Самоанализ
(Н. М. Первушина, Портфолио «Особенности развития навыков чтения»)

1 раздел «Педагогический поиск по теме (предмету)».

Изучена научно-методическая литература по теме: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов».

1. Агеева, С. И. Обучение с увлечением / С. И. Агеева. – М. : Истоки, 1991.

2. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство-Пресс, 2001.

3. Александров, М. Ф. Тесты по чтению. Начальная школа / М. Ф. Александров, О. И. Волошина. – М. : Изд. дом «Дрофа», 2000.

4. Бельская, И. Л. Буквы, слоги и слова / И. Л. Бельская. – Минск : Юнипресс, 2004. – («Обучение и развитие»).

5. Бельская, И. Л. Прописи. Азбука / И. Л. Бельская. – Минск : Юнипресс, 2004. – («Обучение и развитие»).

6. Бельская, И. Л. Увлекательный словарик / И. Л. Бельская. – Минск : Юнипресс, 2004. – («Обучение и развитие»).

7. Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Л. В. Венедиктова, Р. И. Лалаева. – СПб., 2001.

8. Городилова, В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, Н. З. Кудрявцева. – СПб. : Дельта, 1997.

9. Ершова, О. А. Я читаю и пишу. 200 игр с буквами / О. А. Ершова, О. С. Жукова, О. А. Новиковская. – СПб. : Изд. дом «Нева» ; М. : Олма-Пресс. Образование, 2002.

10. Мисоренко, Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе / Г. Г. Мисоренко. – М. : Изд. дом «Оникс», 2003.

11. Оморокова, М. И. Преодоление трудностей. Обучение чтению : кн. для учителя / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. З. Постоловский. – М. : Просвещение, 1990.

12. Первые уроки. – М. : Дельта М, 2000.

13. Пожеленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожеленко. – М. : Изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

14. Соколова, Е. И. Готовимся к школе. Времена года / Е. И. Соколова. – М. : Ульяновский дом печати, 2004.

15. Таблицы по обучению грамоте // Начальная школа. – 2001. – № 10.

16. Тикунова, Л. И. Карточки по чтению и письму. Для самостоятельной работы в период обучения грамоте / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – Тула : Родничок ; М. : Астрель АСТ, 2000.

17. Успенская, Л. П. Учись правильно говорить / Л. П. Успенский. – М. : Просвещение, 1992.

2 раздел «Ситуативный».

2.1. Дидактический материал по чтению использую на уроках для речевой гимнастики (5–10 мин).

Упражнения делятся на статические и динамические. (Приложение 1.)

Статические упражнения. (Рисунки в Приложении 1.)

Динамические упражнения.

Упражнения для губ.

После этих упражнений учимся правильно произносить согласные звуки, соединяем их с гласными звуками. Отрабатываем слоги, чтобы не вызывали трудностей. После этой работы переходим к работе со словами, которые начинаются на эти слоги. Научившись правильно произносить согласные звуки в начале слова, проговариваем обратные слоги (са – са – са – ас – ас – ас; су – су – су – ус – ус – ус) и переходим к словам с обратными слогами и к слогам со стечением согласных (сад, сом, сук, сын; бас, нос, укус, ирис; сва – сво, ска – ско – ску).

Как правило, дети с речевой патологией не запоминают стихов, состоящих из четырех и более строк. Сначала разучиваем двустишия. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания.

Разучивание стихов сопровождаю упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Если ребенок запоминает стихотворение из 2-х строк, можно расширить объем запоминания до 4–6 строк. Также заучиваем чистоговорки с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, скороговорки, поговорки, пословицы для отработки логического ударения и постановки дыхания. (Приложение 2.)

Упражнения подбираю в зависимости от уровня речевого и интеллектуального звукопроизношения. Ученики с недоразвитием речи нуждаются в большем числе повторений. Поэтому работу с такими детьми провожу длительно, систематизированно, по принципу «от простого к сложному» в игровой форме и с применением наглядности. (Приложение 3.)

Разнообразие приемов, упражнений, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам не только развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения, но и тренировать восприятие, внимание, память, мышление, самостоятельно формулировать задания; стимулируют интерес к чтению.

2.2. Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для учеников моего класса интереснее и приносил радость при общении с книгой.

