Управление образования

г. Таганрога Ростовской области







САМОАНАЛИЗ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №12

за период с апреля 2006 г. по май 2010г.

Полчаниновой Светланы Леонидовны









2010 г.

В должности учителя начальных классов работаю в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №12 с 1995  года, имею высшую квалификационную категорию.

       Высшая квалификационная категория по должности «учитель» была присвоена Главной аттестационной комиссией Ростовской области по результатам экспертизы профессиональной деятельности, экзамена, приказ Министерства образования №694 от 14 апреля 2006 года.

В настоящее время работаю над проблемой «Внедрение интегрированных уроков в образовательный процесс в рамках реализации  национально - регионального компонента  образования».

       Выбранная мною проблема актуальна и своевременна. Одними из приоритетных целей современного образования являются развитие личности и формирование патриотизма. В Законе об  образовании  говорится, что  государственная политика в области образования основывается на воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, на защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Именно обучение на интегративной основе помогает реализовать эти задачи.

Исходя из проблемы, мною была сформулирована основная цель работы:

способствовать развитию  интеллектуальной сферы учащихся  через внедрение интегрированных уроков на основе краеведческого материала.  

       Мотивом в выборе проблемы послужила работа  по учебно - методическому комплекту «Начальная школа XXI века». Он обеспечивает полноценное индивидуальное развитие каждого ребёнка и успешность его обучения; формирование учебной деятельности и познавательных интересов учащихся. Современная школа должна не только научить мыслить детей на планетарном уровне, но и развивать индивидуальные особенности каждого. Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция содержания, форм и методов.

       Объектом  исследования послужил  учебный процесс  в  начальной школе (2006 – 2010 учебный год). В моей работе особое внимание уделялось развитию познавательного интереса у учащихся,  повышению уровня учебной мотивации, развитию творческих способностей, формированию навыков самостоятельной учебной работы.

       В соответствии с поставленными целями мною были сформулированы задачи:

  1. Совершенствовать процесс обучения в начальной школе посредством внедрения интегрированных уроков на краеведческом материале.
  2. Осуществить тематическое планирование  с 1 по 4 класс  интегрированного курса «Краеведение».
  3. Создать условия для повышения мотивации, формирования познавательного интереса, развития памяти, внимания, мышления, повышения уровня обученности и воспитанности учащихся.
  4. Отобрать  оптимальные формы и методы работы на уроках и во внеурочной деятельности.

      Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведении интегрированных уроков. Педагогическая интеграция  - структурная целесообразно организованная  связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию учащихся. Интеграция является сущностной характеристикой  учебно  – методического комплекта «Начальная школа XXI века». Интеграция позволяет:    

По уровням различают внутрипредметную и междпредметную интеграцию. Помимо уровней интеграции выделяют и её виды: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной интеграцией понимают объединение сходного содержания ряда предметов (симметрия в математике, рисовании, окружающем мире). Под вертикальным интегрированием понимают объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение на определённой теме воспитания (воспитание любви к малой родине на краеведческом материале). Межпредметная интеграции проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Межпредметные связи позволяют исключить повторы  в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Я провожу интегрированные уроки с использованием следующих технологий:

    Учебный процесс приспосабливается к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности. Учащиеся на уроках работают в статических парах, в парах сменного состава. В процессе взаимного общения включается  память, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, совершенствуются навыки логического мышления, каждый чувствует себя раскованно, работает в  индивидуальном темпе. Мои ученики сами ищут   ответы  на  поставленные  вопросы, я  лишь  помогаю,  разъясняю  проблему.  

Большое внимание  уделяю  здоровьесбережению. Это – создание  благоприятного

психологического климата, осуществление смены видов деятельности, предоставление обучающимся свободы выбора видов заданий и объёма домашних работ, индивидуальный подход к детям группы риска и одарённым детям.

     Интегрированные уроки формируют в большей степени  общеучебные умения и навыки  (ключевые компетенции):

  Краеведческий компонент я реализую  посредством  вертикального тематизма. Русский язык, литературу, окружающий мир, математику объединяю  по следующим темам в каждой параллели:

   Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая фраза проходит через несколько уроков течение недели и позволяет предметам вступить в диалог.  В течение недели я  несколько раз выхожу на вертикальную тему и раскрываю её через  содержание различных предметов, не меняя общей темы уроков. Краеведческий  материал  может быть изучен до прохождения темы, в начале её изучения, в ходе её и в конце, на программном материале или в виде дополнительного материала. Вертикальной теме я уделяю различное количество времени. Методы могут быть различные: проблемный диалог, творческое задание,  работа в группе, наблюдение, объяснение.

Межпредметная интеграция формирует целостную картину мира в сознании учащихся. Дети понимают, что родной край – уникальная частичка огромного мира.

Мною выделяются следующие уровни краеведческой работы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  1. Ознакомительный  (базовый уровень);
  2. Поисково - исследовательский (уровень возможностей);
  3. Креативный  (высокий уровень).

Ознакомительное направление предполагает такие виды деятельности, как слушание, восприятие, сопереживание, эмоциональный отклик, рассказ.

Поисково – исследовательская работа предполагает  планирование этапов исследования, сбор материала о родном крае, поиск закономерностей, анализ и синтез, работа в группах.

В  рамках  креативного направления предполагается приобщение детей к творческой деятельности: сочинение стихов, сказок, создание учебных проектов, выполнение  творческих работ, организация выставок.

Мою работу над проблемой  можно разделить на 3 этапа:

I этап: 2006-2007 учебный год;

II этап: 2007-2008 учебный год;

III этап: 2008 – 2009, 2009 – 2010 учебный год.

Работать над проблемой я начала в 2006 - 2007 учебном году с выступления на педагогическом совете школы №12 по теме: «Реализация краеведческого регионального компонента содержания начального образования», где подчеркнула, что одним из направлений реализации  краеведческого компонента является интеграция с окружающим миром и литературой. Далее мною были разработаны и даны открытые интегрированные уроки по окружающему миру, литературе  с включением краеведческого материала по темам: «Как семья отдыхает?», «Наша Родина». В этот же период я составила тематическое  планирование интегрированного  курса «Краеведение» для 2 класса.

В 2007 – 2008 учебном году я продолжила работу по проблеме. Составила пособие по русскому языку «Тексты для списывания и словарные слова  на основе краеведческого материала». Цель данного пособия – помочь учителю организовать повседневную работу над словарными словами, связанными с краеведением, и работу по отработке орфографической зоркости, осуществлять принципы индивидуализации и дифференциации.  После участия в городском семинаре «Образовательный процесс в начальной школе» основное внимание стала уделять индивидуальной и парной формам организации деятельности учащихся на уроках; различным формам организации учебного процесса: уроки – экскурсии,  уроки – праздники,  уроки – исследования,  уроки – открытия; созданию здоровьесберегающей среды на уроках. Продолжила  работу по составлению тематического планирования  интегрированного курса «Краеведение» для 3 класса. Приняла участие в конкурсе «Учитель года». Являюсь  победителем второго тура в номинации «Традиции, знания и развитие».  В рамках конкурса «Учитель года» дала открытый урок  с использованием современных информационно-коммуникативных  технологий по теме «Солнце и его значение для всего живого на земле». Урок построен на основе игровой технологии, с   использованием современных методов и приемов обучения: мотивационное начало урока, проблемное изложение материала, моделирование, учебный диалог, постановка познавательных задач с помощью разного рода заданий и упражнений развивающего характера. В2007г.  прошла обучение на курсах Ростовского  ИПК и ПРО по теме: «Технология создания учебных проектов по программе Intel». Приняла участие в издании  монографии «Управление педагогическими инновациями в процессе  реализации национально-регионального компонента образования». Статья «Интеграция учебной и воспитательной работы на краеведческом материале». О.Г.Тринитатская, О.И. Ефремова, Т.В. Белоусова, Ростов-на-Дону, 2007г. А также приняла участие в издании  учебно-методического пособия для системы повышения квалификации работников образования «Урок в гуманистической парадигме  образования». Статья «Путешествие в осенний парк» (внеклассная работа). О.Г. Тринитатская, Е.А. Чекунова, 2007г.;

С 2008  по  2010  год  третий этап работы над проблемой. Создала дидактические материалы для  интегрированных уроков на основе краеведческого материала  в виде электронных презентаций: «О наших друзьях – животных», «Моя Родина  - Донской край», «Многоугольники». Завершила составление тематического планирования  интегрированного курса «Краеведение»(4 и 1 классы). Данный курс развивает познавательные интересы и общеучебные умения учащихся, способствует                   осмыслению учебного материала по разным предметам с точки зрения других учебных дисциплин, помогает реализовывать системный подход в обучении. Разработала пешеходные экскурсии по родному городу: «Улицы моего города», «Растения моего города». Мои ученики приняли  участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», независимом тестировании  математической подготовки выпускников начальной школы, в психодиагностическом обследовании четвёртых

классов с целью определения уровня развития интеллектуальной сферы учащихся и уровня готовности к переходу в среднее звено школы. Подготовила материалы для публикации в журнале «Практические советы учителю» по теме: «Национально – региональный компонент  в начальной школе» (внеклассная работа), «Солнце и его значение для всего живого на земле» (урок по окружающему миру с использованием информационной технологии). Разработала пособие по окружающему миру «Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира» (логические задачи, творческие задания, мини-тесты на сообразительность и т.д.). Началась работа по формированию навыков  самостоятельной учебной деятельности, развитию познавательного интереса, повышения уровня учебной мотивации  у первоклассников при помощи  разработанного  дидактического материала «Весёлая азбука». В рамках «Года учителя» провела интегрированный открытый урок (литература и окружающий мир) по теме: «Наши друзья – животные».  

Результаты деятельности:

Предмет

 2006  –  2007г.    

2007  –  2008г.  

2008  –  2009г.

    Литературное   чтение  

100%

100%

100%

100%

96%

100%

Русский     язык

82%

100%

85%

100%

77%

100%

Математика

85%

100%

92%

100%

85%

100%

Окружающий   мир

100%

100%

92%

100%

100%

100%


по результатам психологического обследования четвёртых классов в апреле 2009 года мои учащиеся показали высокий уровень овладения интеллектуальными умениями. С момента поступления в школу количество детей, имеющих высокую интеллектуальную успешность, возросло с  11,3% до 64%, а количество детей, имеющих низкую успешность, уменьшилось с 11,5% до 0%;

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проделанной мною работы по внедрению интегрированных уроков в образовательный процесс в рамках реализации  национально - регионального компонента  образования и предполагают новые задачи:


М.П. учреждения       Автор  самоанализа        ______________   С.Л.Полчанинова

                                                                                                             фамилия, имя, отчество

                                     Согласовано:

                        Директор  МОУ СОШ №12_____________     Т.В.Белоусова    

                                                                                                                                                                                       фамилия, имя, отчество

      Начальник НМЦ          ______________     Л.Е Кичигина

                                                                                                                                                                           фамилия, имя, отчество


«  12     »___мая_____  2010года

          г. Таганрог