Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Образование высшее, окончила Томский государственный педагогический университет (историко -филологический факультет) в 2011 году, специальность «Учитель истории».
Стаж педагогической работы – 9 лет.
Высшая категория присвоена 28. 12. 2012 г.
Преподавемые предметы - история, обществознание.
На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах. Разрабатывая образовательную программу школы, наш коллектив опирался на те задачи, которые были поставлены в Концепции модернизации российского образования. Главные цели, заявленные в ней, заключаются в том, чтобы компенсировать социокультурную изолированность сельской школы, преодолеть ограниченные возможности предоставления образовательных услуг, создать такую модель образования, в которой смогут найти себе место дети с разной подготовленностью и разными интересами.
Ставя перед собой задачи, обозначенные выше, наш коллектив стремится достичь следующих целей:
Цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с деятельностью образовательного учреждения. Я работаю над следующими проблемами:
В рамках реализации Программы осуществляю:
Несколько слов о том, какие проблемы удалось решить в межаттестационный период. Отработав в школе несколько лет, в определенный момент я осознала необходимость изменения собственной системы преподавания. Более того, в будущем российская система образования перейдет на стандарты второго поколения. От двухкомпонентного состава стандарта, мы перейдем к другой структуре. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты». Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы будем иметь дело с операционными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.
Определенный период времени я работала исключительно в рамках традиционных методов. Это, прежде всего, методы устного изложения материала, предполагающие усвоение учебного материала, его запоминание и воспроизведение при контроле со стороны учителя. В моем случае это выглядело вполне привлекательно: положительные отзывы детей, родителей; репутация учителя, умеющего интересно, увлекательно, в доступной форме «рассказывать урок». Со временем чувство удовлетворения от уроков стало уменьшаться, поскольку долгосрочного качественного образовательного эффекта не было: проходило время, а учащиеся забывали «простые вещи» (понятия, даты, факты,...), не могли ими оперировать. Это противоречие между внешней эффектностью и низкой эффективностью невольно поставило меня перед вечными вопросами: кто виноват? и что делать?
Для меня самым трудным оказался поиск ответа на первый вопрос, точнее не поиск, а осознание, принятие единственного ответа - проблема во мне самой. Дети априори не виноваты, ответственность всегда лежит на взрослых. В моем случае, даже при желании, вину на детей возложить было бы невозможно. Ведь на уроках, в большинстве случаев, ребята с интересом, «огоньком в глазах» работали, слушали учителя. Просто их активность носила исключительно репродуктивный характер, т.е. в традиционном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности.
Анализ проблем и затруднений привел к поиску ответа на второй вопрос: Что делать? Поиск таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают сделать каждого школьника (слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться) участником, субъектом урока.
Изучение методической литературы, педагогического опыта коллег показало, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого, что и побудило меня к использованию активных методов обучения. Эти методы направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся посредством выполнения творческих, поисковых, проблемных заданий; диалога с преподавателем, взаимодействие обучающихся друг с другом. Моей главной целью в межаттестационный период было - поиск, изучение, овладение активными методами обучения.
За период, прошедший после последней аттестации, удалось решить следующее:
Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно – методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, созданием банка разноуровневых заданий по каждому классу, по каждой теме. Для осуществления педагогической деятельности и реализации поставленной цели и задач обучения в школе созданы необходимые условие: имеется два мультимедийных кабинета оборудованных интерактивными досками, мультимедийными проекторами, Интернет. Я достаточно хорошо владею компьютерными программами: Power Point, Word, Exel, в настоящее время осваиваю новую программу Prezi, для создания «летающих» презентаций. В кабинете истории есть исторические карты, иллюстрированный материал, таблицы, схемы (так же в электронном виде).
По истории и обществознанию я работаю по УМК издательства «Русское слово», «Просвещение». Основанием для выбора послужило наличие разработанных программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов. Учебно – методический комплекс отвечает следующим требованием:
Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе. Используя в работе данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями учащихся, добиваюсь положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития обучающихся.
