В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дополнение. Виды дополнений.

Екатерина Ростовцева Екатерина Ростовцева
Тип материала: Урок
просмотров: 11953    комментариев: 2
Краткое описание
Урок  русского языка в 8 классе "Дополнение. Виды дополнений" (по учебнику С.И. Львововой)

Описание
Урок русского языка в 8 классе
 

 Тема: Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.
 
 Цели:
 

 Углубить понятие о дополнении;
 Развить умение видеть и выделять из текста прямые и косвенные дополнения;
 Воспитывать культуру речи.
 
 Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, наблюдение, поисковый метод.
 
 Формы обучения:  работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
 
 Оборудование:  ПК, мультимедиа, карточки.
 
 Ход урока:
 

 Сл. № 1 Д/з: стр. 160-161, 163; задание на карточках. Приложение 1.
 сл. № 2,3,    Тест   ГИА  (взаимопроверка)
 
 1.Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
 
    1) Наступила ранняя осень.
    2) Возьми эту книгу.
    3) Это был дом из дерева.
    4) Столовая находилась в том же здании. 
 
 2. Укажите предложение с несогласованным определением.
 

    1) Ранней весной хорошо выйти в поле!
    2) Этот случай удивил многих.
    3) Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.
    4) Прозрачный лес один чернеет.
 
 3. Укажите предложение с согласованным определением.
 

    1) Грозовая туча прошла мимо.
    2) Недалеко был особняк в три этажа.
    3) Недалеко был особняк с лепниной.
    4) Этот рассказ интересней.
  
 Синтаксическая минутка.
 

 сл. № 4  Запишите предложение в тетрадь, (ученик у доски)  подчеркните существительные как члены предложения. Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин )
 
 ·  Какие второстепенные члены предложения вы подчеркнули? (дополнение).
 ·  Что мы будем с вами изучать сегодня на уроке? 
 
  Сл. № 5 Тема урока: Дополнение. Виды дополнений.  (в тетрадь) 
 

 Сл. № 6   Беседа  на повторение:
 
 ·  Расскажите, что вы знаете о дополнении как второстепенном члене предложения? 
 ·  Словами каких частей речи чаще  всего бывают выражены дополнения? 
 ·  Бегло просмотрите текст на стр. 160-161 и определите, какую новую информацию для вас он содержит?
 
  Сл. № 7 Тренировочное упражнение (устно). Найти дополнение, указать падеж и  вид.
 
 1.     Зелёная плесень  уже покрыла ветхое дерево.(В.п., прямое)
 2.     Чичиков оскорбился таким замечанием.(Т.п., косвенное)
 3.     Плюшкин надел очки (В.п., прямое) и стал рыться в бумагах (П.п., косвенное)
 4.     Скоро девочка показала рукою (Т.п., косвенное) на черневшее вдали строение. ( В.п. косвенное т.к. есть предлог).
 
 Упр. 334.  2 предложения у доски. 
 
 1.Детей (В.п. пр,) вводит в мир (В.п. кос.) сказки (Р.п. кос.) не только народная поэзия, но и театр. 2. Но сразу я узнал солдата (В.п.пр.), войну прошедшего в боях. 
 
 Сл. № 8. Упр. 334 -  3,5 предложения  самостоятельно (взаимопроверка).
 
 3.Чужую беду (В.п. пр.) руками( Т.п.кос.) разведу, а к своей ума(Р.п.кос.) не приложу. 5. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы (В.п. пр.), приказал давать ужин (В.п. пр), а сам отправился спать.
 
 Сл. № 9  Упр. 335. Рассмотреть рисунок и подписи к ним. На основании этого наблюдения сделайте выводы о том, когда при переходном глаголе употребляется форма винительного падежа, а когда- родительного.
 
 Стр.163- рубрика «Обратите внимание!».
 
 Упр. 336. Прочитать и объяснить, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме  не винительного, а родительного падежа. 
 
 Итог урока:
 

 ·  Что такое дополнение?
 ·  Какие виды дополнений вы знаете?
 
 Сл. № 10спасибо за работу
 

 Срез.
 
 Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
 
 1.     Все обрадовались приятной новости.
 2.     Через поток лежали длинные бревна.
 3.     Мы собирались купить конфет.
 4.     Гости по очереди рассказывали истории.
 5.     Старик не любил вспоминать о войне.
 6.     Он карандашом чертил план.
 7.     Я хочу выразить своё мнение.
 
 Литература
 
 1.Львова С. И., Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.- Мнемозина, 2008г.
 2.Богданова Г. А., Лингвистический  тренажёр.  Тестовые задания по русскому языку, М.- Просвещение, 2009г.
 3.Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия.  Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 классы.
 
 Приложение 1
 
 Д/з
 
 Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.
 
 1.     Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.
 2.     Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.
 3.     Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
 4.     Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.
 5.     Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.
 6.     Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали. 
 7.     Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.
  
 Приложение 2
 
 Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
 
 1.     Все обрадовались приятной новости.
 2.     Через поток лежали длинные бревна.
 3.     Мы собирались купить конфет.
 4.     Гости по очереди рассказывали истории.
 5.     Старик не любил вспоминать о войне.
 6.     Он карандашом чертил план.
 7.     Я хочу выразить своё мнение.
Пожаловаться 25 мая 2011
Файлы
Дополнение. Виды дополнений..doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

Цели:

Углубить понятие о дополнении;

Развить умение видеть и выделять из текста прямые и косвенные

дополнения;

Воспитывать культуру речи.

Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, наблюдение, поисковый метод.

Формы обучения: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: ПК, мультимедиа, карточки.

Ход урока:

Сл. № 1 Д/з: стр. 160-161, 163; задание на карточках. Приложение 1.

сл. № 2,3, Тест ГИА (взаимопроверка)

1.Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.

1) Наступила ранняя осень.

2) Возьми эту книгу.

3) Это был дом из дерева.

4) Столовая находилась в том же здании.

2. Укажите предложение с несогласованным определением.

1) Ранней весной хорошо выйти в поле!

2) Этот случай удивил многих.

3) Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.

4) Прозрачный лес один чернеет.

3. Укажите предложение с согласованным определением.

1) Грозовая туча прошла мимо.

2) Недалеко был особняк в три этажа.

3) Недалеко был особняк с лепниной.

4) Этот рассказ интересней.



Синтаксическая минутка.

сл. № 4 Запишите предложение в тетрадь, (ученик у доски) подчеркните существительные как члены предложения. Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин )

  • Какие второстепенные члены предложения вы подчеркнули? (дополнение).

  • Что мы будем с вами изучать сегодня на уроке?

Сл. № 5 Тема урока: Дополнение. Виды дополнений. (в тетрадь)

Сл. № 6 Беседа на повторение:

  • Расскажите, что вы знаете о дополнении как второстепенном члене предложения?

  • Словами каких частей речи чаще всего бывают выражены дополнения?

  • Бегло просмотрите текст на стр. 160-161 и определите, какую новую информацию для вас он содержит?

Сл. № 7 Тренировочное упражнение (устно). Найти дополнение, указать падеж и вид.

  1. Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево.(В.п.,прямое)

  2. Чичиков оскорбился таким замечанием.(Т.п.,косвенное)

  3. Плюшкин надел очки (В.п., прямое) и стал рыться в бумагах (П.п.,косвенное)

  4. Скоро девочка показала рукою (Т.п.,косвенное) на черневшее вдали строение. ( В.п. косвенное т.к. есть предлог).

Упр. 334. 2 предложения у доски.

1.Детей (В.п. пр,) вводит в мир (В.п. кос.) сказки (Р.п. кос.) не только народная поэзия , но и театр. 2. Но сразу я узнал солдата (В.п.пр.), войну прошедшего в боях.

Сл. № 8. Упр. 334 - 3,5 предложения самостоятельно (взаимопроверка).

3.Чужую беду (В.п. пр.) руками( Т.п.кос.) разведу, а к своей ума(Р.п.кос.) не приложу. 5. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы (В.п. пр.), приказал давать ужин (В.п. пр), а сам отправился спать.

Сл. № 9 Упр. 335. Рассмотреть рисунок и подписи к ним. На основании этого наблюдения сделайте выводы о том, когда при переходном глаголе употребляется форма винительного падежа, а когда- родительного.

Стр.163- рубрика «Обратите внимание!».

Упр. 336. Прочитать и объяснить, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме не винительного, а родительного падежа.

Итог урока:

  • Что такое дополнение?

  • Какие виды дополнений вы знаете?

Сл. № 10 спасибо за работу

Срез.

Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.

  1. Все обрадовались приятной новости.

  2. Через поток лежали длинные бревна.

  3. Мы собирались купить конфет.

  4. Гости по очереди рассказывали истории.

  5. Старик не любил вспоминать о войне.

  6. Он карандашом чертил план.

  7. Я хочу выразить своё мнение.



























Литература

  1. Львова С. И., Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.- Мнемозина, 2008г.

  2. Богданова Г. А., Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку, М.- Просвещение, 2009г.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 классы.


4


приложения 1,2.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение 1

Д/з

Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.

  1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.

  2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.

  3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

  4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.

  5. Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.

  6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.

  7. Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.


__________________________________________________________________



Д/з

Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.

  1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.

  2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.

  3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

  4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.

  5. Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.

  6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.

  7. Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.

__________________________________________________________________


Д/з

Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.

  1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.

  2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.

  3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

  4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.

  5. Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.

  6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.

  7. Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.

Приложение 2

Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.

  1. Все обрадовались приятной новости.

  2. Через поток лежали длинные бревна.

  3. Мы собирались купить конфет.

  4. Гости по очереди рассказывали истории.

  5. Старик не любил вспоминать о войне.

  6. Он карандашом чертил план.

  7. Я хочу выразить своё мнение.


______________________________________________________________


Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.

  1. Все обрадовались приятной новости.

  2. Через поток лежали длинные бревна.

  3. Мы собирались купить конфет.

  4. Гости по очереди рассказывали истории.

  5. Старик не любил вспоминать о войне.

  6. Он карандашом чертил план.

  7. Я хочу выразить своё мнение.


__________________________________________________________________


Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.

  1. Все обрадовались приятной новости.

  2. Через поток лежали длинные бревна.

  3. Мы собирались купить конфет.

  4. Гости по очереди рассказывали истории.

  5. Старик не любил вспоминать о войне.

  6. Он карандашом чертил план.

  7. Я хочу выразить своё мнение.

Дополнение (по учебнику С. И. Львовой).rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Татьяна Дубина
    10 июня 201118:00
    Татьяна Дубина

    Интересный материал. Разнообразные методы работы помогут лучше усвоить материал. Обратите внимание на слайды. Наложение заголовка на изображение нежелательно. Оно будет затруднять зрительное восприятие материала.

  • 12 апреля 201321:56
    Лeди

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru