Дидактический материал по предмету
• упражнения для укрепления лицевой мускулатуры;
• дыхательные упражнения;
• статические и динамические упражнения (упражнения для языка);
• упражнения для губ.
• чистоговорки;
• стихи;
• скороговорки;
• игры.
• упражнения для развития беглого и правильного чтения слов разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений (для развития осознанности чтения);
• тексты по чтению;
• тесты.
2 раздел «Ситуативный».
Дидактический материал по чтению использую на уроках для речевой гимнастики (5–10 мин).
Массаж лицевой мускулатуры для активации мышц лица (дети сидят, ноги вместе, голову не поворачивают).
1) «Поглаживание»:
– сжатыми пальцами в направлении ото лба к подбородку поглаживать лицо;
– поглаживание вокруг губ.
Выполнить 3 раза.
2) «Похлопывание» – похлопывать подушечками пальцев в тех же направлениях по 3 раза.
3) «Пальчиковые дуги» – пальчиками постукивать в тех же направлениях по 3 раза.
4) «Пощипывание» – пощипывать лицо пальчиками в тех же направлениях по 3 раза.
5) «Успокаивающий» – поглаживание лица ладошками в тех же направлениях по 3 раза.
После массажа провожу дыхательные упражнения, так как от речевого дыхания зависит громкость, чистота, выразительность звучащей речи.
Дыхательные упражнения.
1) Выполняется стоя:
– руки в стороны, вдохнули, на выдохе произносим: «А-а-а»;
– руки вверх, вдохнули, на выдохе произносим: «У-у-у»;
– руки перед грудью, вдох, на выдохе произносим: «О-о-о».
2) «Гуси шипят» – произносится на выдохе: «Ш-ш-ш» столько, сколько хватит дыхания.
3) «Пилим дрова» – имитировать движения пилки дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж».
4) «Спускай воздух»:
– 1–2 сделать глубокий вдох;
– 3–4 «спустить» воздух из шара со звуком «с-с-с» в медленном темпе.
5) «Подуй на свечу»:
– держа в руке воображаемую свечу, на счет 1–2 сделать глубокий вдох через нос и рот;
– 3–4 – продолжительный медленный выдох, имитирующий задувание свечи.
Для правильного звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого нёба провожу артикуляционную гимнастику. Все упражнения выполнять не надо. Проводить гимнастику обязательно перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат.
Упражнения делятся на статические и динамические. (Приложение 1.)
Статические упражнения. (Рисунки в Приложении 1.)
1) «Лопаточка» – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке». (Рисунок 1.)
2) «Чашечка» – рот широко открыт, широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их. (Рисунок 2.)
3) «Иголочка» – раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. «Язычок хочет узнать, такой ли он остренький, как жало у пчелки». (Рисунок 3.)
4) «Горка» – рот раскрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута. «Когда кошка хочет напугать, она выгибает спинку, так язычок пугает зубки». (Рисунок 4.)
5) «Трубочка» – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. (Рисунок 5.)
Динамические упражнения.
1) «Часики» – узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счет. (Рисунок 6.)
2) «Лошадка» – присосать язычок к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку. (Рисунок 7.)
3) «Змейка» – узкий язык высунуть и убрать. (Рисунок 8.)
4) «Качели» – напряженным языком тянуться к носу и к подбородку поочередно. (Рисунок 9.)
5) «Футбол» – рот закрыт, языком упираться попеременно то в одну щеку, то в другую.
6) «Вкусное варенье» – широким языком облизать верхнюю и нижнюю губы, убрать язык в рот. (Рисунок 10.)
Упражнения для губ.
1) «Улыбка» – губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы не были видны.
2) «Хоботок» – вытянуть вперед сомкнутые губы.
3) «Заборчик» – верхние и нижние зубы обнажены, как при улыбке.
4) «Трубочка» – вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
5) «Кролик» – зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы.
6) «Бублик» – сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед, чтобы были видны верхние и нижние резцы.