Дидактический материал по предмету

Приложение 1:

упражнения для укрепления лицевой мускулатуры;

дыхательные упражнения;

статические и динамические упражнения (упражнения для языка);

упражнения для губ.

Приложение 2:

чистоговорки;

стихи;

скороговорки;

игры.

Приложение 3:

упражнения для развития беглого и правильного чтения слов разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений (для развития осознанности чтения);

тексты по чтению;

тесты.

2 раздел «Ситуативный».

Дидактический материал по чтению использую на уроках для речевой гимнастики (5–10 мин).

Массаж лицевой мускулатуры для активации мышц лица (дети сидят, ноги вместе, голову не поворачивают).

1) «Поглаживание»:

– сжатыми пальцами в направлении ото лба к подбородку поглаживать лицо;

– поглаживание вокруг губ.

Выполнить 3 раза.

2) «Похлопывание» – похлопывать подушечками пальцев в тех же направлениях по 3 раза.

3) «Пальчиковые дуги» – пальчиками постукивать в тех же направлениях по 3 раза.

4) «Пощипывание» – пощипывать лицо пальчиками в тех же направлениях по 3 раза.

5) «Успокаивающий» – поглаживание лица ладошками в тех же направлениях по 3 раза.

После массажа провожу дыхательные упражнения, так как от речевого дыхания зависит громкость, чистота, выразительность звучащей речи.

Дыхательные упражнения.

1) Выполняется стоя:

– руки в стороны, вдохнули, на выдохе произносим: «А-а-а»;

– руки вверх, вдохнули, на выдохе произносим: «У-у-у»;

– руки перед грудью, вдох, на выдохе произносим: «О-о-о».

2) «Гуси шипят» – произносится на выдохе: «Ш-ш-ш» столько, сколько хватит дыхания.

3) «Пилим дрова» – имитировать движения пилки дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж».

4) «Спускай воздух»:

– 1–2 сделать глубокий вдох;

– 3–4 «спустить» воздух из шара со звуком «с-с-с» в медленном темпе.

5) «Подуй на свечу»:

– держа в руке воображаемую свечу, на счет 1–2 сделать глубокий вдох через нос и рот;

– 3–4 – продолжительный медленный выдох, имитирующий задувание свечи.

Для правильного звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого нёба провожу артикуляционную гимнастику. Все упражнения выполнять не надо. Проводить гимнастику обязательно перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат.

Упражнения делятся на статические и динамические. (Приложение 1.)

Статические упражнения. (Рисунки в Приложении 1.)

1) «Лопаточка» – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке». (Рисунок 1.)

2) «Чашечка» – рот широко открыт, широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их. (Рисунок 2.)

3) «Иголочка» – раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. «Язычок хочет узнать, такой ли он остренький, как жало у пчелки». (Рисунок 3.)

4) «Горка» – рот раскрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута. «Когда кошка хочет напугать, она выгибает спинку, так язычок пугает зубки». (Рисунок 4.)

5) «Трубочка» – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. (Рисунок 5.)

Динамические упражнения.

1) «Часики» – узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счет. (Рисунок 6.)

2) «Лошадка» – присосать язычок к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку. (Рисунок 7.)

3) «Змейка» – узкий язык высунуть и убрать. (Рисунок 8.)

4) «Качели» – напряженным языком тянуться к носу и к подбородку поочередно. (Рисунок 9.)

5) «Футбол» – рот закрыт, языком упираться попеременно то в одну щеку, то в другую.

6) «Вкусное варенье» – широким языком облизать верхнюю и нижнюю губы, убрать язык в рот. (Рисунок 10.)

Упражнения для губ.

1) «Улыбка» – губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы не были видны.

2) «Хоботок» – вытянуть вперед сомкнутые губы.

3) «Заборчик» – верхние и нижние зубы обнажены, как при улыбке.

4) «Трубочка» – вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

5) «Кролик» – зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы.

6) «Бублик» – сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперед, чтобы были видны верхние и нижние резцы.