Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алданского района
ЦРР д/сад «Олененок»
Доклад: «Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника»
Выполнила старший воспитатель: Концибер Татьяна Николаевна
1-я квалификационная категория
п. Нижний-Куранах 2013г
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе……
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения………………………………………………………………..
3. Развивающая среда в ДОУ…………………………………….….
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей………………
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни: неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат. Поэлементный образец является для ребенка зрительным, слуховым или речевым контрольным эталоном его успеха.
На этапе развития дошкольника много внимания уделяется оборудованию игровых комнат и оформлению различных помещений ДОУ. Этому способствуют различные публикации и консультации специалистов, регулярные художественные и тематические выставки по вопросам архитектуры, декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации, мебели и интерьера. Существуют определенные противоречия между эстетическими качествами архитектуры ДОУ и их интерьерами.
Дело в том, что здания строятся надолго, естественно, что и архитектура на десятилетия остается неизменной. За это время творческие идеи дизайнеров, художников и вкусы в целом могут измениться не один раз, испытав на себе воздействие новых идей в области культуры, искусства, науки и техники. Вот в этих-то конфликтных противостояниях морально устаревшей архитектуры и современного дизайна и выявляются знания, вкус и такт персонала детского учреждения. Именно от их внутренней культуры и зависит в конечном итоге, каким будет облик детского учреждения и уровень эстетического воспитания детей средствами обстановки.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев). В.М.Межуев отмечает, что совокупность предметов образует непосредственную предметную форму существования культуры. В предмете запечатлеваются усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений, поэтому он становится «человеческим предметом». Именно поэтому в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, его общественная биография. Культурная ценность предмета заключается в том, насколько предмет стал человеческим, насколько в нем представлена и воплощена ценность, выражена определенная человеческая сила и способность. В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития» Л.С.Выготский понимает под ней своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром.
Роль среды состоит в том, что она « … по своему преломляет и направляет, и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне». Он пытался понять связь развития ребенка с воздействиями окружающей среды, которые будут зависеть от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок, при этом необходимо учитывать изменения в самой среде и в развитии ребенка. Л.И.Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И.Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.
По мнению А.И.Леонтьева, среда – это прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразие способов ее создания.
Наша позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В педагогической работе социокультурная среда строится в двух направлениях: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном.
Первое направление – вещественное, материализованное, а второе – духовное, личностное, построенное на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с развивающей средой. Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запорожца, Е.А.Флерина, Н.А.Ветлугина вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:
- содержательности эстетической значимости этой среды;
- целенаправленного и систематического отношения детей к предметно-пространственной среде, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
- активного приобщения детей к созданию к предметно-развивающей среде.
Оформление и оборудование детского сада, вся его предметно-пространственная среда должна быть привлекательна, доступна и информативна для всех и для каждого ребенка в отдельности, с учетом индивидуального, личностного подхода.
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения. Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом. Воспитывающая функция может состояться при условии целенаправленного внимания педагога на ее реализацию. Развивающая среда, ее правильное наполнение должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Педагог должен это учитывать и предвидеть. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении. И, наконец, развивающая функция. Почему среда получила такое название? Почему выделяется именно эта сторона ее характеристики? По всей вероятности, потому, что эта функция главная, ведущая. Как же это понимать?
Здесь надо отталкиваться и от понимания самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л.С. Выготский. Это расстояние от "зоны актуального" к "зоне ближайшего" развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать "зоне актуального" развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и "зоне ближайшего" развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка. Зрительно ее представить можно в виде наклонной прямой.
Другими словами, среда должна быть наполнена:
2) тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению;
3) для отдельных детей еще и недостижимо.
