Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида №57
Иркутская область, г. Ангарск, 95 квартал,
дом 21, а/я 1836,тел.:8(3955)672970
E-mail:mdou57angarsk@mail.ru
Разработала:
Серебренникова Светлана Сергеевна.
Руководитель
по изобразительной деятельности
1квалификационная категория
E-mail:serebrennikova-s@mail.ru
http://nsporlal.ru/node/130777
Ангарск, 2012
Каждый ребёнок — художник.
Вопрос в том, как остаться им,
когда вырастешь.
Пабло Пикассо
Детская изобразительная деятельность для дошкольников, при всем ее своеобразии, сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл (Н.П. Сакулина). Физиолог В.М. Бехтерев, искусствовед А.В. Бакушинский, психлоги Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухина, известные педагоги Г.В. Лабунский, Т.С Комарова, Т.Г. Казакова и многие этнографы исследовали данную проблему в своих трудах.
По определению Е.Н. Флериной, ценность детского рисунка заключается в искренности, эмоциональности, непосредственности выражения ребенком своих мыслей и чувств; содержательностью (рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе содержание); смелостью. Детский рисунок – это продукт его творчества.
По мнению Р.Н. Чумичевой – живопись является самым эффективным направлением, в котором можно раскрыть творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Живопись – это изобразительное искусство, создание художественных образов с помощью красок (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).
Ознакомление дошкольников с жанровой живописью позволяет сформировать у них: ценностные ориентации; интерес к общественной жизни и различным видам деятельности человека; к художественному творчеству; умение высказывать личностное отношение к изображаемым людям, предметам, природе; давать сравнительную оценку явлению, отраженном на полотне.
Рассматривая полотна картин великих художников, детей подводят к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.
С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщенные на основе анализа; сравнивать и объяснять; развивать внутреннюю речь. Суждение ребенка выступает показателем того, насколько он понял содержание произведения.
Приобщая детей к живописи, как виду искусства, необходимо учитывать особенности словаря, связной речи ребенка, чуткость его к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.
На занятиях по изобразительному искусству целесообразно использовать средства выразительности поэзии: образные сравнения; слова, обозначающие нравственные качества с композиционным построением картины и ее колоритом.
При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.
Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.
С технической стороны ребенку сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.
При составлении рассказов по картинам пейзажной, натюрмортной и портретной живописи дошкольникам испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.
Исходя их актуальности, была определена
цель профессиональной деятельности:
Разработать систему педагогических условий в ДОУ, способствующих раскрытию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с различными видами живописи.
Сформулирована гипотеза:
Раскрытию творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста способствует система педагогических условий, включающая в себя:
- знакомство с портретной, пейзажной и натюрмортной живописью;
- ознакомление детей со средствами выразительности в живописи;
- использование занятий комбинированного типа при ознакомлении с живописью;
- включение педагогов, родителей и субъектов социального партнерства в предшествующую работу с детьми;
Задачи профессиональной деятельности:
Таблица №1
этап |
задачи |
Подготовительный |
Изучить научно-методическую литературу по заявленной теме. |
Основной |
Разработать перспективный план работы включающий в себя: -цикл комбинированных занятий; -предварительную работу для педагогов групп, родителей и субъектов социального партнерства; -подбор наглядно-демонстративного и дидактического материала, репродукций живописи и аудио-видеотеки по шедеврам классической музыки и живописи; -презентовать начальный опыт работы; -обобщить опыт работы; |
Заключительный |
Скорректировать работу с дошкольниками с учетом диагностических показаний |
Цель работы с детьми:
Раскрыть творческие способности и формировать эмоционально-целостного опыта восприятия живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Методологические основу работы - составили авторские программы, разработки таких авторов как: Н.А. Курочкиной, в которых она раскрывает основы ознакомления дошкольников с пейзажной, натюрмортной и портретной живописью; работы
Н.В. Трофимовой – основы подготовки предварительной работы по развитию чувства цвета, навыков композиционного расположения рисунка у дошкольников; Р.М. Чумичевой – методика ознакомления дошкольников с пейзажной живописью; Т.А. Копцевой, блочное планирование занятий по пейзажной и портретной живописи; Л.В. Компанцевой - обучение дошкольников составлению описательных рассказов по пейзажной живописи; Т.Н. Дороновой– перспективное планирование по изобразительной деятельности.
