Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад комбинированного вида №57


Иркутская область, г. Ангарск, 95 квартал,

дом 21, а/я 1836,тел.:8(3955)672970

E-mail:mdou57angarsk@mail.ru










Тема:

Раскрытие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление детей с различными жанрами живописи.



Разработала:

Серебренникова Светлана Сергеевна.

Руководитель

по изобразительной деятельности

1квалификационная категория

E-mail:serebrennikova-s@mail.ru

http://nsporlal.ru/node/130777



Ангарск, 2012



Содержание:


  1. Введение: Живопись – как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников………………………………………………………..………….…...3
  2. Актуальность проблемы, цели и задачи педагогической деятельности и работы с детьми……………………………………………………………………...6
  3. Методологическая основа, основные направления творческой работы с дошкольниками, определение видов живописи, этапы работы совместной деятельности ………………………………………………………………………....7
  4. Методы и приёмы ознакомление детей с живописью, средства выразительности живописи, принципы отбора картин………………………………………………………………………………….4
  5. Тематический план по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи. Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками…………………………………………………………………...….9
  6. Мониторинг развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, диагностический лист по определению уровня развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….19
  7. Заключение.…………………………………………………………………………..22
  8. Список литературы………………………………………………………………….23

























  1. Введение: Живопись – как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников


Каждый ребёнок — художник.

Вопрос в том, как остаться им,

когда вырастешь.

Пабло Пикассо


Детская изобразительная деятельность для дошкольников, при всем ее своеобразии, сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл (Н.П. Сакулина). Физиолог В.М. Бехтерев, искусствовед А.В. Бакушинский, психлоги Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухина, известные педагоги Г.В. Лабунский, Т.С Комарова, Т.Г. Казакова и многие этнографы исследовали данную проблему в своих трудах.

По определению Е.Н. Флериной, ценность детского рисунка заключается в искренности, эмоциональности, непосредственности выражения ребенком своих мыслей и чувств; содержательностью (рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе содержание); смелостью. Детский рисунок – это продукт его творчества.

По мнению Р.Н. Чумичевой – живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Живопись – это изобразительное искусство, создание художественных образов с помощью красок (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).

Ознакомление дошкольников с жанровой живописью позволяет сформировать у них: ценностные ориентации; интерес к общественной жизни и различным видам деятельности человека; к художественному творчеству; умение высказывать личностное отношение к изображаемым людям, предметам, природе; давать сравнительную оценку явлению, отраженном на полотне.

Рассматривая полотна картин великих художников, детей подводят к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщенные на основе анализа; сравнивать и объяснять; развивать внутреннюю речь. Суждение ребенка выступает показателем того, насколько он понял содержание произведения.

Приобщая детей к живописи, как виду искусства, необходимо учитывать особенности словаря, связной речи ребенка, чуткость его к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.

На занятиях по изобразительному искусству целесообразно использовать средства выразительности поэзии: образные сравнения; слова, обозначающие нравственные качества с композиционным построением картины и ее колоритом.



  1. Актуальность проблемы, цели и задачи педагогической деятельности и работы с детьми


При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.

Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.

С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.

При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дошкольникам испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.


Исходя их актуальности, была определена

цель профессиональной деятельности:

Разработать систему педагогических условий в ДОУ, способствующих раскрытию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с различными видами живописи.


Сформулирована гипотеза:

Раскрытию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста способствует система педагогических условий, включающая в себя:

- знакомство с портретной, пейзажной и натюрмортной живописью;

- ознакомление детей со средствами выразительности в живописи;

- использование занятий комбинированного типа при ознакомлении с живописью;

- включение педагогов, родителей и субъектов социального партнерства в предшествующую работу с детьми;


Задачи профессиональной деятельности:

Таблица №1

этап

задачи

Подготовительный

Изучить научно-методическую литературу по заявленной теме.

Основной

Разработать перспективный план работы включающий в себя:

-цикл комбинированных занятий;

-предварительную работу для педагогов групп, родителей и субъектов социального партнерства;

-подбор наглядно-демонстративного и дидактического материала, репродукций живописи и аудио-видеотеки по шедеврам классической музыки и живописи;

-презентовать начальный опыт работы;

-обобщить опыт работы;

Заключительный

Скорректировать работу с дошкольниками с учетом диагностических показаний


Цель работы с детьми:

Раскрыть творческие способности и формировать эмоционально-целостного опыта восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.


Задачи:

  1. Познакомить детей с видами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет).
  2. Учить понимать замысел произведения, его содержание.
  3. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
  4. Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.



  1. Методологическая основа, основные направления творческой работы с дошкольниками, определение видов живописи, этапы работы совместной деятельности с дошкольниками и педагогами ДОУ, предварительная работа по подготовке к совместной деятельности.


Методологические основу работы -  составили авторские программы, разработки таких авторов как: Н.А. Курочкиной, в которых она раскрывает основы ознакомления дошкольников с пейзажной, натюрмортной и портретной живописью; работы

Н.В. Трофимовой – основы подготовки предварительной работы по развитию чувства цвета, навыков композиционного расположения рисунка у дошкольников; Р.М. Чумичевой – методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью; Т.А. Копцевой, блочное планирование занятий по пейзажной и портретной живописи; Л.В. Компанцевой - обучение дошкольников составлению описательных рассказов по пейзажной живописи; Т.Н. Дороновой– перспективное планирование по изобразительной деятельности.


В основные направления работы вошло знакомство детей с пейзажной, портретной и натюрмортной живописью.

Таблица№2

Основные направления творческой работы с дошкольниками:

Знакомство с:



                                                                                                                         


                                                                                                   

 

     

По определению Курочкиной Н.А., пейзажная живопись – это не просто изображение общих свойств и естественных закономерностей природы, но и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника, как представителя определенной эпохи.


Натюрмортная живопись – это картина, на которой изображены различные предметы обихода, а также фрукты, овощи, цветы, дичь и т.д.. (Страхов Л.Л)


Портретная живопись, по определению Страхова Л.Л., - это картины, на которых воссоздается облик определенных людей.



Этапы работы совместной деятельности с дошкольниками и педагогами ДОУ, предварительная работа по подготовке к совместной деятельности.


Этапы работы совместной деятельности с дошкольниками и педагогами ДОУ:


Предварительная работа по подготовке к совместной деятельности:


Цель предварительной работы: привлечь педагогов и родителей к активному партнерству, вызвать желание помочь детям в раскрытии творческого потенциала.

Таблица №3

Работа

родителей с детьми:

Работа воспитателей

с воспитанниками:

Работа руководителя

по изобразительной деятельности:

- Поиск информации о картине, художнике.

- Рассматривание картины с ребенком.

- Составление рассказа по картине вместе с ребенком (передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям).

- Проведение дидактических игр; игровых упражнений.

- Разучивание стихотворений о жанрах живописи.

- Наблюдение за изменениями в природе; поведением людей.


- Составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи.

- Рисование отдельных элементов картины вне занятий.

- Рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий.

- Посещение выставок, галерей

  1. Методы и приёмы ознакомление детей с живописью, средства выразительности живописи, принципы  отбора картин.


Методы и приёмы ознакомление детей с живописью:

Таблица №4

Методы и приемы

определение

1

Пояснение

- широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

2

Сравнение

- повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

3

Акцентирование деталей

- усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия  картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только  необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4

Метод вызывания адекватных эмоций.

Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

5

Тактильно-чувственный метод.

Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода - вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

6

Приём "вхождении" в картину

- детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

7

Метод музыкального сопровождения

- звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

8

Игровые приёмы.

-подбор разнообразных дидактических игр.



Одним из условий раскрытия творческого потенциала у детей является знакомство со средствами выразительности живописи, что помогает дошкольникам передавать и выражать производимое впечатление, мысли и настроение (см. таблицу№2)

Таблица №5

Средства выразительности живописи












Принципы отбора картин для детей дошкольного возраста

(по Н.А. Курочкиной)

Таблица №6

принципы

1

Произведения должны быть высокохудожественными по содержанию, и по форме выражения («согреты теплотой чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта»).

2

Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

3

Художественные образы картин должны быть понятны ребенку 4-7 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать  живой отклик, ассоциации и интерес.

4

Картины должны быть разнообразны по содержанию и по средствам выразительности.

5

Учет принципа сезонности и краеведения (ребенок сначала работает, затем рассматривает).


  1. Тематический план по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи. Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками.


Тематический план по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи включает в себя: 6 тем с детьми 5-6 лет, 8 тем с детьми 6-7 лет (см. таблицу №7)


Таблица №7

Вид живописи

Старшая группа (5-6лет)

Количество

Подготовительная группа (6-7 лет)

Количество

тематика

тематика

Пейзажная живопись

Рисование осеннего пейзажа «Осенние напевы»


И.И.Шишкин «На севере диком»


Рисование весеннего пейзажа «К нам весна шагает…»

1





1



1

И.И.Левитан «Золотая осень»


А.К. Саврасов «Зима»


А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

1



1



1

Натюрмортная живопись

Рисование натюрморта с натуры

1

Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»


И.В. Волков «натюрморт в сиреневом»

1





1

Портретная живопись

Рисование портрета мамы


Рисование портрета папы

1



1

И.К. Крамской «Неизвестная»


Рисование портрета своей любимой воспитательницы


Рисование портрета «Моя семья»

1



1





1



Эффективное усвоение материала дошкольниками старшего возраста может быть достигнуто посредством внедрения в педагогическую практику блочного планирования занятий комбинированного типа по ознакомлению детей с жанрами живописи (см. таблицу №8).







Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками:

Таблица №8

блок

этапы

структура

цель

Жанр живописи

1 этап

Занятие по рассматриванию и составлению описательного рассказа по картине (жанр живописи).

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании картины (портрет).

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая, перламутровые), эстетическими и искусствоведческими терминами (портрет, галерея).

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ портрета.

2 этап

Занятие по составлению наброска простым карандашом, в соответствии с тематикой картины.

Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения портрета.

Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение наносить легкий контур простым карандашом.

Вызвать желание передавать основной сюжет картины.

3 этап

Занятие по завершению работы с передачей эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту, посредством отражения эмоций, чувств, через рисунок и составление рассказов.

Учить дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя).

Закреплять умение смешивать краски для получения необходимых оттенков.

Воспитывать умение анализировать проделанную работу.

4 этап

Организация выставки детских работ.

Выявить творческий потенциал воспитанников.



Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с пейзажной живописью

Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Таблица №9

блок

этапы

структура

цель

Пейзажная живопись

1 этап

Составление описательных рассказов по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании картины (натюрморт).

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (душистый, ароматный, бархатный), эстетическими и искусствоведческими терминами (натюрморт, полотно, репродукция, галерея).

Учить составлять натюрморт из предложенных муляжей фруктов и овощей.

2 этап

Составление наброска по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения портрета.

Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение наносить легкий контур простым карандашом.

Вызвать желание передавать основной сюжет картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

3 этап

Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Учить дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя).

Закреплять умение смешивать краски для получения необходимых оттенков.

Воспитывать умение анализировать проделанную работу.

4 этап

Организация выставки детских работ.

Выявить творческий потенциал воспитанников.



Предварительная работа по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Таблица №10

блок

этапы

Предварительная работа

примечание

Пейзажная живопись

1 этап

Проведение дидактических игр:

- «Чудесный мешочек».

- «Составь натюрморт» (см. приложение 1, стр.35)


Рассматривание энциклопедии «Шедевры русской живописи»;

учебно- методическое пособие «Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Дороновой. (см. приложение 1, стр.35)


-Разучивания стихотворения о натюрморте из книги М.В Трофимовой; (см. приложение 2, стр.63)


- составление натюрморта из предложенных муляжей; (см. приложение 1, стр.35)


- рассматривание и составление описательных рассказов по репродукциям:

1. «Натюрморт с васильками» С.В. Чехонин.

2. «Цветы» П.С. Уткин

3. «Натюрморт с попугаем» Н.С. Третьяков (см. приложение 4, стр.66)


- домашние задание: составление описательного рассказа по картине Ф.П. Толстого  «Букет цветов, бабочка и птичка».


2 этап

Рассмотреть и провести беседу по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»


3 этап

Рассмотреть наглядно – методическое пособие «Птицы», «Садовые цветы», «Насекомые» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»







Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с портретной живописью

И.К. Крамского «Неизвестная»:

Таблица №11

блок

этапы

структура

цель

Портретная живопись

1 этап

Составление описательных рассказов по картине И.Н.Крамского «Неизвестная»

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании картины (портрет).

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая, перламутровые), эстетическими и искусствоведческими терминами (портрет, галерея).

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ портрета.

2 этап

Составление наброска по картине И.Н. Крамского «Неизвестная»

Закреплять умение детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения портрета.

Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение смешивать краски для получения необходимых оттенков.

Вызвать желание передавать основной сюжет картины И.Н.Крамского «Неизвестная».

3 этап

3 этап.

Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Закреплять умение дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя).

Развивать умение анализировать проделанную работу, используя в речи эмоционально окрашенную лексику.

4 этап

Организация выставки детских работ.

Выявить творческий потенциал воспитанников.


Предварительная работа по ознакомлению дошкольников с портретной живописью И.К. Крамского «Неизвестная»:

Таблица №12

блок

этапы

Предварительная работа

примечание

Портретная живопись

1 этап

Проведение дидактических игр:

- «Узнай по профилю».

- «Найди недостаток в портрете»


-Рассматривание энциклопедии «Шедевры русской живописи»; (см. приложение 1, стр.35)

учебно- методическое пособие «Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Дороновой. (см. приложение 1, стр.35)


-Разучивания стихотворения о портрете из книги М.В.Трофимовой. (см. приложение 2, стр.63)


- рассматривание и составление описательных рассказов по репродукциям:

1. «На солнце» И.Е.Репин

2. «Портрет О.А.Рюминой»

3. «Девочка с персиками» В.А.Серов.

(см. приложение 4, стр.66)


- домашние задание: составление описательного рассказа по картине И.Н.Крамского «Неизвестная».


2 этап

Рассмотреть и провести беседу по картине И.Н.Крамского «Неизвестная».


3 этап

Провести игровое упражнение с моделью лица; упражнения со схемами настроения.


Рисование лица человека цветными карандашами вне занятий. (см. приложение 1, стр.44)










Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с пейзажной живописью

А.К. Саврасова «Зима»:

Таблица №13

блок

этапы

структура

цель

Пейзажная живопись

1 этап

Составление описательных рассказов по картине А.К Саврасова «Зима»

Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (пейзаж).

Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый), эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция).

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

2 этап

Составление наброска по картине А.К Саврасова «Зима»

Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения.

Закреплять умение детей тонировать лист акварелью в одном направлении; умение наносить легкий контур простым карандашом

Вызвать желание передавать основной сюжет картины А.К.Саврасова «Зима».

3 этап

Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Продолжать учить дошкольников прорисовывать мелкие детали в рисунке, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя)

Закреплять умение смешивать краски в палитре для получения необходимых оттенков.

Развивать умение анализировать проделанную работу

4 этап

Организация выставки детских работ.

Выявить творческий потенциал воспитанников.



Предварительная работа по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью А.К. Саврасова «Зима»:

Таблица №14

блок

этапы

Предварительная работа

примечание

Пейзажная живопись

1 этап

- просмотр и составление описательных рассказов по репродукциям:

А)И.Э.Грабаль «Февральская глазурь»

К.Ф.Юон «Зимнее солнце», «Русская зима».

- И.И.Шишкин «На севере диком..» (см. приложение 4, стр.66)


-рассмотреть учебно-наглядное пособие Н.А.Курочкиной «Знакомство с пейзажной живописью»; энциклопедию « Шедевры русской живописи».(см. приложение 1, стр.35)


-предложить домашнее задание родителям – составить описательный рассказ по картине А.К.Саврасова «Зима».


-разучивание стихотворения из книги Трофимовой про пейзаж. (см. приложение 2, стр.63)

-рассмотреть наглядно-методическое пособие «Деревья в картинках», «Зима» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».


2 этап

Рассмотреть и провести беседу по картине А.К Саврасова «Зима»


3 этап

- рассмотреть наглядно – методическое пособие «Деревья в картинках», «Жилища» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»







Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с пейзажной живописью

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»:

Таблица №15

блок

этапы

структура

цель

Пейзажная живопись

1 этап

Составление описательных рассказов по картине А.К.Саврасов «Грачи прилетели»

Учить детей составлять небольшие рассказы - описания о содержании картины (пейзаж).

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников.