Трудная задача, но без ее решения мы не сдвинемся с места, если сами не постигнем потребности ребенка к успеху. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Вот здесь самое время сказать о месте педагога в развивающей среде. Он - автор, он - компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии - он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка. И, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели. Чтобы предметно-развивающая среда выполняла названные основные функции и ряд других, не менее значимых, педагог при ее проектировании и создании должен ориентироваться на следующие принципы:
принцип целесообразности и рациональности - один из первых и наиболее важных, поскольку он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми, и для каждого предмета, обеспечивающего среду. Расположение всех находящихся в групповом блоке вещей должно быть организовано так, чтобы каждая вещь, выполняя свою функцию, не мешала другим делать свое дело. Это относится к расстановке мебели вообще и столов - в частности. Именно столы создают в группе наполненность пространства и занимают часто большую часть площади. Решение этой проблемы лежит в создании отдельного помещения для столовой там, где такая возможность есть или в более удобном расположении в группе. Часто приходится констатировать нашу потребность подражать новому, необычному, неизбитому в устройстве группы. Например, передел групповой комнаты мебелью в поперечном варианте. Это не возбраняется и даже поощряется там, где большая площадь групповой комнаты и есть возможность создать зоны активной деятельности детей путем различных комбинаций с мебелью. Принцип рациональности и целесообразности, как и другие принципы, имеет отношение не только к проектированию групповой среды, но и к среде всего дошкольного учреждения. Оформление рекреаций, залов, кабинетов, вестибюлей и других помещений должно следовать этому принципу. Только всегда ли это отвечает принципу рациональности и целесообразности? К сожалению, нет. Это можно показать на примере создания физкультурных залов. Зал, в соответствии с требованиями Нормативов общей площади помещений детского сада, должен иметь площадь не менее 140 кв. м. Такое помещение под зал может оправдывать серьезная организация работы по лечебной физкультуре, где в зале не надо бегать, прыгать, метать - он предназначен для коррекции работы опорно-двигательного аппарата и проведения корригирующих упражнений для улучшения качества работы различных систем и органов при заболеваниях общего характера. Здесь должны быть гимнастическая стенка, мелкое оборудование, приспособления для различных упражнений и др. Однако, если проектируется спортивный зал, он должен соответствовать не только нормативам, о которых говорилось выше, но и отвечать культурно-гигиеническим требованиям. В спортивном зале нужны закрытые светильники. В зале лишние и различного рода занавеси на окнах: окна должны быть оборудованы таким образом, чтобы предупредить удары мяча и других метательных снарядов. Это могут быть натянутая сетка или деревянная решетка.
Хочется остановиться и на таких моментах благоустройства детского сада, как умение педагогов гибко сочетать в интерьере необходимое с возможным.
Речь пойдет о тех зонах детской деятельности, которые, безусловно, необходимы для полноценного развития детей, но не всегда оправданно создаются и с наименьшим коэффициентом полезного действия.
Например, зона экологического развития детей, или двигательная, или любая другая, которую в данном помещении просто нецелесообразно располагать. Экологическую потому, что в группе недостаточно света или других условий для развития растений, поэтому она не выполняет свои развивающие функции в полной мере.
Двигательную потому, что помещение не позволяет организовать свободную двигательную деятельность детей и зона не выполняет своего назначения. Вот здесь и нужна рациональность решения проблемы. Где лучше иметь базу для удовлетворения потребности в экологическом, двигательном или другом развитии? Наверно, там, где для этого есть условия. Решение этой проблемы должно быть итогом поиска всего педагогического коллектива, даже если это проблема одной группы, поскольку решение может" лежать в сочетании нескольких групповых комнат или выделении особого места в
рекреации, вестибюле и т.д. Неважно где. Важно, чтобы дети имели возможность удовлетворять свои потребности в различных видах деятельности. Таким образом, принцип рациональности и целесообразности - удобство и простор. Следующий немаловажный принцип – принцип доступности и открытости. Он продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу "вижу - действую'' (М.И. Лисина). Поскольку, развивающая среда имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент.
Выбор ребенка может состояться только в том случае, если перед ним будет открыто все. Это на втором этапе развития деятельности, когда уже поставлена цель и ребенок начинает планировать ее реализацию (необходимо обеспечить ее материально), ребенок обязательно обратится к тому, чего не видит глаз, но держит память (где лежат необходимые для дела материалы). Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах должно быть представлено все то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир в настоящее время для развития ребенка.
3. Развивающая среда в ДОУ
Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний. Все эти среды: семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село), природные и парковые ландшафты - могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности. Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначения, характера деятельности людей в них тоже достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром. Базисные компоненты развивающей предметной среды включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Детское учреждение целиком должно принадлежать детям и взрослым - их воспитателям. Детские учреждения являются своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий. Разнообразные базовые компоненты развивающей предметной среды дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребенок все время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом, уютном, родном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского образовательного учреждения, включая те, которые предназначены для взрослых. Конечно, доступ в помещения для взрослых, например, в методический кабинет, кухню или кастелянную, должен быть ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Существует мнение о специфической субкультуре детства, отличной от мира взрослых и требующей автономии: детские игрушки, детская мебель, детские книжки, детские рисунки — детское видение мира. Это мнение справедливо, но только наполовину. Известный искусствовед Г.Н. Любимова писала, что ребенку для его нормального развития необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Эту верную мысль подтверждают простой, исторически сложившийся бытовой здравый смысл, теория зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), сотрудничества взрослого с детьми (Ш.Амонашвили), а также идея о значении когнитивной структуры развития личности ребенка, предполагающей интерес ребенка, выходящий за рамки детской комнаты. Полноценное развитие ребенка не может происходить только внутри его детского мирка, для него нужен выход в широкий мир, и это мир взрослых. Именно поэтому в образовательном учреждении должны присутствовать все три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.
Это положение относится ко всем базисным компонентам развивающей предметной среды образовательного детского учреждения, об оформлении которых надо тоже позаботиться.
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
Следующий немаловажный принцип проектирования и построения окружающего мира - соответствие развивающей среды возрасту детей. Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева - возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период (или фаза) имеет свою мотивацию ведущего типа (вида) деятельности. Ее проявление обусловлено как уже имеющимся опытом, так и социальной ситуацией развития, влияние которой может соответствовать возрасту, отставать, или опережать его. Обычно социальная ситуация рассматривается как общественные (семейные, образовательные и др.) условия, выступающие данностью, с которой нужно считаться. Соответствие возрасту - одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельном ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным материалом.
Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства.
Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.
Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.
В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.
Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.
Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В.Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько сил ему это будет стоить?» Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды
К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические. Педагогические: соответствие задачам и содержанию «Программы воспитания и обучения в детском саду» и требованиям дошкольной дидактики; общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта; информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно-пространственной среды детского учреждения; возможность широкого использования ручного труда и художественной деятельности ребенка и воспитателя.
Эстетические: комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений;
-создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки;
-зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов; широкое использование в развивающей среде помещений, высокохудожественных и качественно выполненных помещений декоративного и прикладного искусства;
-разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.
Гигиенические:
-соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещения;
-учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей при создании разумной и эмоционально насыщенной цветовой среды помещений;
- прочности, термо- и влагостойкость, не сгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек.
Экономические: определяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждого типа дошкольного учреждения.
Также были выдвинуты и другие требования:
1. Учет психофизиологических факторов.
2. Учет градостроительных особенностей.
3. Функциональная целесообразность помещений.
4. Обеспечение физических параметров жизни человека.
Раскроем эти требования.
2. Учет градостроительных особенностей. Градостроительные требования проявляются в выборе места для постановки здания. Ориентиром здесь служат замечательные пейзажи, уже возведенные архитектурные сооружения.. Внешнее и внутреннее пространство переходят одно в другое, взаимно обогащаются.
3. Функциональная целесообразность помещения, т.е. полное соответствие своему назначению. Это требование должно подчиняться как объемно-планированное решение, так и конструктивное решение. Функциональные назначения здания определяет требования к освещенности, температуре, звукоизоляции, вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации. Бытовому оборудованию, теле- и радиофиксации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.
4.Обеспечение физических параметров жизни человека. Изучаются способы ограждения от неблагоприятных условий воздействий климата. Выбирают внешнее очертание, взаимное расположение и конструкцию стен, перекрытий с нужной прочностью, долговечностью, теплоизоляционностью и другими свойствами. Строитель защищает жителя от ветра, стужи, дождя или палящего солнца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ развивающей среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Исследуя развивающую среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал:
- среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева);
- представляет целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик);
- окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев). Педагогу очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция позволяет осуществить поиск организации развивающей среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.
Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блохина И.Б., Вихрова Л.Т., Давыдов Г.М. Детские дошкольные учреждения. – М., 1974.
2. Бондаренко А.К., Позняк Л.В., Шкатунла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984.
3. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. – М., 1972.
4. Васильева М.А. Малокомплектный детский сад – М., 1988.
5. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
6. Гайказова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., 1974.
7. Глинкин А.В. Искусство современного интерьера - школьнику. - М., 1984.
8. Изгаршева В.М., Сафонова Г.П. Детский сад – книга для заведующих. – М., 1982.
9. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольника. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.
10. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.
11. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.
14. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. - М., 1982.
15. Поляков М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.
16. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М., 1993.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1985.
18. Рябушкин А.В. Развитие жилой среды. – М., 1976.
19. Чумичева О.М. Ребенок в мире культуры. – М., 1992.