В основные направления работы вошло знакомство детей с пейзажной, портретной и натюрмортной живописью.
Таблица№2
Основные направления творческой работы с дошкольниками:
Знакомство с:
По определению Курочкиной Н.А., пейзажная живопись – это не просто изображение общих свойств и естественных закономерностей природы, но и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника, как представителя определенной эпохи.
Натюрмортная живопись – это картина, на которой изображены различные предметы обихода, а также фрукты, овощи, цветы, дичь и т.д.. (Страхов Л.Л)
Портретная живопись, по определению Страхова Л.Л., - это картины, на которых воссоздается облик определенных людей.
Этапы работы совместной деятельности с дошкольниками и педагогами ДОУ, предварительная работа по подготовке к совместной деятельности.
Этапы работы совместной деятельности с дошкольниками и педагогами ДОУ:
Предварительная работа по подготовке к совместной деятельности:
Цель предварительной работы: привлечь педагогов и родителей к активному партнерству, вызвать желание помочь детям в раскрытии творческого потенциала.
Таблица №3
Работа родителей с детьми: |
Работа воспитателей с воспитанниками: |
Работа руководителя по изобразительной деятельности: |
- Поиск информации о картине, художнике. - Рассматривание картины с ребенком. - Составление рассказа по картине вместе с ребенком (передача чувственного опыта, настроения, эмоционального отношения к героям). |
- Проведение дидактических игр; игровых упражнений. - Разучивание стихотворений о жанрах живописи. - Наблюдение за изменениями в природе; поведением людей. |
- Составление с детьми описательных рассказов по картинам разных жанров живописи. - Рисование отдельных элементов картины вне занятий. - Рассматривание наглядно – методических пособий, энциклопедий. - Посещение выставок, галерей |
Методы и приёмы ознакомление детей с живописью:
Таблица №4
№ |
Методы и приемы |
определение |
1 |
Пояснение |
- широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете |
2 |
Сравнение |
- повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение. |
3 |
Акцентирование деталей |
- усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части. |
4 |
Метод вызывания адекватных эмоций. |
Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение. |
5 |
Тактильно-чувственный метод. |
Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода - вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность. |
6 |
Приём "вхождении" в картину |
- детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение. |
7 |
Метод музыкального сопровождения |
- звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя. |
8 |
Игровые приёмы. |
-подбор разнообразных дидактических игр. |
Одним из условий раскрытия творческого потенциала у детей является знакомство со средствами выразительности живописи, что помогает дошкольникам передавать и выражать производимое впечатление, мысли и настроение (см. таблицу№2)
Таблица №5
Средства выразительности живописи
Принципы отбора картин для детей дошкольного возраста
(по Н.А. Курочкиной)
Таблица №6
№ |
принципы |
1 |
Произведения должны быть высокохудожественными по содержанию, и по форме выражения («согреты теплотой чувств и ознаменованы большею или меньшею степенью истинного таланта»). |
2 |
Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста. |
3 |
Художественные образы картин должны быть понятны ребенку 4-7 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие, вызывать живой отклик, ассоциации и интерес. |
4 |
Картины должны быть разнообразны по содержанию и по средствам выразительности. |
5 |
Учет принципа сезонности и краеведения (ребенок сначала работает, затем рассматривает). |
Вид живописи |
Старшая группа (5-6лет) |
Количество |
Подготовительная группа (6-7 лет) |
Количество |
тематика |
тематика |
|||
Пейзажная живопись |
Рисование осеннего пейзажа «Осенние напевы»И.И.Шишкин «На севере диком»Рисование весеннего пейзажа «К нам весна шагает…» |
111 |
И.И.Левитан «Золотая осень»А.К. Саврасов «Зима»А.К. Саврасов «Грачи прилетели» |
111 |
Натюрмортная живопись |
Рисование натюрморта с натуры |
1 |
Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»И.В. Волков «натюрморт в сиреневом» |
11 |
Портретная живопись |
Рисование портрета мамыРисование портрета папы |
11 |
И.К. Крамской «Неизвестная»Рисование портрета своей любимой воспитательницыРисование портрета «Моя семья» |
111 |
Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками:
блок |
этапы |
структура |
цель |
Жанр живописи |
1 этап |
Занятие по рассматриванию и составлению описательного рассказа по картине (жанр живописи). |
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании картины (портрет). Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая, перламутровые), эстетическими и искусствоведческими терминами (портрет, галерея). Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ портрета. |
2 этап |
Занятие по составлению наброска простым карандашом, в соответствии с тематикой картины. |
Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения портрета. Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение наносить легкий контур простым карандашом. Вызвать желание передавать основной сюжет картины. |
|
3 этап |
Занятие по завершению работы с передачей эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту, посредством отражения эмоций, чувств, через рисунок и составление рассказов. |
Учить дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя). Закреплять умение смешивать краски для получения необходимых оттенков. Воспитывать умение анализировать проделанную работу. |
|
4 этап |
Организация выставки детских работ. |
Выявить творческий потенциал воспитанников. |
Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с пейзажной живописью
Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Таблица №9
блок |
этапы |
структура |
цель |
Пейзажная живопись |
1 этап |
Составление описательных рассказов по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» |
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании картины (натюрморт). Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (душистый, ароматный, бархатный), эстетическими и искусствоведческими терминами (натюрморт, полотно, репродукция, галерея). Учить составлять натюрморт из предложенных муляжей фруктов и овощей. |
2 этап |
Составление наброска по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» |
Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения портрета. Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение наносить легкий контур простым карандашом. Вызвать желание передавать основной сюжет картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» |
|
3 этап |
Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту. |
Учить дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя). Закреплять умение смешивать краски для получения необходимых оттенков. Воспитывать умение анализировать проделанную работу. |
|
4 этап |
Организация выставки детских работ. |
Выявить творческий потенциал воспитанников. |
Предварительная работа по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»
Таблица №10
блок |
этапы |
Предварительная работа |
примечание |
Пейзажная живопись |
1 этап |
Проведение дидактических игр: - «Чудесный мешочек». - «Составь натюрморт» (см. приложение 1, стр.35) Рассматривание энциклопедии «Шедевры русской живописи»; учебно- методическое пособие «Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Дороновой. (см. приложение 1, стр.35) -Разучивания стихотворения о натюрморте из книги М.В Трофимовой; (см. приложение 2, стр.63) - составление натюрморта из предложенных муляжей; (см. приложение 1, стр.35) - рассматривание и составление описательных рассказов по репродукциям: 1. «Натюрморт с васильками» С.В. Чехонин. 2. «Цветы» П.С. Уткин 3. «Натюрморт с попугаем» Н.С. Третьяков (см. приложение 4, стр.66) - домашние задание: составление описательного рассказа по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». |
|
2 этап |
Рассмотреть и провести беседу по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» |
||
3 этап |
Рассмотреть наглядно – методическое пособие «Птицы», «Садовые цветы», «Насекомые» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» |
Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с портретной живописью
И.К. Крамского «Неизвестная»:
Таблица №11
блок |
этапы |
структура |
цель |
Портретная живопись |
1 этап |
Составление описательных рассказов по картине И.Н.Крамского «Неизвестная» |
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о содержании картины (портрет). Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников, обогащая эмоционально окрашенной лексикой (румяная, мечтательная, задумчивая, перламутровые), эстетическими и искусствоведческими терминами (портрет, галерея). Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ портрета. |
2 этап |
Составление наброска по картине И.Н. Крамского «Неизвестная» |