Обогащать эмоционально окрашенной лексикой (восхитительный, прекрасный), эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, галерея, экскурсовод).

Обратить внимание на композиционную выстроенность картины.

Учить выделять главный объект и давать описательную характеристику.

Учить художественному видению картины, стимулировать желание детей внимательно ее рассматривать.

2 этап

Составление наброска по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».


Закреплять умение детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения пейзажа.

Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение смешивать краски для получения необходимых оттенков.

3 этап

Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.

Закреплять умение дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью

(концом кисти, плашмя).

Развивать умение анализировать проделанную работу, используя в речи эмоционально окрашенную лексику.


4 этап

Организация выставки детских работ.

Выявить творческий потенциал воспитанников.





Предварительная работа по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью А.К.Саврасов «Грачи прилетели»:

Таблица №16

блок

этапы

Предварительная работа

примечание

Пейзажная живопись

1 этап

- наблюдение за весенними изменениями в природе, экскурсии в парк с целью наблюдения за весенним пейзажем.


-Рассматривание энциклопедии «Шедевры русской живописи» (см. приложение 1, стр.35)


учебно- методическое пособие «Дошкольникам о живописи» Т.Н.Дороновой; наглядно – методическое пособие «Деревья в картинках» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».


-Разучивания стихотворения о пейзаже из книги М.В.Трофимовой (см. приложение 2, стр.63); пение песен о весне.


- рассматривание и составление описательных рассказов по репродукциям:

1. «Март», «Весна. Большая вода» И.И.Левитана

2. «Грачи прилетели» А.К.Саврасов».(см. приложение 4, стр.66)



- домашние задание: составление описательного рассказа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».


2 этап

Рассмотреть и провести беседу по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».


3 этап

Рисование птиц, деревьев вне занятий.





  1. Мониторинг развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.


Мониторинг  развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использование методики И.В. Штанько

(диагностики уровня развития основ художественной культуры старшего дошкольника. Журнал «Управление дошкольным учреждением» №5, 2005, стр.73)


Критерии развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста

Таблица №17

№ П/П

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


1

3 балла

2 балла

1 балл

Формирование эстетического отношения к искусству и окружающему миру.


1

Проявляет устойчивый положительный интерес к эстетическим явлениям окружающей действительности и искусству.

Способен воспринимать эстетические явления в окружающей действительности и искусстве.

Эмоционально реагирует на некоторые эстетические явления (праздники, концерты, спектакли) и знакомые произведения искусства.

2

Дает эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей на основе представлений о «прекрасном» и «безобразном» в действительности и в искусстве.

Может давать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению с помощью наводящих вопросов педагога.

Затрудняется дать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей.

Основы художественных знаний.

1

Различает виды и жанры произведений изобразительного искусства

С помощью педагога называет вид и жанр произведений изобразительного искусства.

Не различает виды и жанры произведений, путает их.

2

Видит связь между главной идеей, содержанием произведения и его изобразительно-выразительными средствами.

Видит связь между главной идеей, содержанием произведения.

С помощью педагога определяет его выразительные средства.

Понимает главную мысль произведения, затрудняется определить связь между идеей, содержанием и его изобразительно-выразительными средствами.

3

Делает эстетические суждения о характере произведения искусства на основе образного анализа, используя в речи сравнения, эпитеты, образные выражения и некоторые искусствоведческие термины (форма, колорит, композиция, контраст).

По наводящим вопросам педагога рассказывает о характере и образных средствах выразительности произведения искусства.

Используя образные выражения, сравнения, затрудняется в использовании некоторых искусствоведческих терминов.

Затрудняется рассказать о характере произведения, или отвечает односложно.

4

Знает и называет профессии, связанные с искусством (художник, архитектор, композитор, писатель, поэт, художник-декоратор).

Называет некоторые профессии, связанные с искусством.

Путает профессии, связанные с искусством.

5

Имеет представления и может рассказать о действиях, с помощью которых воплощается художественный образ в разных видах искусства (рисовать, лепить, строить, возводить).

Имеет представления и различает действия, с помощью которых воплощается художественный образ в разных видах искусства.

Имеет представления о действиях, с помощью которых создаются произведения искусства, но не всегда верно называет их.

Художественно-эстетическая деятельность.

1

Использует знания, умения и навыки, полученные в различных видах художественной деятельности.

Владеет умениями и навыками исполнительской деятельности в различных видах художественно-эстетического творчества ( изобразительного, художественно – речевого).

Владеет некоторыми умениями и навыками исполнительской деятельности, но не во всех видах художественно-эстетического творчества.

2

Умеет выразить мысли, чувства, настроение языком различных видов искусства.

С помощью педагога отбирает средства выразительности для передачи чувств, настроений.

Затрудняется в отборе средств выразительности для передачи чувств и настроений.

Оценка уровня развития:

1 балл – недостаточно сформированы знания, умения, навыки

2 балла - соответствует возрасту

3 балла - превышает  норму знаний, умений и навыков

Основываясь на мониторинг  развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использование методики И.В. Штанько (диагностика уровня развития основ художественной культуры старшего дошкольника. Журнал «Управление дошкольным учреждением» №5, 2005, стр.73), был составлен:

Диагностический лист по определению уровня развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста

Таблица №18

раздел

 




ИТОГО

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г.

Формирование эстетического отношения к искусству и окружающему миру

1. Интерес к эстетическим явлениям окружающей действительности и искусству.

 

 

 

 

 

 

###

###

2. Эстетическая оценка окружающих явлений, предметов, поведения людей на основе представлений о "прекрасном" и "без образном" в действительности и в искусстве.

 

 

 

 

 

 

###

###

ИТОГ:

###

###

###

###

###

###

###

###

Основы  художественных знаний

1.Находит и различает виды и жанры произведений (художественной литературы, изобразительного искусства, музыки)

 

 

 

 

 

 

###

###

2. Виденье связи между главной идеей, содержанием произведения и его изобразительно-выразительными средствами.

 

 

 

 

 

 

###

###

3. Высказывать эстетическое  суждение о характере произведения искусства на основе образного анализа, использование в речи сравнений, эпитетов, образных выражений и искусствоведческих терминов (форма, колорит, контраст, композиция, ритм).

 

 

 

 

 

 

###

###

4. Знание профессий, связанных с искусством (художник, архитектор, скульптор, композитор, писатель, поэт, художник-декоратор).

 

 

 

 

 

 

###

###

5. Наличие представления и умения рассказывать о действиях с помощью которых воплощается художественный образ в разных видах искусства (рисовать, лепить, строить, возводить).

 

 

 

 

 

 

###

###

ИТОГ:

###

###

###

###

###

###

###

###

Художественно-эстетическая деятельность

1. Использование знаний, умений и навыков, полученных в различных видах художественной деятельности.

 

 

 

 

 

 

###

###

2. Умение выразить мысли, чувства, настроение языком различных видов искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Творческий подход дошкольника к изображаемому объекту.

 

 

 

 

 

 

###

###

ИТОГ:

###

###

###

###

###

###

###

###

ОБЩИЙ БАЛЛ:

###

###

###

###

###

###

###

###



7. Заключение:


Осуществив проблемный анализ, можно сделать вывод:

  1. Разработанная и реализованная система педагогических условий по раскрытию творческого потенциала по раскрытию творческого потенциала дошкольников, включающая в себя: ознакомление с портретной, пейзажной и натюрмортной живописью, со средствами выразительности в живописи, использование совместной деятельности с педагогами, родителями и детьми – эффективна.
  2. Данная система способствует повышению знаний детей о видах изобразительного искусства, умению высказывать суждения по картинам, эмоционально воспринимать художественный образ произведения, навыков композиционного построения.










8. Список литературы:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  2. Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/549430/
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 2007
  4. Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1978
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в датском саду: обучение и творчество. М.,1990.
  7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., М., Просвещение, 1976
  8. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., Просвещение, 1970
  9. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Санкт-Петербург,2001.
  10. Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью..Санкт-Петербург,2001.
  11. Курочкина Н.К. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Санкт-Петербург,2004.
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера, 2011
  13. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009
  14. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. Ярославль, «Академия наук», 1997.
  15. Чумичева Р.М., Дошкольникам о живописи. М.; П, 1992.
  16. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  17. Штанько И.В. Диагностики уровня развития основ художественной культуры старшего дошкольника Журнал «Управление дошкольным учреждением» №5, 2005, стр.73