История |
Кл. |
Учебник |
Программа |
История |
5 |
Ф.А.Михайловский История древнего мира. 5класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2010г. |
Программа курса "История древнего мира" 5кл.авт.Ф.А.Михайловский Изд-во"Русское слово"2010г 68/2ч |
История |
6 |
А.М.Бойцов, Р.Г.Шукуров. История средних веков.6класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Русское слово», 2010г. |
Программа курса «История средних веков» 6класс, А.Н.Бойцов, Н.Г.Петрова. Изд-во "Русское слово" 2010г. 28/2ч |
История России |
6 |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «История России. С древнейших времён до конца XVI века», 6 класс, 2010г. |
Программа по истории России, автор А.А. Данилов, 6 – 9 класс |
История |
7 |
Новая история, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, 7 класс М.: «Русское слово», 2010г. |
Программа Юдовской А.Я, Ванюшкиной Л.М «Новая история .7-8 классы» |
История России |
7 |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 7 класс. «Просвещение», 2010г. |
Программа по истории России, автор А.А. Данилов, 6 – 9 класс |
История |
8 |
Новая история, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, 8 класс М.: «Русское слово», 2010г. |
Программа Юдовской А.Я, Ванюшкиной Л.М «Новая история .7-8 классы» |
История России |
8 |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, История России XIX век, Просвещение, 2010 г. |
Программа по истории России, автор А.А. Данилов, 6 – 9 класс |
История России Новейшая история |
9 |
История России XX, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2010 г. Новейшая история 20 век, М.В. Загладин. |
Программа курса "Новейшая история". М.В.Загладин, М.: «Русское слово» 2007г. Программа "История Отечества 20в" С.И.Козленко, Н.В.Загладин. М.: "Русское слово", 2010г. |
История |
10 |
Н.В. Загладин. «Всемирная история» Учебник для 10кл. общеобразовательных учреждений. М., Русское слово. 2010г. |
Н.В.Загладин, С.И.Козленко. Программа «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до наших дней» М., «Русское слово» 2010г. |
История |
11 |
Л. М.Алексашина, Н.А. Данилов и др. История Отечества и мира XXв – начало XXI века: Учебник для 11класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 2011г. |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Программы общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы. М., «Просвещение», 2008. |
Обществознание |
6 |
А.И.Кравченко. Обществознание. 6класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Русское слово», 2010г |
Программа "Обществознание". А.И. Кравченко. М.: "Русское слово" 2010г. 34/1ч. |
Обществознание |
7 |
А.И.Кравченко. Обществознание. 6класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Русское слово», 2010г |
Программа "Обществознание". А.И. Кравченко. М.: "Русское слово" 2010г. 34/1ч. |
Обществознание |
8 |
А.И.Кравченко. Обществознание. 8класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Русское слово», 2010г |
Программа "Обществознание". А.И. Кравченко. М.: "Русское слово" 2010г. 34/1ч. |
Обществознание |
9 |
А.И.Кравченко. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Русское слово», 2010г |
Программа "Обществознание". А.И.Кравченко. М.: "Русское слово" 2010г. 34/1ч. |
Обществознание |
10 |
А.И.Кравченко «Обществознание» Учебник для 10кл. общеобразовательных учреждений. М.,Русское слово. 2011г. |
«Обществознание» Программа курса 10-11кл.А.И.Кравченко. М.,Русское слово. 2011г. |
Обществознание |
11 |
А.И.Кравченко «Обществознание» Учебник для 11кл. общеобразовательных учреждений. М.,Русское слово. 2010г. |
«Обществознание» Программа курса 10-11кл.А.И.Кравченко. М.,Русское слово. 2010г. |
В своей педагогической деятельности я использую модифицированные, составленные, на основе вышеперечисленных программ в таблице, и авторские программы по отдельным курсам.
Авторские программы (См. Приложение)
Класс |
Название курса |
5 |
Разработана Программа курса «История Сибири» |
10 - 11 |
Разработана Программа курса «История в лицах» |
11 |
Разработана Программа курса «Право» |
Отзывы методических служб ТОИПКРО о Программах см. в Приложении.
Описание используемых в работе образовательных технологий и методик, целей и результатов их применения
Для реализации целей и задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные образовательные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, кода дети не просто воспринимают учебный материал, а являются активными участниками образовательного процесса.
№ |
Современные образовательные технологии |
Цель использований технологий и (или) методик |
Результат использование технологий и (или) методик |
1 |
Реализация компетентностного подхода |
Развитие познавательной деятельности, коммуникативных умений, навыков, творческих способностей, формирование интереса к предмету |
Обучающиеся умеют самостоятельно работать в группах, находить нужную информацию из разных источников, умеют решать поставленные учителем задачи |
2 |
Личностно - ориентированное обучение |
Создание оптимальных условий для эффективного развития каждого учащегося в овладении коммуникативной компетенции |
Положительная динамика качественной успеваемости учащихся, увеличение кол-ва участников олимпиад и конкурсов разного уровня |
3 |
Информационно – коммуникационные технологии |
Расширение информационных возможностей образовательного процесса, овладение компетенциями использования информационного пространства |
Освоение школьниками ИКТ на уроках истории и обществознания. Повышение эффективности урочной и внеурочной деятельности |
4 |
Проектная технология |
Создание условий для развития самостоятельности обучающихся в решении познавательных и практических задач |
Положительная динамика развития проектно – исследовательских навыков у учащихся, увеличение участников проектной деятельности |
5 |
Здоровьесберегающие технологии |
Формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни |
Удовлетворенность обучающимися и родителями условиями обучения, уровень комфортности на уроке возрастает. Выявлен рост положительной мотивации учеников |
6 |
Дистанционное обучение |
создание образовательного пространства; формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности; развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения |
расширение коммуникативной сферы учеников и педагогов; проявление своих способностей к созиданию, реализация потребности фантазировать, придумывать, творить; решение психологических проблем обучающихся |
7 |
Блочно - модульная технология |
|
Положительная динамика качественной успеваемости учащихся |
Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, но в первую очередь Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Для этого изучаю работы многих психологов-практиков (М. Литвак, О. Гадецкий). Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Успехом в этом считаю повышение собственной стрессоустойчивости, развитие умений адекватно оценивать ситуации, принимать решения в сложных ситуациях, брать на себя ответственность за принятие непопулярных решений, а также готовность к постоянным переменам в стране вообще и в образовании в частности.
Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через чтение книг, газет, ресурсов глобальной сети. Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника.
Использование вышеперечисленных технологий позволяет добиться определенных результатов моей педагогической деятельности в урочной и внеурочной деятельности.
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся:
Форма мероприятия |
год |
уровень |
класс |
кол - во |
Результат |
Конференция «Первые шаги» |
2011 -2012 |
Муниципальный |
4 |
1 |
Грамота участника Колесникова Виктория |
Конференция «Новый интеллект» |
2011 - 2012 |
Муниципальный |
7 |
1 |
Суханова Виктория – 1 место |
Конференция краеведческая |
2011 - 2012 |
Муниципальный |
7 |
1 |
Суханова Виктория – 2 место |
Конференция краеведческая |
2011 - 2012 |
Окружной |
7 |
1 |
Суханова Виктория - лауреат |
Конкурс «Сибирь, земля моя бескрайняя» |
2011 - 2012 |
Региональный |
8 |
1 |
Верхотурцев Сергей – 2 место |
Конференция «Язык, как средство коммуникации» |
2011 - 2012 |
Региональный |
8 |
1 |
Суханова Виктория – 1 место |
Конференция Кирилло – Мефодиевские чтения |
2012 |
Региональный |
10 |
1 |
Участие |
Проект макета "Оборона Брестской крепости" |
2010 - 2011 |
Муниципальный |
6 |
10 |
1 место (Верхотурцев Сергей, Зайцев Николай, Соломина Татьяна, Ломов Дмитрий, Висков Александр, Горшков Савелий, Харкевич Сергей) |
Проект стенда "Отечественная война 1812 года" |
2011 -2012 |
Муниципальный |
11 |
7 |
1 место (Горкольцева Татьяна, Алибекова Жанна, Гынгазова Кристина, Головкова Анастасия, Жаркова Екатерина, Божкова Ирина, Корнелаева Ирина) |
Проект «Инструменты Древней Руси» |
2010 -2011 |
Муниципальный |
7 |
1 |
Суханова Виктория – 3место |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию и истории России |
2013 |
Муниципальный |
9, 11 |
2 |
Участие Зайцев Николай Смирнова Анжела |
Конкурс «Основы предпринимательской деятельности» |
2013 |
Муниципальный |
9 |
4 |
Участие Михтиев Угур Верхотурцев Сергей Соломина Татьяна Зайцев Николай |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по истории России |
2014 |
Муниципальный |
7,9, 10 |
3 |
Участие Зайцев Николай Афонченко Люба Труханенко Кристина |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по обществознанию и |
2014 |
Муниципальный |
9, 10 |
2 |
Участие Абдуллаев Тайфун Зайцев Николай |
Итоги результатов ГИА и ЕГЭ:
Ф.И. |
Класс |
предмет |
Учебный год |
Кол – во баллов |
ГИА |
||||
Протасова Л. |
9 |
Обществознание |
2010 – 2011 |
15 |
Абдуллаева Ж. |
9 |
Обществознание |
2010 – 2011 |
26 |
Смирнова А. |
9 |
Обществознание |
2010 – 2011 |
21 |
Сутягина А. |
9 |
Обществознание |
2010 – 2011 |
32 |
Онскуль П. |
9 |
Обществознание |
2010 - 2011 |
22 |
Мехтиева К. |
9 |
Обществознание |
2010 - 2011 |
14 |
Базарова А. |
9 |
Обществознание |
2010 - 2011 |
13 |
ГИА |
||||
Сутягина А. |
9 |
История |
2010 – 2011 |
28 |
Онскуль П. |
9 |
История |
2010 - 2011 |
14 |
ГИА |
||||
Соломина Е. |
9 |
Обществознание |
2011 - 2012 |
28 |
Ромашенькина В |
9 |
Обществознание |
2011 - 2012 |
24 |
ГИА |
||||
Зайцев Н. |
9 |
Обществознание |
2012 - 2013 |
29 |
Михтиев У. |
9 |
Обществознание |
2012 -2013 |
32 |
ЕГЭ |
||||
Дундарева О. |
11 |
Обществознание |
2010 - 2011 |
57 |
Сурикова В. |
11 |
Обществознание |
2010-2011 |
61 |
ЕГЭ |
||||
Алибекова Ж. |
11 |
Обществознание |
2011 - 2012 |
55 |
Божкова И. |
11 |
Обществознание |
2011 - 2012 |
58 |
Головкова А. |
11 |
Обществознание |
2011 - 2012 |
49 |
Горкольцева Т. |
11 |
Обществознание |
2011- 2012 |
70 |
Гынгазова К. |
11 |
Обществознание |
2011 - 2012 |
43 |
Корнелаева И. |
11 |
Обществознание |
2011 - 2012 |
41 |
ЕГЭ |
||||
Горкольцева Т |
11 |
История |
2011 - 2012 |
70 |
ЕГЭ |
||||
Абдуллаева Жанна |
11 |
Обществознание |
2012 - 2013 |
57 |
Базарова Анна |
11 |
Обществознание |
2012 - 2013 |
46 |
Смирнова Анжела |
11 |
Обществознание |
2012 - 2013 |
49 |
Сутягина Анна |
11 |
Обществознание |
2012 - 2013 |
56 |
Считаю, что современный учитель должен постоянно повышать свой профессионализм, участвуя в различных конкурсах, проектах, не бояться представить свой опыт на оценку коллег.
Выступления:
Публикации
№ |
Год публикации |
Название |
Уровень |
Документ |
1 |
2014 |
Формирование ключевых компетенций на уроках истории |
Всероссийский |
Свидетельство серия 53873-31762 |
Для решения поставленных задач постоянно повышаю уровень своей квалификации через курсы повышения квалификации:
Сведения о повышении квалификации в межаттестационный период:
№ |
Год прохождения |
Название курсов, семинаров |
Кол-во часов |
Документ |
1 |
2012 |
Обучение на семинаре «Основы профессиональной графики», ТОИПКРО |
16 |
Сертификат |
2 |
2012 |
Личностно – ориентированное обучение истории: отбор содержания и методов обучения, ТОИПКРО |
8 |
Сертификат |
3 |
2012 |
Государственная итоговая аттестация по истории и обществознанию в 9 и 11 классах, ТОИПКРО |
8 |
Сертификат |
4 |
2012 |
Новые подходы к историческому образованию в условиях перехода на ФГОС, ТОИПКРО |
80 |
Удостоверение №3578 |
5 |
2012 |
Требования ФГОС основного общего образования и их реализация в преподавании курсов истории и обществознания, ТОИПКРО |
16 |
Сертификат |
6 |
2012 |
Использование ЭОР в обучении истории и обществознания в основной школе в условиях перехода к ФГОС, ТОИПКРО |
16 |
Сертификат |
7 |
2012 |
Актуальные вопросы содержания и методики преподавания обществознания в условиях модернизации общего образования, ТОИПКРО |
16 |
Сертификат |
8 |
2013 |
Обучение истории и обществознанию с применением УМК "Сферы", ТОИПКРО |
16 |
Сертификат |
9 |
2013 |
Содержание, методы и технологии в обучении истории и обществознанию в условиях перехода на ФГОС, ТОИПКРО |
80 |
Удостоверение о поышении квалификации № 0333 |
Тема самообразования
"Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования и развития у обучающихся ключевых образовательных компетенций"
Актуальность. Новая парадигма отечественного образования в условиях реформирования всех сфер жизнедеятельности человека выдвигает в числе приоритетов формирование целостной личности обучающегося как системообразующего фактора образовательного процесса с определенным набором субъективных свойств, определяющих ее независимость, самостоятельность, способность к саморегуляции, дальнейшему саморазвитию, позволяющих в совокупности успешно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, быть конкурентноспособной. Компетентностный подход получает в образовании все больший статус благодаря его закреплению в качестве нормативного конструкта в ряде официальных документов (Национальной доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования до 2010 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., проектах образовательных стандартов нового поколения и др.), в которых указывается необходимость учета глобальных тенденций в достижении качества образования в направлении формирования у обучающихся ключевых компетенций.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такие технологии обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.
Кроме этого, в своей прктике я использую диагностический комплекс, который позволяет определить уровень сформированности УУД у обучающихся. Формирование УУД у обучающихся - это путь к овладению ключевых компетенций (См. Приложение. Диагностический материал).
А. Проблемно - диалогическая технология
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем.
В самом определении «проблемно-диалогическое» обучение первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Учебная проблема существует в 2 формах: как тема урока и как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему - это значит помочь ученикам сформулировать тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. В своей работе я использую 3 метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом .
Постановка проблемы (5 класс, тема: Древняя Италия):
- На уроках истории в этом году мы с вами познакомились с историей разных стран, цивилизаций.
- Историю, какого государства Европы мы с вами изучили в III четверти?
- Богатейшая история Древней Греции не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы раз прикоснулся к ее истокам. Ведь древнегреческая цивилизация внесла большой вклад в развитие всей мировой цивилизации.
- Ваши замечательные рисунки, в которых отражены наиболее интересные для вас факты из истории Греции, показывают, что эта древняя страна стала близкой и для каждого из вас. Я не ошибаюсь?
- Сегодня мы начинаем изучать историю еще одной удивительной страны. Попробуйте угадать, что это за страна.
- На слайде вы видите факты о географическом положении этой страны, фотографии видов природы. Ознакомьтесь, пожалуйста.
- Возможно, кто-то из вас уже узнал эту страну.
- Историю, какой же страны мы начинаем изучать?
- Эта удивительная страна с давних пор привлекала исследователей своими загадками. Изучая исторические источники, раскрывающие тайны Древней Италии, ученые порой приходят к удивительным выводам. Познакомимся с ними.
- Что вас удивило?
Б. Метод проекта при обучении истории
Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности.
Метод проекта в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.
Примерные темы проектов на 2012 г.:
- Мир глазами жителей России Петровской эпохи.
- Нравы и быт сибиряков второй половины XIX века.
- Наука и образование в Древней Руси.
- Путь «из варяг в греки» – фактор образования русской государственности.
- Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.
Последовательность действий учащихся в работе над проектом:
1. определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;
2. планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;
3. обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»);
4. выполнение проекта;
5. описание проекта;
6. защита проекта;
7. оценка результатов.
Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно–познавательный проект – это поиск решения проблемы учащимися.
В. Информационные технологии
Для меня, как учителю истории важен вопрос использования информационных технологий в преподавании этого предмета. В своей работе использую различные способы применения мультимедиа, которые помогают преобразить урок, сделать его более доступным для восприятия детей.
Во-первых, использование готовых электронных пособий, которое позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. (Все электронные пособия, которые используются в моей работе, перечислены в разделе – материально – техническая база кабинета). Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране — в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.
В 5 классе использую диск «История Древнего мира». Здесь представлены: карты с описанием, возможностью навигации и масштабирования, анимированные карты, тексты исторических первоисточников, биографии и портреты видных исторических деятелей, анимированные ролики, иллюстрирующие различные события, словарь, тесты.
В 6-8-х классах использую диск «Энциклопедия России. 862 – 1917 гг.» В этом пособии содержится информация о развитии нашего государства от первых Рюриковичей до Николая II, о важнейших событиях того времени. Здесь также содержатся видеофрагменты того или иного события, например «Ледовое побоище 1242 г.», «Куликовская битва», анимированные карты с последующим рассказом диктора. Можно также продемонстрировать и проследить с учащимися генеалогию того или иного княжеского рода. Это дает возможность понять и проследить линию родства правителей нашего Отечества того времени. Учащиеся с легкостью затем смогут определить, к какой династии относится представитель княжеской фамилии.
Целесообразна также организация работы с материалами, подготовленными самими школьниками. Например, среди моих учеников популярно подготавливать домашнее задание о выдающихся личностях в виде презентаций, со звуковым сопровождением и анимацией.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При объяснении нового материала создание слайдов дает возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Внутренняя политика Ивана Грозного” использую видеофрагмент: «Иван Грозный и Боярская Дума". Это позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте.
На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Для подготовки презентации ученик должен провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Исследовательские работы учеников становятся более наглядными при использовании презентаций: здесь и самая главная информация и диаграммы, старые фотографии и отсканированные документы. Например, во время защиты исследования «Переселенцы села Маркелово», слушатели смогли посмотреть старые фотоснимки, документы (См. Приложение).
Г. Технология РКМЧП
Технология критического мышления посредством чтения и письма является личностно-ориентированной технологией.
Главные идеи технологии РКМЧП
Дети от природы любознательны, хотят познавать мир, способны рассматривать серьёзные вопросы;
Задача учителя – стимулировать учащихся к познанию, помогать в формировании продуктивного мышления;
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссиях, письменных работах и работе с текстами. Эти формы работы знакомы учащимся, необходимо только их изменить.
Думать критически означает:
Проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять поиск ответов;
Не довольствоваться фактами, а вскрывать причины и последствия этих фактов;
Выработать точку зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.
В рамках данной технологии выделяют три этапа:
Вызов (задача – заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу);
Осмысление (ученик должен воспринять информацию, усвоить её, соотнести новую информацию с собственными знаниями);
Рефлексия (Размышление) (полученная информация анализируется, обобщается на основе обмена мнениями между обучающимися друг с другом и преподавателем).
Каждому этапу соответствуют свои методические приемы и техники:
На стадии вызова – составление списка известной информации по вопросу (корзина идей), рассказ-активация по ключевым словам, составление кластеров по изученной ранее теме, составление таблиц, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки.
Составление таблиц
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Известная информация по данной теме |
Заполняется в конце урока |
На стадии осмысления – маркировка текста (инсерт), лекция или чтение с остановками
Читаемый текст маркируется специальными значками ( «+», «-«, «v», «?»)
На стадии рефлексии - составление синквейнов, кластеров, написание эссе, дискуссии, возврат к верным и неверным утверждениям и т.д.
Д. Метод кейс-стади
Кейс-метод - род дискуссионных методов обучения, основанный на изучении анализа конкретных ситуаций. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Условия, необходимые для организации кейс-метода.
1. Выбор подходящего материала.
2. Наличие альтернатив.
3. Небольшое число участников в группе.
На мой взгляд, метод кейсов особенно значим в преподавании обществознания, т.к. позволяет на конкретном примере изучить основные понятия.
Е. SWOT-анализ
Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записывается факт, явление, проблема, требующая исследования, а по блокам матрицы:
Strengths (преимущества, «+», сильные стороны) |
Weaknesses (слабости, «-») |
Opportunities (возможности) |
Threats (осложнения, угрозы, препятствия) |
Если первоначально я использовала на своих уроках изучение каких-либо учебных вопросов только в плоскости «плюсов» и «минусов», то применение матрицы SWOT – анализа позволило мне в групповой или фронтальной форме организовать более полное, всестороннее изучение предметного материала.
Пример: урок обществознания в 8 классе по теме “Типы экономических систем”.
Цель урока: создать условия для формирования представления о типах экономических систем и экономической культуры учащихся.
После объявления темы и цели урока учитель говорит, что изучать новую тему учащиеся будут самостоятельно, проводя при этом SWOT – анализ. Класс делится на группы. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем (традиционной, плановой, рыночной).
Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем.
Второй этап урока. Заполнение матрицы SWOT– анализа.
Strengths (преимущества, «+»)
|
Weaknesses (слабости, «-»)
|
Opportunities (возможности)
|
Threats (осложнения, угрозы)
|
Третий этап урока. Выступление групп.
Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.
Блочно – модульная технология
Я считаю, что данная технология, особенно в 10 – 11 классах, способствует формированию всех ключевых компетенций (ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования)
Что представляет собой данная технология? Каждый крупный блок сочетает комплекс уроков:
1-2 урока – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
3-5 уроков – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.
1-2 урока – повторение и обобщение темы.
1-2 урока – контроль знаний учащихся по всей теме.
Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю разнообразить форму уроков, развивать творческие способности, формировать основные компетенции учащихся. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самыми удачными средствами, на мой взгляд, являются исследовательский метод, метод проектов, технология кейс – стади, проблемное обучение.
Таблица 1
Технологическая карта блока «Образование Древнерусского государства»
№ |
Тема |
Кол – во час. |
Тип урока |
Форма работы |
Деятельность учащихся на уроке |
Содержание знаний учащихся |
1 |
Образование Древнерусского государства |
1 |
Урок изучения школьного материала |
Школьная лекция |
Активное слушание, составление вопросов по конспекту, решение проблемной задачи |
Центры русского государства. Основные теории образования государства. Основные этапы формирования древнерусской народности. Деятельность русских князей. Границы древнерусского государства. Соседи Киевской Руси. |
2 |
Деятельность русских князей |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Школьный семинар |
Формирование своей точки зрения, работа с исторической картой. |
Деятельность первых русских князей: |
3 |
Крещение Руси |
1 |
Урок формирование новых знаний |
Лабораторное занятие |
Совершенствование умений анализировать учебный текст; сравнивать исторические сведения; формулировать собственные выводы. |
Истоки русского христианства. Крещение Владимира. Христианизация Руси. Историческое значение Крещения Руси. |
4 |
«Русская Правда» – общерусский свод законов. |
1 |
Урок формирование новых знаний |
Лабораторное занятие |
Совершенствование умений работы с первоисточниками |
«Русская Правда» – первый писаный закон Руси. Три редакции «Русской Правды». Содержание «Русской Правды» |
5 |
Образование Древнерусского государства |
Урок систематизации знаний |
Семинар – соревнование |
Умение принимать активное участие в коллективном обсуждении вопросов. |
||
6 |
Контрольный урок, выполнение заданий 1,2,3 уровня |
Дистанционное обучение
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
1) создание образовательного пространства;
2) формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
3) развитие критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
В 2013 - 2014 году мною разработаны:
1.Дистанционный курс "Чтобы помнили..." посвященный памяти о Холокосте;
2. Урок "Путешествие по Московии"
2. Проведен урок "Крещение Руси".
Важным элементом профессиональной деятельности педагога является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности: образовательную, воспитательную, управленческую. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество. Приобщаю их к школьной жизни своих детей. Родители помогают в проведении мероприятий, организуют досуг учащихся, сами являются активными участниками различных школьных дел (http://sheg-markschool.edu.tomsk.ru/?ur=831).
Регулярно (в соответствии с планом) провожу родительские собрания, где знакомлю родителей не только с итогами успеваемости, поведением детей, но и читаю лекции на темы воспитания, даю советы, провожу мониторинги, которые позволяют составить определенную картину жизни ребенка в семье, выявить уровень его воспитанности для того, чтобы направить свои усилия на воспитание в нем положительных качеств.
Результат моего педагогического опыта – формирование педагогической системы, которая включает следующие направления:
Использование всех компонентов педагогической системы развивает у учащихся ключевые компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции
2. Общекультурные компетенции
3. Учебно-познавательные компетенции
4. Информационные компетенции
5. Коммуникативные компетенции
6.Социально-трудовые компетенции
7. Компетенции личностного самосовершенствования
Цели и задачи моей работы основаны на приоритетных положениях развития системы образования в РФ. Новая цель образования 2020 - воспитание нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Считаю задачами своей работы на 2012-2013 учебный год:
- продолжить работу по совершенствованию системы образования в курсе истории и обществознания;
- совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся;
- внедрять дистанционное обучение.
Проблемы, возникшие в профессиональной деятельности, пути решения проблем: