Технологическая карта организованной образовательной деятельности

ФИО педагога:       Кудряшова Светлана Викторовна

Возрастная группа:  Младшая группа

Тема:  "Солнечная сказка на песке".

Цель:  Ознакомление детей с некоторыми свойствами песка

Психолого-педагогические задачи:  Познакомить детей со свойствами песка: прохладный, шершавый, сухой, мягкий, холодный, влажный, твердый , сухой сыплется, влажный можно лепить. Поддержать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым совместному познанию (экспериментирование с песком),развивать внимание, мышление, диалогическую речь; развивать умение проводить несложные эксперименты; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; прививать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать желание совместно решать проблемную ситуацию; воспитывать аккуратность.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организованной образовательной деятельности  :  экспериментальная деятельность детей.

Форма работы с детьми: подгрупповая

Предварительная работа: дидактическая  игра «Следы», наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок. Игра «Испечем угощение», где  дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.

Оборудование: солнышко и тучка из цветного картона, игрушки-зайчики, формочки в форме цветов, лейки (по количеству детей).





Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть - вводная

Цель:  формирование интереса у детей на предстоящую деятельность


Создание образовательной ситуации

Воспитатель  обращает внимание детей на картонную фигурку солнышка.
-Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)
- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)
- Тогда – в путь!
Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется   рядом с песочницей.


Дети рассматривают солнышко и отвечают на вопросы.


Мотивация детей на предстоящую деятельность


- Посмотрите, солнышко нас пригласило в гости к волшебному песочку, этот песок   может чувствовать   прикосновения, говорить. А как вы думаете, что может рассказать нам песок?  



Проявляют интерес, додумывают, что же может рассказать песок. Отвечают на вопрос.

2 часть - основная

Цель: Ознакомление детей с некоторыми свойствами песка



Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми


Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.
-Можно кидаться песком? (нет)
-Разбрасывать можно? (нет)
- Пробовать на вкус можно? (нет)



Ответы детей.









Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым


- А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем ладошку перевернем. Какой песок?
- Теплый или прохладный?
- Шершавый или гладкий?
- Сухой или мокрый?
- Мягкий или твёрдый?
- Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.
-Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
-Здравствуй, песок!
- Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо.  - Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Еще разок. Что происходит? Он сыплется.
- А теперь, послушайте сказку:
Утром солнышко проснулось, Сладко – сладко потянулось. И, откинув одеяло, С нами в сказку пошагало.
Воспитатель предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.
– Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку, и пальчиком лучики.
-Получилось у нас солнышко? (да) .
- Какое солнышко у нас получилось?
Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)
-Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. Они тоже рады солнышку.
Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)
-Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками.
Дети находят игрушки. Пока дети ищут игрушки- воспитатель наклеивает на солнышко тучку.
-Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с вами, но им пора идти дальше. Давайте попрощаемся с ними.
- До свидания, зайчики.
- Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками - наше солнышко спряталось за тучку, сейчас польет дождик.
Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.
-Дождик, дождик лей веселей!

Своих капель не жалей.
Для цветов, для полей и

для маленьких детей.
-Какой теперь стал песок, сухой или влажный?   Давайте прикоснемся ладошками к песку, какой песок?(холодный, влажный, твердый). Возьмем в кулачок и отпустим. Сыплется?(Нет).

Почему? (потому что намочили его водой)

Дождь покапал и прошел.

Стало всем нам хорошо
Солнце снова засветилось,

засияло, заискрилось.



- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки. Можно ли из влажного песка слепить цветочек?
Воспитатель берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек.  


Ответы детей, рассуждают, проявляют интерес. Проводят опыты. Делают совместные выводы.




















Каждый своему солнышку рисует пальчиком глазки, нос, рот - улыбку, лучики.






Ответы детей.




Проявляют интерес, обобщение понятий: много-один.




















Поливают песок, проводят опыт.






Делают совместные выводы.














Дети наблюдают за процессом.




Этап осуществления самостоятельной работы детьми


Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.
- Вот как много цветочков у нас получилось!

Какая красота!


Самостоятельная продуктивная деятельность детей.



Радость детей от продукта своей самостоятельной деятельности (цветы).

3 часть - заключительная

Цель: подведение итога познавательно - исследовательской деятельности


Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Дети, давайте расскажем солнышку какой бывает песок?

Что можно сделать из сухого и влажного песка?

Вывод: сухой песок сыплется, а влажный нет, из сухого песка ничего нельзя слепить, а из влажного можно.

Понравилась сказка, которую нам рассказал песок?

Ответы детей, их рассуждения.

Плавный вывод детей из организованной образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Давайте поблагодарим солнышко и песочек за сказку, и сами тоже вернемся в группу. А в группе нас ждет сюрприз. Солнышко нам в подарок оставило сказку про солнышко и дождик и много разноцветных солнышек и тучек, с которыми можно поиграть(воздушные желтые и синие  шарики).  Хотите послушать сказку и поиграть? Тогда дружно нужно собрать игрушки и материал для опыта в корзину.

Благодарят солнышко и песок.


Проявляют интерес к сюрпризу от солнышка.


Дружно собирают материал для опыта (леечки, формочки и др.) и строятся в группу.


"Сказка про солнце и дождь"

Рогозина Екатерина

 

 Жили были на Небе Солнце и Дождь.

 Жили они на разных сторонах Неба и старались не встречаться, потому что друг другу не слишком-то нравились. Солнце считало Дождь слишком хмурым и плаксивым, а Дождь считал Солнце заносчивым задавакой, уж больно оно ярко светило во все стороны своими лучами.

 Но вот однажды, когда Солнце светило во всю, радостно согревая Землю, на Небе показались Дождевые тучки. Они подкрадывались к Солнцу всё ближе и ближе, и вот его совсем окружили.

 -Эй! Вы куда! Это моя часть неба! - вскричало Солнце, распихивая руками-лучами тёмные облака. - Идите отсюда! Это моё место!

 И тут облака заплакали, пошёл Дождь:

 -Не могу я уйти отсюда, - рыдал он, заливаясь слезами. - Меня сюда гонит Ветер.

 -Вот бестолковый! - воскликнуло Солнце и крикнуло Ветру: -Эй, ты! Гони-ка этих сопливых отсюда! Они меня загораживают!

 Но Ветер был очень ветренным и непостоянным. Он то дул с Севера на Юг, то с Юга на Север, а то и вовсе носился кругами или сразу стремился во все стороны. Поэтому он только рассмеялся в ответ на крики Солнца и продолжил гонять Дождевые тучки, как ему вздумается.

 Так Дождь отказался совсем-совсем близко от Солнца.

 -Ой-ой-ой! - ахнуло Солнце. - Ты же замочишь все мои лучики!

 -Прости, пожалуйста, - всхлипнул Дождик, - Но я ничего не могу поделать.

 И Солнце так расстроилось, что потускнело... И вокруг стало совсем темно и мрачно. Даже Ветер притих!

 -Как страшно! Как темно! - испугался Дождик и заплакал ещё пуще. - Я боюсь!

 Солнце помолчало, а потом тихо сказало:

 -Если ты чуть-чуть подвинешь свои тучки, я, так и быть, посвечу.

 Дождик огляделся, но хулигана Ветра нигде не было видно. Тогда он тоже тихонько шепнул Солнцу:

 -Я постараюсь...

 Он перестал плакать и начал осторожно стягивать свои тучки в одну кучку. Сначала одну, потому другую, так понемножку в тучках появился просвет. И Вскоре Солнце могло видеть Землю, пусть не всю, но хотя бы кусочек.

 -Ура!!! - закричало Солнышко и щедрой пригоршней рассыпало свои лучи.

 Лучи радостно засияли по всему небу, раcцветили Дождевые тучки так, что те перестали быть такими тёмными и мрачными, проскользнули в просвет и...

 -Ой! Что это! - одновременно воскликнули Солнце и Дождь.

 Между Небом и Землей пролегла радостная семицветная лента.

 -Это Радуга! - завопил неизвестно откуда взявшийся Ветер. - Семицветная Радуга-дуга! - и со смехом начал кататься по крутой Радуге.

 -Как красиво! - воскликнуло Солнце.

 -Неужели это мы сделали? - скромно удивился Дождик.

 -Конечно вы! - мягко прозвенела Радуга. - Я - это Дождиковы слёзы и Солнцевы лучики!..

 -Как здорово! - улыбнулись друг другу Дождь и Солнце.

 И стали они дружить.

 Иногда они играли вместе, Дождик окружал тучками Солнце, потом отбегал прочь, Солнце разбрасывало лучи, и снова появлялась Радуга.

 Эта игра им очень нравилась. И больше они никогда не ссорились.