Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад « Рябинка » поселка Островское

Островского района Костромской области






Методическая разработка




"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством

аппликации из нетрадиционных материалов"

 

 

                                                                                        Воспитатель 1квалификационной

                                                           категории:

                                                                   Кудряшова

                                                     Светлана

                                                                     Викторовна                                              





157 900 Костромская область

Островский район

п. Островское

ул. Куликова д. 2


2015 год


Пояснительная записка:


       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

        Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

        Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.

       У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются не реализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретет положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

        Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого создания.



Актуальность темы

В условиях современного интеллектуального развития человека к ребенку-дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала, необходимости перевода от воспроизводящей действительности к творческой. Главная задача работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня - новизна ее результата.

Рассматривая развитие творческих способностей в контексте с динамикой их приобретения, что является, на мой взгляд, одной из проблем современного образовательного процесса, педагогическая практика уделяет более глубокое внимание традиционным видам художественной деятельности.

К сожалению, в работе с дошкольниками не предусмотрено широкое использование нетрадиционных материалов и технологий, а именно таких  крупа, поролон, бумажные салфетки, нитки, ткань и клей ПВА. А ведь из этих материалов можно создать много интересных изделий и поделок. Увлекшись работой, ребенок обязательно закончит ее положительным результатом.

Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, соломка, дерево, бисер, ткань и т.д.

Техника работы с этими материалами представляет возможность творческого созидания, развитие мышления, сотворчества между педагогом и ребенком, более быстрое достижение результата - ситуация успеха в творчестве, что отражается на эмоциональном состоянии ребенка, стимулирует желание творить. Считаю работу с детьми с использованием нетрадиционных материалов   интересной и доступной. Сам вид материала, простота работы с ним стимулируют творческую активность ребенка, позволяет легко овладеть ручными умениями и навыками.


Новизна:



Цель методической разработки:


       Разработка системы работы по развитию творческих способностей детей  посредством  аппликации из нетрадиционных материалов.


Задачи:


       1. Разработать перспективные планы  по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов.

       2. Создать предметно – развивающую среду для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов.

       3. Осуществлять взаимодействие с родителями по развитию творческих способностей детей  посредством аппликации из нетрадиционных материалов.


Ожидаемые результаты:

1. Будет разработана система работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей  посредством аппликации из  нетрадиционных материалов.

2. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:

-  развиваются  точные движения руки и мелкой моторики пальцев;

- развивается творческий потенциал детей;

- дети получат радость от сотворчества;

- дети осваивают аппликацию, используя нетрадиционные материалы;

3. Родители будут вовлекаться в процесс работы с детьми и интересоваться работой детского сада, проявлять повышенный интерес к творчеству детей.


Продолжительность реализации, описание форм и режима занятий.


Методическая разработка разработана для детей дошкольного возраста  от 4 до 7 лет. Продолжительность реализации 3 года. С детьми в возрасте от 4 до  7 лет проводится  НОД  по художественному творчеству (аппликация) 1 раз в месяц.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


Теоретическая часть:

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

- стремление к познанию;

-  умение познавать новое;

- живость ума;

- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

- стремление к открытиям;

- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

- свободное воображение;

- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.


«Творчество – это не удел только  гениев, создавших великие художественные

произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует,

создает что-либо новое». (Л. С. Выготский)

   Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме того, любой вид аппликации поможет   ребёнку изучить свои тактильные ощущения, особенно, если он будет работать с различными видами аппликаций и будет брать для своих проделок не только бумагу,  но и ткань, нитки, вату, ватные диски и ватные палочки и даже крупу.


1.  Аппликации из поролона - эта идея подойдёт для самых маленьких. Поролон нарезаем на кусочки, приклеиваем на бумагу по предварительно нарисованному контуру, раскрашиваем сверху красками.


2. Аппликация из салфеток. Для начала нужно дать ребёнку порвать салфетки на мелкие кусочки. После этого показать малышу, как скатать из бумаги маленькие шарики. Затем нужно нарисовать фигуру для аппликации, промазать её клеем и методично наклеивать на неё катышки из салфеток.


3. Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Кроме того, аппликации из круп подарят ребёнку массу приятных тактильных ощущений. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой.


4. С помощью аппликаций из ваты или  ватных дисков и ватных палочек можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты – облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.


5. Аппликация из ткани - разновидность вышивки.   Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.


6. Аппликация из ниток способствует развитию мелкой моторики ребенка, воображения, памяти, фантазии, интереса и помогает познакомиться с окружающим миром.

Кроме того, аппликация из ниток делает зверей и птиц мягкими и пушистыми, что очень нравится детям.


Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством аппликации с нетрадиционными материалами может осуществляться успешно, если будет основываться на следующих принципах:

1. Всестороннее развитие личности ребёнка - приоритетное внимание должно быть уделено игре и художественному слову в процессе художественного творчества.

2. Связь обучения с жизнью - творчество должно опираться на впечатления, полученные ребёнком от действительности.

3. Принцип наглядности - необходимо осознанное восприятие действительности и наблюдения за ней.

4. Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества.

5. Разнообразие и вариативность - необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.


Методическая часть:

       Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.

        Эти вопросы от своих воспитанников: «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

       Поэтому я и решила разработать систему работы по развитию творческих способностей детей, используя в аппликации нетрадиционные материалы. Свою работу по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов я начала с детьми средней группы (4-5 года).

       В 1 год обучения я поставила перед собой цель: развитие творческих способностей детей посредством аппликации, используя такой нетрадиционный  материал:  салфетки, поролон и крупа.

           Аппликация из скрученных салфеток  - простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей.

       Поролон – легкий и эластичный пористый синтетический материал.

       Крупа -  прекрасный материал для поделок. Их легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной.   Вот уж действительно, можно фантазировать сколько угодно. А картины из круп — красивое и оригинальное украшение любого дома. В групповой комнате я создала уголок "Творческая мастерская", в котором собрала необходимые изобразительные материалы для этого

возраста: клей ПВА, ножницы, кисти, краски, разные виды круп, разноцветные бумажные салфетки, кусочки поролона, цветной картон, шаблоны.

        Составила перспективный план по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов, (приложение № 1  ).

       Для того, чтобы заинтересовать детей, я обыгрывала ситуации, показывала способы работы с нетрадиционными материалами: из салфеток делали облака на небе (нарезали мелкими кусочками и скручивали небольшие шарики, плотно приклеивая их на нашу выбранную основу), из поролона вышли замечательные осенние деревья ( для этого нарезали поролон на мелкие кусочки, затем детали поролона смазывали клеем ПВА каждую отдельно и приклеивали согласно задумке). А из крупы получились воздушные снежинки и необычные цветы ( на нарисованный силуэт снежинки наносили кистью клей ПВА, а затем посыпали плотным слоем крупы - манкой, излишки ссыпали на поднос). 

       Опыт свидетельствует: аппликация из нетрадиционных материалов позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.  На закрепление умений работы с нетрадиционными материалами провела НОД "Зимний лес", (приложение № 4 ). В группу за помощью к детям прискакал грустный зайчик  и чтобы его развеселить дети с удовольствием  создавали для него зимний лес, используя для этого  такой нетрадиционный материал, как манная крупа.

       Игровая форма захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, т.к. все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к художественному творчеству.

       В течение первого года дети научились проявлять своё творчество, фантазию, выражая их в своих работах. Так создались такие коллективные работы: "Цветочный мир  ", "Чудо - снежинки"(приложение № 9  ). Ведь именно в процессе художественного творчества дети сразу могут увидеть результат своей работы, причем, всегда положительный, а значит, у ребенка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.

       Свою работу по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов продолжила с детьми старшей группы (дети 5-6 лет). Дети стали сами стремиться проявлять интерес, фантазию, творчество в выборе материала для аппликации. Поэтому я решила познакомить их с таким нетрадиционным материалом для аппликации, как обыкновенные шерстяные нитки разных цветов.

       Составила перспективный план работы по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов (приложение № 2 ).

       Аппликация из ниток способствует развитию мелкой моторики ребенка, воображения, памяти, фантазии, интереса и помогает познакомиться с окружающим миром. Работа над такими картинками очень напоминает обычную аппликацию из бумаги или крупы, только в данном случае результат получается более живым и интересным.

       В групповой комнате уголок "Творческая мастерская" пополнила такими материалами: нитки разных цветов ( в клубках и нарезанные), шаблоны, цветная бумага, мелкие предметы ( бусины, бисер, пуговки) для оформления работ.

       Аппликация из ниток предполагает совместное творчество взрослого и ребёнка. Подбирала сюжеты, близкие к жизненному опыту детей. В непосредственно образовательной деятельности знакомила детей:

- с аппликацией из резаных шерстяных ниток ("Цветик - семицветик", "Усатый - полосатый"), - с аппликацией из скрученных ниток. Данный вид работы отличается от предыдущих тем, что здесь нитка, словно заменяет фломастер – ее не нужно резать, из нее  нужно выложить одну деталь целиком, выполняя движение по спирали.

( "Солнышко", "Ягоды на поляне").

- работа с контуром поможет сделать ярче и интереснее любой обычный карандашный рисунок, в нашем случае карандашный рисунок мы заменяли рисунком из крупы, обходя контур нитью соответствующего цвета. Итоговой работой была выставка детских работ: "Наши любимые комнатные растения" и "Дары осени" , "Лето - дивная пора" (приложение № 9). На закрепление провела НОД " Солнышко лучистое"(приложение № 5  ) В гости к детям заглянуло солнышко, а чтобы оно светило ярче и теплей дети прикрепили солнышку лучики из ниток, а также дети солнышко порадовали ярким желтым цветом, посыпав его кукурузной крупой. Таким образом, аппликация требует от ребёнка сложных манипуляций с нетрадиционными материалами, а с другой - проявления своих творческих способностей.

       Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

       В течение второго года обучения дети смогли уяснить - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу,  отрезать нить нужной длины, выбрать материал для своей творческой работы. Направленность на результат деятельности помог развить у детей усидчивость и трудоспособность, аккуратность и самостоятельность.

        Важно,  всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это и побудило меня продолжить свою работу по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет). Я решила познакомить детей с такими материалами, как вата, ватные диски и ватные палочки.

                Составила перспективный план работы по развитию творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов (приложение № 3 ).

       В групповой комнате уголок "Творческая мастерская" пополнила такими нетрадиционными материалами: ватные диски, ватные палочки, кисти, краски.

       Ватные диски ватные палочки отличный материал для поделок: их можно использовать целиком или делить на две части; из ватных дисков можно вырезать практически любые заготовки и сделать много интересных и ярких поделок. Да, ярких, не только белых, потому что ватные диски можно покрасить. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

       Под моим руководством дети создавали коллективные работы: "Весёлые картинки", "Необычные снежинки", "Цветочные фантазии", "Будь внимателен!"(приложение № 9), выбирая для самостоятельного творчества материал по желанию. В этом случае каждый ребёнок выполнил своё задание, а результат получился общий.

        Аппликация из ватных дисков способствует:

- развитию умения создавать художественные образы;

-  формированию эстетического вкуса;

- развитию фантазии, изобретательности, стремлению к творчеству, познанию свойств материалов;

- развитию желания экспериментировать.

       С постепенным ростом творческих навыков, мои воспитанники подрастали как участники конкурсов. На закрепление практических навыков была выполнена работа на областной конкурс в номинации" Зимняя сказка", в которой использовались ватные диски, ватные палочки и нитки.

       Также порадовали своим творчеством своих дорогих мам и пап, выполнив для них в подарок к праздникам необычные работы, с использованием нетрадиционных материалов. Папам на 23 февраля сделали фоторамки, в виде автомобиля, который был выполнен из цветных ниток (приложение № 9). Мамам на 8 марта сделали аппликацию из ткани - украсили вышитые салфетки - цветами из ткани (приложение №  9 ).

       Таким образом, аппликация  из нетрадиционных материалов способствует  развитию у ребёнка:   художественного воображения и эстетического вкуса,  конструктивного мышления – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое, мелкую моторику и тактильные ощущения.

       В ходе своей деятельности я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Хотела, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для меня было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной личности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью.  

       Чтобы развитие творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов проходило успешно, необходимо одновременно с проводимой работой с детьми сотрудничать с родителями.

       Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я старалась убедить родителей, чтобы у них не было боязни, что у ребёнка ничего не получится, пренебрежения, что ребенок запачкается красками, принесёт с улицы веточку, камушки или песок для будущего шедевра. Для совместного творчества дома нужно лишь найти немного времени, подготовить рабочее место и подобрать материал. Я старалась убедить родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к художественно-творческой деятельности в кругу семьи. Для родителей провела родительское собрание, на котором выступила с вопросом: « Развитие творческих способностей». Познакомила с разными нетрадиционными материалами, которые можно использовать в домашних условиях, рассказала о необходимости развития творческих способностей детей. Подготовила консультации на темы: «Аппликация помогает ребёнку развиваться», «Аппликация как общее развитие», « Аппликация из ниток» (приложение № 6), «Несколько идей для аппликации». Оформила для родителей тематические выставки: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» (приложение № 7 ), «  Аппликация.  Хорошо это или плохо? » « Как развивать творческие способности дошкольников ». Активное участие родители приняли в итоговых выставках «Кладовая творчества», «Домашние фантазии», «Творим вместе с мамой». (приложение №  9 ), где совместно с детьми выполнили работы, используя в аппликации различные нетрадиционные материалы.

       Именно помощь и поддержка родителей в развитии детского творчества, их понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность одаренного ребенка, — его индивидуальность.


Апробация:


       Данная методическая разработка была апробирована с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

       Реализуя данную методическую разработку, пришла к выводу, что развитие творческих способностей детей посредством аппликации из нетрадиционных материалов эффективно активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликации, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

        Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути. Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

       О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за всей группой и результаты мониторинга (приложение № 8). Прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей. Использование такой технологии позволило аппликации стать более интересной и результативной. У детей были скудные знания о интересных техниках применяемых в аппликации. Они занимались традиционными видами аппликации из бумаги, а разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности (аппликации), проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва. Детям очень понравилось работать с нетрадиционными материалами. Результативность  была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы было успешным.

       Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению в НОД занимательного характера по аппликации.


Список литературы:

  1. « Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой; издательство Москва Мозаика – Синтез, 2012 г.
  2. « Чудеса для детей из ненужных вещей » автор М. И. Нагибина; издательство Ярославль « Академия развития », 1997 г.
  3. « Чудеса из ткани своими руками » автор М. И. Нагибина; издательство Ярославль « Академия развития », 1997 г.
  4. « Занятия аппликацией в детском саду » автор З. А. Богатеева  издательство Москва « Просвещение », 1988 г.
  5. « Аппликация с детьми 5 - 6 лет » автор Д. Н. Колдина; издательство Москва Мозаика – Синтез, 2011 г.
  6. "Творчество детей в работе с различными материалами" автор Брыкина Е.К.

     Москва " Педагогическое общество России", 2002.