Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка » поселка Островское

Островского района Костромской области





Методическая разработка


«Формирование

культурно – гигиенических

навыков у детей

в процессе совместной деятельности»





                                     Воспитатель 1квалификационной

                                                          категории:

                                             Кашицына

                                                  Наталья

                                                Сергеевна                                          





157 900 Костромская область

Островский район

п. Островское

ул. Куликова д. 2


2014 год

Пояснительная записка


Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
          Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольном учреждении уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". 
        Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. 
       Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. 


Актуальность программы:


Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.


Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста, можно эффективно решить с помощью использования в работе художественного слова, т.к. в дошкольном возрасте художественное слово имеет значимое влияние на сознание ребёнка. Посредством художественного слова малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Художественное слово воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.


Новизна:

Цель методической разработки:


Разработка системы работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей в процессе совместной деятельности.

Задачи:

  1. Разработать перспективный план работы с детьми раннего возраста по

формированию культурно-гигиенических навыков у детей в совместной деятельности.

  1. Создать предметно – развивающую среду для самостоятельной деятельности

детей раннего возраста по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

  1. Осуществлять взаимодействие с родителями по формированию культурно-

гигиенических навыков у детей.


Ожидаемые результаты:


  1. Будет разработана система работы с детьми раннего возраста по

формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

  1. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь

следующих положительных результатов:

               - ребёнок научится самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем;

               - при небольшой помощи взрослых ребенок научится правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках;

               - самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке;

               - самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;

               - усваивать порядок одевания и раздевания;

                ребенок станет аккуратно складывать снятую одежду;

               - ребёнок станет проявлять интерес к результату и процессу деятельности.

       3. Родители будут вовлекаться в процесс работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков.


Продолжительность реализации, описание форм и режима занятий:


Методическая разработка разработана для детей раннего дошкольного возраста от 2 до 3 лет. Продолжительность реализации 1 год.


Теоретическая часть:  


В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Умение - это сформированная у ребёнка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у маленьких детей — длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактические игры дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.

Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет в игровых ситуациях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.

Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.

Принцип наглядности. Он заключается в том, что в игровых ситуациях с малышами воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.

Принцип поэтапности заключается в том, что смена игровых ситуаций обусловлена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения в игровых ситуациях. Доказано, что наибольшая активность в течение одной в игровых ситуациях проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).

Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала в других игровых ситуациях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждую повторную игровую ситуацию полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.


Методическая часть:


Каждый ребенок индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающими внутри нас микроорганизмами: запахами, следами деятельности желез и других органов. Ведь недаром перечисленные выше предметы называют во всем мире предметами личной гигиены.

Для работы с детьми по формированию культурно – гигиенических навыков мною был разработан перспективный план, в котором подобраны и систематизированы дидактические игры и художественное слово (приложение № 1).

Все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быть личным. Для этого маркировала каждому ребенку предметы пользования (полотенце, горшок, раздевальный ящик, кроватка) одной меткой. Использовала яркие картинки (флажок, елочка, морковка, грибок и т.д.). В первое время пребывания ребенка в группе знакомила с его картинками и предметами, объясняла их назначение. Знакомство малыша с умывальной комнатой проводилось в присутствии его мамы. Показывала малышу и его маме полотенце, вешалку для него, мыльницы, где лежит мыло и т.д. Предлагала, чтобы мама с малышом помыли руки, потрогали полотенце и вытерли руки.

Но не только от чистоты и привлекательности умывальных принадлежностей зависит отношение малыша к разумным гигиеническим процедурам.

На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других. Необходимо дать понять малышу, что пользоваться нужно только своими предметами личной гигиены. А чтобы в жизни стало все реальностью, туалетную комнату нужно сделать рациональной и удобной для малышей (туалетная бумага в том месте, где дети обычно сидят на горшках, расчески возле зеркала, полотенца недалеко от умывальных раковин).

Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков самообслуживания очень важно использовать не только дидактические игры, которые являются для малышей наиболее подходящей формой обучения, но и художественное слово, потешки , короткие стишки:


Соберу гольфик в гармошку

И надену его на ножку.



Водичка, водичка,

Умой Маше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.

В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Чтобы научить малыша мыть руки,  предварительно рассматривала с ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).

Формируя у малыша культурно-гигиенические навыки и умения в процессе умывания, использовала игры с водой, мыльными пузырями. А так же проводила дидактические игры с игровым персонажем, позволяющие сформировать отчётливые представления о последовательности действий и способах самоконтроля. Например «Научим куклу Свету мыть руки» (приложение № 2)

Обучая детей учитывала их опыт. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводило ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживало его интерес к самообслуживанию, позволяло совершенствовать навыки.

       При обучении раздеванию, одеванию после сна и на прогулку я закрепляла представления о последовательности действий (что надевать сначала, что потом), уточняла ориентировочные действия (где низ у кофточки, как определить перёд у футболки, какой сандалик на какую ногу и т.д.). Такое обучение проводила в естественной обстановке, мотивируя, например, желанием пойти умываться, гулять или успеть послушать сказку перед обедом.

Для того чтобы ребёнок научился самостоятельно одеваться, я его знакомила с частями одежды и правилами действия с ними (например: брать штанишки за резинку, отыскивать отверстия для каждой ноги, просовывать поочерёдно ноги в отверстия, подтягивать так, чтобы резинка оказалась на поясе). При этом нередко использовала игровые приёмы. Например, ножки ребёнка превращаются в зайчиков. Их предлагала спрятать от лисы в норки, т.е. в штанишки. Ребёнок подхватывает эту игру и сам начинает прятать от лисы ручки, животик, голову.

Для того чтобы научить красиво, аккуратно вешать одежду на стульчике, предлагала ребёнку превратиться в «подъёмный кран». Руки – «стрелочки крана» подхватывают предметы одежды, поднимают вверх, направляют за спинку стула и осторожно опускают на стул. При этом вещи расправляются, одна вещь аккуратно навешивается на другую. Ребёнок доволен, дело выполнено. Обыгрывание способов действия вызывало у малыша положительные эмоции и помогало овладеть этими умениями ненавязчиво.

Я знакомила детей с рациональными способами действий, так как путём проб и ошибок у ребёнка часто закрепляются неверные способы действий. Так, например, обучая ребёнка умению снимать майку или футболку, я личным примером показывала и объясняла, что нужно взяться руками за их нижний край, подтянуть к шее, освободить одну руку, затем другую, а потом уже снять эту вещь через голову. Или, чтобы сапожок легко оделся, необходимо сначала хорошо надеть и подтянуть колготки, также хорошо надеть носочки.

Сначала мы с детьми испытывали большие трудности в этом деле. Дети расстраивались, начинали плакать, мы воспитатели нервничали. В итоге – все с плохим настроением. Теперь, после нескольких показов, напоминания, большинство детей справляются, самостоятельно одеваются и обуваются, обращаются лишь за тем, чтобы застегнуть замок.

На следующем этапе моя главная задача состояла в том, чтобы помочь ребёнку научиться адекватно принимать оценку своей деятельности другими, оценивать сверстника, а затем и самого себя.

На основе конкретной ситуации я объясняла детям способы действия путём показа результата удовлетворительного или неудовлетворительного качества. Очень часто ребёнок одевает колготки задом – наперёд. Увидев это, я обращала внимание этого ребёнка и предлагала посмотреть, куда спрятались пяточки на колготках.  Объясняла, что на пяточках мы ходим, стоим, но сейчас ножкам трудно понять, где у них пяточки, они могут обидеться и не поведут хозяина на прогулку. Таким образом, подводила ребёнка к тому, что он допустил ошибку, но ёе легко исправить, стоит приложить небольшое усилие. Очень часто ребёнок ждёт, что взрослый будет одевать или умывать его сам. В таком случае мне помогал приём «Я закрою глазки, а ты сам постараешься вымыть руки. Когда я открою глазки – я буду угадывать как ты мыл руки: с мылом или без него». После этого доброжелательно оценивала ребёнка: «Ты молодец, сам справился, хотя сначала ждал, что за тебя сделает воспитатель».

Иногда игровой персонаж обращал внимание ребёнка, на то, что у него, например, растрепалась причёска или башмачки одеты неправильно. (Буратино спрашивает: «Ой, у тебя башмачки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить?»).


Башмачки одеть не шутка,

Всё ж оделся наш Мишутка.

Посмотрел, развёл руками:

Что случилось с башмачками?

Смотрят в стороны носки.

Будто в ссоре башмачки.


Игровой персонаж активно сопереживал ребёнку, но, как правило, замечал только ошибки, не зная как их исправить. Конструируя возникшую образовательную ситуацию, я от лица куклы задавала вопросы, активизирующие ребёнка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля. Такой игровой приём вызывал эмоциональный отклик у детей и тем самым являлся необходимым условием пробуждения сопереживания сверстнику. Используя эти моменты общения, я наглядно демонстрировала способы гуманного поведения: как утешить, помочь, порадовать.

Как правило, дети легко замечают ошибки других.  И для меня становилось важным научить внимательно относиться к товарищу, доброжелательно оценить, помочь найти и исправить ошибку. Вот Саша одела неправильно футболку. Обращалась к детям с вопросом: «Посмотрите, у всех правильно надета футболка? И у Данилки? И у Маши? И у Саши». Дети оценивают ситуацию.


Наша Сашенька мала

Ей Машутка помогла.

Вот как хорошо!


Мною так же использовались игры упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Итогом проделанной работы стало развлечение с детьми «Вот что мы умеем» (приложение № 3 )

В формировании культурно-гигиенических навыков у детей важно единство требований сотрудников детского сада и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему требуется помощь взрослых. Мы воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность наших воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь. Я советовала родителям давать детям возможность самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой (приложение № 4). Так же предлагала родителям ознакомиться с новой информацией в родительском уголке. Целенаправленно размещала в папках-передвижках консультации (приложение № 5). Формируя у детей навыки самообслуживания, я проводила   с родителями беседы и собрания, показывала презентации (приложение № 6), уделяя особое внимание на то, чтобы они чрезмерно не опекали своих детей.


Апробация:


Методическая разработка «Формирование культурно – гигиенических навыков

у детей в процессе совместной деятельности» рассчитана на 1 год, была апробирована с детьми раннего дошкольного возраста от 2  до 3лет.

Реализуя данную методическую разработку, пришла к выводу, что у детей сформировалось чувство уверенности в себе, умение самостоятельно обслуживать себя, помогать сверстникам, следить за своим внешним видом.

Использование художественного слова, весьма эффективное средство в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста. Дети воспринимали художественное слово, запоминали, полюбившие им потешки, стихи, сказки. В то время, когда дети играли и прослушивали художественное слово, не подозревая этого, они осваивали какие-то знания, овладевали навыками действий с определенными предметами, учились культуре общения друг с другом и т.д.

А еще, использование художественного слова, создавало у детей хорошее настроение и формировало положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.


Список использованной литературы.


1. «Ясли - это серьезно». В. Алямовская - М., Издательство «Линка-Пресс», 2000 .-144с.

2. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы». Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. - М,: Издательство «Мозаика-синтез», 2012. - 336 с.

3. «Перспективное планирование в детском саду 1-я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ». Н.С.Голицына - М,: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. - 40с.

4. «Пестушки, потешки, заклички, считалки, колыбельные, небылицы, докучные сказки для развития речи». В.Г. Дмитриева –М.: Издательство «АСТ Сова», 2008г. -128 стр.