Закреплять умение детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения портрета. Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение смешивать краски для получения необходимых оттенков. Вызвать желание передавать основной сюжет картины И.Н.Крамского «Неизвестная». |
|
3 этап |
3 этап. Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту. |
Закреплять умение дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя). Развивать умение анализировать проделанную работу, используя в речи эмоционально окрашенную лексику. |
|
4 этап |
Организация выставки детских работ. |
Выявить творческий потенциал воспитанников. |
Предварительная работа по ознакомлению дошкольников с портретной живописью И.К. Крамского «Неизвестная»:
Таблица №12
блок |
этапы |
Предварительная работа |
примечание |
Портретная живопись |
1 этап |
Проведение дидактических игр: - «Узнай по профилю». - «Найди недостаток в портрете» -Рассматривание энциклопедии «Шедевры русской живописи»; (см. приложение 1, стр.35) учебно- методическое пособие «Дошкольникам об искусстве» Т.Н.Дороновой. (см. приложение 1, стр.35) -Разучивания стихотворения о портрете из книги М.В.Трофимовой. (см. приложение 2, стр.63) - рассматривание и составление описательных рассказов по репродукциям: 1. «На солнце» И.Е.Репин 2. «Портрет О.А.Рюминой» 3. «Девочка с персиками» В.А.Серов. (см. приложение 4, стр.66) - домашние задание: составление описательного рассказа по картине И.Н.Крамского «Неизвестная». |
|
2 этап |
Рассмотреть и провести беседу по картине И.Н.Крамского «Неизвестная». |
||
3 этап |
Провести игровое упражнение с моделью лица; упражнения со схемами настроения. Рисование лица человека цветными карандашами вне занятий. (см. приложение 1, стр.44) |
Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с пейзажной живописью
А.К. Саврасова «Зима»:
Таблица №13
блок |
этапы |
структура |
цель |
Пейзажная живопись |
1 этап |
Составление описательных рассказов по картине А.К Саврасова «Зима» |
Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (пейзаж). Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый), эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция). Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. |
2 этап |
Составление наброска по картине А.К Саврасова «Зима» |
Продолжать учить детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения. Закреплять умение детей тонировать лист акварелью в одном направлении; умение наносить легкий контур простым карандашом Вызвать желание передавать основной сюжет картины А.К.Саврасова «Зима». |
|
3 этап |
Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту. |
Продолжать учить дошкольников прорисовывать мелкие детали в рисунке, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя) Закреплять умение смешивать краски в палитре для получения необходимых оттенков. Развивать умение анализировать проделанную работу |
|
4 этап |
Организация выставки детских работ. |
Выявить творческий потенциал воспитанников. |
Предварительная работа по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью А.К. Саврасова «Зима»:
Таблица №14
блок |
этапы |
Предварительная работа |
примечание |
Пейзажная живопись |
1 этап |
- просмотр и составление описательных рассказов по репродукциям: А)И.Э.Грабаль «Февральская глазурь» К.Ф.Юон «Зимнее солнце», «Русская зима». - И.И.Шишкин «На севере диком..» (см. приложение 4, стр.66) -рассмотреть учебно-наглядное пособие Н.А.Курочкиной «Знакомство с пейзажной живописью»; энциклопедию « Шедевры русской живописи».(см. приложение 1, стр.35) -предложить домашнее задание родителям – составить описательный рассказ по картине А.К.Саврасова «Зима». -разучивание стихотворения из книги Трофимовой про пейзаж. (см. приложение 2, стр.63) -рассмотреть наглядно-методическое пособие «Деревья в картинках», «Зима» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». |
|
2 этап |
Рассмотреть и провести беседу по картине А.К Саврасова «Зима» |
||
3 этап |
- рассмотреть наглядно – методическое пособие «Деревья в картинках», «Жилища» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» |
Структура блочного планирования совместной деятельности с дошкольниками по ознакомлению с пейзажной живописью
А.К.Саврасов «Грачи прилетели»:
Таблица №15
блок |
этапы |
структура |
цель |
Пейзажная живопись |
1 этап |
Составление описательных рассказов по картине А.К.Саврасов «Грачи прилетели» |
Учить детей составлять небольшие рассказы - описания о содержании картины (пейзаж). Совершенствовать монологическую и диалогическую речь дошкольников. Обогащать эмоционально окрашенной лексикой (восхитительный, прекрасный), эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, галерея, экскурсовод). Обратить внимание на композиционную выстроенность картины. Учить выделять главный объект и давать описательную характеристику. Учить художественному видению картины, стимулировать желание детей внимательно ее рассматривать. |
2 этап |
Составление наброска по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели». |
Закреплять умение детей делать предварительный набросок рисунка простым карандашом, соблюдая алгоритм последовательности изображения пейзажа. Закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью; умение смешивать краски для получения необходимых оттенков. |
|
3 этап |
Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту. |
Закреплять умение дошкольников прорисовывать мелкие детали, используя разные приемы рисования кистью (концом кисти, плашмя). Развивать умение анализировать проделанную работу, используя в речи эмоционально окрашенную лексику. |
|
4 этап |
Организация выставки детских работ. |
Выявить творческий потенциал воспитанников. |
Предварительная работа по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью А.К.Саврасов «Грачи прилетели»:
Таблица №16
блок |
этапы |
Предварительная работа |
примечание |
Пейзажная живопись |
1 этап |
- наблюдение за весенними изменениями в природе, экскурсии в парк с целью наблюдения за весенним пейзажем. -Рассматривание энциклопедии «Шедевры русской живописи» (см. приложение 1, стр.35) учебно- методическое пособие «Дошкольникам о живописи» Т.Н.Дороновой; наглядно – методическое пособие «Деревья в картинках» из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». -Разучивания стихотворения о пейзаже из книги М.В.Трофимовой (см. приложение 2, стр.63); пение песен о весне. - рассматривание и составление описательных рассказов по репродукциям: 1. «Март», «Весна. Большая вода» И.И.Левитана 2. «Грачи прилетели» А.К.Саврасов».(см. приложение 4, стр.66) - домашние задание: составление описательного рассказа по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели». |
|
2 этап |
Рассмотреть и провести беседу по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели». |
||
3 этап |
Рисование птиц, деревьев вне занятий. |
Мониторинг развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использование методики И.В. Штанько
(диагностики уровня развития основ художественной культуры старшего дошкольника. Журнал «Управление дошкольным учреждением» №5, 2005, стр.73)
Критерии развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста
Таблица №17
№ П/П |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
1 |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|
Формирование эстетического отношения к искусству и окружающему миру. |
||||
1 |
Проявляет устойчивый положительный интерес к эстетическим явлениям окружающей действительности и искусству. |
Способен воспринимать эстетические явления в окружающей действительности и искусстве. |
Эмоционально реагирует на некоторые эстетические явления (праздники, концерты, спектакли) и знакомые произведения искусства. |
|
2 |
Дает эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей на основе представлений о «прекрасном» и «безобразном» в действительности и в искусстве. |
Может давать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению с помощью наводящих вопросов педагога. |
Затрудняется дать эстетическую оценку окружающим явлениям, предметам, поведению людей. |
|
Основы художественных знаний. |
||||
1 |
Различает виды и жанры произведений изобразительного искусства |
С помощью педагога называет вид и жанр произведений изобразительного искусства. |
Не различает виды и жанры произведений, путает их. |
|
2 |
Видит связь между главной идеей, содержанием произведения и его изобразительно-выразительными средствами. |
Видит связь между главной идеей, содержанием произведения. С помощью педагога определяет его выразительные средства. |
Понимает главную мысль произведения, затрудняется определить связь между идеей, содержанием и его изобразительно-выразительными средствами. |
|
3 |
Делает эстетические суждения о характере произведения искусства на основе образного анализа, используя в речи сравнения, эпитеты, образные выражения и некоторые искусствоведческие термины (форма, колорит, композиция, контраст). |
По наводящим вопросам педагога рассказывает о характере и образных средствах выразительности произведения искусства. Используя образные выражения, сравнения, затрудняется в использовании некоторых искусствоведческих терминов. |
Затрудняется рассказать о характере произведения, или отвечает односложно. |
|
4 |
Знает и называет профессии, связанные с искусством (художник, архитектор, композитор, писатель, поэт, художник-декоратор). |
Называет некоторые профессии, связанные с искусством. |
Путает профессии, связанные с искусством. |
|
5 |
Имеет представления и может рассказать о действиях, с помощью которых воплощается художественный образ в разных видах искусства (рисовать, лепить, строить, возводить). |
Имеет представления и различает действия, с помощью которых воплощается художественный образ в разных видах искусства. |
Имеет представления о действиях, с помощью которых создаются произведения искусства, но не всегда верно называет их. |
|
Художественно-эстетическая деятельность. |
||||
1 |
Использует знания, умения и навыки, полученные в различных видах художественной деятельности. |
Владеет умениями и навыками исполнительской деятельности в различных видах художественно-эстетического творчества ( изобразительного, художественно – речевого). |
Владеет некоторыми умениями и навыками исполнительской деятельности, но не во всех видах художественно-эстетического творчества. |
|
2 |
Умеет выразить мысли, чувства, настроение языком различных видов искусства. |
С помощью педагога отбирает средства выразительности для передачи чувств, настроений. |
Затрудняется в отборе средств выразительности для передачи чувств и настроений. |
Оценка уровня развития:
1 балл – недостаточно сформированы знания, умения, навыки
2 балла - соответствует возрасту
3 балла - превышает норму знаний, умений и навыков
Основываясь на мониторинг развития уровня творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использование методики И.В. Штанько (диагностика уровня развития основ художественной культуры старшего дошкольника. Журнал «Управление дошкольным учреждением» №5, 2005, стр.73), был составлен:
Диагностический лист по определению уровня развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста
Таблица №18
раздел |
|
ИТОГО |
|||||||
н.г |
к.г |
н.г |
к.г |
н.г |
к.г |
н.г |
к.г. |
||
Формирование эстетического отношения к искусству и окружающему миру |
1. Интерес к эстетическим явлениям окружающей действительности и искусству. |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
2. Эстетическая оценка окружающих явлений, предметов, поведения людей на основе представлений о "прекрасном" и "без образном" в действительности и в искусстве. |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
|
ИТОГ: |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
|
Основы художественных знаний |
1.Находит и различает виды и жанры произведений (художественной литературы, изобразительного искусства, музыки) |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
2. Виденье связи между главной идеей, содержанием произведения и его изобразительно-выразительными средствами. |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
|
3. Высказывать эстетическое суждение о характере произведения искусства на основе образного анализа, использование в речи сравнений, эпитетов, образных выражений и искусствоведческих терминов (форма, колорит, контраст, композиция, ритм). |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
|
4. Знание профессий, связанных с искусством (художник, архитектор, скульптор, композитор, писатель, поэт, художник-декоратор). |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
|
5. Наличие представления и умения рассказывать о действиях с помощью которых воплощается художественный образ в разных видах искусства (рисовать, лепить, строить, возводить). |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
|
ИТОГ: |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
|
Художественно-эстетическая деятельность |
1. Использование знаний, умений и навыков, полученных в различных видах художественной деятельности. |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
2. Умение выразить мысли, чувства, настроение языком различных видов искусства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Творческий подход дошкольника к изображаемому объекту. |
|
|
|
|
|
|
### |
### |
|
ИТОГ: |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
|
ОБЩИЙ БАЛЛ: |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
### |
7. Заключение:
Осуществив проблемный анализ, можно сделать вывод:
8. Список литературы: