Самоанализ
(Н. М. Первушина, Портфолио «Особенности развития навыков чтения»)
1 раздел «Педагогический поиск по теме (предмету)».
Изучена научно-методическая литература по теме: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов».
1. Агеева, С. И. Обучение с увлечением / С. И. Агеева. – М. : Истоки, 1991.
2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
3. Александров, М. Ф. Тесты по чтению. Начальная школа / М. Ф. Александров, О. И. Волошина. – М. : Изд. дом «Дрофа», 2000.
4. Бельская, И. Л. Буквы, слоги и слова / И. Л. Бельская. – Минск : Юнипресс, 2004. – («Обучение и развитие»).
5. Бельская, И. Л. Прописи. Азбука / И. Л. Бельская. – Минск : Юнипресс, 2004. – («Обучение и развитие»).
6. Бельская, И. Л. Увлекательный словарик / И. Л. Бельская. – Минск : Юнипресс, 2004. – («Обучение и развитие»).
7. Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Л. В. Венедиктова, Р. И. Лалаева. – СПб., 2001.
8. Городилова, В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, Н. З. Кудрявцева. – СПб. : Дельта, 1997.
9. Ершова, О. А. Я читаю и пишу. 200 игр с буквами / О. А. Ершова, О. С. Жукова, О. А. Новиковская. – СПб. : Изд. дом «Нева» ; М. : Олма-Пресс. Образование, 2002.
10. Мисоренко, Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе / Г. Г. Мисоренко. – М. : Изд. дом «Оникс», 2003.
11. Оморокова, М. И. Преодоление трудностей. Обучение чтению : кн. для учителя / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. З. Постоловский. – М. : Просвещение, 1990.
12. Первые уроки. – М. : Дельта М, 2000.
13. Пожеленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожеленко. – М. : Изд. центр «ВЛАДОС», 2001.
14. Соколова, Е. И. Готовимся к школе. Времена года / Е. И. Соколова. – М. : Ульяновский дом печати, 2004.
15. Таблицы по обучению грамоте // Начальная школа. – 2001. – № 10.
16. Тикунова, Л. И. Карточки по чтению и письму. Для самостоятельной работы в период обучения грамоте / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – Тула : Родничок ; М. : Астрель АСТ, 2000.
17. Успенская, Л. П. Учись правильно говорить / Л. П. Успенский. – М. : Просвещение, 1992.
2 раздел «Ситуативный».
2.1. Дидактический материал по чтению использую на уроках для речевой гимнастики (5–10 мин).
Упражнения делятся на статические и динамические. (Приложение 1.)
• Статические упражнения. (Рисунки в Приложении 1.)
• Динамические упражнения.
• Упражнения для губ.
После этих упражнений учимся правильно произносить согласные звуки, соединяем их с гласными звуками. Отрабатываем слоги, чтобы не вызывали трудностей. После этой работы переходим к работе со словами, которые начинаются на эти слоги. Научившись правильно произносить согласные звуки в начале слова, проговариваем обратные слоги (са – са – са – ас – ас – ас; су – су – су – ус – ус – ус) и переходим к словам с обратными слогами и к слогам со стечением согласных (сад, сом, сук, сын; бас, нос, укус, ирис; сва – сво, ска – ско – ску).
Как правило, дети с речевой патологией не запоминают стихов, состоящих из четырех и более строк. Сначала разучиваем двустишия. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания.
Разучивание стихов сопровождаю упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Если ребенок запоминает стихотворение из 2-х строк, можно расширить объем запоминания до 4–6 строк. Также заучиваем чистоговорки с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, скороговорки, поговорки, пословицы для отработки логического ударения и постановки дыхания. (Приложение 2.)
Упражнения подбираю в зависимости от уровня речевого и интеллектуального звукопроизношения. Ученики с недоразвитием речи нуждаются в большем числе повторений. Поэтому работу с такими детьми провожу длительно, систематизированно, по принципу «от простого к сложному» в игровой форме и с применением наглядности. (Приложение 3.)
Разнообразие приемов, упражнений, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам не только развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения, но и тренировать восприятие, внимание, память, мышление, самостоятельно формулировать задания; стимулируют интерес к чтению.
2.2. Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для учеников моего класса интереснее и приносил радость при общении с книгой.
С 2001 по 2005 год я работала в классах специального обучения VII вида. У 10 детей наблюдалось нарушение фонематического слуха, были замедлены движения артикуляционного аппарата; у двух учеников – нечеткое звукопроизношение. Это мешало им учиться и раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Работая над данной проблемой, я добилась следующих результатов.
Мониторинг совершенствования техники чтения (с 1 по 4 класс)*
№ |
Ф. И. ученика |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||||||
Способ чтения |
Темп |
Осознан |
Способ чтения |
Темп |
Осознан |
Способ чтения |
Темп |
Осознан |
Темп |
Осознан |
Выразительность |
||
1 |
Леня Б. |
ЦС |
45 |
+ |
ЦС |
52 |
+ |
ЦС |
59 |
+ |
65 |
+ |
Мон. |
2 |
Настя В. |
ЦС |
43 |
+ |
ЦС |
61 |
+ |
ЦС |
69 |
+ |
76 |
+ |
+ |
3 |
Паша Д. |
СС |
36 |
+ |
ЦС |
45 |
+ |
ЦС |
54 |
+ |
76 |
+ |
+ |
4 |
Ира Б. |
СС |
45 |
+ |
ЦС |
65 |
+ |
ЦС |
83 |
+ |
88 |
+ |
+ |
5 |
Денис Е. |
ПС |
22 |
+ |
СС |
45 |
+ |
ЦС |
46 |
+ |
64 |
+ |
Мон. |
6 |
Маша Ж. |
ЦС |
103 |
+ |
ЦС |
136 |
+ |
ЦС |
147 |
+ |
160 |
+ |
+ |
7 |
Дима К. |
СС |
50 |
+ |
ЦС |
50 |
+ |
ЦС |
61 |
+ |
89 |
+ |
Мон. |
8 |
Лена К. |
СС |
43 |
+ |
ЦС |
77 |
+ |
ЦС |
79 |
+ |
102 |
+ |
+ |
9 |
Андрей Н. |
ЦС |
78 |
+ |
ЦС |
99 |
+ |
ЦС |
120 |
+ |
129 |
+ |
+ |
10 |
Денис П. |
ПС |
26 |
+ |
СС |
48 |
+ |
ЦС |
48 |
+ |
64 |
+ |
Мон. |
11 |
Сёма Х. |
ЦС |
62 |
+ |
ЦС |
72 |
+ |
ЦС |
84 |
+ |
106 |
+ |
+ |
12 |
Вова Ш. |
СС |
26 |
+ |
СС |
33 |
+ |
ЦС |
53 |
+ |
63 |
+ |
+ |
Примечание:
* Способ чтения: ПС – по слогам, СС – слог + слово, ЦС – целыми словами.
Каждый год наблюдается рост техники чтения у каждого ученика.
В 2005 году я стала работать с первоклассниками по программе традиционного обучения (1–4) «Школа России». В классе 21 человек. Хорошо читающих на 1 сентября было два ученика, читающих норму первого класса – три, слабо читающих – 16. К концу 1 класса наблюдается позитивная динамика в целом по классу и по отдельным ученикам.
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕРКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Учащихся по списку |
21 |
100 % |
20 |
100 % |
21 |
100 % |
21 |
100 % |
Проверено учащихся |
21 |
100 % |
20 |
100 % |
21 |
100 % |
21 |
100 % |
Способ чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
по слогам |
11 |
52 % |
1 |
5 % |
1 |
5 % |
1 |
5 % |
слог + слово |
7 |
33 % |
12 |
60 % |
10 |
48 % |
1 |
5 % |
словами |
3 |
14 % |
7 |
35 % |
10 |
48 % |
19 |
90 % |
Правильность чтения |
||||||||
без ошибок |
12 |
57 % |
12 |
60 % |
12 |
57 % |
13 |
61 % |
1–2 ошибки |
6 |
28 % |
5 |
25 % |
6 |
28 % |
8 |
38 % |
повтор слов, слогов |
3 |
14 % |
3 |
15 % |
3 |
14 % |
|
|
пропуск, замена слов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Темп чтения |
||||||||
оптимальный |
|
|
|
|
|
|
|
|
выше нормы |
7 |
33 % |
9 |
45 % |
10 |
48 % |
14 |
66 % |
норма |
2 |
9 % |
4 |
20 % |
5 |
24 % |
5 |
24 % |
ниже нормы |
12 |
57 % |
7 |
35 % |
6 |
28 % |
2 |
10 % |
Осознанность чтения |
||||||||
понимают прочитанное |
18 |
85 % |
18 |
90 % |
20 |
95 % |
21 |
100 % |
не понимают прочитанное |
3 |
14 % |
2 |
10 % |
1 |
5 % |
|
|
Выразительность чтения |
||||||||
выразительно |
|
|
11 |
55 % |
|
|
16 |
76 % |
монотонно |
|
|
9 |
45 % |
|
|
5 |
24 % |
Мониторинг совершенствования техники чтения (1–2 класс)*
№ |
Ф. И. ученика |
1 класс |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
2 класс |
|||||
Способ чтения |
Темп |
Способ чтения |
Темп |
Способ чтения |
Темп |
Способ чтения |
Темп |
Способ чтения |
Темп |
||
1 |
Настя А. |
ПС |
11 |
СС |
16 |
СС |
20 |
ЦС |
25 |
ЦС |
39 |
2 |
Даша Бал. |
ПС |
9 |
СС |
20 |
СС |
34 |
ЦС |
37 |
ЦС |
53 |
3 |
Даша Бир. |
ЦС |
31 |
ЦС |
39 |
ЦС |
41 |
ЦС |
51 |
ЦС |
86 |
4 |
Валера Ж. |
СС |
24 |
СС |
26 |
ЦС |
49 |
ЦС |
55 |
ЦС |
107 |
5 |
Андрей З. |
ПС |
10 |
СС |
20 |
ЦС |
35 |
ЦС |
56 |
ЦС |
80 |
6 |
Саша К. |
ПС |
11 |
СС |
13 |
СС |
33 |
ЦС |
36 |
ЦС |
71 |
7 |
Артем К. |
Б |
6 |
БС |
13 |
СС |
28 |
СС |
34 |
СС |
48 |
8 |
Юля К. |
СС |
20 |
СС |
27 |
ЦС |
47 |
ЦС |
63 |
ЦС |
90 |
9 |
Лиза К. |
СС |
12 |
СС |
18 |
СС |
29 |
ЦС |
45 |
ЦС |
84 |
10 |
Алина Л. |
ПС |
13 |
ЦС |
20 |
СС |
35 |
ЦС |
42 |
ЦС |
62 |
11 |
Поля М. |
ЦС |
52 |
ЦС |
84 |
ЦС |
104 |
ЦС |
101 |
ЦС |
144 |
12 |
Катя М. |
СС |
30 |
СС |
26 |
ЦС |
44 |
ЦС |
45 |
ЦС |
81 |
13 |
Костя Н. |
БС |
9 |
СС |
15 |
СС |
28 |
ЦС |
40 |
ЦС |
86 |
14 |
Настя П. |
СС |
32 |
ЦС |
45 |
ЦС |
70 |
ЦС |
84 |
ЦС |
127 |
15 |
Дима С. |
СС |
16 |
СС |
16 |
СС |
21 |
ЦС |
31 |
ЦС |
48 |
16 |
Артур С. |
СС |
27 |
ЦС |
60 |
ЦС |
82 |
ЦС |
74 |
ЦС |
86 |
17 |
Поля С. |
СС |
27 |
ЦС |
34 |
ЦС |
54 |
ЦС |
68 |
ЦС |
120 |
18 |
Лина Т. |
БС |
7 |
СС |
14 |
СС |
39 |
ЦС |
45 |
ЦС |
79 |
19 |
Максим Х. |
ЦС |
52 |
ЦС |
73 |
ЦС |
78 |
ЦС |
90 |
ЦС |
113 |
20 |
Наташа Ш. |
ПС |
16 |
СС |
25 |
СС |
44 |
ЦС |
54 |
ЦС |
98 |
21 |
Никита В. |
Б |
4 |
|
|
Б |
8 |
С |
10 |
|
|
Примечание:
* Способ чтения: Б – буквами, ПС – по слогам, СС – слог + слово, ЦС – целыми словами.
2.3. Каждый ученик заполняет свой индивидуальный лист по чтению, где видит, над чем ему надо работать, и учится оценивать свою работу. Индивидуальные листы ведутся с 1 по 4 класс.
Лист индивидуальных достижений
Ученик: Колмогоров Артём, школа № 3, класс 1 «В»
Учитель: Н. М. Первушина
№ п/п |
Формируемые навыки и умения |
Старт |
Месяцы |
Итог |
|||||||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||
1 |
Навыки слушания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слушает внимательно |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Следит за изложением |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Проявляет интерес, когда читают вслух |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2. |
Навыки чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Развитие речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Говорит ясно |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Говорит законченными предложениями |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Говорит выразительно |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
|
Участвует в дискуссии |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2.2 |
Техника чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слог + слово |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Целыми словами |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Безошибочность чтения |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Выразительно- монотонно |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
|
Темп чтения |
3 |
6 |
10 |
20 |
23 |
26 |
28 |
30 |
33 |
34 |
|
2.3 |
Понимание прочитанного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умеет подробно пересказывать |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Выборочный пересказ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Краткий пересказ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
Умеет осознанно правильно читать |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Умеет составлять творческие рассказы |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
2.4 |
Пересказ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С опорой на помощь учителя |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
Без опоры на помощь |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2.5 |
Читает наизусть |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.6 |
Составляет собственный рассказ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2.4. Летнее задание по чтению.
Расширение кругозора детей направлено через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Он учится находить главных героев, выделять главное в тексте, запоминает название книги и автора.
№ п/п |
Название темы |
Название книги автор |
Главные герои |
Краткое содержание |
1 |
Детский журнал |
|
|
|
2 |
Сказки |
|
|
|
3 |
Рассказы-загадки |
|
|
|
4 |
Стихи об осени |
|
|
|
5 |
Русские писатели |
|
|
|
6 |
Книги о знаменитых людях |
|
|
|
7 |
Книги о родном поселке, его прошлом и настоящем |
|
|
|
8 |
Книги о путешествиях и путешественниках |
|
|
|
9 |
Писатель и его книги |
|
|
|
10 |
Твоя любимая книга |
|
|
|
11 |
Книги о ратных подвигах родного народа |
|
|
|
12 |
Книги о природе |
|
|
|
13 |
Книги о хлебе |
|
|
|
14 |
Рассказы о писателях |
|
|
|
15 |
«Родные поэты» |
|
|
|
16 |
Детская приключенческая литература |
|
|
|
17 |
Сказки других народов |
|
|
|
3 раздел «Описательный» – в этом разделе учитель пишет самоанализ: какие достигнуты результаты; над чем еще надо работать.
4 раздел «Отзывы» – в этом разделе пишутся отзывы (рекомендации) коллег, директора, завуча.