План по самообразованию

Воспитателя МКДОУ детский сад «Рябинка»
Комаровой Людмилы Александровны

тема

форма работы

итоговый отчет

сроки отчета

«Сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста посредством дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО»


(Взята на 3 года.)


  1. Диагностика, подбор методической литературы, пополнение сенсорного уголка


  1. Перспективное планирование занятий по развитию сенсорных эталонов младшей группе на 2017-2018г.
  2. Консультация для  родителей :  «Сенсорные игры малышей»


  1. Консультация для педагогов : «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет»


  1. Создание предметно окружающей среды в группе: уголок настольно печатных игр, уголок сенсорики.


  1. Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 3-4 лет


  1. Папка-передвижка : «Значение сенсорного восприятия для умственного развития ребенка».


  1. Анкета для родителей: "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"


  1. Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.


  1. Мастер-класс для родителей

      «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»








  1. Отчет о проделанной работе по плану самообразования



































       












       



Проведение родительского собрания:  «Путешествие в страну сенсорику»;


Сентябрь 2017




Сентябрь 2017




Октябрь 2017



       

Ноябрь 2017



На протяжении всего года




Декабрь 2017



Январь 2018




Февраль 2018





Март 2018





Апрель 2018












Май 2018




Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по сенсорному развитию детей младшего и среднего возраста.

Задачи:  1. Создать условия в группе  для сенсорного развития детей .

  1. Формировать у детей сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
  2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)


Актуальность темы:

В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление  личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.



Ожидаемый результат:

1. Совершенствование предметно-развивающей среды.

2.  У детей сформируются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)  

3.  Составление конспектов проведения дидактических игр.



Используемая литература:

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.