С 2001 по 2005 год я работала в классах специального обучения VII вида. У 10 детей наблюдалось нарушение фонематического слуха, были замедлены движения артикуляционного аппарата; у двух учеников – нечеткое звукопроизношение. Это мешало им учиться и раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Работая над данной проблемой, я добилась следующих результатов.

Мониторинг совершенствования техники чтения (с 1 по 4 класс)*


п/п

Ф. И. ученика

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Способ чтения

Темп

Осознан
ность

Способ чтения

Темп

Осознан
ность

Способ чтения

Темп

Осознан
ность

Темп

Осознан
ность

Выразительность

1

Леня Б.

ЦС

45

+

ЦС

52

+

ЦС

59

+

65

+

Мон.

2

Настя В.

ЦС

43

+

ЦС

61

+

ЦС

69

+

76

+

+

3

Паша Д.

СС

36

+

ЦС

45

+

ЦС

54

+

76

+

+

4

Ира Б.

СС

45

+

ЦС

65

+

ЦС

83

+

88

+

+

5

Денис Е.

ПС

22

+

СС

45

+

ЦС

46

+

64

+

Мон.

6

Маша Ж.

ЦС

103

+

ЦС

136

+

ЦС

147

+

160

+

+

7

Дима К.

СС

50

+

ЦС

50

+

ЦС

61

+

89

+

Мон.

8

Лена К.

СС

43

+

ЦС

77

+

ЦС

79

+

102

+

+

9

Андрей Н.

ЦС

78

+

ЦС

99

+

ЦС

120

+

129

+

+

10

Денис П.

ПС

26

+

СС

48

+

ЦС

48

+

64

+

Мон.

11

Сёма Х.

ЦС

62

+

ЦС

72

+

ЦС

84

+

106

+

+

12

Вова Ш.

СС

26

+

СС

33

+

ЦС

53

+

63

+

+


Примечание:

* Способ чтения: ПС – по слогам, СС – слог + слово, ЦС – целыми словами.


Каждый год наблюдается рост техники чтения у каждого ученика.

В 2005 году я стала работать с первоклассниками по программе традиционного обучения (1–4) «Школа России». В классе 21 человек. Хорошо читающих на 1 сентября было два ученика, читающих норму первого класса – три, слабо читающих – 16. К концу 1 класса наблюдается позитивная динамика в целом по классу и по отдельным ученикам.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕРКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Учащихся по списку

21

100 %

20

100 %

21

100 %

21

100 %

Проверено учащихся

21

100 %

20

100 %

21

100 %

21

100 %

Способ чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

  по слогам

11

52 %

1

5 %

1

5 %

1

5 %

  слог + слово

7

33 %

12

60 %

10

48 %

1

5 %

  словами

3

14 %

7

35 %

10

48 %

19

90 %

Правильность чтения

  без ошибок

12

57 %

12

60 %

12

57 %

13

61 %

  1–2 ошибки

6

28 %

5

25 %

6

28 %

8

38 %

  повтор слов, слогов

3

14 %

3

15 %

3

14 %

 

 

  пропуск, замена слов

 

 

 

 

 

 

 

 

Темп чтения

  оптимальный

 

 

 

 

 

 

 

 

  выше нормы

7

33 %

9

45 %

10

48 %

14

66 %

  норма

2

9 %

4

20 %

5

24 %

5

24 %

  ниже нормы

12

57 %

7

35 %

6

28 %

2

10 %

Осознанность чтения

  понимают прочитанное

18

85 %

18

90 %

20

95 %

21

100 %

  не понимают прочитанное

3

14 %

2

10 %

1

5 %

 

 

Выразительность чтения

  выразительно

 

 

11

55 %

 

 

16

76 %

  монотонно

 

 

9

45 %

 

 

5

24 %

Мониторинг совершенствования техники чтения (1–2 класс)*


п/п

Ф. И. ученика

1 класс
1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2 класс
1 четверть

Способ чтения

Темп

Способ чтения

Темп

Способ чтения

Темп

Способ чтения

Темп

Способ чтения

Темп

1

Настя А.

ПС

11

СС

16

СС

20

ЦС

25

ЦС

39

2

Даша Бал.

ПС

9

СС

20

СС

34

ЦС

37

ЦС

53

3

Даша Бир.

ЦС

31

ЦС

39

ЦС

41

ЦС

51

ЦС

86

4

Валера Ж.

СС

24

СС

26

ЦС

49

ЦС

55

ЦС

107

5

Андрей З.

ПС

10

СС

20

ЦС

35

ЦС

56

ЦС

80

6

Саша К.

ПС

11

СС

13

СС

33

ЦС

36

ЦС

71

7

Артем К.

Б

6

БС

13

СС

28

СС

34

СС

48

8

Юля К.

СС

20

СС

27

ЦС

47

ЦС

63

ЦС

90

9

Лиза К.

СС

12

СС

18

СС

29

ЦС

45

ЦС

84

10

Алина Л.

ПС

13

ЦС

20

СС

35

ЦС

42

ЦС

62

11

Поля М.

ЦС

52

ЦС

84

ЦС

104

ЦС

101

ЦС

144

12

Катя М.

СС

30

СС

26

ЦС

44

ЦС

45

ЦС

81

13

Костя Н.

БС

9

СС

15

СС

28

ЦС

40

ЦС

86

14

Настя П.

СС

32

ЦС

45

ЦС

70

ЦС

84

ЦС

127

15

Дима С.

СС

16

СС

16

СС

21

ЦС

31

ЦС

48

16

Артур С.

СС

27

ЦС

60

ЦС

82

ЦС

74

ЦС

86

17

Поля С.

СС

27

ЦС

34

ЦС

54

ЦС

68

ЦС

120

18

Лина Т.

БС

7

СС

14

СС

39

ЦС

45

ЦС

79

19

Максим Х.

ЦС

52

ЦС

73

ЦС

78

ЦС

90

ЦС

113

20

Наташа Ш.

ПС

16

СС

25

СС

44

ЦС

54

ЦС

98

21

Никита В.

Б

4

 

 

Б

8

С

10

 

 

Примечание:

* Способ чтения: Б – буквами, ПС – по слогам, СС – слог + слово, ЦС – целыми словами.

2.3. Каждый ученик заполняет свой индивидуальный лист по чтению, где видит, над чем ему надо работать, и учится оценивать свою работу. Индивидуальные листы ведутся с 1 по 4 класс.

Лист индивидуальных достижений

Ученик: Колмогоров Артём, школа № 3, класс 1 «В»
Учитель: Н. М. Первушина

№ п/п

Формируемые навыки и умения

Старт

Месяцы

Итог

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Навыки слушания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушает внимательно

+

+

+

+

+

+

+

Следит за изложением

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Проявляет интерес, когда читают вслух

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Навыки чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Развитие речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Говорит ясно

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Говорит законченными предложениями

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Говорит выразительно

+

+

+

Участвует в дискуссии

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2

Техника чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слог + слово

+

+

+

+

+

+

Целыми словами

Безошибочность чтения

Выразительно- монотонно

+

+

+

Темп чтения

3

6

10

20

23

26

28

30

33

34

2.3

Понимание прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеет подробно пересказывать

+

+

+

+

+

Выборочный пересказ

Краткий пересказ

Умеет осознанно правильно читать

+

+

+

+

+

+

+

+

Умеет составлять творческие рассказы

2.4

Пересказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С опорой на помощь учителя

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

Без опоры на помощь

+

+

+

+

+

+

+

2.5

Читает наизусть

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.6

Составляет собственный рассказ


2.4. Летнее задание по чтению.

Расширение кругозора детей направлено через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Он учится находить главных героев, выделять главное в тексте, запоминает название книги и автора.

№ п/п

Название темы

Название книги автор

Главные герои

Краткое содержание

1

Детский журнал

 

 

 

2

Сказки

 

 

 

3

Рассказы-загадки

 

 

 

4

Стихи об осени

 

 

 

5

Русские писатели

 

 

 

6

Книги о знаменитых людях

 

 

 

7

Книги о родном поселке, его прошлом и настоящем

 

 

 

8

Книги о путешествиях и путешественниках

 

 

 

9

Писатель и его книги

 

 

 

10

Твоя любимая книга

 

 

 

11

Книги о ратных подвигах родного народа

 

 

 

12

Книги о природе

 

 

 

13

Книги о хлебе

 

 

 

14

Рассказы о писателях

 

 

 

15

«Родные поэты»

 

 

 

16

Детская приключенческая литература

 

 

 

17

Сказки других народов

 

 

 


3 раздел «Описательный» – в этом разделе учитель пишет самоанализ: какие достигнуты результаты; над чем еще надо работать.

4 раздел «Отзывы» – в этом разделе пишутся отзывы (рекомендации) коллег, директора, завуча.