среды, способствующей  развитию  детей  и  являющейся  опорой  на  личностно-ориентированную  модель  взаимодействия, которая  в  свою  очередь  является  доминирующей  формой  общения  в  нашем  дошкольном  учреждении.
К  созданию  окружающей  среды  привлекаются  все  субъекты  образовательного  процесса. Оборудуют  и оформляют  дошкольное  учреждение  работники  детского  сада  в  тесном  сотрудничестве  с  родителями. Родители  с желанием  откликаются  на  просьбы  педагогов  и  детей. Так же в создании образовательной среды принимает активное участие окружающий  социум. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечит им «зону ближайшего развития», поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием.
Вместе с детьми создали макеты пруда и домашнего  двора. На них  расположили игрушки  домашних животных и птиц. У детей сразу стали возникать вопросы: «Для чего здесь эти мешки, а, что в них? А почему это животное стоит здесь? А чем отличается домашняя утка от дикой? А почему здесь нет белых медведей? Множество новых вопросов возникало вновь и вновь. И они стимулировали нас на корректировку  образовательных программ и соответственно окружающего образовательного пространства.
Создавая  развивающую  среду,  мы  учитываем  основное  условие – педагогическая  поддержка  различных  видов  деятельности. Оформление  кабинетов дополнительного образования  простое  и  изящное, учитывающее возрастные и половые  особенности  детей,  их индивидуальные  возможности  и  потребности. В  соответствии  с  назначением  помещений  производится  их  оборудование  и  оформление. При оформлении мы учитывали, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное.
Направленность всего дополнительного образования МДОУ №27 ориентировано на укреплении здоровья детей, на их  социально-личностное, эстетическое  и познавательное  развитие.  Все усилия педагогического коллектива направлены на помощь детям в усвоении бесценного правила –  человек всегда имеет шанс на успех.  Общение ребенка с другими детьми, в том числе не только из своей группы, с детьми разного возраста, а также со взрослыми обогащает его социальный опыт.  И  мы  уверены, что  с  нашей  помощью и  имея  богатый опыт,  ребенок быстро  и безболезненно  перейдет  на  следующую  возрастную  ступень.
Программы дополнительного образования детей, по физкультурно-спортивной и культурологической направленностям,  реализуются через совместную деятельность  педагога  с детьми старшего дошкольного возраста, в форме кружков:  «Маленькие знайки» и  «В гостях у бабушки». 
Для их качественной реализации в нашем образовательном учреждении были созданы  такие дополнительные  пространства, как кабинет ОБЖ (основы безопасной жизнедеятельности)  и Русская  изба. Мы ставили  перед  собой  задачу разработать такое индивидуальное образование, в котором воспитанник может найти себя, максимально раскрыть свой личный потенциал.
Кабинеты оснащёны  учебно-методическими  пособиями  для воспитателей, педагогов  дополнительного образования, родителей, детей, атрибутами к сюжетным играм, дидактическими  играми, макетами.  
Собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. Постоянно пополняется библиотека новой литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями. Для каждого кабинета создан паспорт, в который занесено всё оборудование и учебно-методическое пособие в сопровождении фотографий.
Для осуществления звукового дизайна применяются фонотека с записями русских народных песен в исполнении бабушек, звуков природы, голосов животных, фоновую музыку для подгрупповых занятий и  релаксации.
Активно используется в индивидуальной работе диктофон для записи рассказов детей, которые прослушиваются вместе с детьми и их родителями. Так же в образовательном процессе используются технические средства обучения: магнитофон, телевизор, музыкальный центр и проектор. В кабинете собраны альбомы, видеодиски и видеокассеты.
Реализуя, принцип открытости своего Я, собственного внутреннего мира ребёнка, используем в работе кружков различные фотографии детей на праздниках, в деятельности, отражающие возрастную динамику. Они побуждают ребенка рассказать о себе, о своей семье.
В кабинетах создана большая игротека настольных и словесных игр. Подобран ряд сюжетных и предметных картин для приобщения  детей  к  народной  культуре, что  обеспечивает  связь  поколений, способствует  гармоничному  развитию  личности, решает  задачи  умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного  воспитания. Имеются плакаты для формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности.
Собраны большие коллекции песен, стихов по правилам дорожного движения, сборник русского народного фольклора, и словарь старинных слов. 
В кабинете ОБЖ созданы напольный и настольный макет улицы и дороги.  Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками. Богатый ассортимент атрибутов для сюжетных игр и театрализованных представлений. На каждого ребёнка старшего возраста (5-7 лет) имеются рабочие тетради по правилам дорожного движения.
В кабинете сформирован материал  для работы с семьёй, по привитию детям дошкольного старшего возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях. 
Для родителей оформляются фотоальбомы, в которых отражены значимые события в жизни воспитанников МДОУ №27, ширмы. Творческая группа педагогов в конце каждого учебного года оформляет «книгу», в которой описана вся работа, проводимая с детьми в течение учебного года.
Так же в кабинете ОБЖ собрана большая коллекция агитационных и предупредительных листовок по соблюдению правил безопасного поведения на дороге, авторами, которых являются дети. 
Ребята с огромным удовольствием выпускают листовки, проявляя при этом завидное упорство, творчество и мастерство. К созданию листовок привлекаются выпускники нашего детского сада и родители воспитанников.  
«Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно, в течение 8 лет и пополняется по сегодняшний день. Она оснащена предметами быта, рукоделия, одежды, мебелью, старинными аксессуарами.
В избе восстановлены реальные прототипы горницы и кухни русской деревенской избы, в которых поселились бабка, дедка и внучка, сшитые руками родителей.
Для того чтобы пополнять созданное образовательное пространство в детском саду систематически проходят различные конкурсы, участниками, которых являются воспитанники, родители, старшее поколение детей и односельчане. Полученные новые экспонаты для избы оформляются в выставки различных тематик, а затем занимают достойное место в русской избе.
Систематически идёт накопление фотоматериалов исторических мест, которые посетили наши воспитанники, в сопровождении рассказов, стихов, высказываний детей и сочинений. 
Особое место в избе занимают планшеты со старинными фотографиями прадедушек и прабабушек воспитанников, их родителей  и педагогов, а так же книга об истории детского сада, которой мы очень гордимся.
В кабинетах дополнительного образования, музыкально-физкультурном зале, холлах  постоянно организуются выставки детского рисунка: 
-     тематические – «Бабушкин сундук», «Мы любим сказки», «История нашего детского сада»; 
-     персональные  – «Пожар в доме», «Мы с сестрой»; 
-     фотовыставки – «Вот какие мы», «Наши любимые домашние животные», «Моя семья»; 
-     конкурсы семейных газет – «Улыбайтесь чаще и вам улыбнутся в ответ», «От рождения и до…», «Семейное древо»;
-     конкурсы игр-самоделок и др., которые с удовольствием посещают родители воспитанников и гости детского сада.
Об эффективности созданного образовательного пространства для реализации образовательных программ дополнительного образования говорят следующие достижения детей и результаты их развития:
Свои умения и достижения воспитанники детского сада демонстрируют в культурном пространстве города Сухой Лог, села Новопышминское принимая участие в различных фестивалях, конкурсах и праздниках: «Масленица», «Родные узоры», «Веселая карусель», «Мое любимое село».
Дети, посещающие  детский сад, ежегодно становятся дипломантами и лауреатами муниципальных и областных конкурсов рисунков: «Огонь и дети»,  «Мир детства», «Помню я всегда о том, что нельзя шутить с огнем!», «Зеленый огонек», «Светлая пасха». В коридоре первого этажа детского сада и  кабинетах дополнительного образования вывешены грамоты и дипломы. Родители гордятся достижениями своих детей и детского сада.
Таким образом, все содержание дополнительного образования предусматривает тесное взаимодействие взаимодополняющих процессов: обучения, воспитания, развития, индивидуального подхода и организации социального опыта детей. А созданная предметно-развивающая среда в «Росинке» – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Образовательная среда является развивающей, так как она помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. 
 
 Используемая литература:
  1. Новосёлова С.Л. "Развивающая предметная среда", М.: Центр инновации в педагогике, 1995г.
  2. Рыжова Н.А."Развивающая среда дошкольных учреждений", М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г. 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
IMG_0460.jpg Скачать
IMG_8268.jpg Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос